Запоры у ребенка - откуда они? часть первая.
Одна из самых актуальных проблем в детской практике – это запоры. В первые годы жизни с проблемами стула сталкиваются почти все родители. Эта проблема до сих пор важна потому, что лечить запоры нелегко. Необходимо и четкое понимание механизма, и ответственный подход родителей, и время с терпением, запор не лечится за 1-2 дня. Поэтому, давайте разберем проблему в деталях.
Работа кишечника.
Чтобы понимать, откуда берутся запоры, для начала стоит разобраться, как работает пищеварение в обычных условиях. Малыш начинает тренировать кишечник еще внутриутробно, заглатывая около-плодные воды, в них мало частиц, но для тренировки этого вполне достаточно. К моменту родов в кишечнике крошки скапливается первородный кал-меконий. В первые двое-трое суток, под действием молозива, ребенок опорожняет кишечник, а потом начинает образовываться обычный детский стул. Чтобы кишечник работал как часы, за его работой надзирает нервная система, особые гормоны и выделение особых пищеварительных ферментов.
Первоначально вся пища попадает в рот, пережевывается (если есть зубки) или глотается (если это пюре). Передвижение пищи по кишке осуществляется благодаря ритмичным сокращениям кишки в одном направлении – от желудка к прямой кишке (это называют перистальтикой). Нервная система следит за тем, чтобы сокращения были равномерными, ритмичными и в нужном направлении. Выделение гормонов, особых ферментов или желчи может активировать работу кишечника, например, адреналин вызывает «медвежью болезнь».
Запор может начаться в нескольких случаях:
- если к стенке кишки импульсы от нервной системы доходят долго или нерегулярно, например, если нервная система поражена болезнью.
- если в просвет кишки выделяется мало желчи. Желчь раздражает стенки кишки, активируя их перистальтику.
- если есть недостаток гормонов, например, при гипотиреозе мало гормонов щитовидной железы, а они активируют кишечник.
- если пища очень сухая, плотная или ее очень много.
Тогда происходит нарушение формирования правильного сокращения кишки, в толстом кишечнике начинается запор, то есть застаивается содержимое. В толстой кишке всасывается большая часть жидко-сти, и чтобы массы активно двигались, они должны иметь определенный объем и густоту. Если объем маленький, а массы жидкие, они будут стоять в кишечнике долго, пока не накопится необходимый объ-ем содержимого, который будет вызывать активизацию сокращений стенок кишки. Именно поэтому у детей формируется физиологически редкий стул в первые месяцы жизни - отработанных веществ мало, пока они накопятся, необходимо время.
Проблема запора обычно возникает при введении достаточно больших объемов прикорма. Пока еще кишечник работает вяло, он только учится правильному сокращению, и если каловые массы будут стоять там долго, они обезводятся и станут очень плотными, что еще больше затруднит их выход. Поэтому, для детей важно выбирать правильные консистенции и состав прикорма. В нем должно быть достаточно пищевых волокон, которые стимулируют работу кишки, удерживая на себе воду, а значит, тем самым создают объем в кишке.
Для детей старше года в проблеме запора начинает играть роль и кора головного мозга. Если процесс опорожнения несколько раз вызвал у ребенка боль или неприятные ощущения, малыш может начать сознательно сдерживать стул, что усугубляет проблему – формируются «боязнь горшка» и «психологический запор».
Норма стула.
Но когда же речь идет о запоре, а когда проблемы не существует? Дети, как и взрослые, это индивидуальные личности со своими обменом веществ. Поэтому, частота и характер нормального стула у каждого ребенка свои, и могут отличаться даже у близнецов. Кроме того, на стул влияет еще и характер вскармливания – грудничок ваш малыш или искусственник.
До введения прикорма у грудничка стул может быть от нескольких раз в день маленьким объемом до одного раза в 5-7 дней, большим объемом. При этом консистенция его от жидкой почти водички до густой кашицы. У детей, которых кормят смесью, стул может быть от 2-4 раз в день, до раза в один-два дня, потому, что смесь так хорошо, как грудное молочко, не всегда усваивается.
После введения прикорма стул у детей может становиться ежедневным, или раз в два дня, кашицеобразным или даже в виде колбаски, но она мягкой консистенции. Примерно к 2-3 летнему возрасту стул становится похожим на взрослый.
Запором считают даже ежедневный стул, если он в виде овечьих шариков, плотного цилиндра (как сырокопченая колбаса, сухой), или широкой плотной ленты.
Если это запор.
При запоре нарушается нормальная функция кишечника и его перистальтика, в результате страдает, так или иначе, весь организм ребенка. Запором считают нарушения акта дефекации, при которых происходит нарушение характера стула (овечьи каки, лентовидный или цилиндрический стул, сухой, фрагментированный стул) в сочетании с удлинением интервалов между опорожнениями или без них. При запоре также может отмечаться сильное натуживание, боль при дефекации, кровь в стуле и общее нарушение в состоянии здоровья малыша.
Запор может возникнуть остро – например, при обезвоживании ребенка или при еде всухомятку, при злоупотреблении лекарствами по типу «Смекты» или Энтеросгеля.
Но чаще всего запоры бывают хроническими, считается, что если у ребенка есть проблемы со стулом более 3 раз в неделю – это хронический запор.
Виды запора.
Все запоры подразделяются на:
1. Органические (когда есть анатомический дефект кишки, который мешает ее работе). Такие запоры не устраняются даже при коррекции диеты, приеме слабительных и не дают кишечнику нормально рабо-тать. При упорном запоре у маленького ребенка, практически с рождения, прежде всего, начинают с исключения таких болезней как мегаколон (болезнь Гиршпрунга) и долихосигма. Это состояния. когда толстая кишка либо анатомически слишком широкая как мешок (мегаколон) либо слишком длинная с избыточными петлями (долихосигма). К этой же группе причисляют опухоли, полипы и спайки в стенках кишки, рубцы после травм и операций, мешающие нормальной работе кишок. Эти состояния обычно лечат хирурги.
2. Функциональные – когда есть несогласованность работы нервной, гормональной и ферментной системы, какие-то внешние или внутренние временные препятствия мешают кишечнику нормально рабо-тать, а сам кишечник при этом не имеет дефектов в строении. В проблеме запора немалоажную роль играет и мышечный тонус, по принципу нарушения мышечного тонуса запоры можно условно разделить на атонические (гипотонические) и спастические (гипертонические).
Атонический запор – это когда мышцам не хватает сил держать стенку кишки в тонусе. Она расширяется, и каловые массы движутся медленно и становятся широкими в обхвате. Стенка кишки не имеет достаточной силы, чтоб активно продвигать каловые массы – как результат редкие дефекации большим по объему каловым цилиндром. Такое бывает при общей мышечной гипотонии, у ослабленных детей, при рахите, анемии.
При гипертоническом запоре проблема обратная, мышцы кишки находятся в выраженном тонусе, за счет чего некоторые участки кишки приходят в спазм, стенка кишки становится плотной, а просвет кишки – узким, и они не дают каловым массам продвигаться равномерно. Каловые массы, в таком случае, могут застаиваться, уплотняются, и дают форму шариков, фрагментированных, сухих кусочков.
Самые частые причины запоров.
Конечно, у каждого конкретного крохи могут сочетаться несколько причин, усугубляющих течение друг друга. Однако, врачи выделяют несколько групп самых распространенных причин запоров у ма-лышей и деток постарше. Чтобы правильно лечить запор – надо знать его причину, устраните причину – запор перестанет быть вашей проблемой. А самое прискорбное во всех причинах, что 90% всех запоров – это наши с вами, дорогие родители, неправильные действия и только 10% запоров вызваны реально болезненными проблемами.
Итак, у малышей, которые кормятся грудью, запоры чаще всего вызывает неправильное питание мамы. Обычно это ограничение жидкости, диеты, в том числе и гипоаллергенные, противоколиковые и про-чие. Все эти диеты совершенно не помогают, приводят к запору у самой матери, и как следствие могут вызывать проблемы стула у малыша. Все материнские диеты в конечном итоге приводят к снижению количества молока, снижению поступления к ребенку жидкости и запору.
Искусственное вскармливание, особенно без дополнительного допаивания – это фактор риска запоров. Поэтому, детям на ИВ необходим правильный подбор смеси, четкий расчет объема кормлений (по фактическому весу) и допаивание водой в объеме не менее одного кормления в сутки.
Одна из частых причин запоров – недостаточное потребление жидкости при введении прикормов. Многие мамы думают, что если они ввели прикорм и все еще кормят грудью, пить дополнительно малышу не надо. Однако, это не всегда верно, если прикорм густой (гуще консистенции кефира), вода нужна обязательно. Густая пища пока не может целиком обработаться ферментами, образует в кишечнике плотный комок, который может вызвать запоры. пищеварение напрягается сильнее и может произойти срыв.
Запор может спровоцировать быстрый переход с ГВ на ИВ, или с одной смеси на другую. Смесь требу-ет при переваривании напряжения ферментных систем. Они медленно подстраиваются под новое питание. При резком переходе он могут просто отказать, и тогда пища будет застаиваться в кишечнике и формировать запоры. Таким же образом влияет и перекорм смесью, когда ее разводят и дают не на фактический вес, а ориентируясь на откровенно (и причем сознательно) завышенные цифры на банках.
Это далеко не все причины запоров, во второй части материала мы продолжим подробный разбор причин. А потом поговорим о лечении.
Работа кишечника.
Чтобы понимать, откуда берутся запоры, для начала стоит разобраться, как работает пищеварение в обычных условиях. Малыш начинает тренировать кишечник еще внутриутробно, заглатывая около-плодные воды, в них мало частиц, но для тренировки этого вполне достаточно. К моменту родов в кишечнике крошки скапливается первородный кал-меконий. В первые двое-трое суток, под действием молозива, ребенок опорожняет кишечник, а потом начинает образовываться обычный детский стул. Чтобы кишечник работал как часы, за его работой надзирает нервная система, особые гормоны и выделение особых пищеварительных ферментов.
Первоначально вся пища попадает в рот, пережевывается (если есть зубки) или глотается (если это пюре). Передвижение пищи по кишке осуществляется благодаря ритмичным сокращениям кишки в одном направлении – от желудка к прямой кишке (это называют перистальтикой). Нервная система следит за тем, чтобы сокращения были равномерными, ритмичными и в нужном направлении. Выделение гормонов, особых ферментов или желчи может активировать работу кишечника, например, адреналин вызывает «медвежью болезнь».
Запор может начаться в нескольких случаях:
- если к стенке кишки импульсы от нервной системы доходят долго или нерегулярно, например, если нервная система поражена болезнью.
- если в просвет кишки выделяется мало желчи. Желчь раздражает стенки кишки, активируя их перистальтику.
- если есть недостаток гормонов, например, при гипотиреозе мало гормонов щитовидной железы, а они активируют кишечник.
- если пища очень сухая, плотная или ее очень много.
Тогда происходит нарушение формирования правильного сокращения кишки, в толстом кишечнике начинается запор, то есть застаивается содержимое. В толстой кишке всасывается большая часть жидко-сти, и чтобы массы активно двигались, они должны иметь определенный объем и густоту. Если объем маленький, а массы жидкие, они будут стоять в кишечнике долго, пока не накопится необходимый объ-ем содержимого, который будет вызывать активизацию сокращений стенок кишки. Именно поэтому у детей формируется физиологически редкий стул в первые месяцы жизни - отработанных веществ мало, пока они накопятся, необходимо время.
Проблема запора обычно возникает при введении достаточно больших объемов прикорма. Пока еще кишечник работает вяло, он только учится правильному сокращению, и если каловые массы будут стоять там долго, они обезводятся и станут очень плотными, что еще больше затруднит их выход. Поэтому, для детей важно выбирать правильные консистенции и состав прикорма. В нем должно быть достаточно пищевых волокон, которые стимулируют работу кишки, удерживая на себе воду, а значит, тем самым создают объем в кишке.
Для детей старше года в проблеме запора начинает играть роль и кора головного мозга. Если процесс опорожнения несколько раз вызвал у ребенка боль или неприятные ощущения, малыш может начать сознательно сдерживать стул, что усугубляет проблему – формируются «боязнь горшка» и «психологический запор».
Норма стула.
Но когда же речь идет о запоре, а когда проблемы не существует? Дети, как и взрослые, это индивидуальные личности со своими обменом веществ. Поэтому, частота и характер нормального стула у каждого ребенка свои, и могут отличаться даже у близнецов. Кроме того, на стул влияет еще и характер вскармливания – грудничок ваш малыш или искусственник.
До введения прикорма у грудничка стул может быть от нескольких раз в день маленьким объемом до одного раза в 5-7 дней, большим объемом. При этом консистенция его от жидкой почти водички до густой кашицы. У детей, которых кормят смесью, стул может быть от 2-4 раз в день, до раза в один-два дня, потому, что смесь так хорошо, как грудное молочко, не всегда усваивается.
После введения прикорма стул у детей может становиться ежедневным, или раз в два дня, кашицеобразным или даже в виде колбаски, но она мягкой консистенции. Примерно к 2-3 летнему возрасту стул становится похожим на взрослый.
Запором считают даже ежедневный стул, если он в виде овечьих шариков, плотного цилиндра (как сырокопченая колбаса, сухой), или широкой плотной ленты.
Если это запор.
При запоре нарушается нормальная функция кишечника и его перистальтика, в результате страдает, так или иначе, весь организм ребенка. Запором считают нарушения акта дефекации, при которых происходит нарушение характера стула (овечьи каки, лентовидный или цилиндрический стул, сухой, фрагментированный стул) в сочетании с удлинением интервалов между опорожнениями или без них. При запоре также может отмечаться сильное натуживание, боль при дефекации, кровь в стуле и общее нарушение в состоянии здоровья малыша.
Запор может возникнуть остро – например, при обезвоживании ребенка или при еде всухомятку, при злоупотреблении лекарствами по типу «Смекты» или Энтеросгеля.
Но чаще всего запоры бывают хроническими, считается, что если у ребенка есть проблемы со стулом более 3 раз в неделю – это хронический запор.
Виды запора.
Все запоры подразделяются на:
1. Органические (когда есть анатомический дефект кишки, который мешает ее работе). Такие запоры не устраняются даже при коррекции диеты, приеме слабительных и не дают кишечнику нормально рабо-тать. При упорном запоре у маленького ребенка, практически с рождения, прежде всего, начинают с исключения таких болезней как мегаколон (болезнь Гиршпрунга) и долихосигма. Это состояния. когда толстая кишка либо анатомически слишком широкая как мешок (мегаколон) либо слишком длинная с избыточными петлями (долихосигма). К этой же группе причисляют опухоли, полипы и спайки в стенках кишки, рубцы после травм и операций, мешающие нормальной работе кишок. Эти состояния обычно лечат хирурги.
2. Функциональные – когда есть несогласованность работы нервной, гормональной и ферментной системы, какие-то внешние или внутренние временные препятствия мешают кишечнику нормально рабо-тать, а сам кишечник при этом не имеет дефектов в строении. В проблеме запора немалоажную роль играет и мышечный тонус, по принципу нарушения мышечного тонуса запоры можно условно разделить на атонические (гипотонические) и спастические (гипертонические).
Атонический запор – это когда мышцам не хватает сил держать стенку кишки в тонусе. Она расширяется, и каловые массы движутся медленно и становятся широкими в обхвате. Стенка кишки не имеет достаточной силы, чтоб активно продвигать каловые массы – как результат редкие дефекации большим по объему каловым цилиндром. Такое бывает при общей мышечной гипотонии, у ослабленных детей, при рахите, анемии.
При гипертоническом запоре проблема обратная, мышцы кишки находятся в выраженном тонусе, за счет чего некоторые участки кишки приходят в спазм, стенка кишки становится плотной, а просвет кишки – узким, и они не дают каловым массам продвигаться равномерно. Каловые массы, в таком случае, могут застаиваться, уплотняются, и дают форму шариков, фрагментированных, сухих кусочков.
Самые частые причины запоров.
Конечно, у каждого конкретного крохи могут сочетаться несколько причин, усугубляющих течение друг друга. Однако, врачи выделяют несколько групп самых распространенных причин запоров у ма-лышей и деток постарше. Чтобы правильно лечить запор – надо знать его причину, устраните причину – запор перестанет быть вашей проблемой. А самое прискорбное во всех причинах, что 90% всех запоров – это наши с вами, дорогие родители, неправильные действия и только 10% запоров вызваны реально болезненными проблемами.
Итак, у малышей, которые кормятся грудью, запоры чаще всего вызывает неправильное питание мамы. Обычно это ограничение жидкости, диеты, в том числе и гипоаллергенные, противоколиковые и про-чие. Все эти диеты совершенно не помогают, приводят к запору у самой матери, и как следствие могут вызывать проблемы стула у малыша. Все материнские диеты в конечном итоге приводят к снижению количества молока, снижению поступления к ребенку жидкости и запору.
Искусственное вскармливание, особенно без дополнительного допаивания – это фактор риска запоров. Поэтому, детям на ИВ необходим правильный подбор смеси, четкий расчет объема кормлений (по фактическому весу) и допаивание водой в объеме не менее одного кормления в сутки.
Одна из частых причин запоров – недостаточное потребление жидкости при введении прикормов. Многие мамы думают, что если они ввели прикорм и все еще кормят грудью, пить дополнительно малышу не надо. Однако, это не всегда верно, если прикорм густой (гуще консистенции кефира), вода нужна обязательно. Густая пища пока не может целиком обработаться ферментами, образует в кишечнике плотный комок, который может вызвать запоры. пищеварение напрягается сильнее и может произойти срыв.
Запор может спровоцировать быстрый переход с ГВ на ИВ, или с одной смеси на другую. Смесь требу-ет при переваривании напряжения ферментных систем. Они медленно подстраиваются под новое питание. При резком переходе он могут просто отказать, и тогда пища будет застаиваться в кишечнике и формировать запоры. Таким же образом влияет и перекорм смесью, когда ее разводят и дают не на фактический вес, а ориентируясь на откровенно (и причем сознательно) завышенные цифры на банках.
Это далеко не все причины запоров, во второй части материала мы продолжим подробный разбор причин. А потом поговорим о лечении.
Комментарии
↑ Перейти к этому комментарию
А! Вспомнила, все началось с нетоксической диспепсии.
Тоже нас эта тема не обошла в годик. Около полугода запоры были, ребёнок поначалу боялся какать, кряхтела, хныкала. Даже с кровью бывало... Пока до меня не дошло, что это гречневая каша виновата. Вот так, меня слабит, а ребёнок страдал...
диагноза никакого нам не ставили врачи пожимали плечами.
Мне до сих пор интересно что это могло быть.
Ну и поставила нам "психологический запор". У нас ушел папа, вот дить таким образом это переживал Оказывается и такое бывает. Нормализовалось само собой, когда папа наконец-то решил, что все таки будет приходить к нам в гости (хоть иногда).
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
огурцов много ребенок ест, помидор, яблок....но это не делает стул мягким.и по 3 дня не какает.а когда какает стоя, говорит "больно", но на горшок садиться не хочет, а если посадим, то он назад в себя загонит какашки эти.и я уже его чаще не трогаю, чтоб вообще прокакался.давали дюфалак, но он тоже не всегда помогает.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
http://www.detskydoctor.ru/doc/stati-i-materialy-o-detskih-boleznyah/disbakteriz---mif-sovremennosti/
и ричем тут линекс. если вам надо только соблюдать определнный режим?
Хотя фруктовые пюрешки нас иногда спасают.
На завтра записалась к гастроэнтерологу
С травами тоже были - но я даже смотреть их не стала
На завтра записалась к гастроэнтерологу
↑ Перейти к этому комментарию
прогресс пошёл, когда мультизлаковые каши сделались обязательным блюдом, ну и + отруби. Потом постепенно исключили отруби, затем кашки стали кушать по желанию.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: