Готовим ребенка к питанию в садике. Часть первая.
О поступлении в детский садик сегодняшние родители начинают задумываться почти с рождения. Однако, часто они оставляют без внимания вопрос о подготовке к садику, особенно в плане здоровья и питания. И как только малыш начинает ходить в садик – возникают проблемы. Он не хочет кушать в саду или не может перестроиться на новое для себя питание. Как же максимально облегчить процесс адаптации к садику и подготовить малыша к его посещению?
Самая большая проблема воспитанников детских садов, особенно тех, кто очень рано идет в садик или ясли – это научиться обходиться без помощи родителей – самому одеваться, мыть руки и самое главное, самому кушать. По мнению воспитателей и врачей – это самая сложная задача для юного воспитанника. В садике не станут особо уговаривать, кормить с ложки постоянно, петь песни и танцевать вокруг крохи, малышей много и надо уследить за всеми, это может оказаться непростым испытанием для ребенка. Всем детям предлагают одинаковую еду - ее надо уметь жевать, нужно уметь пить с чашки и пользоваться салфеткой.
Чем отличается питание?
Питание для детских садиков разрабатывают медицинские работники исходя из знаний анатомии и физиологии детского пищеварения, таким образом, чтобы еда максимально покрывала потребность ребенка и в питательных веществах, витаминах и минералах. Обычно это меню общее для всех воспитанников, начиная с полутора лет до 6-7 летнего возраста, отличаются только объемы порций в зависимости от возраста. Учитывая сезонные изменения, в питании летом и осенью максимально используются свежие фрукты и овощи, а в зимне-весенний сезон в питание включаются витаминизированные продукты – соки, отвары трав и зимние фрукты.
Все приемы пищи разделены по калорийности на определенные физиологические объемы – при 4-х разовом питании на завтрак приходится 15-20% калорийности, обед – до 40%, полдник до 15-20%, ужин до 20-30%.
Обычно на завтрак детям дают каши из различных видов круп на молоке, пудинги, омлеты, соки или компоты. В обед обязательными являются различные первые блюда, салаты, вторые блюда и напитки. Полдник представляет собой фруктовый десерт или выпечку с кефиром, молоком или другим напитком. Некоторые сады удлиненного пребывания допускают и наличие ужина – обычно это овощное, молочное или крупяное блюдо.
Обязательно строгое соблюдение в питании количества белка, как основного строительного материала для роста и развития малыша, никакие вегетарианские диеты в садике недопустимы. Детям обязательно дают животные белки – рыбу, мясо, яйца, молоко и молочную продукцию. Из растительных белков в детском питании используются бобовые и некоторые крупы, хлеб. В питании малыша не используют животных жиров и маргарина, источником жиров в детском питании в саду являются растительное и сливочное масло. Кроме того, детям дают сливки и сметану. Ограничивают в питании детей в садике количество сахара, заменяют его углеводами из крупяных, макарон и хлебобулочных изделий. В меню детского сада существует список продуктов, которые запрещаются СЭС, кроме того, она же регулярно проводит проверки пищеблока и сотрудников сада.
Есть продукты, которые появляются на столе ребенка ежедневно – это молоко, масло, сахар, овощи, хлеб, фрукты, мясо. Яйца обычно даются через день, творог 2-3 раза в неделю, а рыба – 1-2 раза в неделю.
Все продукты готовятся непосредственно перед едой, их не хранят и не разогревают. В садовском меню не допускаются повторы блюд одного состава в один день (например, макароны утром и вечером). И меню составляется на неделю вперед, стремясь по возможности избегать повторов блюд в течение недели. Кроме того, для стимуляции пищеварения детям в обязательном порядке в обед дают салаты из овощей или фруктов кислого вкуса.
Вопрос аппетита – проблемы и решения.
В большинстве своем, аппетит малыша в садике будет зависеть больше от усилий родителей, но и персонал садика тоже играет определенную роль. Причин, по которым ребенок может отказаться от еды в детском саду несколько.
Любые глобальные перемены в жизни – это стресс для организма, особенно если это малыш первых лет жизни. Появляется совершенно другая компания взрослых и детей, резко меняется круг общения, происходит контакт иммунной системы с незнакомыми веществами, меняется отношение к ребенку, он уже не центр вселенной, таких как он еще много. Это приводит к нарушению в работе высших отделов нервной системы и выливается в проблемы с поведением, капризностью, тревожностью, нарушением сна и аппетита даже дома. Многие детишки - консерваторы. Им очень трудно дается изменение привычных ритуалов – смена любимой тарелочки и ложечки может надолго отбить аппетит. Кроме того, малышам отводят четко регламентированное место за столом, не позволяя вольностей, а рядом с ними еще и сажают других малышей, которые отвлекают внимание.
Самой большой ошибкой родителей и многих воспитателей являются попытки накормить ребенка любой ценой. Обычно в ход идут уговоры – «съешь все и дам конфетку» или угрозы «пока не съешь всю еду, из-за стола не выпустим». Однако, таким образом можно добиться только полностью противоположного результата – усилить стресс и надолго лишить ребенка аппетита. Неверным вариантом будет и устроение из процесса еды игрового шоу или конкурса на «самую чистую тарелку» или «кто быстрее всех съест». Еда не ради еды не принесет пользы, таким образом можно сформировать у не очень расторопного ребенка-флегматика комплекс неудачника. Тогда аппетит пропадет совсем надолго.
Решения этой проблемы есть, первое – это набраться терпения. Малыш немного обвыкнется в новом коллективе и начнет тянуться за другими малышами, подражать им. В том числе и в еде. Попросите воспитателей посадить его к тем малышам, которые уже хорошо кушают.
Вторым вариантом является создание ритуала еды и украшение процесса принятия пищи – то есть для малыша предлагается постоянная последовательность действий – мытье рук, усаживание за стол, красивая его сервировка, использование ярких салфеток и посуды. Задача воспитателей и родителей – рассказать малышу, что еда – это целое событие. Можно рассказывать подробно – как приготовили то или иное блюдо, для чего нужно кушать картошку или котлетку – увлечь малышей многосерийным рассказом.
Второй частой ошибкой родителей является избирательность в еде и ее культивирование у ребенка. Малыша с детства балуют различными деликатесами, он ест, когда хочет, где хочет и только то, что хочет. Кроме того, в его рацион входят различные неполезные продукты – чипсы, сухарики, фаст-фуд. После того, как ребенка приучили к такому режиму, будет очень сложно научить его кушать обычную садиковую еду и сформировать режим дня. При поступлении в садик, конечно, возникает протест против «невкусной» еды. Малыша начинают заставлять есть не то, к чему он привык. И сложнее всего бывает тогда, когда в саду пытаются научить малыша кушать нормальные продукты, а вечером мамы и папы в виде «компенсации» опять предлагают сухари или чипсы. Родителям надо категорически сказать «нет» подобным продуктам и запастись терпением, начав методично приучать малыша к здоровой пище. Иначе – ребенок не будет полноценно есть в саду.
Решение проблемы опять же в терпении и настойчивости. Если уж вы научили малыша кушать «вредности», придется терпеливо учить его есть полезную пищу. Кроме того, нужно помнить о положительном собственном примере – исключить и из своего рациона все фаст-фуд, дабы не соблазнять малыша.
Еще одной важной причиной плохого аппетита малыша является неумение кушать самостоятельно. Иногда малыши к моменту поступления в садик совершенно не умеют пользоваться ложкой и вилкой. А когда они оказываются рядом с более умелыми сверстниками, которые хорошо кушают, у них возникают проблемы с едой. Большой ошибкой родителей является просьба, чтобы воспитатели не оставили без внимания их кроху – накормили, помогли есть с ложки, показывали как нужно делать. Это резко выделяет малыша из всех детей, он начинает думать, что он все делает не так – все могут есть ложкой, а он не может. Кроме того, тетя начинает заострять внимание самого малыша и окружающих его детей на проблеме – это бьет по зачаткам детского самолюбия и может развить комплекс еды.
Решить эту проблему несложно – если малыш еще не уверен в общении с приборами, пусть его посадят за отдельный столик и покажут, что нужно делать. Ребенок быстро освоит навыки, пытаясь тянуться за другими.
Учимся кушать сами.
Врачами и психологами отмечается, что дети, которые к моменту поступления в садик умеют элементарно себя обслуживать – одеться, помыть руки или умыться, умеют кушать сами, легче проходят адаптацию к садику. Если малыш плохо управляется с приборами, он в садике обычно дольше всех сидит за столом, хуже кушает и может не доедать всей порции, чтобы успеть за другими детьми. Кроме того, новички часто отвлекаются во время еды на мелкие детали, что тоже отражается на аппетите. До момента поступления в садик, конечно, надо научить малыша кушать самостоятельно, пользоваться столовыми приборами и уметь вести себя за общим столом. Как минимум с 1.5 - 2 лет малыш должен кушать со всеми за общим столом, пользоваться вилкой, ложкой, пить с кружечки. Хорошо формирует навыки общение со сверстниками по выходным, приглашайте на общие обеды малышей. Следите, чтобы малыш научился кушать в течение получаса – именно такое время отводится в детских садах на прием пищи.
Самая большая проблема воспитанников детских садов, особенно тех, кто очень рано идет в садик или ясли – это научиться обходиться без помощи родителей – самому одеваться, мыть руки и самое главное, самому кушать. По мнению воспитателей и врачей – это самая сложная задача для юного воспитанника. В садике не станут особо уговаривать, кормить с ложки постоянно, петь песни и танцевать вокруг крохи, малышей много и надо уследить за всеми, это может оказаться непростым испытанием для ребенка. Всем детям предлагают одинаковую еду - ее надо уметь жевать, нужно уметь пить с чашки и пользоваться салфеткой.
Чем отличается питание?
Питание для детских садиков разрабатывают медицинские работники исходя из знаний анатомии и физиологии детского пищеварения, таким образом, чтобы еда максимально покрывала потребность ребенка и в питательных веществах, витаминах и минералах. Обычно это меню общее для всех воспитанников, начиная с полутора лет до 6-7 летнего возраста, отличаются только объемы порций в зависимости от возраста. Учитывая сезонные изменения, в питании летом и осенью максимально используются свежие фрукты и овощи, а в зимне-весенний сезон в питание включаются витаминизированные продукты – соки, отвары трав и зимние фрукты.
Все приемы пищи разделены по калорийности на определенные физиологические объемы – при 4-х разовом питании на завтрак приходится 15-20% калорийности, обед – до 40%, полдник до 15-20%, ужин до 20-30%.
Обычно на завтрак детям дают каши из различных видов круп на молоке, пудинги, омлеты, соки или компоты. В обед обязательными являются различные первые блюда, салаты, вторые блюда и напитки. Полдник представляет собой фруктовый десерт или выпечку с кефиром, молоком или другим напитком. Некоторые сады удлиненного пребывания допускают и наличие ужина – обычно это овощное, молочное или крупяное блюдо.
Обязательно строгое соблюдение в питании количества белка, как основного строительного материала для роста и развития малыша, никакие вегетарианские диеты в садике недопустимы. Детям обязательно дают животные белки – рыбу, мясо, яйца, молоко и молочную продукцию. Из растительных белков в детском питании используются бобовые и некоторые крупы, хлеб. В питании малыша не используют животных жиров и маргарина, источником жиров в детском питании в саду являются растительное и сливочное масло. Кроме того, детям дают сливки и сметану. Ограничивают в питании детей в садике количество сахара, заменяют его углеводами из крупяных, макарон и хлебобулочных изделий. В меню детского сада существует список продуктов, которые запрещаются СЭС, кроме того, она же регулярно проводит проверки пищеблока и сотрудников сада.
Есть продукты, которые появляются на столе ребенка ежедневно – это молоко, масло, сахар, овощи, хлеб, фрукты, мясо. Яйца обычно даются через день, творог 2-3 раза в неделю, а рыба – 1-2 раза в неделю.
Все продукты готовятся непосредственно перед едой, их не хранят и не разогревают. В садовском меню не допускаются повторы блюд одного состава в один день (например, макароны утром и вечером). И меню составляется на неделю вперед, стремясь по возможности избегать повторов блюд в течение недели. Кроме того, для стимуляции пищеварения детям в обязательном порядке в обед дают салаты из овощей или фруктов кислого вкуса.
Вопрос аппетита – проблемы и решения.
В большинстве своем, аппетит малыша в садике будет зависеть больше от усилий родителей, но и персонал садика тоже играет определенную роль. Причин, по которым ребенок может отказаться от еды в детском саду несколько.
Любые глобальные перемены в жизни – это стресс для организма, особенно если это малыш первых лет жизни. Появляется совершенно другая компания взрослых и детей, резко меняется круг общения, происходит контакт иммунной системы с незнакомыми веществами, меняется отношение к ребенку, он уже не центр вселенной, таких как он еще много. Это приводит к нарушению в работе высших отделов нервной системы и выливается в проблемы с поведением, капризностью, тревожностью, нарушением сна и аппетита даже дома. Многие детишки - консерваторы. Им очень трудно дается изменение привычных ритуалов – смена любимой тарелочки и ложечки может надолго отбить аппетит. Кроме того, малышам отводят четко регламентированное место за столом, не позволяя вольностей, а рядом с ними еще и сажают других малышей, которые отвлекают внимание.
Самой большой ошибкой родителей и многих воспитателей являются попытки накормить ребенка любой ценой. Обычно в ход идут уговоры – «съешь все и дам конфетку» или угрозы «пока не съешь всю еду, из-за стола не выпустим». Однако, таким образом можно добиться только полностью противоположного результата – усилить стресс и надолго лишить ребенка аппетита. Неверным вариантом будет и устроение из процесса еды игрового шоу или конкурса на «самую чистую тарелку» или «кто быстрее всех съест». Еда не ради еды не принесет пользы, таким образом можно сформировать у не очень расторопного ребенка-флегматика комплекс неудачника. Тогда аппетит пропадет совсем надолго.
Решения этой проблемы есть, первое – это набраться терпения. Малыш немного обвыкнется в новом коллективе и начнет тянуться за другими малышами, подражать им. В том числе и в еде. Попросите воспитателей посадить его к тем малышам, которые уже хорошо кушают.
Вторым вариантом является создание ритуала еды и украшение процесса принятия пищи – то есть для малыша предлагается постоянная последовательность действий – мытье рук, усаживание за стол, красивая его сервировка, использование ярких салфеток и посуды. Задача воспитателей и родителей – рассказать малышу, что еда – это целое событие. Можно рассказывать подробно – как приготовили то или иное блюдо, для чего нужно кушать картошку или котлетку – увлечь малышей многосерийным рассказом.
Второй частой ошибкой родителей является избирательность в еде и ее культивирование у ребенка. Малыша с детства балуют различными деликатесами, он ест, когда хочет, где хочет и только то, что хочет. Кроме того, в его рацион входят различные неполезные продукты – чипсы, сухарики, фаст-фуд. После того, как ребенка приучили к такому режиму, будет очень сложно научить его кушать обычную садиковую еду и сформировать режим дня. При поступлении в садик, конечно, возникает протест против «невкусной» еды. Малыша начинают заставлять есть не то, к чему он привык. И сложнее всего бывает тогда, когда в саду пытаются научить малыша кушать нормальные продукты, а вечером мамы и папы в виде «компенсации» опять предлагают сухари или чипсы. Родителям надо категорически сказать «нет» подобным продуктам и запастись терпением, начав методично приучать малыша к здоровой пище. Иначе – ребенок не будет полноценно есть в саду.
Решение проблемы опять же в терпении и настойчивости. Если уж вы научили малыша кушать «вредности», придется терпеливо учить его есть полезную пищу. Кроме того, нужно помнить о положительном собственном примере – исключить и из своего рациона все фаст-фуд, дабы не соблазнять малыша.
Еще одной важной причиной плохого аппетита малыша является неумение кушать самостоятельно. Иногда малыши к моменту поступления в садик совершенно не умеют пользоваться ложкой и вилкой. А когда они оказываются рядом с более умелыми сверстниками, которые хорошо кушают, у них возникают проблемы с едой. Большой ошибкой родителей является просьба, чтобы воспитатели не оставили без внимания их кроху – накормили, помогли есть с ложки, показывали как нужно делать. Это резко выделяет малыша из всех детей, он начинает думать, что он все делает не так – все могут есть ложкой, а он не может. Кроме того, тетя начинает заострять внимание самого малыша и окружающих его детей на проблеме – это бьет по зачаткам детского самолюбия и может развить комплекс еды.
Решить эту проблему несложно – если малыш еще не уверен в общении с приборами, пусть его посадят за отдельный столик и покажут, что нужно делать. Ребенок быстро освоит навыки, пытаясь тянуться за другими.
Учимся кушать сами.
Врачами и психологами отмечается, что дети, которые к моменту поступления в садик умеют элементарно себя обслуживать – одеться, помыть руки или умыться, умеют кушать сами, легче проходят адаптацию к садику. Если малыш плохо управляется с приборами, он в садике обычно дольше всех сидит за столом, хуже кушает и может не доедать всей порции, чтобы успеть за другими детьми. Кроме того, новички часто отвлекаются во время еды на мелкие детали, что тоже отражается на аппетите. До момента поступления в садик, конечно, надо научить малыша кушать самостоятельно, пользоваться столовыми приборами и уметь вести себя за общим столом. Как минимум с 1.5 - 2 лет малыш должен кушать со всеми за общим столом, пользоваться вилкой, ложкой, пить с кружечки. Хорошо формирует навыки общение со сверстниками по выходным, приглашайте на общие обеды малышей. Следите, чтобы малыш научился кушать в течение получаса – именно такое время отводится в детских садах на прием пищи.
Комментарии
сада вроде нет в планах, но ребь сам уже ест ложкой и пьет из кружечки, как взрослый
Сказали очень любит какао, сварила дома на выходных, как проложено с молоком и сахаром, так Маша сказала :"Фу, кака" и пить не стала...
Старший в сад ходит уже неделю, и несмотря что он умеет есть и ложкой и вилкой не ел до сегодняшнего дня ни в какую, даже дома перестал есть. сегодня сам поел (ттт), наверное вливается уже...
Алена, а будет статья про адаптацию в саду? А то мы уже вторую воспитательницу сменили (за неделю) и еще сменим пока в свою группу пойдем (т.е. пока группу соберут)...
Да и все эти сопли-чихи тоже мне покоя не дают.
да и насчет полезности садиковской еды тоже вопрос. ни разу в меню не видела сезонных фруктов. в лучшем случае кусочек яблока. зато например перловая каша в садике - в порядке вещей. или суп на комбижире. брррр
И еще, мой брат когда в сад ходил несколько дней приходил голодным, мама зашла в обед как-то раз и увидела что всем положили ложку а ему нет!!! На что воспитатель ответила - у вас и так упитанный мальчик не надо ему кушать!!!
А так кормили нормально, но года то раньше другие были...
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: