Тяжелые диагнозы - дети и медицина. Часть вторая.
В первой части статьи мы затронули сложную проблему – вопрос психологических сторон лечения. Это очень важный аспект в лечении, так как от настроя зачастую очень сильно зависит вообще исход болезни.
Немаловажной в процессе лечения является внутренняя атмосфера семьи. Личностные особенности родителей существенно влияют на ее создание. Родители, которые имеют «пунктик» в отношении здоровья ребенка могут создать в семье атмосферу неуверенности, тягостного ожидания плохих исходов, страха, нервозности. Эгоистичные родители или карьеристы создают у ребенка чувство вины, он чувствует что является помехой на пути мамы или папы, мешает их планам. Самонадеянные или беспечные родители часто не замечают очевидного, происходящего с ребенком и до последнего отрицают сам факт наличия проблемы.
Часто, когда малыш заболевает, отношение к ребенку членов семьи меняется. Многие родители понимают, что они уделяли ребенку недостаточно внимания, перестраиваются и окружают ребенка заботой, порой даже чрезмерно. Поэтому, не стоит перегибать палку – создайте для ребенка комфортные условия, но они не должны очень сильно отличаться от его привычной жизни, тогда у него будет складываться впечатление, что ничего страшного не случилось.
Еще одним важным моментом в родительском поведении при болезни ребенка является их взаимодействие с врачами и медицинским персоналом.
Если мать постоянно осуждает или подвергает критике в присутствии ребенка действия врача или других медиков, это внушает ребенку страх, что его возможно нельзя вылечить, что врачи плохие. Поэтому важно наладить уважительные, теплые и доверительные отношения со всеми лечащими ребенка людьми, доверять им и помогать в лечении и реабилитации. Тогда это станет неоценимой помощью, так как ребенок чувствует вашу веру в благоприятный исход, видит ваши усилия и хорошее настроение, осознает. что мама и врач знают. что все делается правильно.
Социальное взаимодействие, нюансы общения с детьми-инвалидами и больными детьми.
Врачи от ребенка получают сведения о воспринимаемых им симптомах, узнают, что более всего его тяготит, от чего он страдает. Однако для правильного подхода к ребенку и успешного проведения лечения следует знать, каково понятие ребенка о болезни. Для этого врачу придется на понятном ребенку языке выяснить его понимание причин и механизмов болезни, а также предположения об исходе и возможных результатах лечения.
Лишь в этом случае будет возможно говорить о внутренней картине болезни и использовать ее анализ для психотерапевтического воздействия с целью увеличения эффекта медикаментозного лечения. При этом приходится учитывать, что отношение детей к болезни в большей мере эмоционально, неосознаваемо, чем логично, сознательно. Среди причин неполного осознавания могут быть недостаточная информированность, детские наивные знания, искажающие истинные представления о болезни, недостаточная умственная зрелость. «Расшифровав» внутреннюю картину болезни, педиатр реконструирует те ее элементы, которые частично или полностью не осознаются.
Далее, в процессе психотерапевтической беседы, врач помогает ребенку осознать (насколько это возможно) полную и адекватную внутреннюю картину болезни как основание для терапевтически продуктивных взаимоотношений. Таким образом, становится понятно, что переживания ребенка во время заболевания могут усугубить его состояние, помешать проведению лечения, вмешаться в процесс выздоровления.
Настроение больного, а вместе с ним и его физическое состояние, могут ухудшаться в связи с чрезмерным чувством вины, которое испытывает ребенок перед родителями за то, что возникло заболевание. Ухудшение общего самочувствия маленького ребенка может быть следствием боязни, что родители оставили его в больнице навсегда.
Пессимистическое представление об исходе заболевания, как правило, утяжеляет его симптомы и в действительности затягивает выздоровление. На течении заболевания может сказаться неблагоприятная обстановка в семье. Постоянные волнения, например, из-за непрекращающихся конфликтов резко ухудшают эмоциональный фон, а вместе с ним и силу сопротивляемости организма против болезни. Исказить проявления заболевания и ухудшить его исход может тесный контакт ребенка с другим тяжелобольным или умирающим, а также присутствие при гибели другого человека.
Врачи должны информировать родителей, что формирование понятия здоровья, болезни, средств лечения, рассказы о строении и функциях частей тела и органах так же необходимы, как и подготовка детей к школе, обучение навыкам самообслуживания. Не следует дожидаться вопросов на биологические и медицинские темы. Для их раскрытия родители могут воспользоваться любым подходящим случаем. Например, можно обсудить все то, что происходит и что переживает во время болезни член семьи, сосед или герой того или иного художественного произведения. Объяснить происходящее в организме больного и раскрывать его состояние следует с очень большой осторожностью. Нельзя, чтобы у ребенка в ходе этих бесед возникало чувство страха, появлялись опасения, которые он легко может перенести на свой счет.
Каждый разговор о болезнях желательно заканчивать на оптимистической ноте, убеждая в том, что имеются большие возможности по сохранению здоровья и все зависит от самих детей. Следует обратить особенное внимание на то, чтобы у ребенка не возникало чрезмерное чувство вины за состояние своего здоровья. В связи с этим родителям придется быть очень осторожными во время бесед, нравоучений и наказаний своих детей. Нельзя постоянно укорять ребенка за то, что появившиеся у него даже незначительные отклонения в здоровье своим происхождением обязаны непослушанию, нарушению режима и игнорированию указаний старших. Желательно также, чтобы ребенок не только знал о средствах сохранения здоровья, но и приобретал навыки, укрепляющие его. Так, он должен понимать, каково предназначение утренней зарядки, обливания водой, соблюдения режима дня, дневного сна, подвижных игр и т. д.
Отдельного упоминания требуют необходимость подготовки ребенка любого возраста к лечебным процедурам, посещению врача, помещению в больницу, хирургическим и стоматологическим операциям. Подготовка ребенка к лечению обязательно должна учитывать особенность детской личности.
История из жизни.
Данил Д. очень жизнерадостный ребенок – в него влюбляются все, с кем он общается, и никто бы не поверил, что еще год назад он не ходил. У него ДЦП, с нарушениями в правой половине тела. До полугода врачи не отмечали у него особенных проблем. Однако, когда в годик он плохо сидел, не ходил и промахивался мимо игрушки – стали бить тревогу. После перенесенного бронхита малышу стало хуже – он перестал сидеть и даже держать голову. Мама постоянно верила в выздоровление и занималась с малышом, она приложила все силы, 4 года они постоянно занимались.
Вот ее рассказ:
«В нашего весёлого малыша влюбляются все, кто проводит с ним хоть полчаса. Он очень благодарный и трудолюбивый. В 4 года вылез из коляски и наотрез отказался: «Я большой и не больной. Я буду ходить сам». Пришлось коляску подарить больному мальчику. Ходит медленно, за одну руку, отдыхает, но идет сам. В сентябре 2010 г. мы впервые попали в реабилитационный центр– даже повидавшие многое инструктора были в шоке от его трудолюбия и силы воли. В том, что Даня встанет на ноги и сам пойдет не сомневается никто. Вопрос: когда? Ему через 2 года в школу. Он уже начал читать и огромным трудом писать, левая рука слушается плохо, правая спастична. Вы часто встречали 5—ти летних детей, которые каждый день (!!!) после ужина говорят: «Я сейчас сделаю уроки, а потом буду играть»? И он садится писать прописи. Смотреть на это без комка в горле трудно…» «С сентября 2009 г. мы с ним за руку начали ходить в детский сад (низкий поклон заведующей и всему персоналу) на первую половину дня, т.е. это завтрак, занятия, логопед, игры и обед. Потом все спать, а мы на ипотерапию, в бассейн и т.п. Сад для обычных детей, наш проблемный один на весь садик. При приеме в садик его осмотрели невролог, психолог и определили не в среднюю (ему было 4г.8 мес.), а в старшую группу, мотивировав тем, что мальчик умный, пусть лучше тянется за старшими, чем топтаться на месте. И, интересно, ему легче прочитать, чем сказать некоторые слова. Поэтому с логопедом занимаются с помощью чтения. На занятиях по математике один из первых, там проще первому крикнуть цифру и вообще много слов не надо. Легко собирает конструкторы, пирамидки, пазлы, предназначенные для детей 5–7 лет, но все делает левой рукой, правая помогает. Особенно увлечен техникой, знает все виды существующих иномарок, машину променяет если только на трактор.»…
У него обязательно все получится, и он будет учиться в обычной школе, станет взрослым, будет работать и создаст семью… Вера в выздоровление, помощь медиков и родителей делают процесс болезни более легким, а выздоровление более вероятным, более скорым и более полным. Родители – это лучшая помощь и опора в борьбе с болезнью, а их любовь способна творить чудеса!
Немаловажной в процессе лечения является внутренняя атмосфера семьи. Личностные особенности родителей существенно влияют на ее создание. Родители, которые имеют «пунктик» в отношении здоровья ребенка могут создать в семье атмосферу неуверенности, тягостного ожидания плохих исходов, страха, нервозности. Эгоистичные родители или карьеристы создают у ребенка чувство вины, он чувствует что является помехой на пути мамы или папы, мешает их планам. Самонадеянные или беспечные родители часто не замечают очевидного, происходящего с ребенком и до последнего отрицают сам факт наличия проблемы.
Часто, когда малыш заболевает, отношение к ребенку членов семьи меняется. Многие родители понимают, что они уделяли ребенку недостаточно внимания, перестраиваются и окружают ребенка заботой, порой даже чрезмерно. Поэтому, не стоит перегибать палку – создайте для ребенка комфортные условия, но они не должны очень сильно отличаться от его привычной жизни, тогда у него будет складываться впечатление, что ничего страшного не случилось.
Еще одним важным моментом в родительском поведении при болезни ребенка является их взаимодействие с врачами и медицинским персоналом.
Если мать постоянно осуждает или подвергает критике в присутствии ребенка действия врача или других медиков, это внушает ребенку страх, что его возможно нельзя вылечить, что врачи плохие. Поэтому важно наладить уважительные, теплые и доверительные отношения со всеми лечащими ребенка людьми, доверять им и помогать в лечении и реабилитации. Тогда это станет неоценимой помощью, так как ребенок чувствует вашу веру в благоприятный исход, видит ваши усилия и хорошее настроение, осознает. что мама и врач знают. что все делается правильно.
Социальное взаимодействие, нюансы общения с детьми-инвалидами и больными детьми.
Врачи от ребенка получают сведения о воспринимаемых им симптомах, узнают, что более всего его тяготит, от чего он страдает. Однако для правильного подхода к ребенку и успешного проведения лечения следует знать, каково понятие ребенка о болезни. Для этого врачу придется на понятном ребенку языке выяснить его понимание причин и механизмов болезни, а также предположения об исходе и возможных результатах лечения.
Лишь в этом случае будет возможно говорить о внутренней картине болезни и использовать ее анализ для психотерапевтического воздействия с целью увеличения эффекта медикаментозного лечения. При этом приходится учитывать, что отношение детей к болезни в большей мере эмоционально, неосознаваемо, чем логично, сознательно. Среди причин неполного осознавания могут быть недостаточная информированность, детские наивные знания, искажающие истинные представления о болезни, недостаточная умственная зрелость. «Расшифровав» внутреннюю картину болезни, педиатр реконструирует те ее элементы, которые частично или полностью не осознаются.
Далее, в процессе психотерапевтической беседы, врач помогает ребенку осознать (насколько это возможно) полную и адекватную внутреннюю картину болезни как основание для терапевтически продуктивных взаимоотношений. Таким образом, становится понятно, что переживания ребенка во время заболевания могут усугубить его состояние, помешать проведению лечения, вмешаться в процесс выздоровления.
Настроение больного, а вместе с ним и его физическое состояние, могут ухудшаться в связи с чрезмерным чувством вины, которое испытывает ребенок перед родителями за то, что возникло заболевание. Ухудшение общего самочувствия маленького ребенка может быть следствием боязни, что родители оставили его в больнице навсегда.
Пессимистическое представление об исходе заболевания, как правило, утяжеляет его симптомы и в действительности затягивает выздоровление. На течении заболевания может сказаться неблагоприятная обстановка в семье. Постоянные волнения, например, из-за непрекращающихся конфликтов резко ухудшают эмоциональный фон, а вместе с ним и силу сопротивляемости организма против болезни. Исказить проявления заболевания и ухудшить его исход может тесный контакт ребенка с другим тяжелобольным или умирающим, а также присутствие при гибели другого человека.
Врачи должны информировать родителей, что формирование понятия здоровья, болезни, средств лечения, рассказы о строении и функциях частей тела и органах так же необходимы, как и подготовка детей к школе, обучение навыкам самообслуживания. Не следует дожидаться вопросов на биологические и медицинские темы. Для их раскрытия родители могут воспользоваться любым подходящим случаем. Например, можно обсудить все то, что происходит и что переживает во время болезни член семьи, сосед или герой того или иного художественного произведения. Объяснить происходящее в организме больного и раскрывать его состояние следует с очень большой осторожностью. Нельзя, чтобы у ребенка в ходе этих бесед возникало чувство страха, появлялись опасения, которые он легко может перенести на свой счет.
Каждый разговор о болезнях желательно заканчивать на оптимистической ноте, убеждая в том, что имеются большие возможности по сохранению здоровья и все зависит от самих детей. Следует обратить особенное внимание на то, чтобы у ребенка не возникало чрезмерное чувство вины за состояние своего здоровья. В связи с этим родителям придется быть очень осторожными во время бесед, нравоучений и наказаний своих детей. Нельзя постоянно укорять ребенка за то, что появившиеся у него даже незначительные отклонения в здоровье своим происхождением обязаны непослушанию, нарушению режима и игнорированию указаний старших. Желательно также, чтобы ребенок не только знал о средствах сохранения здоровья, но и приобретал навыки, укрепляющие его. Так, он должен понимать, каково предназначение утренней зарядки, обливания водой, соблюдения режима дня, дневного сна, подвижных игр и т. д.
Отдельного упоминания требуют необходимость подготовки ребенка любого возраста к лечебным процедурам, посещению врача, помещению в больницу, хирургическим и стоматологическим операциям. Подготовка ребенка к лечению обязательно должна учитывать особенность детской личности.
История из жизни.
Данил Д. очень жизнерадостный ребенок – в него влюбляются все, с кем он общается, и никто бы не поверил, что еще год назад он не ходил. У него ДЦП, с нарушениями в правой половине тела. До полугода врачи не отмечали у него особенных проблем. Однако, когда в годик он плохо сидел, не ходил и промахивался мимо игрушки – стали бить тревогу. После перенесенного бронхита малышу стало хуже – он перестал сидеть и даже держать голову. Мама постоянно верила в выздоровление и занималась с малышом, она приложила все силы, 4 года они постоянно занимались.
Вот ее рассказ:
«В нашего весёлого малыша влюбляются все, кто проводит с ним хоть полчаса. Он очень благодарный и трудолюбивый. В 4 года вылез из коляски и наотрез отказался: «Я большой и не больной. Я буду ходить сам». Пришлось коляску подарить больному мальчику. Ходит медленно, за одну руку, отдыхает, но идет сам. В сентябре 2010 г. мы впервые попали в реабилитационный центр– даже повидавшие многое инструктора были в шоке от его трудолюбия и силы воли. В том, что Даня встанет на ноги и сам пойдет не сомневается никто. Вопрос: когда? Ему через 2 года в школу. Он уже начал читать и огромным трудом писать, левая рука слушается плохо, правая спастична. Вы часто встречали 5—ти летних детей, которые каждый день (!!!) после ужина говорят: «Я сейчас сделаю уроки, а потом буду играть»? И он садится писать прописи. Смотреть на это без комка в горле трудно…» «С сентября 2009 г. мы с ним за руку начали ходить в детский сад (низкий поклон заведующей и всему персоналу) на первую половину дня, т.е. это завтрак, занятия, логопед, игры и обед. Потом все спать, а мы на ипотерапию, в бассейн и т.п. Сад для обычных детей, наш проблемный один на весь садик. При приеме в садик его осмотрели невролог, психолог и определили не в среднюю (ему было 4г.8 мес.), а в старшую группу, мотивировав тем, что мальчик умный, пусть лучше тянется за старшими, чем топтаться на месте. И, интересно, ему легче прочитать, чем сказать некоторые слова. Поэтому с логопедом занимаются с помощью чтения. На занятиях по математике один из первых, там проще первому крикнуть цифру и вообще много слов не надо. Легко собирает конструкторы, пирамидки, пазлы, предназначенные для детей 5–7 лет, но все делает левой рукой, правая помогает. Особенно увлечен техникой, знает все виды существующих иномарок, машину променяет если только на трактор.»…
У него обязательно все получится, и он будет учиться в обычной школе, станет взрослым, будет работать и создаст семью… Вера в выздоровление, помощь медиков и родителей делают процесс болезни более легким, а выздоровление более вероятным, более скорым и более полным. Родители – это лучшая помощь и опора в борьбе с болезнью, а их любовь способна творить чудеса!
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: