Детская неотложка. Черепно-мозговые травмы.Помощь.
Итак, мы начали разговор о черепно-мозговых травмах у детей (https://www.stranamam.ru/article/3537742/) – это очень серьезный вид травм, все-таки это голова нервная система, поэтому, к ним необходимо относиться очень серьезно. Однако, в раннем возрасте травмы бывают одного типа, а у старших детей другие – нельзя всех равнять под один стандарт и родителям важно знать, какие особенности учитывать и каких травм ожидать от падений, что вам будет правильно сделать сперва и потом.
В чем особенности возраста?
К сожалению, закрытые черепно-мозговые травмы лидируют у детей грудного возраста и это неспроста, у них особое строение головки и есть физиологические особенности - податливая головка и хрупкие косточки черепа, что там надо-то такому малышу для травмы! Голоска крохи непропорционально большая и тяжелая по сравнению со всем телом, она принимает на себя весь удар при падениях. Дети старшего возраста учатся падать, пропорции тела у них меняются, но активность детей возрастает. Характер травм в это время меняется с черепно-мозговых травм на переломы, удары, кровотечения и раны.
Критическим возрастом врачи считают возраст от трех до шести месяцев – дети становятся как гусенички, юркими и достаточно быстрыми, могут перекатами и движениями тела быстро достичь края кровати и упасть. Для таких детей опасно паление с высоты более 40 см, высота в 50 см может у них дать черепно-мозговую травму в виде сотрясения или даже ушиба головного мозга, смотря на какую по твердости поверхность он будет падать. А вот переломы костей и другие травмы у них от падений бывают редко.
В годовалом возрасте детки начинают ходить самостоятельно, риск их травматизма повышается. Но задача мамы с папой не ограничить движения малыша и его свободу, страховать его и делать движения безопасными, не дать ему упасть с высоты. Нужно планомерно учить малыша слезать с дивана или кровати, спускаться с лестницы, правильно вести себя на детских площадках. Годовичку опасны падения с высоты собственного роста – выше 80 см.
Детям двух лет, уверенно стоящим на ногах и быстро бегающим, которые много времени проводят на детской площадке, нужно быть аккуратными. У них появляются качели и карусельки, конструкции из металла дерева на детских площадках или лестницах. Падения опасны с высоты более 1.5-2 метров, так как малыши без опаски забираются на высокие преграды. Обычно травмы головы сопровождаются переломами, вывихами и открытыми ранами.
Что же делать?
Да, не уследили, бывает и так – дети падают. Самое главное, не впадать в истерику и не биться в конвульсиях. Вот это вашему ребенку сейчас нужно меньше всего, это не помощь. Возьмите себя в руки, поплачете потом, когда все сделаете. Надо помнить – легкие травмы и их симптомы могут проявляться в первый час, а при тяжелых травмах некоторые проявления могут запаздывать до суток, поэтому как минимум сутки мы пристально наблюдаем за малышом, даже если он играет и забыл уже о своей травме. Особенно важными в плане наблюдения должны стать критические часы – это час, три, двенадцать и двадцать четыре часа после травмы или падения. Ночью малыша старше двух лет нужно разбудить каждые два-три часа и задать ему пару простых вопросов – как тебя зовут, как маму и папу, чтоб оценить, нет ли у него спутанности сознания и нарушений в сознании.
Первые десять минут – они самые сложные…
Что же нужно делать в эти самые первые минуты после травмы или падения, прежде всего – перестать рисовать себе в воображении картины глубокой инвалидности ребенка и не впадать в панику, но!!! не впадать и в другую крайность – не относиться к этому как к ерунде и тому, что все дети падают.
Реально оцените состояние и самочувствие ребенка, как он себя ведет и нет ли в его поведении необычных действий, сильный ли у него отек в области кожи, есть ли гематомы? Вызовите скорую или врача, съездите в тавматологию сами – лучше пусть вас пожурят, осмотрят, сделают снимок и скажут что все нормально, чем вы сутки с лишним проведет на нервах и истерическом неврозе.
Если вы решили остаться дома, необходимо строго наблюдать за малышом и его поведением и играми. Осмотрите место ушиба, не течет ли кровь, ссадины и ранки обработайте перекисью и антисептиками. На место удара можно приложить ткань с прохладной водой или лед в полотенце. Если ранка кровит, придавите ее кусочком сухой ткани или бинта минут на 10. Но если кровь не останавливается или ткань пропитывается – необходимо ехать к врачу.
На что нужно смотреть?
Прежде сего сравниваете размеры зрачков, они должны быть одинаковы и круглые, без изменений. Пульс должен быть обычным и ритмичным, для первого года 110-120 ударов, для второго 100-110, для третьего около 100. В течение часа после травмы пусть ребенок полежит, но не давайте ему засыпать, необходимо его тормошить – если он уснет, скорая не поймет тяжесть его состояния.
Если при ударе малыш потерял сознание, до приезда скорой помощи положите его на бок, если будет рвота, чтоб массы не попади в дыхательные пути и он не задохнулся. НО!!! если подозревается травма позвоночника, например, при падениях с высоты на спину или на голову, трогать ребенка НЕЛЬЗЯ ни на миллиметр, это не даст лишней травмы поломанным позвонкам. Лучше не трогать совсем, чем оказать плохую помощь, иногда от некачественной помощи травма больше, чем от падений и ударов.
Повторим, немедленно вызываем 03 при…
- потерях сознания, пусть даже на мгновение.
- при замедлении пульса,
- при вялости и сонливости,
- при постоянном плаче,
- при отказе от еды, тошноте и рвоте,
- при странностях поведении, бреде.
-при разных зрачках, изменении их формы, косоглазии.
На скорой помощи едем в больницу на обследование, по дороге приходя в себя и беря себя в руки, паника сейчас не нужна.
Как диагностируют черепно-мозговые травмы.
В больнице ребенка осмотрят травматолог или невролог, нейрохирург, то будет на момент обращения по дежурству или кто будет свободен. Врач тщательно расспросит вас об обстоятельствах травмы, и нужно рассказывать все полностью, врачу не до ваших стеснения и личных отношений, правил приличия. Параллельно он проведет общий осмотр, рану осмотрит и неврологический статус оценит. Кроме того, нужно провести и дополнительные методы исследования, чтобы оценить состояние ребенка – это рентген черепа, УЗИ головки для малышей с незакрытым родничком и эхо-энцефалографию. Если этого будет мало, делают и компьютерную томографию и даже МРТ, проведут пункцию спинномозговой жидкости.
Рентгенографию костей черепа проводят подавляющему большинству детей с травмами – это исследование отчетливо выявляет переломы костей черепа. А при наличии любого повреждения в костях черепа травма сразу же становится или средней тяжести, или тяжелой, смотря по состоянию малыша. В очень редких случаях при нормальном состоянии малыша и благополучии внешне на рентгене есть немые линейные переломы костей. По рентгену можно оценить состояние костей черепа, мозговое вещество при этом не оценить.
По нейросонографии это сделать можно, но ее можно провести только при открытом родничке – на ней хорошо видны все структуры мозга и их состояние, наличие кровоизлияний, состояние ликворной системы и желудочков мозга. Тогда можно найти признаки отека мозга, ушибы, кровоизлияния и гематомы. Процедура безвредная, простая и не имеет противопоказаний, ее можно делать много раз. В основном можно сделать ее до 2 лет, после 2 лет кости становятся плотными и УЗИ ничего не покажет. Эти два метода могут провести практически все детские больницы городов и более менее крупных больниц районов.
Иногда назначаетс еще и эхоэнцефалография, она выявляет смешение структур мозга, которые косвенно могут свидетельствовать о гематомах или опухолях, могут косвенно указать на проблемы в мозге или его желудочках. Метод тоже простой, но у детей его надежность не очень высока. Идеальным вариантом являются КТ и МРТ головы и тела, это рентгенографии высокой четкости с объемной картинкой мозга и ликворной системы. При помощи КТ можно обнаружить любые повреждения черепа и самого мозга. На ней видны опухоли, кисты и травмы, гематомы. Аппарат дорогой, и детям возможно сделать КТ только в наркозе. Еще дороже будет проведение МРТ, в травмах черепа его почти не используют.
При подозрении на гематому, могут провести люмбальную пункцию – это метод прокола в области позвоночника с забором спинномозговой жидкости на анализ – при травмах в нем будет кровь, лейкоциты, воспаление. Ее проводят очень редко в сложных случаях.
Обычно этих методов вполне достаточно для определения факта травмы, оценки степени ее тяжести и лечения. Его проводят в разных направлениях, при легких травмах это могут быт домашние условия, в более серьезных случаях обычно производят госпитализацию ребенка стационар – нейрохирургию или травматологию. Малышей кладут вместе с мамами, если это не реанимация – туда, родителей, увы, не пустят – там дети в основном без сознания и требуют только заботы врачей и сестер.
Далее мы с вами будем говорить о методах лечения черепно-мозговых травм и реабилитации, других травмах и неотложных состояниях.
Детская неотложка. Падения детей: https://www.stranamam.ru/article/3531466/
Детская неотложка. Черепно-мозговые травмы: https://www.stranamam.ru/article/3537742/
Детская неотложка. Черепно-мозговые травмы.Инородные тела: https://www.stranamam.ru/article/3548836/
В чем особенности возраста?
К сожалению, закрытые черепно-мозговые травмы лидируют у детей грудного возраста и это неспроста, у них особое строение головки и есть физиологические особенности - податливая головка и хрупкие косточки черепа, что там надо-то такому малышу для травмы! Голоска крохи непропорционально большая и тяжелая по сравнению со всем телом, она принимает на себя весь удар при падениях. Дети старшего возраста учатся падать, пропорции тела у них меняются, но активность детей возрастает. Характер травм в это время меняется с черепно-мозговых травм на переломы, удары, кровотечения и раны.
Критическим возрастом врачи считают возраст от трех до шести месяцев – дети становятся как гусенички, юркими и достаточно быстрыми, могут перекатами и движениями тела быстро достичь края кровати и упасть. Для таких детей опасно паление с высоты более 40 см, высота в 50 см может у них дать черепно-мозговую травму в виде сотрясения или даже ушиба головного мозга, смотря на какую по твердости поверхность он будет падать. А вот переломы костей и другие травмы у них от падений бывают редко.
В годовалом возрасте детки начинают ходить самостоятельно, риск их травматизма повышается. Но задача мамы с папой не ограничить движения малыша и его свободу, страховать его и делать движения безопасными, не дать ему упасть с высоты. Нужно планомерно учить малыша слезать с дивана или кровати, спускаться с лестницы, правильно вести себя на детских площадках. Годовичку опасны падения с высоты собственного роста – выше 80 см.
Детям двух лет, уверенно стоящим на ногах и быстро бегающим, которые много времени проводят на детской площадке, нужно быть аккуратными. У них появляются качели и карусельки, конструкции из металла дерева на детских площадках или лестницах. Падения опасны с высоты более 1.5-2 метров, так как малыши без опаски забираются на высокие преграды. Обычно травмы головы сопровождаются переломами, вывихами и открытыми ранами.
Что же делать?
Да, не уследили, бывает и так – дети падают. Самое главное, не впадать в истерику и не биться в конвульсиях. Вот это вашему ребенку сейчас нужно меньше всего, это не помощь. Возьмите себя в руки, поплачете потом, когда все сделаете. Надо помнить – легкие травмы и их симптомы могут проявляться в первый час, а при тяжелых травмах некоторые проявления могут запаздывать до суток, поэтому как минимум сутки мы пристально наблюдаем за малышом, даже если он играет и забыл уже о своей травме. Особенно важными в плане наблюдения должны стать критические часы – это час, три, двенадцать и двадцать четыре часа после травмы или падения. Ночью малыша старше двух лет нужно разбудить каждые два-три часа и задать ему пару простых вопросов – как тебя зовут, как маму и папу, чтоб оценить, нет ли у него спутанности сознания и нарушений в сознании.
Первые десять минут – они самые сложные…
Что же нужно делать в эти самые первые минуты после травмы или падения, прежде всего – перестать рисовать себе в воображении картины глубокой инвалидности ребенка и не впадать в панику, но!!! не впадать и в другую крайность – не относиться к этому как к ерунде и тому, что все дети падают.
Реально оцените состояние и самочувствие ребенка, как он себя ведет и нет ли в его поведении необычных действий, сильный ли у него отек в области кожи, есть ли гематомы? Вызовите скорую или врача, съездите в тавматологию сами – лучше пусть вас пожурят, осмотрят, сделают снимок и скажут что все нормально, чем вы сутки с лишним проведет на нервах и истерическом неврозе.
Если вы решили остаться дома, необходимо строго наблюдать за малышом и его поведением и играми. Осмотрите место ушиба, не течет ли кровь, ссадины и ранки обработайте перекисью и антисептиками. На место удара можно приложить ткань с прохладной водой или лед в полотенце. Если ранка кровит, придавите ее кусочком сухой ткани или бинта минут на 10. Но если кровь не останавливается или ткань пропитывается – необходимо ехать к врачу.
На что нужно смотреть?
Прежде сего сравниваете размеры зрачков, они должны быть одинаковы и круглые, без изменений. Пульс должен быть обычным и ритмичным, для первого года 110-120 ударов, для второго 100-110, для третьего около 100. В течение часа после травмы пусть ребенок полежит, но не давайте ему засыпать, необходимо его тормошить – если он уснет, скорая не поймет тяжесть его состояния.
Если при ударе малыш потерял сознание, до приезда скорой помощи положите его на бок, если будет рвота, чтоб массы не попади в дыхательные пути и он не задохнулся. НО!!! если подозревается травма позвоночника, например, при падениях с высоты на спину или на голову, трогать ребенка НЕЛЬЗЯ ни на миллиметр, это не даст лишней травмы поломанным позвонкам. Лучше не трогать совсем, чем оказать плохую помощь, иногда от некачественной помощи травма больше, чем от падений и ударов.
Повторим, немедленно вызываем 03 при…
- потерях сознания, пусть даже на мгновение.
- при замедлении пульса,
- при вялости и сонливости,
- при постоянном плаче,
- при отказе от еды, тошноте и рвоте,
- при странностях поведении, бреде.
-при разных зрачках, изменении их формы, косоглазии.
На скорой помощи едем в больницу на обследование, по дороге приходя в себя и беря себя в руки, паника сейчас не нужна.
Как диагностируют черепно-мозговые травмы.
В больнице ребенка осмотрят травматолог или невролог, нейрохирург, то будет на момент обращения по дежурству или кто будет свободен. Врач тщательно расспросит вас об обстоятельствах травмы, и нужно рассказывать все полностью, врачу не до ваших стеснения и личных отношений, правил приличия. Параллельно он проведет общий осмотр, рану осмотрит и неврологический статус оценит. Кроме того, нужно провести и дополнительные методы исследования, чтобы оценить состояние ребенка – это рентген черепа, УЗИ головки для малышей с незакрытым родничком и эхо-энцефалографию. Если этого будет мало, делают и компьютерную томографию и даже МРТ, проведут пункцию спинномозговой жидкости.
Рентгенографию костей черепа проводят подавляющему большинству детей с травмами – это исследование отчетливо выявляет переломы костей черепа. А при наличии любого повреждения в костях черепа травма сразу же становится или средней тяжести, или тяжелой, смотря по состоянию малыша. В очень редких случаях при нормальном состоянии малыша и благополучии внешне на рентгене есть немые линейные переломы костей. По рентгену можно оценить состояние костей черепа, мозговое вещество при этом не оценить.
По нейросонографии это сделать можно, но ее можно провести только при открытом родничке – на ней хорошо видны все структуры мозга и их состояние, наличие кровоизлияний, состояние ликворной системы и желудочков мозга. Тогда можно найти признаки отека мозга, ушибы, кровоизлияния и гематомы. Процедура безвредная, простая и не имеет противопоказаний, ее можно делать много раз. В основном можно сделать ее до 2 лет, после 2 лет кости становятся плотными и УЗИ ничего не покажет. Эти два метода могут провести практически все детские больницы городов и более менее крупных больниц районов.
Иногда назначаетс еще и эхоэнцефалография, она выявляет смешение структур мозга, которые косвенно могут свидетельствовать о гематомах или опухолях, могут косвенно указать на проблемы в мозге или его желудочках. Метод тоже простой, но у детей его надежность не очень высока. Идеальным вариантом являются КТ и МРТ головы и тела, это рентгенографии высокой четкости с объемной картинкой мозга и ликворной системы. При помощи КТ можно обнаружить любые повреждения черепа и самого мозга. На ней видны опухоли, кисты и травмы, гематомы. Аппарат дорогой, и детям возможно сделать КТ только в наркозе. Еще дороже будет проведение МРТ, в травмах черепа его почти не используют.
При подозрении на гематому, могут провести люмбальную пункцию – это метод прокола в области позвоночника с забором спинномозговой жидкости на анализ – при травмах в нем будет кровь, лейкоциты, воспаление. Ее проводят очень редко в сложных случаях.
Обычно этих методов вполне достаточно для определения факта травмы, оценки степени ее тяжести и лечения. Его проводят в разных направлениях, при легких травмах это могут быт домашние условия, в более серьезных случаях обычно производят госпитализацию ребенка стационар – нейрохирургию или травматологию. Малышей кладут вместе с мамами, если это не реанимация – туда, родителей, увы, не пустят – там дети в основном без сознания и требуют только заботы врачей и сестер.
Далее мы с вами будем говорить о методах лечения черепно-мозговых травм и реабилитации, других травмах и неотложных состояниях.
Детская неотложка. Падения детей: https://www.stranamam.ru/article/3531466/
Детская неотложка. Черепно-мозговые травмы: https://www.stranamam.ru/article/3537742/
Детская неотложка. Черепно-мозговые травмы.Инородные тела: https://www.stranamam.ru/article/3548836/
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: