Развиваем мелкую моторику рук
(проверенные практики для малышей 3-4 лет)
О важности развития мелкой моторики руки у ребенка вторят все журналы для родителей, специальная литературы, педагоги и воспитатели. Давно установлена связь между прогрессированием мелкой моторики рук и умственным развитием. Вооруженные этими знаниями заботливые мамы торопятся приобрести для своих крох всевозможные конструкторы и прочие игрушки, стимулирующие развитие этой самой мелкой моторики. Благо, подобной продукции сейчас в продаже достаточно, и найдется она на кошелек любой толщины.
Но пора игр проходит и на смену развивающим беззаботным игрушкам уже стучатся более серьезные и ответственные школьные сезоны. Готовить своего ребенка к школе или нет? Должен ли первоклашка войти в класс обученным письму, каждая мама вправе ответить для себя сама. На мой взгляд отправить ребенка в школу совершенно неподготовленным и уповать на мастерство его первой учительницы – кощунство. Ведь большинство детей придет в школу достаточно подготовленными и попадет в число учительских любимчиков. Ладно, любимчиков, но главное ведь ощущения самого ребенка. Не будет ли неподготовленный малыш чувствовать себя изначально в аутсайдерах и не отобьет ли это дальнейшего желания учиться, не принесет ли разочарования и обиды?
Ответ, уверена, как всегда лежит в плоскости рациональной золотой середины. Может и не стоит за год-два года до школы зубрить с малышом таблицу умножения. Но элементарные навыки письма все же лучше усвоить.
Для этого совсем необязательно закупать тоннами раскраски и альбомы со всевозможными тестами-заданиями, хотя они сейчас весьма доступны и полезны. Интересные игровые упражнения по развитию навыков письма можно организовывать с ребенком самостоятельно в домашних условиях, вооружившись исключительно карандашами-фломастерами да бумагой. Вот некоторые из них.
Упражнение №1 Сбей кеглю
Заготовку для упражнения делаете Вы сами на глазах у крохи. Смотри, малыш, вот я рисую шарик (рисуем цветной кружок в начале строчки). А вот – кегелька (в конце этой же строчки рисуем кеглю). Теперь твоя очередь играть. Вот тебе карандаш. Соедини шарик с кегелькой. Сбей кегельку!
Упражнение №2 Стебельки
По аналогии с первым упражнением делаем заготовку на глазах у крохи. Рисуем целый ряд листиков без стебелька. Стебелек в качестве примера дорисовываем только на первом листике. Остальным листикам предлагаем дорисовать стебли малышу. Ведь без стебелька листик с дерева упадет и завянет! Точно также без стебля завянет цветок, вишенки, а еще не будет держаться на военном укреплении флаг!
Упражнение №3 По кочечкам
Мы все помним, как в детстве кто-то из родных брал нас на коленки и, слегка подкидывая, приговаривал: «Ровная дорожка, по кочечкам-по, кочечкам (подкидывание на коленях усиливалось), по ухабам-поухабам и бух… в ямку (на этих словах малыша понарошку легонько опрокидывали между раздвинутых коленей взрослого)». Вспомнили? Конечно, вспомнили! И ваш малыш, наверняка, любит эту нехитрую забаву. Эту любовь можно использовать и в корыстных целях. Предложите малышу изобразить эту потешку на рисунке. Вот увидите, как ему придется это по душе!
Итак, приговариваем «прямая дорожка»: рисуем прямую линию. Приговариваем «по кочечкам-по кочечкам» и тренируемся в рисовании волнистой линии. Приговариваем «по ухабам» и учимся рисовать дугу. «Бух! В яму»: предлагаем малышу вывести дугу в обратную сторону.
Упражнение №4 Семейное дерево
Мелкая моторика – это не только письмо и рисование. Это еще и умение вырезать ножницами, способность сделать аппликацию. Предлагаемое упражнение не только хорошо стимулирует развитие этих навыков у малыша, но дает ему наглядное понимание родственных связей в вашей семье.
Для выполнения этого упражнения от взрослого понадобиться целая серия заготовок.
Во-первых, простым карандашом вам предстоит нарисовать дерево ваших родственных связей, листиками или плодами на котором будут члены вашей семьи.
Лучше не перегружать его хитросплетениями. Ребенку будет сложно в них разобраться. Ограничитесь только присутствием на дереве самого малыша (верхушка семейного дерева), его родных братьев-сестер (если таковые имеются), его мамы и папы (на ветвях пониже), бабушек и дедушек (ближе к корням). Разукрасить такое дерево уже предстоит малышу.
Пока сохнет краска на разукрашенном семейном дереве, предложите малышу заняться следующим этапом изготовления вашего семейного дерева. Для него Вам необходимо заготовить фото-портреты членов Вашей семьи. Не обязательно портить отпечатанные фотоснимки. Можно просто сделать распечатанную на самом обычном принтере (домашнем или офисном) фото-подборку портретов самых близких родственников.
Вырезать их уже конечно будет малыш самостоятельно. Для этого вам пригодятся ножницы с тупыми концами, чтобы сделать этот процесс максимально безопасным для ребенка.
Завершающая стадия – приклеиваем вырезанные портреты на соответствующие родственным связям места на нашем семейном дереве.
Такая аппликация, оформленная в рамку, приведет в восторг любую из бабушек малыша. Для каждой из них можно изготовить отдельное дерево с учетом особенностей родственных связей по этой линии.
Все приведенные упражнения могут показаться нам, взрослым, на первый взгляд очень простыми и примитивными, но для ребенка 3-4 лет – это полноценное занятие, потребующее от него кропотливости, усидчивости и концентрации внимания. Все перечисленные качества ему очень пригодятся за школьной партой. Так что польза от таких упражнений двойная! Твердости руки в письме всем Вашим крохам!
О важности развития мелкой моторики руки у ребенка вторят все журналы для родителей, специальная литературы, педагоги и воспитатели. Давно установлена связь между прогрессированием мелкой моторики рук и умственным развитием. Вооруженные этими знаниями заботливые мамы торопятся приобрести для своих крох всевозможные конструкторы и прочие игрушки, стимулирующие развитие этой самой мелкой моторики. Благо, подобной продукции сейчас в продаже достаточно, и найдется она на кошелек любой толщины.
Но пора игр проходит и на смену развивающим беззаботным игрушкам уже стучатся более серьезные и ответственные школьные сезоны. Готовить своего ребенка к школе или нет? Должен ли первоклашка войти в класс обученным письму, каждая мама вправе ответить для себя сама. На мой взгляд отправить ребенка в школу совершенно неподготовленным и уповать на мастерство его первой учительницы – кощунство. Ведь большинство детей придет в школу достаточно подготовленными и попадет в число учительских любимчиков. Ладно, любимчиков, но главное ведь ощущения самого ребенка. Не будет ли неподготовленный малыш чувствовать себя изначально в аутсайдерах и не отобьет ли это дальнейшего желания учиться, не принесет ли разочарования и обиды?
Ответ, уверена, как всегда лежит в плоскости рациональной золотой середины. Может и не стоит за год-два года до школы зубрить с малышом таблицу умножения. Но элементарные навыки письма все же лучше усвоить.
Для этого совсем необязательно закупать тоннами раскраски и альбомы со всевозможными тестами-заданиями, хотя они сейчас весьма доступны и полезны. Интересные игровые упражнения по развитию навыков письма можно организовывать с ребенком самостоятельно в домашних условиях, вооружившись исключительно карандашами-фломастерами да бумагой. Вот некоторые из них.
Упражнение №1 Сбей кеглю
Заготовку для упражнения делаете Вы сами на глазах у крохи. Смотри, малыш, вот я рисую шарик (рисуем цветной кружок в начале строчки). А вот – кегелька (в конце этой же строчки рисуем кеглю). Теперь твоя очередь играть. Вот тебе карандаш. Соедини шарик с кегелькой. Сбей кегельку!
Упражнение №2 Стебельки
По аналогии с первым упражнением делаем заготовку на глазах у крохи. Рисуем целый ряд листиков без стебелька. Стебелек в качестве примера дорисовываем только на первом листике. Остальным листикам предлагаем дорисовать стебли малышу. Ведь без стебелька листик с дерева упадет и завянет! Точно также без стебля завянет цветок, вишенки, а еще не будет держаться на военном укреплении флаг!
Упражнение №3 По кочечкам
Мы все помним, как в детстве кто-то из родных брал нас на коленки и, слегка подкидывая, приговаривал: «Ровная дорожка, по кочечкам-по, кочечкам (подкидывание на коленях усиливалось), по ухабам-поухабам и бух… в ямку (на этих словах малыша понарошку легонько опрокидывали между раздвинутых коленей взрослого)». Вспомнили? Конечно, вспомнили! И ваш малыш, наверняка, любит эту нехитрую забаву. Эту любовь можно использовать и в корыстных целях. Предложите малышу изобразить эту потешку на рисунке. Вот увидите, как ему придется это по душе!
Итак, приговариваем «прямая дорожка»: рисуем прямую линию. Приговариваем «по кочечкам-по кочечкам» и тренируемся в рисовании волнистой линии. Приговариваем «по ухабам» и учимся рисовать дугу. «Бух! В яму»: предлагаем малышу вывести дугу в обратную сторону.
Упражнение №4 Семейное дерево
Мелкая моторика – это не только письмо и рисование. Это еще и умение вырезать ножницами, способность сделать аппликацию. Предлагаемое упражнение не только хорошо стимулирует развитие этих навыков у малыша, но дает ему наглядное понимание родственных связей в вашей семье.
Для выполнения этого упражнения от взрослого понадобиться целая серия заготовок.
Во-первых, простым карандашом вам предстоит нарисовать дерево ваших родственных связей, листиками или плодами на котором будут члены вашей семьи.
Лучше не перегружать его хитросплетениями. Ребенку будет сложно в них разобраться. Ограничитесь только присутствием на дереве самого малыша (верхушка семейного дерева), его родных братьев-сестер (если таковые имеются), его мамы и папы (на ветвях пониже), бабушек и дедушек (ближе к корням). Разукрасить такое дерево уже предстоит малышу.
Пока сохнет краска на разукрашенном семейном дереве, предложите малышу заняться следующим этапом изготовления вашего семейного дерева. Для него Вам необходимо заготовить фото-портреты членов Вашей семьи. Не обязательно портить отпечатанные фотоснимки. Можно просто сделать распечатанную на самом обычном принтере (домашнем или офисном) фото-подборку портретов самых близких родственников.
Вырезать их уже конечно будет малыш самостоятельно. Для этого вам пригодятся ножницы с тупыми концами, чтобы сделать этот процесс максимально безопасным для ребенка.
Завершающая стадия – приклеиваем вырезанные портреты на соответствующие родственным связям места на нашем семейном дереве.
Такая аппликация, оформленная в рамку, приведет в восторг любую из бабушек малыша. Для каждой из них можно изготовить отдельное дерево с учетом особенностей родственных связей по этой линии.
Все приведенные упражнения могут показаться нам, взрослым, на первый взгляд очень простыми и примитивными, но для ребенка 3-4 лет – это полноценное занятие, потребующее от него кропотливости, усидчивости и концентрации внимания. Все перечисленные качества ему очень пригодятся за школьной партой. Так что польза от таких упражнений двойная! Твердости руки в письме всем Вашим крохам!
+130 | nazavita | 54 комментария |
Комментарии
Меня почему-то с детства интересовало воспитание детей... Наверное, потому что у меня самой замечательная мама =)
↑ Перейти к этому комментарию
Надеюсь вы такого с вашим дитём не допустите!!!
нашей дочунде сейчас 2,5 года, но думаю, что она справится)))
Дерево отличная идея!!!!
Обязательно такое вырастим!!!
а в школу ребенок однозначно должен идти, умея читать и хоть как-то писать - хотя бы для того, чтобы не было слишком сильного стресса от непривычной нагрузки. Большинство детей приходят в первый класс хорошо подготовленными, и тем, кто не имеет подобного преимущества, приходится тяжело - нынче очень насыщенные программы, надо очень быстро усваивать материал, не сравнить с теми требованиями, которые предъявлялись нам в начальных классах сто лет тому назад))
Эту ссылку то же в стране мам нашла,нам с сыном очень понравилась рисовать такую картину,может и вам будет интересно,там и видео есть на русском
http://lisichka.tv/lisichka/Videourok_risovania-34_guash-gorod.php
Удачи!
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: