Хочешь знать анлийский? Эффективное чтение
Продолжаем разговор про чтение.
В предыдущих статьях шел разговор о пользе чтения для изучения иностранного языка и о словарях. Сегодня мне бы хотелось помочь вам научиться читать английские тексты более эффективно. Описываю все на опыте работы с моими студентами. Надеюсь, что сегодняшние подсказки помогут вам (или вашим детям) сэкономить время при чтении иноязычных текстов.
Часто, работая со студентами, мне приходиться акцентировать их внимание на умение читать без словаря. Многие мои студенты готовятся к международным экзаменам по английскому языку, а там словари не допускаются. Однако студентам надо прочитать текст и ответить на вопросы по тексту - то есть, показать свое умение понять иноязычную статью.
Чаще всего, в учебниках и на экзаменах нам предлагаются тексты из журналов и газет. Могут также быть предложены небольшие эссе. Знание этого факта позволяет разработать стратегию эффективного чтения без словаря. Дело в том, что английский текст следует строго определенному сценарию:
1 Абзац - введение
последний абзац - заключение
Абзацы между первым и последним - тело текста - поясняют основную идею, заявленную во введении. Каждый такой параграф начинается с предложения, объясняющего о чем будет этот абзац. Такое предложение называется topic sentence.
Эффективное чтение происходит в несколько этапов (шагов).
Шаг 1.
Читаем всю статью от начала и до конца, не останавливаясь на незнакомых словах. Пытаемся понять основную идею статьи.
Шаг 2.
Читаем (если есть время, то можно и выписать) первый абзац, первое предложение каждого абзаца и последний абзац. Таким образом у нас будет на руках краткий пересказ текста (только главные пункты). Первое предложение каждого абзаца дает нам информацию о его содержании. Все остальные предложения будут объяснениями, примерами, деталями.
Шаг 3
Читаем весь текст ещё раз.
После третьего шага у читателя должно быть уже очень хорошее понимание текста. Если же остались какие-то непонятные моменты, можно проверить себя по словарю (если вы, конечно, не на экзамене) и прояснить все недопонимания текста.
Прочитав текст 3 раза, можно переходить к вопросам. Читаем вопрос и тут же наш мозг, подготовленный эффективным прочтением текста, подскажет нам, к какому абзацу текста следует обратиться, чтобы найти ответ на вопрос. Эффективное чтение позволяет значительно снизить время поиска ответов на вопросы.
Если же вы читаете для обучения, а не для экзамена, вам может быть полезным следующий прием - чтение текста вдвоем по абзацам. Этот прием помогает не только развить навыки чтения, но и навыки пересказа (а это на шаг приближает нас к речи) Работа по этой методике предельно проста.
Шаг 1
Читаем первый абзац текста (можно вслух). Закрываем текст
Шаг 2
Поворачиваемся к соседу по парте или к другу (ребенку), с которым вы занимаетесь и рассказываете 3 вещи, которые вы запомнили из абзаца.
Повторяем шаг 1 и 2 по абзацам до конца текста.
Шаг 3
Ещё раз прочитываем текст от начала и до конца без остановки. Закрываем текст. Рассказываем друг другу три вещи из текста, которые не упоминались раньше.
После такого активного прочтения ни один вопрос не ускользнет от вашего внимания. Проблема только в поиске партнера для чтения. Но если у вас есть дети, изучающие английский язык, такой метод будет очень действенен в выполнении домашнего задания. Попробуйте. Главное быть внимательными и настойчивыми. Читайте так все тексты из учебника с вашим ребенком. Да, это означает, что английский язык ваши дети будут делать с вами. Но это также и означает, что дети будут лучше продвигаться в изучении этого языка. А вместе с ними и вы начнете лучше понимать тексты.
Приятного всем вам чтения!
В предыдущих статьях шел разговор о пользе чтения для изучения иностранного языка и о словарях. Сегодня мне бы хотелось помочь вам научиться читать английские тексты более эффективно. Описываю все на опыте работы с моими студентами. Надеюсь, что сегодняшние подсказки помогут вам (или вашим детям) сэкономить время при чтении иноязычных текстов.
Часто, работая со студентами, мне приходиться акцентировать их внимание на умение читать без словаря. Многие мои студенты готовятся к международным экзаменам по английскому языку, а там словари не допускаются. Однако студентам надо прочитать текст и ответить на вопросы по тексту - то есть, показать свое умение понять иноязычную статью.
Чаще всего, в учебниках и на экзаменах нам предлагаются тексты из журналов и газет. Могут также быть предложены небольшие эссе. Знание этого факта позволяет разработать стратегию эффективного чтения без словаря. Дело в том, что английский текст следует строго определенному сценарию:
1 Абзац - введение
последний абзац - заключение
Абзацы между первым и последним - тело текста - поясняют основную идею, заявленную во введении. Каждый такой параграф начинается с предложения, объясняющего о чем будет этот абзац. Такое предложение называется topic sentence.
Эффективное чтение происходит в несколько этапов (шагов).
Шаг 1.
Читаем всю статью от начала и до конца, не останавливаясь на незнакомых словах. Пытаемся понять основную идею статьи.
Шаг 2.
Читаем (если есть время, то можно и выписать) первый абзац, первое предложение каждого абзаца и последний абзац. Таким образом у нас будет на руках краткий пересказ текста (только главные пункты). Первое предложение каждого абзаца дает нам информацию о его содержании. Все остальные предложения будут объяснениями, примерами, деталями.
Шаг 3
Читаем весь текст ещё раз.
После третьего шага у читателя должно быть уже очень хорошее понимание текста. Если же остались какие-то непонятные моменты, можно проверить себя по словарю (если вы, конечно, не на экзамене) и прояснить все недопонимания текста.
Прочитав текст 3 раза, можно переходить к вопросам. Читаем вопрос и тут же наш мозг, подготовленный эффективным прочтением текста, подскажет нам, к какому абзацу текста следует обратиться, чтобы найти ответ на вопрос. Эффективное чтение позволяет значительно снизить время поиска ответов на вопросы.
Если же вы читаете для обучения, а не для экзамена, вам может быть полезным следующий прием - чтение текста вдвоем по абзацам. Этот прием помогает не только развить навыки чтения, но и навыки пересказа (а это на шаг приближает нас к речи) Работа по этой методике предельно проста.
Шаг 1
Читаем первый абзац текста (можно вслух). Закрываем текст
Шаг 2
Поворачиваемся к соседу по парте или к другу (ребенку), с которым вы занимаетесь и рассказываете 3 вещи, которые вы запомнили из абзаца.
Повторяем шаг 1 и 2 по абзацам до конца текста.
Шаг 3
Ещё раз прочитываем текст от начала и до конца без остановки. Закрываем текст. Рассказываем друг другу три вещи из текста, которые не упоминались раньше.
После такого активного прочтения ни один вопрос не ускользнет от вашего внимания. Проблема только в поиске партнера для чтения. Но если у вас есть дети, изучающие английский язык, такой метод будет очень действенен в выполнении домашнего задания. Попробуйте. Главное быть внимательными и настойчивыми. Читайте так все тексты из учебника с вашим ребенком. Да, это означает, что английский язык ваши дети будут делать с вами. Но это также и означает, что дети будут лучше продвигаться в изучении этого языка. А вместе с ними и вы начнете лучше понимать тексты.
Приятного всем вам чтения!
Комментарии
Спасибо за познавательную статью!
А вот на чтение мои советы вполне могут пригодиться. Тексты в IELTS построены как раз по описанному выше принципу.
Вы меня сейчассильно обнадежили! А то еще ничего не началось, а я уже нервничаю...
↑ Перейти к этому комментарию
Думаю эта методика работает не только с английским языком)
попробую на японском
ну где ж ты была 10 лет назад? когда я сдавала экзамены?!
спасибо! интересно! и полезно!
ЗЫ буду пользоваться при написании своих эссэ ))
Ой, вот только надо придумать, в какой раздел её впихнуть.
Just in case, this is the link to the post about essays. One of the moderators moved it from the articles because I wrote it in English.
PS cool picture )))
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: