Один год до школы. Математика. 10.
Познакомим ребёнка с числом "10". Познакомим с действием вычитания и знаком "-". Продолжаем сравнивать количество предметов - понятия "на 1 больше", "на 1 меньше". Геометрический материал - многоугольники.
Ход занятия
1. Число и цифра 10
- Загадайте ребёнку несколько загадок, в которых встречается слово "десять". (в комментариях)
- Какое число встретилось тебе в загадках?
- Какой цифрой обозначается число "10"?
- Показываете цифру, учите стихотворение о цифре, выкладываете её из подручных материалов - пластилина, шнурка, пуговиц, счётных палочек и т.д., пробуете писать.
- Выстраиваете числовой ряд.
2. Работа с числовым рядом.
- Разложи карточки с цифрами от 1 до 10.
- Назови все числа по порядку.
- Назови числа в обратном порядке.
Диктант.
- Запиши числа 7 2 1 6 5 4.
- Какое из этих чисел наименьшее?
- Какое из этих чисел наибольшее?
- Прочитай в порядке возрастания.
- Прочитай в порядке убывания.
- Назови те числа из ряда, которые меньше 5.
Вторая часть:
Повторите:
- Как называется число 8 по отношению к числу 9? (Предыдущее)
- Как называется число 6 по отношению к числу 5? (Последующее)
- Как называются числа 8 и 10 по отношению к числу 9? (Соседи)
- Запиши число, предшествующее числу 4.
- Запиши число, следующее за числом 4.
- Запиши соседей числа 7.
- Какое число находится между числами 3 и 5?
- Проверь себя: 3 5 6 8 4
Игра "Неутомимый математик"
- Считай от 3 до 8.
- Считай от 9 до 5.
- Считай от 2 до 6.
- Считай от 10 до 4.
...
3. Игра "Весёлый счёт" (в комментариях к статье)
4. Понятия "на 1 больше", "на 1 меньше".
- Посмотри на картинку. Как определить, не пересчитывая предметы, кого на картинке больше: утят или ежей? (расставить один предмет под другим попарно)
- Что ты можешь сказать о количестве утят и ежей?
- Если мы заберём одного утёнка, кого будет больше?
- На сколько ежей больше чем утят? Если ребёнок затрудняется - неоднократно обращайте его внимание на то, что только ОДИН ёж остался без пары.
- На сколько утят меньше, чем ежей? Аналогично - ОДНОМУ ежу не нашлось пары.
- Выполняйте это задание с разными бытовыми предметами.
- Игра "Хлопки"
Вы показываете ребёнку любую цифру из числового ряда от 2 до 9 и даёте задания:
Хлопни столько же раз.
Хлопни на один раз больше.
Хлопни на один раз меньше.
5. Действие вычитания и знак "-".
Вспомните материал прошлого занятия.
- Какой знак мы ставим между числами, если мы их объединяем, складываем?
- Напишите несколько примеров в тетради ребёнка со знаком +. Вместо фишек попробуйте использовать числовую прямую.
К примеру: Вам надо решить пример на сложение 2+3. Вы ставите карандаш на цифру 2 и делаете 3 шага вперёд.
Вначале используйте нарисованную числовую прямую, постепенно учите представлять её в уме. Этому способствует работа с числовым рядом, которую я предлагаю вначале каждого занятия после изучения цифры.
- Посмотри на картинку. Что ты видишь? (5 яблок)
(3 яблока съели)
- Что произошло с яблоками?
- Больше стало яблок или меньше? (меньше)
- Если количество предметов уменьшается, значит нужно выполнить действие вычитания. Это действие обозначается знаком "-".
- Напиши в тетради знак "минус".
- Давай обозначим наши яблоки цифрами.
- Сколько было яблок? Напиши цифру.
- Что произошло дальше? Какой знак нам нужно поставить после цифры 5? Почему?
- Сколько яблок съели? Напиши цифру.
- Сейчас напиши знак "равно", потому что теперь ты можешь ответить на вопрос:
- Сколько яблок осталось? Напиши цифру.
- Прочитай, что у тебя получилось.
Диктант:
- Запиши примеры под диктовку и реши с помощью числовой прямой или фишек. Прочитай, что у тебя получилось.
5 - 2 =
5 + 2 =
6. Многоугольники.
- Все фигуры, у которых углов больше, чем 4, мы называем многоугольниками.
При знакомстве с многоугольниками я всегда читаю детям стихотворение Е. Панина
«Треугольник и квадрат»
Жили – были два брата:
Треугольник с квадратом
Старший – квадратный
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать квадрат:
«Почему ты злишься, брат?»
Тот кричит ему: «Смотри:
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре»
Но квадрат ответил: «Брат!
Я же старший, я – квадрат».
И сказал ему нежней:
«Неизвестно, что нужней!»
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на углы
Младший лезет воровато,
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: «Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился – был Квадратом,
А проснешься – без углов!»
Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад,
Поглядел он – нет квадрата.
Онемел… стоит без слов
Вот так месть!
Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
После прочтения стихотворения проведите практическую работу - срежьте угла у квадрата и пересчитайте получившиеся углы.
Ход занятия
1. Число и цифра 10
- Загадайте ребёнку несколько загадок, в которых встречается слово "десять". (в комментариях)
- Какое число встретилось тебе в загадках?
- Какой цифрой обозначается число "10"?
- Показываете цифру, учите стихотворение о цифре, выкладываете её из подручных материалов - пластилина, шнурка, пуговиц, счётных палочек и т.д., пробуете писать.
- Выстраиваете числовой ряд.
2. Работа с числовым рядом.
- Разложи карточки с цифрами от 1 до 10.
- Назови все числа по порядку.
- Назови числа в обратном порядке.
Диктант.
- Запиши числа 7 2 1 6 5 4.
- Какое из этих чисел наименьшее?
- Какое из этих чисел наибольшее?
- Прочитай в порядке возрастания.
- Прочитай в порядке убывания.
- Назови те числа из ряда, которые меньше 5.
Вторая часть:
Повторите:
- Как называется число 8 по отношению к числу 9? (Предыдущее)
- Как называется число 6 по отношению к числу 5? (Последующее)
- Как называются числа 8 и 10 по отношению к числу 9? (Соседи)
- Запиши число, предшествующее числу 4.
- Запиши число, следующее за числом 4.
- Запиши соседей числа 7.
- Какое число находится между числами 3 и 5?
- Проверь себя: 3 5 6 8 4
Игра "Неутомимый математик"
- Считай от 3 до 8.
- Считай от 9 до 5.
- Считай от 2 до 6.
- Считай от 10 до 4.
...
3. Игра "Весёлый счёт" (в комментариях к статье)
4. Понятия "на 1 больше", "на 1 меньше".
- Посмотри на картинку. Как определить, не пересчитывая предметы, кого на картинке больше: утят или ежей? (расставить один предмет под другим попарно)
- Что ты можешь сказать о количестве утят и ежей?
- Если мы заберём одного утёнка, кого будет больше?
- На сколько ежей больше чем утят? Если ребёнок затрудняется - неоднократно обращайте его внимание на то, что только ОДИН ёж остался без пары.
- На сколько утят меньше, чем ежей? Аналогично - ОДНОМУ ежу не нашлось пары.
- Выполняйте это задание с разными бытовыми предметами.
- Игра "Хлопки"
Вы показываете ребёнку любую цифру из числового ряда от 2 до 9 и даёте задания:
Хлопни столько же раз.
Хлопни на один раз больше.
Хлопни на один раз меньше.
5. Действие вычитания и знак "-".
Вспомните материал прошлого занятия.
- Какой знак мы ставим между числами, если мы их объединяем, складываем?
- Напишите несколько примеров в тетради ребёнка со знаком +. Вместо фишек попробуйте использовать числовую прямую.
К примеру: Вам надо решить пример на сложение 2+3. Вы ставите карандаш на цифру 2 и делаете 3 шага вперёд.
Вначале используйте нарисованную числовую прямую, постепенно учите представлять её в уме. Этому способствует работа с числовым рядом, которую я предлагаю вначале каждого занятия после изучения цифры.
- Посмотри на картинку. Что ты видишь? (5 яблок)
(3 яблока съели)
- Что произошло с яблоками?
- Больше стало яблок или меньше? (меньше)
- Если количество предметов уменьшается, значит нужно выполнить действие вычитания. Это действие обозначается знаком "-".
- Напиши в тетради знак "минус".
- Давай обозначим наши яблоки цифрами.
- Сколько было яблок? Напиши цифру.
- Что произошло дальше? Какой знак нам нужно поставить после цифры 5? Почему?
- Сколько яблок съели? Напиши цифру.
- Сейчас напиши знак "равно", потому что теперь ты можешь ответить на вопрос:
- Сколько яблок осталось? Напиши цифру.
- Прочитай, что у тебя получилось.
Диктант:
- Запиши примеры под диктовку и реши с помощью числовой прямой или фишек. Прочитай, что у тебя получилось.
5 - 2 =
5 + 2 =
6. Многоугольники.
- Все фигуры, у которых углов больше, чем 4, мы называем многоугольниками.
При знакомстве с многоугольниками я всегда читаю детям стихотворение Е. Панина
«Треугольник и квадрат»
Жили – были два брата:
Треугольник с квадратом
Старший – квадратный
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать квадрат:
«Почему ты злишься, брат?»
Тот кричит ему: «Смотри:
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре»
Но квадрат ответил: «Брат!
Я же старший, я – квадрат».
И сказал ему нежней:
«Неизвестно, что нужней!»
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на углы
Младший лезет воровато,
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: «Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился – был Квадратом,
А проснешься – без углов!»
Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад,
Поглядел он – нет квадрата.
Онемел… стоит без слов
Вот так месть!
Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
После прочтения стихотворения проведите практическую работу - срежьте угла у квадрата и пересчитайте получившиеся углы.
Комментарии
И ещё - по возрасту Амелия должна быть в средней группе. Эти занятия (большая часть материала) рассчитана на пятилетнего ребёнка. Одиннадцатое занятие - повторение изученного, а дальше ей и не стоит в этом году идти. Значит, ваша задача - усвоить на отлично материал первых 10 занятий.
Важно!!! Паровоз должен ехать в левую сторону - чтобы вагон №1 был слева, а не справа.
Я объясняю так: предыдущий - идёт перед. Паровоз вначале числового ряда поможет сориентироваться - перед - значит ближе к паровозу; последующий - идёт после, по следам.
Важно!!! Паровоз должен ехать в левую сторону - чтобы вагон №1 был слева, а не справа.
Я объясняю так: предыдущий - идёт перед. Паровоз вначале числового ряда поможет сориентироваться - перед - значит ближе к паровозу; последующий - идёт после, по следам.
↑ Перейти к этому комментарию
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: