Воспитание талантов
Последнее время тема раннего развития стала чрезвычайно популярна... честно говоря, я отношусь несколько настороженно к чрезмерному увлечению всяческими методиками, по которым дети начинают писать, считать и ходить на горшок одновременно:... но всё-таки в основе этих методик лежат очень интересные и полезные вещи, и не думаю, что от них стоит отмахиваться.
Вот, хочу поговорить о методике Судзуки (это тот самый педагог, у которого дети в 3 - 4летнем возрасте уже играли на скрипке сложные произведения).
Собственно, статья основана на моей рецензии на книгу "Взращённые с любовью".
(писала рецензию на книгу для... ну, короче в учебных целях, поэтому текст изначально был написан отвратительным наукообразным языком. пока читала книгу и писала рецензию, подумала, что и вам это может быть интересно... правда, оказалось, что тема эта в интернете совсем не новая и муссируют её уже давно, но всё-таки "перевела" статью на относительно человеческий язык и выкладываю.)
Взращенные с любовью. Классический подход к воспитанию талантов. Синити Судзуки
Талант - это не случайность, данная при рождении
В книге всемирно известный скрипач и педагог излагает философию и принципы обучения, способствующие раскрытию природных талантов каждого ребёнка, демонстрирует конкретными примерами поразительные успехи описываемой методики.
Книга "Взращённые с любовью" - это не методическое пособие и не биография Синити Судзуки, это рассказ о его творческом пути, как педагога и музыканта-исполнителя. Все выводы и принципы, изложенные в книге, основаны на его собственном жизненном и педагогическом опыте. По методике Судзуки занятия с ребёнком начинаются с самого раннего возраста.
В книге "Взращённые с любовью" рассказывается, как вырастить из ребёнка не только музыканта, но и тонко чувствующую личность. Ведущий принцип обучения Судзуки: "сначала характер, потом способности!".
Зачастую, перед тем, как ребёнка принять в школу, педагоги оценивают его способности, задатки, его интеллектуальный уровень с помощью разного рода заданий или тестов. Конечно, очень важно оценить уровень ребёнка, ведь его необходимо учитывать при дальнейшем обучении, но Синити Судзуки говорит о том, что в ходе этих тестов и заданий выявляются не природные способности ребёнка, а то, чему он успел (или не успел) научиться до момента «тестирования».
Философия методики Судзуки основывается на том, что "талант - это не случайность, данная при рождении" и что "любую заурядную личность можно превратить в выдающуюся".
Я давно хотела прочитать эту книгу: меня очень интересовала методика Судзуки, ведь именно благодаря ему вся Япония заиграла на скрипке, результаты его учеников поражают воображение! Я думала, что эта книга является серьёзным методическим пособием и что в ней наверняка описаны какие-нибудь невероятные, неизвестные ране принципы, способы и методы. Но читая книгу, я с удивлением обнаружила, что в ней нет никаких удивительных тайн и открытий...
Все основные принципы методики и философии и способы обучения нам известны, вот они:
1) терпение и повторение;
2) радость узнавания (ребёнок радуется, когда слышит знакомую музыку);
3) музыкальный талант не наследуется, его надо учиться вырабатывать в ходе образования и воспитания;
4) благоприятная среда - залог выдающихся способностей;
5) главная цель занятий - не превращение ребёнка в профессионала, а развитие его, как личности! ("Человек с чистым и добрым сердцем найдёт своё счастье");
6) "природные способности проявляются только в ходе тренировки";
7) "в первую очередь надо учить не детей, а их родителей", потому что основное место обучения (маленьких) детей - семья;
8) обучение начинается с игры;
Казалось бы, ну что в этом нового и неизвестного? Разве не эти же принципы лежат в основе нашего образования, так в чём же секрет?
Мне кажется, в том, что мы, педагоги, не всегда следуем собственным утверждениям... Например, все мы знаем, что прежде всего должны вырастить из ученика достойного человека и личность, но на деле пытаемся воспитать в нём профессионального музыканта.
Всем хорошо известно, что родители играют огромную роль в обучении детей музыке, но как часто мы пренебрегаем ими!
О большинстве остальных принципов можно: нам они известны, но либо не используются, либо используются не в полной мере.
По методике Судзуки большое внимание уделяется так же развитию памяти. Хорошая память - залог хорошей успеваемости в школе. "Человек может строить умозаключения и создавать новые идеи только на базе сведений, накопленных в его памяти"Д. Сузудзуки.
развитие памяти на заучивании хайку, при этом хайку подбираются с учётом интересов детей, в зависимости от их настроения или времени года. Через какое-то время после такой (каждодневной!) тренировки дети вдруг сами начинают сочинять хайку!
Пример:
Утром я проснулся
Качусь на велосипеде,
Везя с собой пышную розовую пену
вишнёвых цветов.
И всё-таки в этой книге автор акцентирует внимание не на способах развития именно музыкальных способностей, а на важности развития личности и воспитания доброты и честности в детях.
Вся книга основана на реальных событиях из жизни Судзуки, и мы видим, что из каждого события он извлекает урок (кстати, тоже достойный пример!). Всё, что Синити рассказывает, написано с глубоким уважением и любовью к тем людям и детям, с которыми он столкнулся на своём жизненном пути.
Не могу не процитировать то, что Судзуки пишет о 4-5-летних детях, об истоках методики их обучения:
«они не допускают даже мысли, чтобы предать себя;
они доверяют людям и ни капли не сомневаются в них;
они умеют любить и ещё ничего не знают о ненависти;
они любят справедливость и досконально выполняют все правила;
они радуются жизни, и вся жизнь их наполнена радостью;
они не знают страха и живут с ощущением безопасности.»
Эта книга написана простым и ясным языком и рассчитана скорее не на профессиональных педагогов и музыкантов, она для широкого круга читателей (хотя, безусловно, профессионалам тоже было бы интересно и полезно её прочитать).
Зачем нужно прочитать книгу Синити Судзуки? Ну, как минимум, для того, чтобы вспомнить, что дети "взращённые с любовью" счастливее.
"А чего ищет человек в жизни? Любви, истины, достоинства и красоты. Это касается и вас, и меня, и каждого".
Вот, хочу поговорить о методике Судзуки (это тот самый педагог, у которого дети в 3 - 4летнем возрасте уже играли на скрипке сложные произведения).
Собственно, статья основана на моей рецензии на книгу "Взращённые с любовью".
(писала рецензию на книгу для... ну, короче в учебных целях, поэтому текст изначально был написан отвратительным наукообразным языком. пока читала книгу и писала рецензию, подумала, что и вам это может быть интересно... правда, оказалось, что тема эта в интернете совсем не новая и муссируют её уже давно, но всё-таки "перевела" статью на относительно человеческий язык и выкладываю.)
Взращенные с любовью. Классический подход к воспитанию талантов. Синити Судзуки
Талант - это не случайность, данная при рождении
В книге всемирно известный скрипач и педагог излагает философию и принципы обучения, способствующие раскрытию природных талантов каждого ребёнка, демонстрирует конкретными примерами поразительные успехи описываемой методики.
Книга "Взращённые с любовью" - это не методическое пособие и не биография Синити Судзуки, это рассказ о его творческом пути, как педагога и музыканта-исполнителя. Все выводы и принципы, изложенные в книге, основаны на его собственном жизненном и педагогическом опыте. По методике Судзуки занятия с ребёнком начинаются с самого раннего возраста.
В книге "Взращённые с любовью" рассказывается, как вырастить из ребёнка не только музыканта, но и тонко чувствующую личность. Ведущий принцип обучения Судзуки: "сначала характер, потом способности!".
Зачастую, перед тем, как ребёнка принять в школу, педагоги оценивают его способности, задатки, его интеллектуальный уровень с помощью разного рода заданий или тестов. Конечно, очень важно оценить уровень ребёнка, ведь его необходимо учитывать при дальнейшем обучении, но Синити Судзуки говорит о том, что в ходе этих тестов и заданий выявляются не природные способности ребёнка, а то, чему он успел (или не успел) научиться до момента «тестирования».
Философия методики Судзуки основывается на том, что "талант - это не случайность, данная при рождении" и что "любую заурядную личность можно превратить в выдающуюся".
Я давно хотела прочитать эту книгу: меня очень интересовала методика Судзуки, ведь именно благодаря ему вся Япония заиграла на скрипке, результаты его учеников поражают воображение! Я думала, что эта книга является серьёзным методическим пособием и что в ней наверняка описаны какие-нибудь невероятные, неизвестные ране принципы, способы и методы. Но читая книгу, я с удивлением обнаружила, что в ней нет никаких удивительных тайн и открытий...
Все основные принципы методики и философии и способы обучения нам известны, вот они:
1) терпение и повторение;
2) радость узнавания (ребёнок радуется, когда слышит знакомую музыку);
3) музыкальный талант не наследуется, его надо учиться вырабатывать в ходе образования и воспитания;
4) благоприятная среда - залог выдающихся способностей;
5) главная цель занятий - не превращение ребёнка в профессионала, а развитие его, как личности! ("Человек с чистым и добрым сердцем найдёт своё счастье");
6) "природные способности проявляются только в ходе тренировки";
7) "в первую очередь надо учить не детей, а их родителей", потому что основное место обучения (маленьких) детей - семья;
8) обучение начинается с игры;
Казалось бы, ну что в этом нового и неизвестного? Разве не эти же принципы лежат в основе нашего образования, так в чём же секрет?
Мне кажется, в том, что мы, педагоги, не всегда следуем собственным утверждениям... Например, все мы знаем, что прежде всего должны вырастить из ученика достойного человека и личность, но на деле пытаемся воспитать в нём профессионального музыканта.
Всем хорошо известно, что родители играют огромную роль в обучении детей музыке, но как часто мы пренебрегаем ими!
О большинстве остальных принципов можно: нам они известны, но либо не используются, либо используются не в полной мере.
По методике Судзуки большое внимание уделяется так же развитию памяти. Хорошая память - залог хорошей успеваемости в школе. "Человек может строить умозаключения и создавать новые идеи только на базе сведений, накопленных в его памяти"Д. Сузудзуки.
развитие памяти на заучивании хайку, при этом хайку подбираются с учётом интересов детей, в зависимости от их настроения или времени года. Через какое-то время после такой (каждодневной!) тренировки дети вдруг сами начинают сочинять хайку!
Пример:
Утром я проснулся
Качусь на велосипеде,
Везя с собой пышную розовую пену
вишнёвых цветов.
И всё-таки в этой книге автор акцентирует внимание не на способах развития именно музыкальных способностей, а на важности развития личности и воспитания доброты и честности в детях.
Вся книга основана на реальных событиях из жизни Судзуки, и мы видим, что из каждого события он извлекает урок (кстати, тоже достойный пример!). Всё, что Синити рассказывает, написано с глубоким уважением и любовью к тем людям и детям, с которыми он столкнулся на своём жизненном пути.
Не могу не процитировать то, что Судзуки пишет о 4-5-летних детях, об истоках методики их обучения:
«они не допускают даже мысли, чтобы предать себя;
они доверяют людям и ни капли не сомневаются в них;
они умеют любить и ещё ничего не знают о ненависти;
они любят справедливость и досконально выполняют все правила;
они радуются жизни, и вся жизнь их наполнена радостью;
они не знают страха и живут с ощущением безопасности.»
Эта книга написана простым и ясным языком и рассчитана скорее не на профессиональных педагогов и музыкантов, она для широкого круга читателей (хотя, безусловно, профессионалам тоже было бы интересно и полезно её прочитать).
Зачем нужно прочитать книгу Синити Судзуки? Ну, как минимум, для того, чтобы вспомнить, что дети "взращённые с любовью" счастливее.
"А чего ищет человек в жизни? Любви, истины, достоинства и красоты. Это касается и вас, и меня, и каждого".
+50 | Соня_К | 31 комментарий |
Комментарии
Да, я честно говоря, когда брала книгу, не ожидала, что она окажется такой популярной: всё-таки педагогическая литература, да ещё и от педагога-скрипача, то есть по идее тема довольно-таки специфическая. Но на самом деле в книге нет ничего такого, о чём можно было бы сказать: "это применимо только в узкой области скрипичной педагогики".
Вообще её читать легко и приятно (в отличие от большинства педагогических трудов)))))
...думаю теперь купить ещё книгу "Школа скрипичной игры"(тоже авторства Судзуки).
*мне кажется, я видела "Взращённых с любовью" где-то выложенных в интернете
Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями... а то чисто умозрительно мне пока очень нравится эта философия и методика, а как оно на деле?
↑ Перейти к этому комментарию
Мне бы тоже было интересно послушать людей, у кого дети так учились: с раннего возраста, вместе с родителями и тд...
↑ Перейти к этому комментарию
Вообще я думаю, что эти хайку-хокку приведены просто как пример, любую методику и систему всегда нужно адаптировать под окружающую среду, поэтому в нашей стране вполне логично тренировать память запоминанием не хокку, а стихов (например, Пушкина учить)). Главное в этом примере не то, что конкретно дети учат, а то, что это происходит систематически. Вот)))
В теории мне пока всё очень нравится, но как оно происходит на практике?
*кстати, у Судзуки есть ещё книга "Школа игры на скрипке", думаю, что Вам она тоже будет интересна))
Дочка - красавица!!
А она всегда так держит смычок?)
(...я так понимаю, что этой методике постановка рук происходит несколько иначе, чем принято у нас.)
Удачи Вам!
А сколько ребенку? Как проверяли слух? Я сталкивалась, например, с тем, что детки не совсем понимают, чего от них хотят, или не владеют голосом, или... еще миллион вариантов. Тем более, что все развивается. И даже если ребенок не станет профессионалом, то уж ценить музыку, понимать слушать - научится. А это , мне кажется, главное
А сколько ребенку? Как проверяли слух? Я сталкивалась, например, с тем, что детки не совсем понимают, чего от них хотят, или не владеют голосом, или... еще миллион вариантов. Тем более, что все развивается. И даже если ребенок не станет профессионалом, то уж ценить музыку, понимать слушать - научится. А это , мне кажется, главное
↑ Перейти к этому комментарию
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: