Синдром гиперактивности и дефицита внимания.
Синдром гиперактивности ребенка волнует очень многих родителей, кто-то сталкивался с этим напрямую, а кто-то просто слышал, и очень опасается за своего ребенка. Синдром гиперактивности, который сопровождается дефицитом внимания, может сформироваться как у маленьких детей, так и подростков. Вся загвоздка в том, что такие дети требует особого подхода в обучении и социальном становлении. Обычно с таким детьми занимаются специальные педагоги, так как это проблема не чисто медицинского характера, но и социального.
Что за диагноз?
Синдром гиперактивности и дефицита внимания (СГДВ) это нарушение сбалансированной работы структур головного мозга, в особенности ретикулярной формации. Но не стоит думать, что есть повреждения мозга, нет, все структуры мозга полностью сохранены, нет никаких изменений и патологических структур – кист, опухолей, кровоизлияний. Родителям важно понимать, что это всего лишь нарушение функции мозга.
Ребенку сложно сконцентрировать внимание на определенном предмете, объекте, при этом, нередко нарушается память, и возникают сложности в обучении. Деткам сложно обработать поток информации, который поступает извне. Термин СГДВ появился сравнительно недавно, в это понятие входит множество диагнозов, и может со временем название синдрома сменится.
Частота возникновения заболевания имеет весьма большой размах, по некоторым данным это 2 – 18%. Объяснить такой большой процентный промежуток просто, оценить двигательную активность ребенка весьма сложно, необходимо учитывать множество факторов, от типа темперамента до особенностей воспитания. Практически в каждом классе, каждой школы учится такой ребенок, а то и несколько. Считается, что у мальчиков СГДВ развивается в два раза больше, чем у девочек.
Принято выделять несколько вариантов этого синдрома, в основу этой градации положен преобладающий признак:
• синдром с сочетанием дефицита внимания и гиперактивности;
• отдельный синдром дефицита внимания, без признаков гиперактивности;
• отдельно гиперактивность, без признаков дефицита внимания.
•
Существует мнение, что дефицит внимания и гиперактивность необходимо различать и не объединять их в один синдром. Это в большей степени связано с тем, что гиперактивность чаще встречается у мальчиков, а дефицит внимания у девочек. Хотя смешанный вариант наблюдается у трети детей с данной проблемой.
Какие могут причины?
Синдром может возникнуть как главное, основное и единственное заболевание, т. е. первично. Но может быть проявлением генетических и психических заболеваний, после перенесенных травм и после инфекционных заболеваний с вовлечением нервной системы.
Некоторые доктора склонны думать, что СГДВ генетически заложенный синдром. Известно, что в большинстве семей с такой проблемой, есть родственники с подобными проявлениями. Но, по результатам опроса это не всегда удается вычислить, так как родители специально умалчивают о данной проблеме. У малышей часто выявляется отягощенность по неврозам с различными тиками, навязчивым движениями, у многих деток именно родители страдают неврологическими заболеваниями. Принято считать, что проблема СГДВ скрыта в гене, который отвечает за выработку особого вещества – дофамина. Дофамин, играет важную роль в обменных процессах нервной ткани и головного мозга.
Можно выделить определенные факторы риска, которые возникают еще до беременности или во время нее, или в последующей жизни ребенка. К таким факторам можно отнести социально неблагополучные семьи – асоциальные и пьющие родители, конфликты родителей, криминальное окружение ребенка, не стоит забывать и про нервозность матери и других близких родственников. Вредные привычки так же могут накладывать свой отпечаток, так например алкоголизм матери, психические отклонения могут повлиять не только здоровье и развитие ребенка, но и являются предрасполагающим фактором для развития СГДВ.
Также, одним из факторов риска, может стать асфиксия новорожденных, курение во время беременности, употребление алкоголя и хронические стрессы матери во время беременности. Принято считать, что такие ситуации могут повлиять на работу ретикулярной формации, вызывая ее нарушения. Эта область мозга отвечает за обучение и память, помогает обрабатывать поступающую информацию, способствует концентрации и поддержании внимания ребенка. Ретикулярную формацию можно сравнить с неким фильтром, который способен выделить главное. При СГДВ эта функция начинает страдать, и сбалансированной работы мозга уже нет.
Весь поток информации, который поступает, не может быть правильно обработан, ребенок не может выделить главное, а большое количество информации перевозбуждает ребенка, что приводит к агрессии, раздражительности и беспокойству. Кроме того, нарушается работа и лобных долей головного мозга, это не позволят правильно и точно усвоить информацию.
Как определить СГДВ?
Как говорилось выше, диагностика затруднена, так как повреждения структур мозга нет, и выявлению заболевания никак не помогут современные методы исследования. Но не только эти факторы необходимо учитывать, не стоит забывать о просто любопытных, подвижных малышах, которые часами готовы бегать, и быстро удовлетворяют свой интерес. По этим причинам, доктора внесли четкие критерии, по которым можно установить диагноз. Без отсутствия этих критериев диагноз ставить нельзя, уже не говоря о лечении. Все критерии должны быть постоянными, и быть полным объемом.
К таким критериям относится:
• у ребенка есть дефицит внимания и/или гиперактивность;
• симптомы появились до 7 лет и продолжаются больше чем полгода;
• большая часть симптомов проявляется в дошкольных и школьных учреждениях;
• все симптомы не относятся к другим заболеваниям, все неврологические и психические заболевания исключены
• обучение ребенка нарушено, социальная функция ребенка так же нарушена, что приносит страдания ребенку.
Последний критерий должен быть обязательным, стоит помнить, что точный диагноз можно поставить только к 5 – 6 годам, в более раннем возрасте ребенка это сделать крайне сложно.
Дефицит внимания.
Чтобы определить, если ли у ребенка дефицит внимания, предложены определенные симптомы, в том случае если у ребенка есть не менее 6 совпадений, то можно смело говорить о дефиците внимания. Итак, симптомы:
• малыши при работе допускают ошибки и не могут обращать внимания на детали;
• деткам, сложно удержать внимание в игре или работе;
• у малышей нарушено внимание, и детки не слушают, что им говорят;
• малыши рассеяны, и часто теряют свои вещи;
• дети не могут организовать свою деятельность и даже игры;
• задания, которые требуют длительной концентрации внимания, даются ребенку очень сложно;
• ребенок забывчив;
• малыша легко отвлечь и перевести с одного занятия на другое, кроме того он часто это делает самостоятельно;
• дети не могут выполнять действия по инструкции.
Гиперактивность.
Определить наличие гиперактивности можно по аналогии с дефицитом внимания. В том случае, если у ребенка есть хотя бы пять совпадений, можно говорить о гиперактивности.
• Ребенком совершаются суетливые движения руками или ногами;
• Малыш часто встает со своего места;
• Малыши гиперподвижны, даже в тех местах и ситуациях где это не уместно;
• Ребенок не может играть в спокойные игры, или это для него слишком сложно;
• Малыш не может усидеть на одном месте, ему необходимо постоянное движение;
• Дети очень активны в общении, отмечается чрезмерная разговорчивость.
Не стоит забывать и про импульсивность. При этом ребенок не может выполнить задание, предварительно его обдумав, действия начинаются сразу. Это можно заметить, когда ребенок отвечает на вопрос еще не до конца его выслушав, при эстафетных играх ребенок не может дождаться своей очереди, это может проявиться и в других действиях. Импульсивные дети часто и активно вмешиваются в разговор взрослых и других детей.
Большинство клинических проявлений формируется к 5 – 6 годам, но многие признаки могут сформироваться и в первые годы жизни. У детей страдающих СГДВ, отмечается чрезмерная возбудимость и нарушение сна, такие детки не послушны, родителям очень сложно контролировать поведение таких детей.
В том случае если у ребенка дефицит внимания, но без наличия гиперактивности, в раннем детстве они могут отставать, но обычно всего лишь на пару месяцев. Детки могут позже начать переворачиваться, ползать и ходить. По мере взросления, у детей уже начинают проявляться признаки дефицита внимания, но, к сожалению, родители не могут на это правильно и своевременно реагировать.
В чем опасность СГДВ?
Таким деткам очень сложно учиться, они не могут сосредоточиться и в работе часто допускают ошибки. Детям сложно выслушивать взрослых и выполнять все задания. Это конечно накладывает свой отпечаток на адаптацию ребенка в обществе. Кроме того, ребенок становится раздражающим фактором для окружающих, он конфликтует со сверстниками, педагогами, родителями. Ребята с СГДВ стремятся к лидерству, и имеют завышенные амбиции. Но дети не могут видеть последствия своих действий, именно такие дети начинают асоциальную деятельность, так как не признают авторитет взрослых. Но это не правило.
Родителям очень сложно воспитывать таких малышей, не редко родители сами не менее импульсивны, страдают от резкой смены настроения и вспыльчивы. Кроме того такое поведение детей, может стать причиной их частых физических наказаний.
Как лечить?
К медикаментозному лечению прибегают крайне редко. В первую очередь прибегают к психотерапии и педагогической коррекции. Методики подбираются в каждом случае индивидуально, рекомендуется щадящий режим дня и частый отдых. При обучении таких детей урок сокращается до получаса, а в классе не должно быть больше 10 – 12 человек. Гиперактивного ребенка пересаживают на первую парту, зрительное внимание ученик – учитель, дает неплохие результаты.
Важна роль и родителей, важно научить ребенка правильному поведению. Родителям необходимо следить за окружением ребенка, это поможет избежать не хороших компаний и приобрести вредные привычки. Психолог работает не только с ребенком, но и родителями. Основной целью работы, является понимание проблемы ребенка родителями. Родители должны уяснить, это не хулиганство или избалованность.
На первый план выходит соблюдение режим дня для ребенка. Кроме того необходимо давать выход его чрезмерной энергии, лучше всего приобщить ребенка к спорту, занимать его длительными прогулками. Школьное домашнее задание лучше всего выполнять в несколько подходов, именно это правило не допустит переутомления ребенка.
В том случае если необходимо медикаментозное лечение, необходимо тщательно выбирать невролога, или психотерапевта. Доктор подберет в индивидуальном порядке сочетание различных групп препаратов, которые подходят для ребенка.
Что за диагноз?
Синдром гиперактивности и дефицита внимания (СГДВ) это нарушение сбалансированной работы структур головного мозга, в особенности ретикулярной формации. Но не стоит думать, что есть повреждения мозга, нет, все структуры мозга полностью сохранены, нет никаких изменений и патологических структур – кист, опухолей, кровоизлияний. Родителям важно понимать, что это всего лишь нарушение функции мозга.
Ребенку сложно сконцентрировать внимание на определенном предмете, объекте, при этом, нередко нарушается память, и возникают сложности в обучении. Деткам сложно обработать поток информации, который поступает извне. Термин СГДВ появился сравнительно недавно, в это понятие входит множество диагнозов, и может со временем название синдрома сменится.
Частота возникновения заболевания имеет весьма большой размах, по некоторым данным это 2 – 18%. Объяснить такой большой процентный промежуток просто, оценить двигательную активность ребенка весьма сложно, необходимо учитывать множество факторов, от типа темперамента до особенностей воспитания. Практически в каждом классе, каждой школы учится такой ребенок, а то и несколько. Считается, что у мальчиков СГДВ развивается в два раза больше, чем у девочек.
Принято выделять несколько вариантов этого синдрома, в основу этой градации положен преобладающий признак:
• синдром с сочетанием дефицита внимания и гиперактивности;
• отдельный синдром дефицита внимания, без признаков гиперактивности;
• отдельно гиперактивность, без признаков дефицита внимания.
•
Существует мнение, что дефицит внимания и гиперактивность необходимо различать и не объединять их в один синдром. Это в большей степени связано с тем, что гиперактивность чаще встречается у мальчиков, а дефицит внимания у девочек. Хотя смешанный вариант наблюдается у трети детей с данной проблемой.
Какие могут причины?
Синдром может возникнуть как главное, основное и единственное заболевание, т. е. первично. Но может быть проявлением генетических и психических заболеваний, после перенесенных травм и после инфекционных заболеваний с вовлечением нервной системы.
Некоторые доктора склонны думать, что СГДВ генетически заложенный синдром. Известно, что в большинстве семей с такой проблемой, есть родственники с подобными проявлениями. Но, по результатам опроса это не всегда удается вычислить, так как родители специально умалчивают о данной проблеме. У малышей часто выявляется отягощенность по неврозам с различными тиками, навязчивым движениями, у многих деток именно родители страдают неврологическими заболеваниями. Принято считать, что проблема СГДВ скрыта в гене, который отвечает за выработку особого вещества – дофамина. Дофамин, играет важную роль в обменных процессах нервной ткани и головного мозга.
Можно выделить определенные факторы риска, которые возникают еще до беременности или во время нее, или в последующей жизни ребенка. К таким факторам можно отнести социально неблагополучные семьи – асоциальные и пьющие родители, конфликты родителей, криминальное окружение ребенка, не стоит забывать и про нервозность матери и других близких родственников. Вредные привычки так же могут накладывать свой отпечаток, так например алкоголизм матери, психические отклонения могут повлиять не только здоровье и развитие ребенка, но и являются предрасполагающим фактором для развития СГДВ.
Также, одним из факторов риска, может стать асфиксия новорожденных, курение во время беременности, употребление алкоголя и хронические стрессы матери во время беременности. Принято считать, что такие ситуации могут повлиять на работу ретикулярной формации, вызывая ее нарушения. Эта область мозга отвечает за обучение и память, помогает обрабатывать поступающую информацию, способствует концентрации и поддержании внимания ребенка. Ретикулярную формацию можно сравнить с неким фильтром, который способен выделить главное. При СГДВ эта функция начинает страдать, и сбалансированной работы мозга уже нет.
Весь поток информации, который поступает, не может быть правильно обработан, ребенок не может выделить главное, а большое количество информации перевозбуждает ребенка, что приводит к агрессии, раздражительности и беспокойству. Кроме того, нарушается работа и лобных долей головного мозга, это не позволят правильно и точно усвоить информацию.
Как определить СГДВ?
Как говорилось выше, диагностика затруднена, так как повреждения структур мозга нет, и выявлению заболевания никак не помогут современные методы исследования. Но не только эти факторы необходимо учитывать, не стоит забывать о просто любопытных, подвижных малышах, которые часами готовы бегать, и быстро удовлетворяют свой интерес. По этим причинам, доктора внесли четкие критерии, по которым можно установить диагноз. Без отсутствия этих критериев диагноз ставить нельзя, уже не говоря о лечении. Все критерии должны быть постоянными, и быть полным объемом.
К таким критериям относится:
• у ребенка есть дефицит внимания и/или гиперактивность;
• симптомы появились до 7 лет и продолжаются больше чем полгода;
• большая часть симптомов проявляется в дошкольных и школьных учреждениях;
• все симптомы не относятся к другим заболеваниям, все неврологические и психические заболевания исключены
• обучение ребенка нарушено, социальная функция ребенка так же нарушена, что приносит страдания ребенку.
Последний критерий должен быть обязательным, стоит помнить, что точный диагноз можно поставить только к 5 – 6 годам, в более раннем возрасте ребенка это сделать крайне сложно.
Дефицит внимания.
Чтобы определить, если ли у ребенка дефицит внимания, предложены определенные симптомы, в том случае если у ребенка есть не менее 6 совпадений, то можно смело говорить о дефиците внимания. Итак, симптомы:
• малыши при работе допускают ошибки и не могут обращать внимания на детали;
• деткам, сложно удержать внимание в игре или работе;
• у малышей нарушено внимание, и детки не слушают, что им говорят;
• малыши рассеяны, и часто теряют свои вещи;
• дети не могут организовать свою деятельность и даже игры;
• задания, которые требуют длительной концентрации внимания, даются ребенку очень сложно;
• ребенок забывчив;
• малыша легко отвлечь и перевести с одного занятия на другое, кроме того он часто это делает самостоятельно;
• дети не могут выполнять действия по инструкции.
Гиперактивность.
Определить наличие гиперактивности можно по аналогии с дефицитом внимания. В том случае, если у ребенка есть хотя бы пять совпадений, можно говорить о гиперактивности.
• Ребенком совершаются суетливые движения руками или ногами;
• Малыш часто встает со своего места;
• Малыши гиперподвижны, даже в тех местах и ситуациях где это не уместно;
• Ребенок не может играть в спокойные игры, или это для него слишком сложно;
• Малыш не может усидеть на одном месте, ему необходимо постоянное движение;
• Дети очень активны в общении, отмечается чрезмерная разговорчивость.
Не стоит забывать и про импульсивность. При этом ребенок не может выполнить задание, предварительно его обдумав, действия начинаются сразу. Это можно заметить, когда ребенок отвечает на вопрос еще не до конца его выслушав, при эстафетных играх ребенок не может дождаться своей очереди, это может проявиться и в других действиях. Импульсивные дети часто и активно вмешиваются в разговор взрослых и других детей.
Большинство клинических проявлений формируется к 5 – 6 годам, но многие признаки могут сформироваться и в первые годы жизни. У детей страдающих СГДВ, отмечается чрезмерная возбудимость и нарушение сна, такие детки не послушны, родителям очень сложно контролировать поведение таких детей.
В том случае если у ребенка дефицит внимания, но без наличия гиперактивности, в раннем детстве они могут отставать, но обычно всего лишь на пару месяцев. Детки могут позже начать переворачиваться, ползать и ходить. По мере взросления, у детей уже начинают проявляться признаки дефицита внимания, но, к сожалению, родители не могут на это правильно и своевременно реагировать.
В чем опасность СГДВ?
Таким деткам очень сложно учиться, они не могут сосредоточиться и в работе часто допускают ошибки. Детям сложно выслушивать взрослых и выполнять все задания. Это конечно накладывает свой отпечаток на адаптацию ребенка в обществе. Кроме того, ребенок становится раздражающим фактором для окружающих, он конфликтует со сверстниками, педагогами, родителями. Ребята с СГДВ стремятся к лидерству, и имеют завышенные амбиции. Но дети не могут видеть последствия своих действий, именно такие дети начинают асоциальную деятельность, так как не признают авторитет взрослых. Но это не правило.
Родителям очень сложно воспитывать таких малышей, не редко родители сами не менее импульсивны, страдают от резкой смены настроения и вспыльчивы. Кроме того такое поведение детей, может стать причиной их частых физических наказаний.
Как лечить?
К медикаментозному лечению прибегают крайне редко. В первую очередь прибегают к психотерапии и педагогической коррекции. Методики подбираются в каждом случае индивидуально, рекомендуется щадящий режим дня и частый отдых. При обучении таких детей урок сокращается до получаса, а в классе не должно быть больше 10 – 12 человек. Гиперактивного ребенка пересаживают на первую парту, зрительное внимание ученик – учитель, дает неплохие результаты.
Важна роль и родителей, важно научить ребенка правильному поведению. Родителям необходимо следить за окружением ребенка, это поможет избежать не хороших компаний и приобрести вредные привычки. Психолог работает не только с ребенком, но и родителями. Основной целью работы, является понимание проблемы ребенка родителями. Родители должны уяснить, это не хулиганство или избалованность.
На первый план выходит соблюдение режим дня для ребенка. Кроме того необходимо давать выход его чрезмерной энергии, лучше всего приобщить ребенка к спорту, занимать его длительными прогулками. Школьное домашнее задание лучше всего выполнять в несколько подходов, именно это правило не допустит переутомления ребенка.
В том случае если необходимо медикаментозное лечение, необходимо тщательно выбирать невролога, или психотерапевта. Доктор подберет в индивидуальном порядке сочетание различных групп препаратов, которые подходят для ребенка.
Комментарии
На моей работе большинство детей такие+ЗПР.
Насчёт индивидуальной подборки препаратов могу сказать, что наш врач всем одно и то же и поголовно. А я работаю логопедом, вижу - у одного в языке гипертонус, у другого - "тряпочка", а не язык, а им одно и то же.
↑ Перейти к этому комментарию
Просто глицин мелким у нас не выписывают, а я ща все с детью ассоциирую. Дааа, самой мозг на место ставить надо
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
На моей работе большинство детей такие+ЗПР.
Насчёт индивидуальной подборки препаратов могу сказать, что наш врач всем одно и то же и поголовно. А я работаю логопедом, вижу - у одного в языке гипертонус, у другого - "тряпочка", а не язык, а им одно и то же.
↑ Перейти к этому комментарию
На моей работе большинство детей такие+ЗПР.
Насчёт индивидуальной подборки препаратов могу сказать, что наш врач всем одно и то же и поголовно. А я работаю логопедом, вижу - у одного в языке гипертонус, у другого - "тряпочка", а не язык, а им одно и то же.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Лечить СДВГ у психотерапевтов - тратить впустую время (а возможно, и деньги). Как дополнительный специалист - пожалуйста.
Лечить СДВГ у психотерапевтов - тратить впустую время (а возможно, и деньги). Как дополнительный специалист - пожалуйста.
↑ Перейти к этому комментарию
Я слышала, что только ближе к школе могут установить такой диагноз.
Разве его можно поставить ребенку в 1-2 года?
Я слышала, что только ближе к школе могут установить такой диагноз.
Разве его можно поставить ребенку в 1-2 года?
↑ Перейти к этому комментарию
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: