Разбор полетов: Почему ребенок плохо себя ведет?
Самая частая проблема, с которой родители обращаются к психологу – это осознание того, что ребенок их не слушается. «Он ведет себя так, как ему нравится, игнорирует мои замечания, или поступает им наперекор». Как поступать в этом случае? Что делать, чтобы ребенок начал прислушивался к мнению взрослого?
Разбирая типичные ситуации детского непослушания, я пришла к выводу, который мало понравится читателям этой статьи. В большинстве случаев неповиновения и капризов ребенка «виноваты» родители, а не сам малыш.
И это не попытка обвинить взрослых в неправильном воспитании ребенка, а стремление им помочь осознать свои ошибки.
Как только вы поймете, что хочет сказать капризами и истериками ваш ребенок, вы подберете ключик к его хорошему настроению и безукоризненному поведению дома, в детском саду и на улице.
Начать нужно с самого простого. Перестать перекладывать вину на кризис трех лет, переходной период и прочие этапы взросления ребенка. Все перечисленное, безусловно, накладывает свой отпечаток на его поведение, но не является единственной причиной возникновения капризов.
Почему ребенок не слушается? Что мы делаем не так?
Маленькие дети никогда не ведут себя плохо просто из вредности, желания насолить взрослому или испортить ему настроение. Неосознанно дети преследует свои цели, и именно от последних зависит то, как надо взрослым себя вести. Разберем 4 самые распространенные ситуации.
Ситуация 1: Ребенок хочет привлечь к себе внимание
Моя подруга Нина работает дома. Готовит материалы в печатные издания, потому много времени проводит за компьютером. Трудится в основном, пока ребенок находится в детском саду, но если он заболевает, ей приходится работать вместе с ним дома, в одной комнате. Внимания болеющему ребенку в этом случае уделяется меньше, чем хотелось бы. Но выбора у матери, увы, нет.
Во время написания очередной статьи, сын моей подруги начал баловаться – закрывал маме экран компьютера детской книгой, пытался выключить системный блок и настойчиво крутил в разные стороны вращающееся кресло, в котором сидела мама. Когда терпение матери лопнуло, она резко отругала малыша и отправила его «думать о своем поведении» в другую комнату. Стоит ли говорить, что обиженный ребенок потом плохо вел себя весь день?
Что произошло? Болеющему ребенку нужно внимание. Конечно, мать уделяет его в меру своих возможностей. Строго по времени выдает ребенку микстуры и капли, пытается увлечь его рисованием или просмотром мультфильмов. Но ребенок находится в том нежном возрасте, когда ему очень нужны ласка, одобрение, забота матери. А она работает, неотрывно смотрит в монитор и быстро стучит пальчиками по клавиатуре. Вот ребенок и пытается отвлечь маму от работы, заставить обратить на него ее внимание.
Для ребенка страшнее всего безразличие, отсутствие положительных эмоций в виде ласки, нежности, любви. Он считает, пусть лучше меня отшлепают или отругают, чем просто не замечают.
Как правильно поступить взрослому? Во время работы матери нужно не забывать уделять внимание своему ребенку. Делать небольшие перерывы каждый час, чтобы вместе с ним возвести замок из деталей конструктора, нарисовать забавного мишку на листе бумаги или обсудить просмотренный ребенком мультфильм. Оптимально распределить время: «сейчас я работаю, а через 40 минут мы вместе сделаем это». Если условия договора устроят ребенка, все будут довольны – и мама, и малыш. Пока мама будет трудиться, ребенок сам найдет себе занятие и перестанет баловаться. Ведь он будет знать, что скоро мама закончит и будет с ним играть.
Ситуация 2: Ребенок неосознанно мстит
Когда мама пришла в детский сад забирать Диму домой, воспитатель пожаловался на нежелание ребенка участвовать в детском утреннике: хорошо себя вести на репетиции, петь песни, рассказывать стихи и танцевать. Мама при воспитателе и других детях отругала ребенка. А вечером, когда матери позвонила подруга, ребенок не дал ей поговорить по телефону, громко пел песни, смеялся и кричал.
Что произошло? Налицо проявление неосознанной мести ребенка. Мама отругала сына в детском саду, а он не дал ей спокойно поговорить по телефону. Заметьте, что все это бессознательно, ребенок действует по внезапно возникшему порыву.
Как правильно поступить взрослому? Золотое правило воспитания: наказание должно быть адекватным по отношению к проступку. Прежде чем наказывать ребенка, надо выяснить степень его вины. Не стоило ругать ребенка на глазах у воспитателя и других детей, для начала нужно было разобраться в причинах нежелания ребенка готовиться к утреннику. А делать это лучше всего дома, в комфортной для ребенка обстановке.
Где-то в глубине души ребенок уверен, что у него перед родителями «презумпция невиновности». Его не будут наказывать, не разобравшись в причинах плохого поведения. Здесь же произошел сбой программы, мама услышала о проступке и сразу наказала. Чтобы дать выход обиде ребенок устраивает "показательное выступление".
Ситуация 3: Ребенок боится неудачи
Мама предложила ребенку поиграть в спортивные игры. Дома на ковре сделала из кеглей дорожку и дала сыну маленький мячик, чтобы он сбивал кегли. Когда ребенок бросил мяч, он полетел в противоположную от кеглей сторону. Сын очень расстроился, посбивал кегли ногами и убежал из комнаты. После весь день капризничал и был в плохом настроении.
Что произошло? Эта ситуация типична для семьи, в которой родители воспитывают ребенка в режиме гиперопеки. Постоянно одергивают малыша: «Не лезь, упадешь!», «Не трогай, испачкаешься!», «Не пей горячее!». Рано или поздно ребенок приходит к выводу, лучше ничего не делать, чем сделать что-нибудь не так. У него развивается комплекс неполноценности, каждая неудача глубоко ранит ребенка. Чтобы дать выход беспокойству, злобе и агрессии, он начинает плохо себя вести.
Как правильно поступить взрослому? Выстроить абсолютно новую линию поведения, перестать опекать ребенка и растить из него закомплексованого неудачника. Позволить малышу, где это относительно безопасно, самому прочувствовать последствия своих действий. Быстро бежал и упал? - Надо внимательнее смотреть под ноги!
Параллельно объяснить ребенку, что у всех бывают неудачи. Мало какие дела получаются хорошо с первого раза, но каждый человек может научиться делать то, что ему хочется.
Ситуация 4: Ребенок не умеет справляться с негативными эмоциями
Девочка Катя вместе с мамой возвращалась домой из детского сада. Случайно поскользнулась на дороге, упала и больно ударилась. После этого стала плакать. Мама успокоила ребенка, но весь вечер Катя была грустной и вела себя плохо, капризничала, не слушалась. На замечания мамы не реагировала, все просьбы воспринимала в штыки.
Что произошло? В нашем обществе существует мнение, что воспитанный человек не должен проявлять свой гнев и плохое настроение. Если ребенок капризничает, плачет и демонстрирует неповиновение, родители стремятся как можно скорее подавить его непослушание. Способы для этого выбираются самые разные: угрозы, крик, шлепки и т.д. Когда чаша терпения у ребенка переполняется, "излишки" гнева начинают выплескиваться наружу «под горячую руку». Выходят истерикой, слезами, непослушанием и плохим поведением. Это как раз то, что произошло в описанной ситуации.
Как правильно поступить взрослому? Научить ребенка справляться со своими негативными эмоциями. Если ребенок испытывает чувство гнева, позвольте ему высказаться. Дайте ему то, что он от вас ждет – внимание, сочувствие, нежность и участие. Для коррекции поведения ребенка в обществе заготовьте заблаговременно «кодовую фразу». Например, если во время игры в детском саду ребенка обидели ровесники, и он разозлился, можно посоветовать ему в таких ситуациях отходить в сторонку и говорить «Я сердит!». Немного успокоившись, переключать свое внимание на положительные эмоции, пробовать заняться другим делом. Такая тактика дает выход обиде и гневу, освобождает ребенка от лишних переживаний.
Каждый раз сталкиваясь с плохим поведением ребенка, родителям нужно искать «корень» проблемы. Смотреть, видеть и понимать, что хочет сказать вам малыш. Научить его добиваться желаемого хорошими методами. Например, если ребенку не хватает внимания, достаточно подойти и обнять маму. Мама обязательно обнимет малыша в ответ, поцелует и приласкает. И плохое настроение сразу же уйдет.
Разбирая типичные ситуации детского непослушания, я пришла к выводу, который мало понравится читателям этой статьи. В большинстве случаев неповиновения и капризов ребенка «виноваты» родители, а не сам малыш.
И это не попытка обвинить взрослых в неправильном воспитании ребенка, а стремление им помочь осознать свои ошибки.
Как только вы поймете, что хочет сказать капризами и истериками ваш ребенок, вы подберете ключик к его хорошему настроению и безукоризненному поведению дома, в детском саду и на улице.
Начать нужно с самого простого. Перестать перекладывать вину на кризис трех лет, переходной период и прочие этапы взросления ребенка. Все перечисленное, безусловно, накладывает свой отпечаток на его поведение, но не является единственной причиной возникновения капризов.
Почему ребенок не слушается? Что мы делаем не так?
Маленькие дети никогда не ведут себя плохо просто из вредности, желания насолить взрослому или испортить ему настроение. Неосознанно дети преследует свои цели, и именно от последних зависит то, как надо взрослым себя вести. Разберем 4 самые распространенные ситуации.
Ситуация 1: Ребенок хочет привлечь к себе внимание
Моя подруга Нина работает дома. Готовит материалы в печатные издания, потому много времени проводит за компьютером. Трудится в основном, пока ребенок находится в детском саду, но если он заболевает, ей приходится работать вместе с ним дома, в одной комнате. Внимания болеющему ребенку в этом случае уделяется меньше, чем хотелось бы. Но выбора у матери, увы, нет.
Во время написания очередной статьи, сын моей подруги начал баловаться – закрывал маме экран компьютера детской книгой, пытался выключить системный блок и настойчиво крутил в разные стороны вращающееся кресло, в котором сидела мама. Когда терпение матери лопнуло, она резко отругала малыша и отправила его «думать о своем поведении» в другую комнату. Стоит ли говорить, что обиженный ребенок потом плохо вел себя весь день?
Что произошло? Болеющему ребенку нужно внимание. Конечно, мать уделяет его в меру своих возможностей. Строго по времени выдает ребенку микстуры и капли, пытается увлечь его рисованием или просмотром мультфильмов. Но ребенок находится в том нежном возрасте, когда ему очень нужны ласка, одобрение, забота матери. А она работает, неотрывно смотрит в монитор и быстро стучит пальчиками по клавиатуре. Вот ребенок и пытается отвлечь маму от работы, заставить обратить на него ее внимание.
Для ребенка страшнее всего безразличие, отсутствие положительных эмоций в виде ласки, нежности, любви. Он считает, пусть лучше меня отшлепают или отругают, чем просто не замечают.
Как правильно поступить взрослому? Во время работы матери нужно не забывать уделять внимание своему ребенку. Делать небольшие перерывы каждый час, чтобы вместе с ним возвести замок из деталей конструктора, нарисовать забавного мишку на листе бумаги или обсудить просмотренный ребенком мультфильм. Оптимально распределить время: «сейчас я работаю, а через 40 минут мы вместе сделаем это». Если условия договора устроят ребенка, все будут довольны – и мама, и малыш. Пока мама будет трудиться, ребенок сам найдет себе занятие и перестанет баловаться. Ведь он будет знать, что скоро мама закончит и будет с ним играть.
Ситуация 2: Ребенок неосознанно мстит
Когда мама пришла в детский сад забирать Диму домой, воспитатель пожаловался на нежелание ребенка участвовать в детском утреннике: хорошо себя вести на репетиции, петь песни, рассказывать стихи и танцевать. Мама при воспитателе и других детях отругала ребенка. А вечером, когда матери позвонила подруга, ребенок не дал ей поговорить по телефону, громко пел песни, смеялся и кричал.
Что произошло? Налицо проявление неосознанной мести ребенка. Мама отругала сына в детском саду, а он не дал ей спокойно поговорить по телефону. Заметьте, что все это бессознательно, ребенок действует по внезапно возникшему порыву.
Как правильно поступить взрослому? Золотое правило воспитания: наказание должно быть адекватным по отношению к проступку. Прежде чем наказывать ребенка, надо выяснить степень его вины. Не стоило ругать ребенка на глазах у воспитателя и других детей, для начала нужно было разобраться в причинах нежелания ребенка готовиться к утреннику. А делать это лучше всего дома, в комфортной для ребенка обстановке.
Где-то в глубине души ребенок уверен, что у него перед родителями «презумпция невиновности». Его не будут наказывать, не разобравшись в причинах плохого поведения. Здесь же произошел сбой программы, мама услышала о проступке и сразу наказала. Чтобы дать выход обиде ребенок устраивает "показательное выступление".
Ситуация 3: Ребенок боится неудачи
Мама предложила ребенку поиграть в спортивные игры. Дома на ковре сделала из кеглей дорожку и дала сыну маленький мячик, чтобы он сбивал кегли. Когда ребенок бросил мяч, он полетел в противоположную от кеглей сторону. Сын очень расстроился, посбивал кегли ногами и убежал из комнаты. После весь день капризничал и был в плохом настроении.
Что произошло? Эта ситуация типична для семьи, в которой родители воспитывают ребенка в режиме гиперопеки. Постоянно одергивают малыша: «Не лезь, упадешь!», «Не трогай, испачкаешься!», «Не пей горячее!». Рано или поздно ребенок приходит к выводу, лучше ничего не делать, чем сделать что-нибудь не так. У него развивается комплекс неполноценности, каждая неудача глубоко ранит ребенка. Чтобы дать выход беспокойству, злобе и агрессии, он начинает плохо себя вести.
Как правильно поступить взрослому? Выстроить абсолютно новую линию поведения, перестать опекать ребенка и растить из него закомплексованого неудачника. Позволить малышу, где это относительно безопасно, самому прочувствовать последствия своих действий. Быстро бежал и упал? - Надо внимательнее смотреть под ноги!
Параллельно объяснить ребенку, что у всех бывают неудачи. Мало какие дела получаются хорошо с первого раза, но каждый человек может научиться делать то, что ему хочется.
Ситуация 4: Ребенок не умеет справляться с негативными эмоциями
Девочка Катя вместе с мамой возвращалась домой из детского сада. Случайно поскользнулась на дороге, упала и больно ударилась. После этого стала плакать. Мама успокоила ребенка, но весь вечер Катя была грустной и вела себя плохо, капризничала, не слушалась. На замечания мамы не реагировала, все просьбы воспринимала в штыки.
Что произошло? В нашем обществе существует мнение, что воспитанный человек не должен проявлять свой гнев и плохое настроение. Если ребенок капризничает, плачет и демонстрирует неповиновение, родители стремятся как можно скорее подавить его непослушание. Способы для этого выбираются самые разные: угрозы, крик, шлепки и т.д. Когда чаша терпения у ребенка переполняется, "излишки" гнева начинают выплескиваться наружу «под горячую руку». Выходят истерикой, слезами, непослушанием и плохим поведением. Это как раз то, что произошло в описанной ситуации.
Как правильно поступить взрослому? Научить ребенка справляться со своими негативными эмоциями. Если ребенок испытывает чувство гнева, позвольте ему высказаться. Дайте ему то, что он от вас ждет – внимание, сочувствие, нежность и участие. Для коррекции поведения ребенка в обществе заготовьте заблаговременно «кодовую фразу». Например, если во время игры в детском саду ребенка обидели ровесники, и он разозлился, можно посоветовать ему в таких ситуациях отходить в сторонку и говорить «Я сердит!». Немного успокоившись, переключать свое внимание на положительные эмоции, пробовать заняться другим делом. Такая тактика дает выход обиде и гневу, освобождает ребенка от лишних переживаний.
Каждый раз сталкиваясь с плохим поведением ребенка, родителям нужно искать «корень» проблемы. Смотреть, видеть и понимать, что хочет сказать вам малыш. Научить его добиваться желаемого хорошими методами. Например, если ребенку не хватает внимания, достаточно подойти и обнять маму. Мама обязательно обнимет малыша в ответ, поцелует и приласкает. И плохое настроение сразу же уйдет.
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: