Как работает иммунитет, откуда болезни?
Зимой самой актуальной темой всех форумов становится вопрос укрепления иммунитета ребенка. Термин «снижение иммунитета», наверное, второй по популярности среди жалоб родителей. О том, что у ребенка есть иммунитет, знают все, многие еще подозревают, что он у него куда-то «падает», его снижают антибиотики, насморк и всеми любимый дисбактериоз. Поэтому, ребенок часто болеет… Казалось бы, все логично, но на самом деле вовсе нет, зная физиологию иммунной системы, все происходит с точностью до наоборот. Частые болезни ребенка говорят об активной работе иммунитета. Другое дело, что лечим мы их неправильно, сознательно затягивая течение банального насморка на недели…
Об иммунитете можно писать много, но остановлюсь пока на некоторых актуальных вопросах.
Что такое иммунитет?
Иммунитет – это способность организма противостоять инфекционным и неинфекционным агентам за счет выработки особых веществ. Иммунитет – это не только убийца вирусов и микробов. Он частично борется с глистными инвазиями, и даже удаляет из организма перерождающиеся и раковые клетки (правда не всегда это эффективно – но это уже другая история).
Врожденный иммунитет, это способность за счет генетических особенностей вида не болеть некоторыми видами болезней других видов. Нам не опасны многие болезни животных за счет того, что у нас разный с животными генный состав. Эти особенности родители передают по наследству своим детям. Но в большинстве своем мы воспринимаем это как само собой разумеющееся. В большей части всех родителей интересует та часть иммунитета, что ответственна за болезни их детей – приобретенный иммунитет, именно об этом понятии и подразумевают все, упоминая слово «иммунитет». Его делят на две больших группы – пассивную и активную защиту организма.
Пассивный, как понятно из самого определения, это иммунитет, который дается без затрат усилий организма. Проще говоря – это полученные готовые антитела или другие вещества для борьбы с инфекцией. Это делается несколькими способами – получается ребенком через плаценту до рождения, с грудным молоком после него, или при введении особых веществ, сывороток с готовыми антителами. К сожалению, такой иммунитет не стойкий – антитела расходуются «здесь и сейчас», про запас они не отложатся и собственную иммунную систему не обучат.
Этим занят активный иммунитет, он формируется всю жизнь человека, но наиболее активно он работает в первые годы жизни, когда контакт с новыми и незнакомыми ему веществами (микробы, вирусы, аллергены и т.д.) наиболее велик.
Активный иммунитет формируется к любому веществу, попавшему в организм и обладающему антигенными свойствами, организм рассматривает эти вещества как потенциальную угрозу и нейтрализует их. Это может быть в результате болезни, аллергии или вакцинации, суть механизма одна и та же, только вот степень выраженности ответа организма разная. На попадание вещества (антигена) иммунная система производит выработку антитела и в дополнение к этому еще некоторых веществ, усиливающих защитный эффект (интерфероны, лизоцим, система комплемента и т.д.).
Антигенами чаще всего выступают вирусы, микробы, аллергены, реже паразиты и частицы опухолевых или трансформированных клеток организма, а при поломках иммунитета – даже здоровые клетки собственного организма. Многие антигены могут нанести существенный вред организму малыша, поэтому антитела связывают их, образуя комплекс «антиген-антитело», которые растворим в плазме крови и неопасен для организма. Он постепенно выводится из организма ребенка почками или печенью.
По такому механизму организм и сопротивляется болезням. Если организм ни разу не встречал инфекции (малыш впервые заболел данной болезнью), на то, чтобы выработать антитела уходит достаточно продолжительное время – от 2-3 до 5-10 суток. А если организм уже встречал ранее болезнь (малыша прививали от нее или он переболел), антитела синтезируются быстро и ребенок или не заболевает вовсе, или переносит болезнь очень легко. К сожалению, и вирусов с микробами тоже очень большое количество, а они в большинстве своем и вызывают болезни детей. Поэтому, переболев одним вирусом, ребенок получает иммунитет только к нему, а другие тысячи для него все также опасны…
За что еще отвечает иммунная система?
Иммунная система кроме формирования антител, занята еще и другими задачами. Прежде всего – она помогает в устранении вредных воздействий вирусов и микробов, повышает температуру, не давая им размножаться, развивает воспаление на месте внедрения инфекции. Она же принимает участие в формировании сыпи и зуда при аллергии.
Основные клетки, которые работают на систему иммунитета, это лейкоциты и лимфоциты. Именно их врачи смотрят в анализе крови, выискивая воспаление или аллергию. Но зачем они там, есть же антитела? Иногда одних антител недостаточно, ведь нужно еще и устранять последствия, нанесенные инфекцией и знакомить новые иммунные клетки с инфекционным агентом. Поэтому, лейкоциты выступают первым рубежом обороны. Они как солдаты, мигом перебрасываются в зону воспаления, где появился микроб или вирус, нападают на них, иногда даже ценой разрушения собственных клеток. Лейкоциты поглощают поврежденные клетки (если это вирусы), или поглощают микробы и формируют гной, если это бактерии, выделяют вещества, усиливающие приток сюда крови - в результате образуется очаг воспаления с краснотой, болью и отечностью. Если микроб появился в носу – получится насморк, если в горле – будет больно глотать, если в кишечнике – будет понос. Частично иммунитету помогают и тромбоциты, а также секретируемые организмом биологические жидкости – слезы, слюна, пот, слизь желудка и кишечника, кровь.
Иммуноглобулины.
Но самая основная роль в иммунитете отводится лимфоцитам – они осуществляют синтез иммуноглобулинов, которые как раз и являются основой иммунной защиты и формированием иммунной памяти. Они обезвреживают уже попавших возбудителей и синтезируют особый класс иммуноглобулинов, сохраняющихся «на память». Это позволяет иммунной системе при повторной встрече быстро вспомнить неприятеля и уничтожить его до развития болезни.
Именно иммуноглобулины проверяют, исследуя иммунный статус, и наличие иммунитета (или прививки) к той или иной инфекции. Всего выделяется пять классов иммуноглобулинов, их все обозначают латинскими буквами Ig.
1.Самые небольшие по размерам, а от того, легко проникающие во все слизистые оболочки IgA, или секреторные иммуноглобулины выполняют роль защиты в местах наибольшего контакта с неприятелем. Они входят в состав почти всех секретов организма – слезы, слюны, половых секретов, слизи в пищеварительном тракте, и не имеют избирательности. То есть, они в отличие от всех других иммуноглобулинов, нападают на всех вирусов и микробов, не давая проникнуть через слизистые оболочки. К сожалению, их концентрация у детей еще очень маленькая, постепенно доходит до уровня взрослых годам к 3-5. Именно тогда малыш лучше сопротивляется обилию вирусов и микробов, которые на него обрушивает коллектив и меньше болеет в саду.
2.Острофазный или IgM, это особый белок. Вырабатываемый в ответ на определенный микроб или вирус в самом начале болезни. Он небольшого веса и размера, а значит, легко проникает во все ткани организма с током крови и обезвреживает возбудителей болезни. По наличию этого иммуноглобулина в крови можно судить о том, что ребенок болеет или только переболел какой-либо инфекцией. Например, это важно в спорных случаях или при непонятной клинике, например, отличить краснуху от аллергии, - тогда наличие антител к краснухе класса IgM точно укажет на болезнь, а если их нет – значит это не она.
3. Иммуноглобулин памяти или класс IgG, второй по важности иммуноглобулин, вырабатывается на каждую болезнь отдельно и является маркером памяти, он появляется. Когда в организме сформировался иммунитет и хранится на весь период сохранения иммунитета. По уровню этих иммуноглобулинов оценивают, болел ли ребенок или вакцинирован от, например, кори. Наличие IgG к кори говорит об иммунитете. Однако, нужно оговориться, что иногда в сочетании с другими иммуноглобулинами, он может говорить о наличии хронического процесса в организме.
4. Аллергический или реагeновый IgE, появляется только в условиях патологической работы иммунной системы – при формировании аллергии немедленного типа. Это условия, когда иммунная система чрезмерно реагирует на вполне обычные для человека вещества – продукты, косметику, лекарства и прочее. Этот иммуноглобулин выделяется сенсибилизированными лимфоцитами (то есть повышенно чувствительными или раздраженными аллергенами). Он делится на общий – то есть показывающий вообще уровень аллергенности организма, и специфический показывающий выработку чувствительности к каждому конкретному аллергену.
5. Самый загадочный на данном этапе IgD, роль которого в процессах иммунитета еще до конца не выяснена. Но подозревается, что он играет роль в опухолевых и аллергических процессах.
Если вы думаете, что на этом работа иммунитета закончена, то вы ошибаетесь. Существует еще масса систем защины, потому, как организм очень сложная машина, а атакующих его агентов-вредителей крайне много. К таким относится, например, система интерферона и комплемента, о ней мы поговорим в другой раз – она заслуживает отдельного разговора.
Особенности детей.
Но вам все еще до сих пор не понятно, почему же дети часто болеют? Причин тому много, но система иммунной защиты играет не последнюю роль. Мы уже касались вопроса о незрелости иммунитета, особенно это касается защиты слизистых оболочек носа, горла и кишечника. Кроме того, дети не имеют иммунитета к большинству инфекций, что носим мы в своей ротоглотке (при хронической ангине, синусите, гингивите) и кариозных зубах. Для них опасен герпес, который часто протекает у взрослых скрыто. Отсюда и возникает частая заболеваемость. Главное – это как ребенок болеет и как выздоравливает – болезни сами по себе – это не плохо, это тренировка иммунитета, главное, чтобы болезни не затягивались и не принимали хронической формы. Но об этом мы еще поговорим в следующий раз…
Об иммунитете можно писать много, но остановлюсь пока на некоторых актуальных вопросах.
Что такое иммунитет?
Иммунитет – это способность организма противостоять инфекционным и неинфекционным агентам за счет выработки особых веществ. Иммунитет – это не только убийца вирусов и микробов. Он частично борется с глистными инвазиями, и даже удаляет из организма перерождающиеся и раковые клетки (правда не всегда это эффективно – но это уже другая история).
Врожденный иммунитет, это способность за счет генетических особенностей вида не болеть некоторыми видами болезней других видов. Нам не опасны многие болезни животных за счет того, что у нас разный с животными генный состав. Эти особенности родители передают по наследству своим детям. Но в большинстве своем мы воспринимаем это как само собой разумеющееся. В большей части всех родителей интересует та часть иммунитета, что ответственна за болезни их детей – приобретенный иммунитет, именно об этом понятии и подразумевают все, упоминая слово «иммунитет». Его делят на две больших группы – пассивную и активную защиту организма.
Пассивный, как понятно из самого определения, это иммунитет, который дается без затрат усилий организма. Проще говоря – это полученные готовые антитела или другие вещества для борьбы с инфекцией. Это делается несколькими способами – получается ребенком через плаценту до рождения, с грудным молоком после него, или при введении особых веществ, сывороток с готовыми антителами. К сожалению, такой иммунитет не стойкий – антитела расходуются «здесь и сейчас», про запас они не отложатся и собственную иммунную систему не обучат.
Этим занят активный иммунитет, он формируется всю жизнь человека, но наиболее активно он работает в первые годы жизни, когда контакт с новыми и незнакомыми ему веществами (микробы, вирусы, аллергены и т.д.) наиболее велик.
Активный иммунитет формируется к любому веществу, попавшему в организм и обладающему антигенными свойствами, организм рассматривает эти вещества как потенциальную угрозу и нейтрализует их. Это может быть в результате болезни, аллергии или вакцинации, суть механизма одна и та же, только вот степень выраженности ответа организма разная. На попадание вещества (антигена) иммунная система производит выработку антитела и в дополнение к этому еще некоторых веществ, усиливающих защитный эффект (интерфероны, лизоцим, система комплемента и т.д.).
Антигенами чаще всего выступают вирусы, микробы, аллергены, реже паразиты и частицы опухолевых или трансформированных клеток организма, а при поломках иммунитета – даже здоровые клетки собственного организма. Многие антигены могут нанести существенный вред организму малыша, поэтому антитела связывают их, образуя комплекс «антиген-антитело», которые растворим в плазме крови и неопасен для организма. Он постепенно выводится из организма ребенка почками или печенью.
По такому механизму организм и сопротивляется болезням. Если организм ни разу не встречал инфекции (малыш впервые заболел данной болезнью), на то, чтобы выработать антитела уходит достаточно продолжительное время – от 2-3 до 5-10 суток. А если организм уже встречал ранее болезнь (малыша прививали от нее или он переболел), антитела синтезируются быстро и ребенок или не заболевает вовсе, или переносит болезнь очень легко. К сожалению, и вирусов с микробами тоже очень большое количество, а они в большинстве своем и вызывают болезни детей. Поэтому, переболев одним вирусом, ребенок получает иммунитет только к нему, а другие тысячи для него все также опасны…
За что еще отвечает иммунная система?
Иммунная система кроме формирования антител, занята еще и другими задачами. Прежде всего – она помогает в устранении вредных воздействий вирусов и микробов, повышает температуру, не давая им размножаться, развивает воспаление на месте внедрения инфекции. Она же принимает участие в формировании сыпи и зуда при аллергии.
Основные клетки, которые работают на систему иммунитета, это лейкоциты и лимфоциты. Именно их врачи смотрят в анализе крови, выискивая воспаление или аллергию. Но зачем они там, есть же антитела? Иногда одних антител недостаточно, ведь нужно еще и устранять последствия, нанесенные инфекцией и знакомить новые иммунные клетки с инфекционным агентом. Поэтому, лейкоциты выступают первым рубежом обороны. Они как солдаты, мигом перебрасываются в зону воспаления, где появился микроб или вирус, нападают на них, иногда даже ценой разрушения собственных клеток. Лейкоциты поглощают поврежденные клетки (если это вирусы), или поглощают микробы и формируют гной, если это бактерии, выделяют вещества, усиливающие приток сюда крови - в результате образуется очаг воспаления с краснотой, болью и отечностью. Если микроб появился в носу – получится насморк, если в горле – будет больно глотать, если в кишечнике – будет понос. Частично иммунитету помогают и тромбоциты, а также секретируемые организмом биологические жидкости – слезы, слюна, пот, слизь желудка и кишечника, кровь.
Иммуноглобулины.
Но самая основная роль в иммунитете отводится лимфоцитам – они осуществляют синтез иммуноглобулинов, которые как раз и являются основой иммунной защиты и формированием иммунной памяти. Они обезвреживают уже попавших возбудителей и синтезируют особый класс иммуноглобулинов, сохраняющихся «на память». Это позволяет иммунной системе при повторной встрече быстро вспомнить неприятеля и уничтожить его до развития болезни.
Именно иммуноглобулины проверяют, исследуя иммунный статус, и наличие иммунитета (или прививки) к той или иной инфекции. Всего выделяется пять классов иммуноглобулинов, их все обозначают латинскими буквами Ig.
1.Самые небольшие по размерам, а от того, легко проникающие во все слизистые оболочки IgA, или секреторные иммуноглобулины выполняют роль защиты в местах наибольшего контакта с неприятелем. Они входят в состав почти всех секретов организма – слезы, слюны, половых секретов, слизи в пищеварительном тракте, и не имеют избирательности. То есть, они в отличие от всех других иммуноглобулинов, нападают на всех вирусов и микробов, не давая проникнуть через слизистые оболочки. К сожалению, их концентрация у детей еще очень маленькая, постепенно доходит до уровня взрослых годам к 3-5. Именно тогда малыш лучше сопротивляется обилию вирусов и микробов, которые на него обрушивает коллектив и меньше болеет в саду.
2.Острофазный или IgM, это особый белок. Вырабатываемый в ответ на определенный микроб или вирус в самом начале болезни. Он небольшого веса и размера, а значит, легко проникает во все ткани организма с током крови и обезвреживает возбудителей болезни. По наличию этого иммуноглобулина в крови можно судить о том, что ребенок болеет или только переболел какой-либо инфекцией. Например, это важно в спорных случаях или при непонятной клинике, например, отличить краснуху от аллергии, - тогда наличие антител к краснухе класса IgM точно укажет на болезнь, а если их нет – значит это не она.
3. Иммуноглобулин памяти или класс IgG, второй по важности иммуноглобулин, вырабатывается на каждую болезнь отдельно и является маркером памяти, он появляется. Когда в организме сформировался иммунитет и хранится на весь период сохранения иммунитета. По уровню этих иммуноглобулинов оценивают, болел ли ребенок или вакцинирован от, например, кори. Наличие IgG к кори говорит об иммунитете. Однако, нужно оговориться, что иногда в сочетании с другими иммуноглобулинами, он может говорить о наличии хронического процесса в организме.
4. Аллергический или реагeновый IgE, появляется только в условиях патологической работы иммунной системы – при формировании аллергии немедленного типа. Это условия, когда иммунная система чрезмерно реагирует на вполне обычные для человека вещества – продукты, косметику, лекарства и прочее. Этот иммуноглобулин выделяется сенсибилизированными лимфоцитами (то есть повышенно чувствительными или раздраженными аллергенами). Он делится на общий – то есть показывающий вообще уровень аллергенности организма, и специфический показывающий выработку чувствительности к каждому конкретному аллергену.
5. Самый загадочный на данном этапе IgD, роль которого в процессах иммунитета еще до конца не выяснена. Но подозревается, что он играет роль в опухолевых и аллергических процессах.
Если вы думаете, что на этом работа иммунитета закончена, то вы ошибаетесь. Существует еще масса систем защины, потому, как организм очень сложная машина, а атакующих его агентов-вредителей крайне много. К таким относится, например, система интерферона и комплемента, о ней мы поговорим в другой раз – она заслуживает отдельного разговора.
Особенности детей.
Но вам все еще до сих пор не понятно, почему же дети часто болеют? Причин тому много, но система иммунной защиты играет не последнюю роль. Мы уже касались вопроса о незрелости иммунитета, особенно это касается защиты слизистых оболочек носа, горла и кишечника. Кроме того, дети не имеют иммунитета к большинству инфекций, что носим мы в своей ротоглотке (при хронической ангине, синусите, гингивите) и кариозных зубах. Для них опасен герпес, который часто протекает у взрослых скрыто. Отсюда и возникает частая заболеваемость. Главное – это как ребенок болеет и как выздоравливает – болезни сами по себе – это не плохо, это тренировка иммунитета, главное, чтобы болезни не затягивались и не принимали хронической формы. Но об этом мы еще поговорим в следующий раз…
Комментарии
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Алена?
↑ Перейти к этому комментарию
Не медвежья ли это услуга для иммунитета?
Может заблуждаюсь?
↑ Перейти к этому комментарию
ох,сколько же я жду ваших статей!!
↑ Перейти к этому комментарию
я уже боюсь наших местных врачей
↑ Перейти к этому комментарию
У меня единственный вопрос - это когда-нибудь кончится? Не можем ходить в сад, общаться с другими детьми, ходить в гости и никого не зовем (либо болеем, либо только-только выздоровели). С работы пришлось уйти, "попросили".
Что делать? Перепробовали уже все иммуномодуляторы. Виферон в холодильнике лежит стабильно. Интерферон, Рибомунил.
Мой сынишка стал в этом году ходить в садик и стали часто болеть. Я понимаю, что это период адаптации и у всех он проходит по разному. Но что больше всего волнует, так это то. что после болезни мы приходим в группу и видим деток, которые приходят туда с соплями и кашлем. Естественно через некоторое время мы снова болеем.
Что Вы могли бы посоветовать для профилактики, может какие-то витамины подавать ребенку? И как Вы относитесь к ИРС-19?
↑ Перейти к этому комментарию
Но иммунная система все равно запоминает
хотя каким то чудесным образом подцепил розеолу)))
↑ Перейти к этому комментарию
У меня дочь аллергик. Ветрянка, корь, грипп, ОРЗ, ОРВИ всё обходит стороной, с раннего детства наши спутники ларингит, бронхит, сейчас добавился тонзилит.
Спит раскрытая, моеться в прохладной воде, на улице часто бывает.Если будут еще дополнения, приму с радостью.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: