"Как хорошо уметь читать!.."

Слышала мнение, что от раннего чтения больше вреда, чем пользы. Главным аргументом здесь выступает то, что размер даже крупного шрифта в большинстве детских книг рассчитан на 6-7-летних читателей, а зрение малышей непременно и неотвратимо портится. Но это не та беда, которую нельзя предотвратить. Еще часто приходится слышать: «Вот пойдет в школу – и ему будет неинтересно». На это тоже могу возразить: разве может быть скучно человеку, умеющему читать? Зато повышается уверенность ребенка в своих силах ("Я могу САМ!"), укрепляется память, ребенок становится более самостоятельным, мотивация для самообучения... Однако, все по порядку…
Буквы Вася увидел довольно рано - месяца в четыре. Но, конечно, об обучении чтению тогда даже не думали: просто по всей квартире на уровне глаз ребенка, находящегося на руках взрослого, папа развесил картинки из разрезной азбуки (делается это старинным "советским" методом - на мокрое мыло: потом следы мыла со стеклянных и окрашенных поверхностей удалить не сложно). Время от времени, останавливаясь с сыном около таких картинок, проговаривали: "Смотри, это миша, это зайка..." Одну-две картинки за раз. Потом к названиям животных постепенно добавились их голоса: "Коровка говорит Му-у-у, тигр рычит р-р-р-р-р". Затем добавилась буква (учителя начальных классов сейчас поправят меня - не буква, а звук, но не все ли равно для ребенка, которому нет еще и года?): "М-м-миша, м-м-м, а-а-арбуз, а-а-а". Любой педагог скажет вам, что такие занятия чрезвычайно полезны (даже если вам кажется, что ваш малыш для них слишком мал). Так к году сын уже узнавал несколько букв.
Когда Вася уже уверенно научился ходить, наше утро неизменно начиналось с книжки: малыш сам будил меня, принося мне в кровать любимую "классику" (Курочка Ряба, Репка, Колобок) и приходилось одну сказку читать раз по 10-15 (приходилось преодолевать себя и иногда, признаюсь, даже сдерживать раздражение).
Когда Вася подрос и встал вопрос о приучении мальчика к туалету, папа пожертвовал любимыми "автомобильными" журналами, из которых вырезали фотографии машин и их эмблем и приклеили (на то же мыло) на стены туалета (важно! - на уровне глаз ребенка). Фотографии подбирали примерно одинакового формата (не больше 10/15), старались подобрать разного цвета, обязательное условие - на каждой машине должна быть отчетливо видна ее эмблема. К полутора годам сын безошибочно узнавал на улице почти все иномарки. Это была первая "знаковая система": графический знак обозначает определенную машину. Заодно запомнил цвета (не только основные, но и оттенки - розовый, голубой, светло-зеленый, серый).
В то же время в детской комнате на уровне глаз уже ходящего ребенка висел плакат с алфавитом. Дальше все пошло как-то почти само. Честно признаюсь, было приятно, когда мой почти двухлетний сын находил и узнавал буквы на уличных вывесках, рекламных щитах, автобусных остановках... В два года, твердо зная уже около 15 букв, Вася сам захотел научиться читать "по-настоящему", "как большой". Первыми словами были "Вася", "мама", "папа", "деда", "баба"... (родители, чьи дети уже научились читать, вспомните ту волшебную минуту, когда ваш ребенок впервые прочитал собственное имя – гордости детской не было предела (да и не детской тоже)).
Тут не обошлось без обычных в этом деле трудностей: не всегда буквы складывались как хотелось, не всегда хватало детского терпения, немало истратили нервов и "трудные", непонятные буквы Ъ и Ь и сочетания с я-е-ю-ё. Были слезы, обиды, но читать хотелось очень, и в конечном итоге все получилось.
Вот тут следует сказать о материале, который использовался для чтения (вспомним о проблеме с мелким шрифтом). Сейчас не так трудно найти в книжных магазинах комплекты книг для читающих трехлеток: небольшие книжки с простенькими рассказиками, на одной странице несколько слов текста о-очень большими буквами (типа "Это Маша. А это ее кот..."), на другой – иллюстрация. Мне удалось найти такой комплект из девяти книжек, по три на каждый уровень сложности. Стоил он недешево (что на мой взгляд не вполне оправдано), а интереса у сына вызвал ровно на три дня. Поэтому больше искать специализированных изданий я не стала. Мы с Васей просто начали "переписываться": я писала ему записки черным фломастером крупными печатными буквами. Содержание могло быть разным – от "Вася - хороший мальчик" до планов на день, инструкций типа "Как найти секретную конфету" и коротких сказок (как правило, про Васю). В детских книжках (которых дома большое количество) Вася читал заголовки и некоторые короткие стихи.
В пять лет Вася любил читать сам небольшие стихи и рассказы, тематические детские энциклопедии, иногда читал сказки младшему брату, у которого в два года тоже было несколько любимых букв («кругленькая о-о-о, мамина м-м-м» и т.п.).
Сейчас Васе 8 лет, он заканчивает второй класс. И теперь к вышеперечисленным плюсам я могу добавить развитый словарный запас, грамотную устную речь, минимальное количество ошибок на письме. И мне не приходится заставлять его читать - это уже оформленная привычка и даже потребность.
В заключение хотелось бы сказать: если вы хотите, чтобы ваш малыш научился читать, не ждите, что его научит кто-то другой, не ждите определенного «подходящего» возраста – все дети разные, ориентируйтесь по своему (кто же знает его лучше вас?). Окружите его буквами, звуками, изображениями (это позволит раньше выявить потребность ребенка в самостоятельном чтении). Если заметили тягу – поддержите, для этого требуется совсем немного. Если ваше желание пока превалирует над желанием вашего ребенка, отложите попытку, вернетесь к этому позже (но буквы все же пусть присутствуют в детской обстановке – невольно малыш будет их запоминать, и без всякого насилия над детской личностью). Совсем не обязательно обзаводится дорогими комплектами кубиков-таблиц-карточек с разными методиками обучения чтению (на мой взгляд, такие вещи чаще нужны родителям, а не детям).
Все у вас получится!
+89 |
![]() |
59 комментариев |
Комментарии
↑ Перейти к этому комментарию
НАзывает буквы везде, гдле видит. Но вот сложить в слова пока никак не выходит. Мы пока временно отложили.
НАзывает буквы везде, гдле видит. Но вот сложить в слова пока никак не выходит. Мы пока временно отложили.
↑ Перейти к этому комментарию
Алёшка с года рассматривал обычную детскую азбуку (на каждую букву четверостишие и картинка А - акула, Б - бегемотик) и знал только букву А (алёшина буква). В 1г и 6мес он уже знал и называл все буквы кроме Щ, Э, Ц. Ещё через месяц и эти буквы получились. Сейчас ему год и 10, алфавит знает полностью, но пока он "читает" (узнаёт, когда я ему пишу) только 2 слова: АЛЁША, МАМА.
Алёшка с года рассматривал обычную детскую азбуку (на каждую букву четверостишие и картинка А - акула, Б - бегемотик) и знал только букву А (алёшина буква). В 1г и 6мес он уже знал и называл все буквы кроме Щ, Э, Ц. Ещё через месяц и эти буквы получились. Сейчас ему год и 10, алфавит знает полностью, но пока он "читает" (узнаёт, когда я ему пишу) только 2 слова: АЛЁША, МАМА.
↑ Перейти к этому комментарию
а я -то думаю,какая она у меня умница, знает около 15 букв, узнает на улице,называет, палочку вдвое сложет - А говорит,или случайно нарисует на какую-нибудь буковку похожее,называет.
а вот как даже у людей)
а вот рисовальщица она у нас великая,хочеся,чтоб в художку потом ходила
а я -то думаю,какая она у меня умница, знает около 15 букв, узнает на улице,называет, палочку вдвое сложет - А говорит,или случайно нарисует на какую-нибудь буковку похожее,называет.
а вот как даже у людей)
а вот рисовальщица она у нас великая,хочеся,чтоб в художку потом ходила
↑ Перейти к этому комментарию
Мне очень понравился ваш подход, это подход не ленивой мамы, которая именно занимается с ребенком, вы просто молодец. А ваша игра в секретную конфету меня просто поразила, перейму её для игр с сыном и доченькой.
Кстати, вот кубики Чаплыгина в два раза дешевле Зайцева, признаюсь я в них просто влюбилась, всего 20 кубиков, ничто не валяется все аккуратненько лежит в коробочке и читать по ним одно удовольствие.
Чтение на ночь - у нас уже многолетняя традиция - дети обижаются, если я по каким-то причинам не могу им почитать перед сном (иногда удается договориться, чтоб старший почитал вслух сам - но он тоже не любит отказывать себе в удовольствии послушать) Читаем большие книги - по немножко - на следующий день перед чтением обязательно спрашиваю - о чем читали вчера.
И насчет кубиков... А зато из кучи кубиков Зайцева получаются ПОТРЯСАЮЩИЕ большие зАмки!!!
Согласна!
↑ Перейти к этому комментарию
мы вот щас тоже буквы учим.
Смотрим на картинки, ищем слова на эту букву, я даю слова, дочь говорит с какой они буквы.
Раскрашиваем картинки на изучаемые буквы.
начали недавно совем, но уже узнает букв А, М, С, О, У. Может сама написать МАМА,
ну и по немецки узнает свое имя, потому как вещи в садике так подписаны.
надо еще нам крупно буквы везде или хотя бы у нее в комнате повесить, спасибо за идею!
Молодец парень! Гуманитарий растёт?
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: