О жадности и толерантности
На написание данной статьи меня подвигла запись в дневнике пользователя Мама карапуза «Как не вырастить эгоиста» https://www.stranamam.ru/post/140006/#firstnew
Начнем с того, что сенситивный период восприятия и формирования духовно-нравственных ценностей приходиться на возраст 6-11 лет, то есть на время обучения в начальной школе. Мнение, что из 3хлетнего ребенка, оберегающего свои сокровища вырастет закоренелый эгоист и жадина ошибочно, ровно как и нет ни каких доказательств того, что из щедрого трехлетки вырастет такой же радушный взрослый человек. Для того, чтоб понять другого человека надо побывать на его месте, только после этого, и то не до конца, мы сможем пережить все те чувства, которые испытывает другой человек. Между тем, нельзя забывать о том, что формирование этих самых духовно-нравственных ценностей начинается в самом нежном возрасте, просто говорить о результатах мы можем не раньше подросткового возраста. А если учесть что развитие духовно-нравственных качеств, продолжается всю жизнь, и что человеку свойственно меняться, то подводить итоги всегда рано.
Я обращалась к мамочкам с просьбой перевести на мой счет деньги. Что вызывает подобная просьба у взрослого человека? Думаю что недоумение и раздражение. Я не думаю, что все кто выступает за подавление жадности в раннем возрасте готов сейчас впустить в свой дом первого встречного и отдать ему все что есть, поверив его словам, что он все отдаст. Так почему же взрослые, оказавшиеся в подобной ситуации, что и ребенок в песочнице со своими игрушками, именно "жадничают" и при этом не считают себя эгоистами и жадинами? Правильно, по тому, что это вполне нормально беречь свое во благо себя и своей семьи. Что есть игрушки для ребенка? Такая же собственность, нажитая непосильным трудом.
Надо ли учить ребенка общению и умению придти на помощь и поделиться? Конечно надо. Но при этом не забывать о том, что у ребенка свое представление о щедрости и свои представления о собственности. Настаивая на том, чтоб ребенок, играя с другими детьми, делился своими игрушками должного эффекта добиться сложно. При этом нельзя забывать о том, что защищая таким образом интересы чужого ребенка, мы нарушаем интересы своего собственного. И для своего ребенка выступаем в роли агрессора. Кто вам дороже?
Так же нельзя забывать о том, что подавление чувства собственности приводит к весьма не желательным последствиям. В частности это может быть необдуманная щедрость, когда ребенок в возрасте 8 – 12 лет щедро одаривает телефонами, фотоаппаратами и прочими ценными вещами своих друзей и не только. Так же это может быть стремление ребенка взять не принадлежащую ему вещь, не спросив разрешение у хозяина. Почему я так считаю? Да по тому, что познавая понятие «свое» ребенок учиться познавать и противоположное понятие «чужое». Пережив период обострения жадности ребенок может понять другого ребенка, не желающего делиться своей игрушкой, просто по тому, что сам бывал на месте другого.
Если говорить о том, как научить ребенка делиться, то предлагаю рассмотреть следующие способы:
1. Брать на площадку все игрушки как минимум в двух экземплярах. То есть у вас должно быть не менее двух одинаковых лопаток, одинаковых ведерок, машинок и прочего. В такой ситуации у вашего ребенка чувство собственности, скорее всего, будет дремать, так как у него остается такой же набор игрушек.
2. Учить ребенка меняться. Я дам тебе свою игрушку, а ты мне свою.
3. Объяснять ребенку, что другой ребенок поиграет и отдаст игрушку хозяину. Для этого у ребенка не должно быть отрицательного опыта в подобных ситуациях.
4. В домашних условиях проигрывать ситуации, возникшие на детской площадке. При этом необходимо давать ребенку возможность побыть как на месте обидчика, так и на месте «жертвы», объясняя, что чувствовал каждый и где был не прав.
5. Читать и сочинять сказки, в сюжете которых есть подобные ситуации
6. Не забывать о том, что в первую очередь родители являются примером для своего ребенка.
Итак, думаю, мы разобрались с тем, что чувство собственности по своей природе вполне безобидно и даже полезно. Так как именно оно помогает нам ценить чужую собственность и понимать других людей. Теперь, собственно о понимании, точнее о толерантности.
Очень многие, говоря об этом человеческом качестве, о том, как необходимо развивать его у детей, забывают им пользоваться сами. Что есть «толерантность»? Это готовность к принятию иных логик и взглядов, право отличия, непохожесть, инаковость, это фактор, стабилизирующий систему (личность, общество) изнутри. А что получается у нас? Вася не поделился лопаткой – Вася жадина, Вася не толерантен. А мы? Мы постарались понять, почему Вася поступил именно так? Мы приняли его логику и взгляды? Мы дали ему право отличаться от нас? Нет. Мы повесили на Васю ярлык «жадина», «плохой». Между тем Вася просто отстаивал свою собственность, он имел на это право? Думаю что да. Если вы думаете иначе, то позовите к себе в дом пожить первого понравившегося вам бездомного, или хотя бы отдайте ему пару своих дорогих вещей. Даже если вы в состоянии поступить так, то права осуждать человека, так не поступившего у вас нет. Это ваша позиция, а это его. И каждый имеет право на свою. По тому, как толерантность предполагает принятие любого человека таким, какой он есть.
Каждый из нас имеет право на ошибку, каждый из нас когда-то поступал не правильно, при этом он не стал плохим. По этому, важно объяснять ребенку, что да, человек ошибся, но и ты когда-то поступил также, но плохим ты от этого не стал, ты понял, что был не прав и исправился. Тоже самое может сделать и другой человек. По тому, что он тоже ЧЕЛОВЕК и тоже имеет такие же права на ошибки и чувства. Давайте не забывать об этом.
Начнем с того, что сенситивный период восприятия и формирования духовно-нравственных ценностей приходиться на возраст 6-11 лет, то есть на время обучения в начальной школе. Мнение, что из 3хлетнего ребенка, оберегающего свои сокровища вырастет закоренелый эгоист и жадина ошибочно, ровно как и нет ни каких доказательств того, что из щедрого трехлетки вырастет такой же радушный взрослый человек. Для того, чтоб понять другого человека надо побывать на его месте, только после этого, и то не до конца, мы сможем пережить все те чувства, которые испытывает другой человек. Между тем, нельзя забывать о том, что формирование этих самых духовно-нравственных ценностей начинается в самом нежном возрасте, просто говорить о результатах мы можем не раньше подросткового возраста. А если учесть что развитие духовно-нравственных качеств, продолжается всю жизнь, и что человеку свойственно меняться, то подводить итоги всегда рано.
Я обращалась к мамочкам с просьбой перевести на мой счет деньги. Что вызывает подобная просьба у взрослого человека? Думаю что недоумение и раздражение. Я не думаю, что все кто выступает за подавление жадности в раннем возрасте готов сейчас впустить в свой дом первого встречного и отдать ему все что есть, поверив его словам, что он все отдаст. Так почему же взрослые, оказавшиеся в подобной ситуации, что и ребенок в песочнице со своими игрушками, именно "жадничают" и при этом не считают себя эгоистами и жадинами? Правильно, по тому, что это вполне нормально беречь свое во благо себя и своей семьи. Что есть игрушки для ребенка? Такая же собственность, нажитая непосильным трудом.
Надо ли учить ребенка общению и умению придти на помощь и поделиться? Конечно надо. Но при этом не забывать о том, что у ребенка свое представление о щедрости и свои представления о собственности. Настаивая на том, чтоб ребенок, играя с другими детьми, делился своими игрушками должного эффекта добиться сложно. При этом нельзя забывать о том, что защищая таким образом интересы чужого ребенка, мы нарушаем интересы своего собственного. И для своего ребенка выступаем в роли агрессора. Кто вам дороже?
Так же нельзя забывать о том, что подавление чувства собственности приводит к весьма не желательным последствиям. В частности это может быть необдуманная щедрость, когда ребенок в возрасте 8 – 12 лет щедро одаривает телефонами, фотоаппаратами и прочими ценными вещами своих друзей и не только. Так же это может быть стремление ребенка взять не принадлежащую ему вещь, не спросив разрешение у хозяина. Почему я так считаю? Да по тому, что познавая понятие «свое» ребенок учиться познавать и противоположное понятие «чужое». Пережив период обострения жадности ребенок может понять другого ребенка, не желающего делиться своей игрушкой, просто по тому, что сам бывал на месте другого.
Если говорить о том, как научить ребенка делиться, то предлагаю рассмотреть следующие способы:
1. Брать на площадку все игрушки как минимум в двух экземплярах. То есть у вас должно быть не менее двух одинаковых лопаток, одинаковых ведерок, машинок и прочего. В такой ситуации у вашего ребенка чувство собственности, скорее всего, будет дремать, так как у него остается такой же набор игрушек.
2. Учить ребенка меняться. Я дам тебе свою игрушку, а ты мне свою.
3. Объяснять ребенку, что другой ребенок поиграет и отдаст игрушку хозяину. Для этого у ребенка не должно быть отрицательного опыта в подобных ситуациях.
4. В домашних условиях проигрывать ситуации, возникшие на детской площадке. При этом необходимо давать ребенку возможность побыть как на месте обидчика, так и на месте «жертвы», объясняя, что чувствовал каждый и где был не прав.
5. Читать и сочинять сказки, в сюжете которых есть подобные ситуации
6. Не забывать о том, что в первую очередь родители являются примером для своего ребенка.
Итак, думаю, мы разобрались с тем, что чувство собственности по своей природе вполне безобидно и даже полезно. Так как именно оно помогает нам ценить чужую собственность и понимать других людей. Теперь, собственно о понимании, точнее о толерантности.
Очень многие, говоря об этом человеческом качестве, о том, как необходимо развивать его у детей, забывают им пользоваться сами. Что есть «толерантность»? Это готовность к принятию иных логик и взглядов, право отличия, непохожесть, инаковость, это фактор, стабилизирующий систему (личность, общество) изнутри. А что получается у нас? Вася не поделился лопаткой – Вася жадина, Вася не толерантен. А мы? Мы постарались понять, почему Вася поступил именно так? Мы приняли его логику и взгляды? Мы дали ему право отличаться от нас? Нет. Мы повесили на Васю ярлык «жадина», «плохой». Между тем Вася просто отстаивал свою собственность, он имел на это право? Думаю что да. Если вы думаете иначе, то позовите к себе в дом пожить первого понравившегося вам бездомного, или хотя бы отдайте ему пару своих дорогих вещей. Даже если вы в состоянии поступить так, то права осуждать человека, так не поступившего у вас нет. Это ваша позиция, а это его. И каждый имеет право на свою. По тому, как толерантность предполагает принятие любого человека таким, какой он есть.
Каждый из нас имеет право на ошибку, каждый из нас когда-то поступал не правильно, при этом он не стал плохим. По этому, важно объяснять ребенку, что да, человек ошибся, но и ты когда-то поступил также, но плохим ты от этого не стал, ты понял, что был не прав и исправился. Тоже самое может сделать и другой человек. По тому, что он тоже ЧЕЛОВЕК и тоже имеет такие же права на ошибки и чувства. Давайте не забывать об этом.
Комментарии
В записи Мамы карапуза не осуждалось поведение ребёнка, осуждалась реакция бабушки.
Конкретно в записи - нет, не осоуждалось, в комментариях сплошь и рядом. Поведение бабушки я тоже прокомментировала - она могла просто обсудить и проработать эту ситуацию после.
Согласна, что есть родители, которые все воспитание сводят к потаканию и поощрению всех желаний своего ребенка, но это их право, ведь так? И до тех пор, пока они сами не обратяться за советом или помощью, мы вмешиваться не вправе. Хотя, по моему опыту, даже понимая, что надо что-то менять, обращаясь за помощью - ни чего не предпринимают Ну да Бог с ними. Наша задача посмотреть, обдумать их тактику и решить: подходит она нам или нет. Если нет, то нет. Сделаем выводы и так поступать не будем. А по поводу осуждать - "не судите да не судимы будете", "а кто без греха, пусть первый бросит камень"
Я не совсем правильно изначально сформулировала свою точку зрения. Под "осуждалось" я имела ввиду навешивание ярлыков типа "жадный".
Опять пришли к тому же итогу.
А про ярлыки ты уже говорила.
На самом деле общение в инете вызывает некоторые трудности и недопонимания из-за того, что мы не видим человека и не можем пользоваться невербальной формой общения.
Да Бог с ним. Пока.)))
Согласна, что есть родители, которые все воспитание сводят к потаканию и поощрению всех желаний своего ребенка, но это их право, ведь так? И до тех пор, пока они сами не обратяться за советом или помощью, мы вмешиваться не вправе. Хотя, по моему опыту, даже понимая, что надо что-то менять, обращаясь за помощью - ни чего не предпринимают Ну да Бог с ними. Наша задача посмотреть, обдумать их тактику и решить: подходит она нам или нет. Если нет, то нет. Сделаем выводы и так поступать не будем. А по поводу осуждать - "не судите да не судимы будете", "а кто без греха, пусть первый бросит камень"
Я не совсем правильно изначально сформулировала свою точку зрения. Под "осуждалось" я имела ввиду навешивание ярлыков типа "жадный".
↑ Перейти к этому комментарию
а насчет драк в песочнице - надо не делить твое-мое, а гасить конфликт. а потом учить одних вежливо просить, а не вырывать из рук, а других - не жадничаь, поскольку с игрушкой ничего скверного не случится и ее вернут.
ну вот так как-то...
Согласна, что есть родители, которые все воспитание сводят к потаканию и поощрению всех желаний своего ребенка, но это их право, ведь так? И до тех пор, пока они сами не обратяться за советом или помощью, мы вмешиваться не вправе. Хотя, по моему опыту, даже понимая, что надо что-то менять, обращаясь за помощью - ни чего не предпринимают Ну да Бог с ними. Наша задача посмотреть, обдумать их тактику и решить: подходит она нам или нет. Если нет, то нет. Сделаем выводы и так поступать не будем. А по поводу осуждать - "не судите да не судимы будете", "а кто без греха, пусть первый бросит камень"
Я не совсем правильно изначально сформулировала свою точку зрения. Под "осуждалось" я имела ввиду навешивание ярлыков типа "жадный".
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
А, вообще... Хорошо сидим...
Прочитав комментарии к записи в дневнике лично у меня сложилось мнение, что мамочки (причем в основном мамочки детей моложе 2 лет) ополчились конкретно против Вас, Отбиться от таких нападок - талант иметь надо!
Мой ребенок тоже искренне считает двор "своим", чужих детей, правда, не выгоняет, так как "своих" очень много, среди них "чужих" не сразу заметишь, да и ведут они себя вполне прилично
И гулять выходим во двор с торбой разных игрушек именно из-за того, что малыши януться к игрушкам ребенка, а ему игрушка в данный момент и самому жизненно необходима, поэтому дклимся другими игрушками, идем на компромисы, так сказать. Хотя без истерик не обходится, но и я, и другие мамочки к этому спокойно относимся - по большому счету они учатся друг с другом общаться, должны знать, что от разных действий может быть и разная ответная реакция..
разрешаю
у меня работа такая
Мне вчера весь вечер вспоминался напечатанный тут когда-то анекдот
"В поезде метро 5-ти летний ребенок пачкает ногами стоящую перед ним девушку, час пик, отойти некуда, она просит маму малыша угомонить ребенка. На что получает ответ, что ему только 5 лет, его рано воспитывать. Рядом стоящий панк вынимает изо рта жвачку и заклеивает мамаше рот со словами "Меня вот тоже до 5 лет не воспитывали".
Это я к тому, что воспитание-воспитанием, но возрастную психологию никто не отменял.
Мне вчера весь вечер вспоминался напечатанный тут когда-то анекдот
"В поезде метро 5-ти летний ребенок пачкает ногами стоящую перед ним девушку, час пик, отойти некуда, она просит маму малыша угомонить ребенка. На что получает ответ, что ему только 5 лет, его рано воспитывать. Рядом стоящий панк вынимает изо рта жвачку и заклеивает мамаше рот со словами "Меня вот тоже до 5 лет не воспитывали".
Это я к тому, что воспитание-воспитанием, но возрастную психологию никто не отменял.
↑ Перейти к этому комментарию
по поводу "не поддержали" - там ни чего страшного, это все ровно что танк воюет с новобранцами, прото по тому, что новобранцы решили, что сильнее танка и у них рогатки
я помню в нашем дворе у деда на каникулах дворовое детское разношерстное сообчествосчитало дурным тоном, если кто-то вынес дорогую игрушку или куклу, выхватывать ее. по очереди подходили смотрели, а играли чаще в подвижные игры типа салочек и пряток. или наламывали веток в войнушки игрались бегали по кустам. и вопроса "твое-мое" вообще не возникало. даже у малышей в песочнице.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: