Музыкальные способности
Сразу хочу сказать: в этой статье я не хочу обсуждать пользу или вред музыкального образования. Я хочу поговорить об обнаружении музыкальных способностей и о распространенных заблуждениях на эту тему.
Очень часто приходится слышать фразы типа: "У меня нет слуха. Я не могу петь!", или: "Мой ребенок совсем не поет! Незачем учить его музыке!" и т.п.. В связи с этим возникла мысль поговорить о музыкальных способностях и способах их обнаружения у ребенка.
Музыкальные способности - вещь многогранная. Они включают в себя и объективные физиологические данные (слух, чувство ритма, моторика и т.п.), а также такую странную и необъяснимую вещь, как музыкальное чутье, эмоциональный отклик. И второй пункт не менее важен, чем первый. Ведь если физические способности обеспечивают возможность легко овладеть технологической стороной, то второе - это то, что вдыхает жизнь в исполнение. Именно музыкальное чутье и является основной мотивацией для занятий. Ведь если человек не любит музыку, у него нет никаких причин преодолевать сложности в овладении тем, или иным инструментом. Физические данные можно развить, преодолеть. Можно подобрать подходящий инструмент, развить слух, чувство ритма, координацию, моторику, поставить голос и т.п.. А вот интуитивное чувствование музыки, интерес к ней - подлежат развитию далеко не всегда и не у всех.
Насчет пения.
Чистое интонирование голосом - то, что средний обыватель обычно напрямую связывает со слухом. Это одно из самых распространенных заблуждений при попытке самостоятельно проверить музыкальные способности своего ребенка. "Не поет - медведь на ухо наступил!" - скажет средняя мать... и ошибется! Ведь владение голосом - это отдельное умение. Кому-то оно дано от природы, кто-то так и не овладевает этим умением даже сделав "крутую" музыкальную карьеру... Да, встречается много деток, которые не могут управлять голосом, но при этом отлично слышат. И из них частенько получаются отличные профессиональные музыканты различной направленности.
Итак: что же делать для того, чтобы узнать, есть ли у ребенка музыкальные способности? на что же нужно обращать внимание?
Ставьте ребенку записи разной музыки (лучше академической ), водите на концерты классической музыки. Для начала лучше выбирать программы , состоящие из небольших произведений. Ведь без тренировки ребенок устанет в любом случае.
Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок послушал различные инструменты, составы, музыку разных эпох. Узнайте, есть ли детские абонементы. Это отличная вещь: деткам рассказывают музыкальные сказки, показывают различные музыкальные инструменты, рассказывают о них, рассказывают о музыке, о различных жанрах, формах - и все это в легкой, доступной форме!
Посмотрите, как ребенок реагирует на музыку. Ведь это - самый главный показатель музыкальных данных. Если его волнует услышанное, появляются любимые мелодии, любимые записи, если под музыку он начинает танцевать, либо, наоборот, замирает и прислушивается - значит, музыкальные способности, в любом случае, присутствуют!
Обратите внимание на то, насколько выразительно и артистично ваш ребенок рассказывает стихи. Ведь это тоже вид исполнительства. Более того, свободное и осмысленное чтение стихов является основой для будущего эмоционального и осмысленного исполнения различных музыкальных произведений . По тому, как ребенок читает понравившиеся ему стихи, иногда бывает возможно оценить, насколько он эмоционален, артистичен, склонен к художественному самовыражению, насколько развито у него чувство ритма, ощущение времени в художественном произведении и многое, многое другое.
Следующим пунктом (а отнюдь не первым!) является проверка слуха. Это лучше делать с помощью фортепиано. Как я уже писала, не все дети способны чисто интонировать голосом, поэтому проще всего сыграть ребенку нотку на фортепиано и попросить его найти ее на клавиатуре. Потом сыграть две ноты. Спросить, какая из них выше, какая ниже. Попросить найти обе. Потом сыграть две ноты одновременно и попросить найти их. И так далее.
Музыкальный слух (при прочих благоприятных факторах) имеет тенденцию развиваться. Так что если ваш ребенок не очень точно находит нотки - не все еще потеряно. Возможно только, стоит отказаться от струнно-смычковых инструментов.
Итак, музыкальные данные - вещь, с одной стороны, совершенно очевидная, с другой стороны - неожиданная. Но всегда основным критерием остается желание ребенка. Предоставьте ему возможность выбора, покажите ему этот мир - маленький человек способен определиться! Ведь искреннее, эмоционально наполненное желание преодолевает любые сложности в освоении любой профессии
Очень часто приходится слышать фразы типа: "У меня нет слуха. Я не могу петь!", или: "Мой ребенок совсем не поет! Незачем учить его музыке!" и т.п.. В связи с этим возникла мысль поговорить о музыкальных способностях и способах их обнаружения у ребенка.
Музыкальные способности - вещь многогранная. Они включают в себя и объективные физиологические данные (слух, чувство ритма, моторика и т.п.), а также такую странную и необъяснимую вещь, как музыкальное чутье, эмоциональный отклик. И второй пункт не менее важен, чем первый. Ведь если физические способности обеспечивают возможность легко овладеть технологической стороной, то второе - это то, что вдыхает жизнь в исполнение. Именно музыкальное чутье и является основной мотивацией для занятий. Ведь если человек не любит музыку, у него нет никаких причин преодолевать сложности в овладении тем, или иным инструментом. Физические данные можно развить, преодолеть. Можно подобрать подходящий инструмент, развить слух, чувство ритма, координацию, моторику, поставить голос и т.п.. А вот интуитивное чувствование музыки, интерес к ней - подлежат развитию далеко не всегда и не у всех.
Насчет пения.
Чистое интонирование голосом - то, что средний обыватель обычно напрямую связывает со слухом. Это одно из самых распространенных заблуждений при попытке самостоятельно проверить музыкальные способности своего ребенка. "Не поет - медведь на ухо наступил!" - скажет средняя мать... и ошибется! Ведь владение голосом - это отдельное умение. Кому-то оно дано от природы, кто-то так и не овладевает этим умением даже сделав "крутую" музыкальную карьеру... Да, встречается много деток, которые не могут управлять голосом, но при этом отлично слышат. И из них частенько получаются отличные профессиональные музыканты различной направленности.
Итак: что же делать для того, чтобы узнать, есть ли у ребенка музыкальные способности? на что же нужно обращать внимание?
Ставьте ребенку записи разной музыки (лучше академической ), водите на концерты классической музыки. Для начала лучше выбирать программы , состоящие из небольших произведений. Ведь без тренировки ребенок устанет в любом случае.
Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок послушал различные инструменты, составы, музыку разных эпох. Узнайте, есть ли детские абонементы. Это отличная вещь: деткам рассказывают музыкальные сказки, показывают различные музыкальные инструменты, рассказывают о них, рассказывают о музыке, о различных жанрах, формах - и все это в легкой, доступной форме!
Посмотрите, как ребенок реагирует на музыку. Ведь это - самый главный показатель музыкальных данных. Если его волнует услышанное, появляются любимые мелодии, любимые записи, если под музыку он начинает танцевать, либо, наоборот, замирает и прислушивается - значит, музыкальные способности, в любом случае, присутствуют!
Обратите внимание на то, насколько выразительно и артистично ваш ребенок рассказывает стихи. Ведь это тоже вид исполнительства. Более того, свободное и осмысленное чтение стихов является основой для будущего эмоционального и осмысленного исполнения различных музыкальных произведений . По тому, как ребенок читает понравившиеся ему стихи, иногда бывает возможно оценить, насколько он эмоционален, артистичен, склонен к художественному самовыражению, насколько развито у него чувство ритма, ощущение времени в художественном произведении и многое, многое другое.
Следующим пунктом (а отнюдь не первым!) является проверка слуха. Это лучше делать с помощью фортепиано. Как я уже писала, не все дети способны чисто интонировать голосом, поэтому проще всего сыграть ребенку нотку на фортепиано и попросить его найти ее на клавиатуре. Потом сыграть две ноты. Спросить, какая из них выше, какая ниже. Попросить найти обе. Потом сыграть две ноты одновременно и попросить найти их. И так далее.
Музыкальный слух (при прочих благоприятных факторах) имеет тенденцию развиваться. Так что если ваш ребенок не очень точно находит нотки - не все еще потеряно. Возможно только, стоит отказаться от струнно-смычковых инструментов.
Итак, музыкальные данные - вещь, с одной стороны, совершенно очевидная, с другой стороны - неожиданная. Но всегда основным критерием остается желание ребенка. Предоставьте ему возможность выбора, покажите ему этот мир - маленький человек способен определиться! Ведь искреннее, эмоционально наполненное желание преодолевает любые сложности в освоении любой профессии
+120 |
![]() |
192 комментария |
Комментарии
Вот так бывает
Вот так бывает
↑ Перейти к этому комментарию
В нашей группе отсеялись только два ребенка, в этом году закончили музыкально-эстетическое образование и только один ребенок не пошел дальше учиться, а остальные все пошли дальше, правда на разные отделения. Все родители увидили только положительное в том что их дети ходят в музшколу.
Непонимаю тоже тех кто говорить, да у моего слуха нет, у него таланта нет. Все у него есть, это просто родителям лень водить ребенка куда то
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
У Миа_Марии вот Даша захотела играть на скрипке в пять лет. Тоже вполне во время. Обычно, где-то от трех до шести уже становится ясно, что можно попробовать позаниматься.
↑ Перейти к этому комментарию
Вот мои случаи. Старшему восемь лет. С шести он занимается музыкой. Петь он так и не стал, хор пока что - самое нелюбимое занятие, однако фортепиано идет прекрасно. Очень увлекается аккомпонементом - играет со скрипачами и виолончелистами. Сейчас пошел на второй инструмент.
Дочке семь. Поет так, что у меня сердце замирает. Но... только будучи в комнате одна. Спеть даже при мне она отказывается, не говоря уже о преподавателях. А как она слушает музыку! На концертах ее приходится держать за руки и за ноги, потому что она восторженно пытается дирижировать и танцевать одновременно. При этом она умудряется танцевать животом.
Младшему пять. Очень просился в музшколу (ведь старшие учатся). Петь не поет, хотя пару раз я слышала, как он подстраивает второй голос. На прослушивание мы готовили песни, но он отказался их петь и только фальшиво промурлыкал припев песенки про шарманку (из к/ф "Белый пудель". А преподаватель была в восторге и сказала, что его эмоциональность бьет через край и это для нее даже важнее, чем слух. А на концертах он... сразу засыпает.
А насчет концертов... Надо подбирать интересные программы. Тогда младший перестанет засыпать
↑ Перейти к этому комментарию
Я, например, вообще в этом была и есть профан, но ничё закончила ж муз. школу по классу фо-но и не жалею.
↑ Перейти к этому комментарию
это ведь , все-таки, не в тутти сидеть! Постоянная читка, всегда в форме.
↑ Перейти к этому комментарию
Кстати, концерты со второго (а то и первого) класса - необходимое условие для воспитания концертного исполнителя. Ведь отношение к сцене, привычку играть перед большим количеством народу тоже надо воспитывать
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Ведь есть много отличных специалистов, которых просто не пускают в уже сложившиеся коллективы... Еще одна грустная тема.
И отдельная песня - чему, елки-палки, учат студентов на всяких методиках!? Почему их (и меня тоже!) учат отдельным теориям и не учат тому, как конкретно подать материал, какие упражнения сделать, какие приемы использовать? Вот поэтому выделяются отдельные личности, которые сами нашли решение этих проблем, а остальные - серая масса, задалбывающие детей диктантами и пением с листа "на оценку".
я считаю, что если есть хоть какие-то способности, их надо развивать. музыкалка дала мне очень много в жизни. спасибо маме!!! сына я хотела бы отдать на гитару, если конечно у него будет желание. ну и чуть-чуть способностей!
Если развтитие слуха, голоса и техники исполнения нужно доверить педагогам, то эмоциональный отклик, т.н. "музыкальность" зависят от родителей, как часто сами включают и слушают музыку, на сколько разнообразна эта музыка. Я за многоганное музыкальное воспитание, одной классики мало, есть джаз, латинос, народное (не только русское).
По поводу определения родителями муз способностей ребенка мой пример: мама все детство утверждала, что у меня по ушам медведь поплясал, музыкалку закончила из принципа (по спец еле 4 натянули). Все это не помешало мне поиметь 2 красных диплома - от музколледжа и консы
↑ Перейти к этому комментарию
могу сказать с грустью - сейчас даже в Питере напряжёнка с абитуриентами в муз. колледжи. В этом году в уч-ще при консерватории на виолончель НИКТО не подал документы, ни один человек...
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Впечатления такие:
1) родители заинтересованы в обучении куда больше детей ))) играть они, конечно, не играют ничего, но присутствуют на уроке и потому могут помочь с домашними заданиями.
Я даже предлагала (в основном, чтоб увеличить нагрузку учителям)) сделать отдельный курс для родителей.
2) дети не знают нот или знают очень приблизительно (обучаясь уже ..нное количество лет в музыкальной школе). Всё копируют "с рук", хотя должны развивать слух и играть по слуху!
3) все дети постарше хотят играть классику, но им не хватает ни знания нот, ни техники, ни усидчивости, ни вообще понимания, как можно "разбирать" музыкальное произведение.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Я как раз из тех мам, которые не слишком высокого мнения о музыкальных способностях своего ребенка, просто считаю, что заниматься музыкой полезно. Но вот Надя меня убеждает, что в 5 лет еще ни о чем толком судить нельзя, а вот присутстви желания - это похвально.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: