Как сказки и игры помогают в воспитании
О пользе сказкотерапии сказано многое. Сейчас уже даже есть специальные издания, в которых собраны сказки, помогающие корректировать те или иные недостатки в поведении. Собственно я хочу рассказать о своем опыте.
Первый раз я воспользовалась помощью столь чудесного средства воздействия на психику ребенка, когда Алисе еще не было двух лет, и только появился Тимофей. Согласитесь, для такого маленького ребенка появление брата или сестры серьезное испытание.
Каждый вечер, после того как моя доченька примет ванну и уляжется в кровать я рассказывала ей сказку о семье, в которой были мама и папа и двое деток. Доченька была постарше, сынок помладше. А по соседству жила еще одна семья, по составу ни чем, не отличающаяся от первой. Только в первой семье доченька была умница и лапочка, а во второй – шкода, проказа и капризуля. Сюжет сказки строился исходя из того, как прошел наш день. Героини этой сказки делали все, что делала Алиса в течении дня, только одна девочка делала все хорошее, а вторая все плохое. Хочу сразу сказать, что на первом этапе я допустила ошибку – не стоит, что бы главными героями сказки были люди, лучше пусть это будут любимые зверушки.
В сказке я пыталась максимально доступно выразить чувства мамы, обсуждала с Лисеной каждый поступок героев и вместе делали выводы. Благодаря такой сказкотерапии мне удалось направить поведении дочери в нужное мне русло, даже в период пресловутого кризиса 3х лет.
Второй раз мы воспользовались сказками, когда собрались переезжать. Переезд для ребенка с родни катастрофе, не стоит забывать, что дети консерваторы. В этот раз героями сказок были коты. В сказке я подробно и доступно объясняла детям, почему нужно переехать, что их ждет на новом месте, какие плюсы и минусы они обнаружат на новом месте.
Готовясь к переезду мы начали еще и проигрывать наши сказки – брали игрушечных котиков и обыгрывали всевозможные ситуации, это была своего рода подготовка – получилось, что в какой-то степени дети пережили этот стресс до того как он у них случился и во многих ситуациях знали как себя вести.
Сказки и игры приходят к нам на помощь практически в любой ситуации. Так можно «прожить» и поход в детский сад или школу, первую самостоятельную прогулку или поход в магазин. Можно, не давя на психику ребенка, помочь ему увидеть недостатки своего поведения и подсказать, как можно исправить свои ошибки и даже как их избегать. Так же это помогает родителям с другой стороны посмотреть на ребенка, выявить мотивы его поступков. Такие задушевные рассказы и игры не отнимают много времени, но очень сближают детей и родителей.
Из игр можно извлечь еще одну пользу. Не каждый ребенок может рассказать о своих проблемах открыто, не всегда мы может узнать, что происходит с ребенком в детском саду или начальной школе. Предложив своему чаду поиграть в садик или школу, меняясь ролями можно узнать практически всю подноготную его жизни без нас. Результат будет лучше, если использовать игровые персонажи, то есть чтобы вы и ребенок действовали не от своего имени, а от имени абстрактных персонажей.
В игре с ребенком в дочки-матери, если поменяться местами, можно увидеть ошибки собственного воспитания. То есть вам необходимо стать ребенком, а вашему ребенку – вашим родителем. Вы можете показать ребенку, как вам бывает не хорошо от некоторых его поступков, при этом узнаете, что испытывает ваш ребенок в разных жизненных ситуациях.
И напоследок, еще раз отмечу – такое времяпровождение очень укрепляет семейные отношения, создает атмосферу любви, доверия и взаимопонимания.
Первый раз я воспользовалась помощью столь чудесного средства воздействия на психику ребенка, когда Алисе еще не было двух лет, и только появился Тимофей. Согласитесь, для такого маленького ребенка появление брата или сестры серьезное испытание.
Каждый вечер, после того как моя доченька примет ванну и уляжется в кровать я рассказывала ей сказку о семье, в которой были мама и папа и двое деток. Доченька была постарше, сынок помладше. А по соседству жила еще одна семья, по составу ни чем, не отличающаяся от первой. Только в первой семье доченька была умница и лапочка, а во второй – шкода, проказа и капризуля. Сюжет сказки строился исходя из того, как прошел наш день. Героини этой сказки делали все, что делала Алиса в течении дня, только одна девочка делала все хорошее, а вторая все плохое. Хочу сразу сказать, что на первом этапе я допустила ошибку – не стоит, что бы главными героями сказки были люди, лучше пусть это будут любимые зверушки.
В сказке я пыталась максимально доступно выразить чувства мамы, обсуждала с Лисеной каждый поступок героев и вместе делали выводы. Благодаря такой сказкотерапии мне удалось направить поведении дочери в нужное мне русло, даже в период пресловутого кризиса 3х лет.
Второй раз мы воспользовались сказками, когда собрались переезжать. Переезд для ребенка с родни катастрофе, не стоит забывать, что дети консерваторы. В этот раз героями сказок были коты. В сказке я подробно и доступно объясняла детям, почему нужно переехать, что их ждет на новом месте, какие плюсы и минусы они обнаружат на новом месте.
Готовясь к переезду мы начали еще и проигрывать наши сказки – брали игрушечных котиков и обыгрывали всевозможные ситуации, это была своего рода подготовка – получилось, что в какой-то степени дети пережили этот стресс до того как он у них случился и во многих ситуациях знали как себя вести.
Сказки и игры приходят к нам на помощь практически в любой ситуации. Так можно «прожить» и поход в детский сад или школу, первую самостоятельную прогулку или поход в магазин. Можно, не давя на психику ребенка, помочь ему увидеть недостатки своего поведения и подсказать, как можно исправить свои ошибки и даже как их избегать. Так же это помогает родителям с другой стороны посмотреть на ребенка, выявить мотивы его поступков. Такие задушевные рассказы и игры не отнимают много времени, но очень сближают детей и родителей.
Из игр можно извлечь еще одну пользу. Не каждый ребенок может рассказать о своих проблемах открыто, не всегда мы может узнать, что происходит с ребенком в детском саду или начальной школе. Предложив своему чаду поиграть в садик или школу, меняясь ролями можно узнать практически всю подноготную его жизни без нас. Результат будет лучше, если использовать игровые персонажи, то есть чтобы вы и ребенок действовали не от своего имени, а от имени абстрактных персонажей.
В игре с ребенком в дочки-матери, если поменяться местами, можно увидеть ошибки собственного воспитания. То есть вам необходимо стать ребенком, а вашему ребенку – вашим родителем. Вы можете показать ребенку, как вам бывает не хорошо от некоторых его поступков, при этом узнаете, что испытывает ваш ребенок в разных жизненных ситуациях.
И напоследок, еще раз отмечу – такое времяпровождение очень укрепляет семейные отношения, создает атмосферу любви, доверия и взаимопонимания.
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: