Чему меня учит ребенок?
На меня опять накатил приступ размышлений и философствования.
Мы воспитываем и учим детей. А чему нас учат дети? Мне кажется, двум самым главным вещам: сдержанности и несдержанности.
Попробую объяснить.
1. Сдержанность.
Каждая мать выбирает для себя и своего ребенка определенную модель воспитания. И в каждой семье случаются периоды, когда ребенок превращается из улыбчивого ангелочка в вопящего монстра. Причины разные: перемена погоды, колики, отказ в новой игрушке или детсадовская адаптация. И для матери это испытание на прочность, проверка нервов. Сдержаться, подавить в себе раздражение, недовольство, ярость. Взять ребенка на руки, прижать к себе, успокоить, объяснить. Не дать себе пойти по легкому пути выплеска негативных эмоций.
Это - сложная наука, не у всех получается ею овладеть. Большинство срываются на крики, шлепки и запреты. Но абсолютно все родители начинают с азов сдержанности.
2. Несдержанность.
В чувствах, эмоциях. Смех, радость. удивление, восторг... Когда мы в последний раз испытывали эти чувства в полной мере? Так, чтобы скакать от радости? Хохотать до слез на глазах? Плакать от обиды?
Мы - взрослые, рассудительные люди. Нас волнуют деньги, карьерный рост, расширение жилплощади, одобрение начальства, поиск лучших школ и детсадов для детей и цены на мясо. Чувствам нет места в нашей жизни. Мы позволяем себе немного расслабиться только в кругу близких друзей, под воздействием алкоголя.
Помню, в детстве я очень часто умоляла маму попрыгать на одной ноге. Мама всегда была серьезна, практична, малоулыбчива. И мне казалось, что прыгание каким-то мистическим образом заставит ее почувствовать свободу, веселье, радость. А я хоть на несколько секунд испытаю восторг от того, что мама - моя подружка и товарищ по игре. Иногда мама сдавалась и уступала моей настойчивости: когда мы возвращались с прогулки и заходили в подъезд, она оглядывалась - не спускается ли кто по лестнице и осторожно подпрыгивала на одной ноге. Теперь, когда я это вспоминаю, мне становится так грустно...
Какое-то время назад я поймала себя на мысли, что наблюдаю за проявлениями эмоций дочери так, будто смотрю захватывающий фильм. Просто невероятно, насколько полно ребенок может отдаваться интересующей его ситуации!
Ксюша смотрит любимый мультик "Жихарка". Все, ребенка в комнате нет, она там - в истории! Жихарка шалит и смеется, Ксюшка хохочет вместе с ей. Вот появляется хитрая лиса, глаза у Ксю становятся огромными, лицо - озабоченным, она грозит лисе пальцем. Вот из печной трубы выскакивает Бабайка - Ксюша всплескивает руками, пугается вместе с главной героиней и, открыв рот, следит за ее побегом.
Мы с мужем засняли на видео, как ребенок смотрит мультик и показали нашим родителям. Они настолько увлеклись, что на их лицах непроизвольно отражались те же чувства, что и у Ксюши.
Когда Ксюшка радуется, она начинает вести себя как маленький щенок: носится по комнате кругами и восторженно пищит, потом падает и хохочет - до икоты и полного изнеможения.
Когда дочка удивляется, ее глаза становятся огромными, она хлопает себя по бедрам и кричит: "Ого!"
У нас была одна ситуация, которая приводила к рыданиям ребенка. Это случалось, когда Ксюшка причиняла мне или мужу боль, мы показывали, как нам больно и обидно, и начинали как бы плакать. Иногда настолько входили в роль, что ребенок верил. И, видя, как плачет Самый Главный и Всемогущий в его жизни человек, Ксюшка тоже начинала плакать. Это выглядело как настоящее ГОРЕ, безысходное, неутешное... Больше мы так никогда не делаем.
А когда ребенок играет? Он настолько увлечен, что хочется поучаствовать в его забавах. Я на всю жизнь запомнила свою первую осмысленную игру с дочкой: мы строили гараж для машинки. Строили, ломали, снова строили... А потом Ксюшка кинулась мне на шею и крепко-крепко обняла. У меня прямо какое-то озарение случилось: как же важно для ребенка, чтобы в его играх принимал участие взрослый человек!
С тех пор, мы часто играем вместе: устраиваем "домики" под одеялом, рисуем картинки мелом на асфальте, бегаем в "догоняхи" (Ксюхин термин) на улице, вызывая осуждение проходящих бабушек, собираем камни, палки, листья, строим горки, крепости, дома из кубиков... Это такое счастье, видеть восторг в глазах ребенка, едва не падать, когда он от избытка чувств кидается тебе на шею и хохочет!
И мне все равно, что подумают окружающие. Когда я по просьбе ребенка изображаю косолапого медведя на улице - мне тоже все равно. И когда соревнуюсь с дочкой, кто лучше изобразит слона. И когда плачу над фильмом, который мы смотрим с мужем. И когда дурю и хохочу до колик в животе вместе с сестрой.
Потому что моя дочка учит меня жить и чувствовать в полную силу. Забывать о том, что я - взрослая, солидная тетя. И смотреть на мир своими глазами - глазами ребенка. Хотя бы иногда.
.
Мы воспитываем и учим детей. А чему нас учат дети? Мне кажется, двум самым главным вещам: сдержанности и несдержанности.
Попробую объяснить.
1. Сдержанность.
Каждая мать выбирает для себя и своего ребенка определенную модель воспитания. И в каждой семье случаются периоды, когда ребенок превращается из улыбчивого ангелочка в вопящего монстра. Причины разные: перемена погоды, колики, отказ в новой игрушке или детсадовская адаптация. И для матери это испытание на прочность, проверка нервов. Сдержаться, подавить в себе раздражение, недовольство, ярость. Взять ребенка на руки, прижать к себе, успокоить, объяснить. Не дать себе пойти по легкому пути выплеска негативных эмоций.
Это - сложная наука, не у всех получается ею овладеть. Большинство срываются на крики, шлепки и запреты. Но абсолютно все родители начинают с азов сдержанности.
2. Несдержанность.
В чувствах, эмоциях. Смех, радость. удивление, восторг... Когда мы в последний раз испытывали эти чувства в полной мере? Так, чтобы скакать от радости? Хохотать до слез на глазах? Плакать от обиды?
Мы - взрослые, рассудительные люди. Нас волнуют деньги, карьерный рост, расширение жилплощади, одобрение начальства, поиск лучших школ и детсадов для детей и цены на мясо. Чувствам нет места в нашей жизни. Мы позволяем себе немного расслабиться только в кругу близких друзей, под воздействием алкоголя.
Помню, в детстве я очень часто умоляла маму попрыгать на одной ноге. Мама всегда была серьезна, практична, малоулыбчива. И мне казалось, что прыгание каким-то мистическим образом заставит ее почувствовать свободу, веселье, радость. А я хоть на несколько секунд испытаю восторг от того, что мама - моя подружка и товарищ по игре. Иногда мама сдавалась и уступала моей настойчивости: когда мы возвращались с прогулки и заходили в подъезд, она оглядывалась - не спускается ли кто по лестнице и осторожно подпрыгивала на одной ноге. Теперь, когда я это вспоминаю, мне становится так грустно...
Какое-то время назад я поймала себя на мысли, что наблюдаю за проявлениями эмоций дочери так, будто смотрю захватывающий фильм. Просто невероятно, насколько полно ребенок может отдаваться интересующей его ситуации!
Ксюша смотрит любимый мультик "Жихарка". Все, ребенка в комнате нет, она там - в истории! Жихарка шалит и смеется, Ксюшка хохочет вместе с ей. Вот появляется хитрая лиса, глаза у Ксю становятся огромными, лицо - озабоченным, она грозит лисе пальцем. Вот из печной трубы выскакивает Бабайка - Ксюша всплескивает руками, пугается вместе с главной героиней и, открыв рот, следит за ее побегом.
Мы с мужем засняли на видео, как ребенок смотрит мультик и показали нашим родителям. Они настолько увлеклись, что на их лицах непроизвольно отражались те же чувства, что и у Ксюши.
Когда Ксюшка радуется, она начинает вести себя как маленький щенок: носится по комнате кругами и восторженно пищит, потом падает и хохочет - до икоты и полного изнеможения.
Когда дочка удивляется, ее глаза становятся огромными, она хлопает себя по бедрам и кричит: "Ого!"
У нас была одна ситуация, которая приводила к рыданиям ребенка. Это случалось, когда Ксюшка причиняла мне или мужу боль, мы показывали, как нам больно и обидно, и начинали как бы плакать. Иногда настолько входили в роль, что ребенок верил. И, видя, как плачет Самый Главный и Всемогущий в его жизни человек, Ксюшка тоже начинала плакать. Это выглядело как настоящее ГОРЕ, безысходное, неутешное... Больше мы так никогда не делаем.
А когда ребенок играет? Он настолько увлечен, что хочется поучаствовать в его забавах. Я на всю жизнь запомнила свою первую осмысленную игру с дочкой: мы строили гараж для машинки. Строили, ломали, снова строили... А потом Ксюшка кинулась мне на шею и крепко-крепко обняла. У меня прямо какое-то озарение случилось: как же важно для ребенка, чтобы в его играх принимал участие взрослый человек!
С тех пор, мы часто играем вместе: устраиваем "домики" под одеялом, рисуем картинки мелом на асфальте, бегаем в "догоняхи" (Ксюхин термин) на улице, вызывая осуждение проходящих бабушек, собираем камни, палки, листья, строим горки, крепости, дома из кубиков... Это такое счастье, видеть восторг в глазах ребенка, едва не падать, когда он от избытка чувств кидается тебе на шею и хохочет!
И мне все равно, что подумают окружающие. Когда я по просьбе ребенка изображаю косолапого медведя на улице - мне тоже все равно. И когда соревнуюсь с дочкой, кто лучше изобразит слона. И когда плачу над фильмом, который мы смотрим с мужем. И когда дурю и хохочу до колик в животе вместе с сестрой.
Потому что моя дочка учит меня жить и чувствовать в полную силу. Забывать о том, что я - взрослая, солидная тетя. И смотреть на мир своими глазами - глазами ребенка. Хотя бы иногда.
.
+143 | отшельница | 72 комментария |
Комментарии
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Так вот вспоминаю эти чувства и хочется больше времени проводить с ребенком, на его уровне, испытывая такие же эмоции. На мнение окружающих я и так всегда.. не обращала внимания... могу слона изобразить хошь с дитем, хошь без дитя... я просто в глубине души (да что уж там, я и на поверхности души тоже) остаюсь дитем))
Так вот вспоминаю эти чувства и хочется больше времени проводить с ребенком, на его уровне, испытывая такие же эмоции. На мнение окружающих я и так всегда.. не обращала внимания... могу слона изобразить хошь с дитем, хошь без дитя... я просто в глубине души (да что уж там, я и на поверхности души тоже) остаюсь дитем))
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Девочки, а чему еще вас ваши дети учат, давайте поделимся!
↑ Перейти к этому комментарию
да уж очень часто родителей вечно ребёнок в чём-то не устраивает, они хотят его переломать под себя, уничтожая его уникальность.
ТОже обожаю быть ребёнком, когда дети рядом, и просто, чтобы разрядить обстановку, подурачится.
Мне даже мой любимый, когда я сердилась на него говорил"а ты попрыгай на одной ножке, потому что когда ты выглядишь смешно, тебе уже не хочется злится"
Потом еще выставить доску, магнитами выложить слова и учить своих подопечных!
смотрю на нею и радуюсь!
Учительница вылетая, только вот громко кричит, я ей. тише. а то соседи подумают, что это я на тебя. а ей хоть бы что!
Тоже когда вспоминаю какие-то мамины действия, только сейчас понимаю, почему она так делала, и еще не произвольно добавляю, а если бы прочитала ту, а еще и ту статью, приняла бы для себя их, ведь было бы намного лучше. И еще очень хочется, чтобы так не думали мои дети..., поэтому стараюсь, но... не всегда получается.
как говорится кто как умеет так и старается для своих деток
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: