Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Формирование бытовых навыков через игру.

Формирование бытовых навыков через игру. Активность ребёнка проявляется прежде всего в форме ориентировочной деятельности. Ребёнок живо реагирует на все новые для него предметы, в особенности на движущиеся, звучащие, ярко окрашенные, поворачивается, тянется к ним, хватает их, тащит в рот, бросает на пол и на этой основе овладевает первыми действиями.
Большую роль в развитии разных видов деятельности у ребенка играет подражание. Наблюдая движения и действия взрослых, дети пытаются воспроизвести их. Повторяя свои попытки, они постепенно овладевают сложными действиями: учатся ходить, говорить, ползать, бегать, пользоваться предметами домашнего обихода, овладевают бытовыми, гигиеническими, игровыми навыками. Большое количество навыков в дошкольном возрасте приобретается в процессе игры. Игра не нуждается в достижении высоких результатов действия, не требует определённого качества его выполнения. В игре ребёнок легко мирится с приблизительным сходством действия с тем образцом, которому следует.

Содержание:

1. От 6 до 12 месяцев.
2. От 1 до 2 лет.
3. От 2 до 3 лет.





От 6 до 12 месяцев.

1. Учимся кушать и пить из кружки.
Купите ребёнку хорошую специальную “мягкую” ложечку (можно использовать чайную) и красивую, яркую тарелочку для малышей. Пусть у него будут свои столовые приборы и посуда. Обратите внимание, что посуда для малыша должна быть не бьющейся и не иметь острых краёв.
Малыши держат ложку в кулачке - это нормально. Дайте ребёнку ложку, пусть попробует зачерпнуть пищу самостоятельно. Как правило проблема возникает не столько с зачерпыванием пищи, сколько с последующей её транспортировкой и складыванием в рот. Ребёнок ещё не владеет необходимыми навыками, поэтому у него это плохо получается. Аккуратно, придерживая ручку ребёнка, помогите ему зачерпнуть пищу и донести её до рта. Будьте терпеливы, малышу требуется время, чтобы развить необходимую координацию. Заляпанный стол, одежда и перемазанное лицо - неизбежный процесс, но это доставляет малышу удовольствие, не ругайте его за это, пусть пошалит.
Сначала ребёнок будет стремиться взять еду руками - это естественно, ведь так проще. Переводите его внимание на ложку. Не начинайте сразу кормить его сами. Пока малыш голоден - он будет стремиться самостоятельно утолить это чувство и попутно освоит навык владения ложкой. Не пытайтесь быстренько сами покормить ребенка, лучше возьмите вторую ложку и докармливайте его ей.
Стимулируйте у малыша интерес к пользованию ложкой. Хвалите, говорите, какой он уже большой - сам ест. Кладите ему ложку во время каждого кормления. Ест с вашей помощью - здорово, кушает сам - ещё лучше, "орудует" и ложкой и руками - замечательно! Кормите ребёнка вместе с другими членами семьи - ведь малыши в этом возрасте с удовольствием подражают взрослым.
Одновременно с "вручением" ложки дайте ребёнку детскую кружку ( для начала можно взять непроливайку ). Налейте в неё буквально глоточек воды. При большом количестве жидкости ребёнок с непривычки может захлебнуться, ведь жидкости из кружки попадает в рот гораздо больше, чем например при сосании из бутылочки с соской. Пусть пьёт маленькими глотками и сильно не наклоняет кружку, тогда воды в рот будет попадать немного.
Каждый раз, когда ребёнок просит пить, предлагайте кружку-непроливайку. Чтобы не было соблазнения попить из соски - уберите бутылочки с глаз.
Наливайте в кружку совсем немного воды. Помогайте малышу, придерживая кружку за дно, чтобы ребёнок не облился. Объясните, что если малыш сильно наклонит кружку, то вода выльется. В первый раз обливаются практически все, так что не ругайтесь и наберитесь терпения, подбадрите и похвалите малыша за его старания. Таким образом с помощью нехитрых манипуляций и Вашего позитивного отношения к процессу малыш быстро научится есть ложкой и пить из кружки сам.

2. Предметы могут перемещаться.
- Дайте малышу прозрачную пластиковую бутылку и покажите, как опустить в нее, например, маленькую игрушку. Горлышко у бутылки должно быть узким, чтоб ребенок, если он захочет достать игрушку, не мог просунуть внутрь свою ручку. Покажите ему, что для того, чтобы достать игрушку, нужно перевернуть бутылку, и игрушка сама вывалится. Пусть он попробует сам проделать это упражнение. Если малыш не справляется, то покажите все еще раз, направляйте его, будьте терпеливы. В бутылку стоит опускать те предметы, которые ребенку хотелось бы достать.
- А теперь дайте ребенку непрозрачную емкость(банку из под смеси, кофе, пузырек от витаминов, лекарств, флакон из под шампуня и т.д.) Загляните в нее и скажите: "Ого, что я вижу!" и дайте заглянуть туда ребенку. Пусть попробует достать то, что лежит в банке. Берите емкости разного объема и формы, кладите в них различные предметы и вещества, которые ребенку интересно было бы извлечь (изюм, песок, камешки, пуговицы, мелкие игрушки). Дайте ребенку самому попытаться опускать предметы в емкость, потом доставать их оттуда. Помогайте и показывайте, пока у него не получится. При помощи данного упражнения ребенок научиться отличать большое от маленького, узкое от широкого.
- Когда вы будете купать малыша, то дайте ему возможность наливать и выливать воду из какой - нибудь емкости в ванночку, а лучше из нескольких, различных по размеру, например, тот же пузырек из под витаминов или обычный ковшик, кружку и т. д. Так малыш поймет, что вода помещается в любой сосуд, что она льется.
- Возьмите несколько предметов, одинаковых по форме, но различных по массе. Например: воздушный шар и мячик; кубик, сделанный из бумаги и деревянный кубик; пустая пластиковая бутылка и бутылка, наполненная (водой, песком, мелкими игрушками, камешками). А теперь поднимите оба предмета на одинаковую высоту и предложите ребенку угадать, какой предмет упадет быстрее. Малышу будет интересно наблюдать за быстрым и медленным движением предметов, которые имеют одинаковую форму. Так ребенок научиться отличать тяжелое от легкого.
- Познакомьте своего ребенка с заводными игрушками. Покажите и объясните ему как с ними нужно играть : "Я завожу зайчика. Теперь зайка прыгает. " Сначала ребенок будет следить за вашими действиями и движениями игрушки, а потом пусть попытается сам завести игрушку. Данное упражнение поможет ему научиться открывать двери, где нужно поворачивать ручки, поворачивать ключ в замке и т.д.



3. Один на другой.
- Проверьте, понимает ли ваш ребенок, что один предмет можно поставить или положить на другой? Дайте ему кружку и попросите поставить ее на стол, а подушечку положить на диван. Если он умеет это делать то дайте ему возможность расширить и развить это умение. Соберите несколько разных предметов домашнего обихода, которые можно составить один на другой. Лучше всего взять такие, у которых есть плоские поверхности: упаковки от детского питания, жестяные банки от смесей, крышки от банок и бутылок, пакеты из-под молока, кубики, подушки и т.д. Начните с больших предметов. Покажите ребенку, как поставить их друг на друга, и подчеркните слово на : «Вот, посмотри, я ставлю баночку на баночку». Постройте вместе с ребенком башню из разных предметов. Потом дайте ребенку самостоятельно построить подобную башню, хвалите его и немного подсказывайте. И разрешите сбить башню после того, как он ее построит. С помощью данного упражнения вы не только научите ребенка правильно класть и ставить различные вещи и предметы, но и дадите ему возможность немного развлечься, пошалить.
- Теперь, в качестве основания башни, возьмите крупный предмет, например большой кубик и затем подавайте ребенку всё более мелкие предметы, чтобы он ставил их один на другой - сооружение должно получиться достаточно устойчивым. Потом вы можете дать ребенку сразу несколько предметов, пусть он сам решит, в каком порядке будет их ставить. Возможно, что малыш не последует вашему примеру и не начнет с крупного предмета. Ничего страшного, он сделает это позже, ведь сейчас он только-только учится понимать, что такое размер. Дайте своему ребенку право самому найти путь к тому, как построить башню, чтобы она не упала.
- Чаще старайтесь показывать ребенку предметы, которые вы кладете один на другой: постельное белье, газеты и журналы, вещи в шкафу, тарелки в буфете. Говорите с ним о том, что вы делаете и зачем, и всегда, когда это будет возможно, разрешайте ребенку вам помогать. Ведь детям так нравится, когда на них обращают внимание, просят о помощи. Одним из удобных поводов для этого может стать тот момент, когда вы выгружаете из сумки жестянки с консервами и ставите их на полки.


От 1 до 2 лет.

1. Гигиена.
- Пока крошка совсем маленький, мама обеспечивает ему чистоту и опрятность. Но скоро малыш подрастет, и должен будет сам заботиться о личной гигиене. Как научить этому ребенка?
- Самое важное правило гигиены – умываться и мыть руки. Но это мы знаем, что мыть руки нужно обязательно и после улицы, и после туалета, и перед едой, а как же быть с ребёнком, которого уж точно не впечатлят рассказы о микробах.
Для начала, купите детское мыло в виде различных зверушек – согласитесь, ребенку будет намного интереснее мыть утёнка, рыбку или котёнка, а заодно и ручки. Постарайтесь не покупать мыло с резкими, сладкими ароматами, ребенку это может не понравится и стать причиной неприязни к мылу и мытью рук. Можно во время мытья рассказывать малышу сказку о каждом пальчике, который очень ждет, чтобы его помыли.
Когда будете учить малыша умываться, то рассказывайте и показывайте ему как умываетесь сами, как это весело. А после умывания обязательно приготовьте малышу нежное, чистое полотенце, которым он с удовольствием вытрет свое личико. Расскажите так же, а по возможности и покажите ( на картинке, на улице ) как моются кошечки, уточки, другие животные. Малышу будет интересно узнать подобные факты о животных.
- Зубки тоже можно научиться чистить играюче. Купите яркую детскую зубную щетку и предложите малышу самому попробовать почистить зубки, следуя вашему примеру. Объясните как это необходимо, сочините небольшую сказку про микробы, которые нужно убирать каждое утро, чтоб зубки были здоровыми и крепкими.
- Большинство детей любят купаться, поэтому стоит поддерживать желание ребенка подольше посидеть в ванночке, ведь таким образом у него выработается привычка, которая останется с ним на всю жизнь. Купание ребенка можно превратить в веселое мероприятие, а не только в ежедневную гигиеническую процедуру. Пусть ребенок поиграет с пеной, накидайте также детских игрушек, которые дадут возможность ребенку поиграть и пофантазировать. Даже став старше и отказавшись от игрушек, ребенок с удовольствием будет купаться, так как привычка ложиться в постель чистым останется.

2. Чьи это вещи?
- Научите своего ребенка выбирать один нужный предмет из нескольких, для начала можно выбрать один из двух, но потом усложнить задачу. Возьмите такие предметы: ботиночек ребенка, его мочалку, его одеяло и его кружку. Положите перед ребенком все эти предметы и какой-нибудь предмет из "чужих". Спросите: "Где твой ботиночек?" или “Где твоя кружечка?” Если малыш посмотрит или покажет на тот предмет, о котором вы спросили, то скажите: "Молодец, ты прав - это твой ботиночек!". И дайте ботиночек ему в руки. Продолжайте такие занятия для того, чтобы научить своего малыша правильно брать предмет без вашей подсказки.
- Когда вы будете раскладывать белье после стирки, покажите ребенку его стопки – «Вот полотенца, вот простынки...» Превратите это в обучающую игру. Возьмите в руки одну вещь, и пусть малыш угадает, в какую стопку нужно ее положить. Несколько раз нарочно ошибитесь, чтобы ребенок получил удовольствие от того, что помог вам и поправил вас.
- Попросите малыша сходить в другую комнату и принести свои вещи и ваши. Скажите ему: "Сходи, принеси свой свитер и мою кофту, мы оденемся и пойдем гулять". Если малышу еще тяжело запоминать, что нужно принести столько вещей, первое время просите принести его только одну вещь. Желательно держать все вещи в одном и том же месте и посылать ребенка за вещами только туда, где он может их достать без риска упасть или что-нибудь уронить.

3.Один за другим.
- Дайте ребенку пластиковое ведерко (миску, коробку), а рядом положите несколько мелких предметов. Покажите ему, как нужно класть внутрь все предметы и как их оттуда доставать, придерживаясь принципа - по одному. Скажите ему: "Положи их все в ведерочко. Сначала один предмет, потом другой и еще один". Так малыш, заодно, познакомится со словами "все" и "другой", хотя он еще не будет их понимать. Постарайтесь превратить данное занятие в игру, например, опускайте предметы с разной высоты, потрясите ведерочко или коробочку, чтобы показать, что у каждого предмета свой звук и т.д.
- Так же, нужно научить ребенка опускать длинные предметы в узкое горлышко. Например, покажите ребенку, как нужно опускать бусы, ложку или карандаш в узкое горлышко пластиковой бутылки.
- Описанные выше задания помогают ребенку научиться класть предметы точно в определенное место. Когда ваш ребенок уже научится выполнять хотя бы некоторые из этих заданий, то он будет готов к тому, чтобы начать класть предметы в конкретные места. Например, купите простую доску или мягкую, с вырезанными формами, в игрушечном магазине. На глазах ребенка выньте круг или другую фигурку и дайте малышу. Посмотрите, не положит ли он фигурку рядом с отверстием или прямо в него. Хвалите ребенка за любые попытки самостоятельно выполнить задание, а в случае необходимости предлагайте ему помощь или покажите все еще раз.


От 2 до 3 лет.

1. Самостоятельно одеваемся.
- Приступать к обучению ребенка навыкам самостоятельного одевания следует с двух-трех лет. Примерно с этого возраста у ребенка появляется настойчивое стремление к самостоятельности, и если Вы вовремя и правильно отреагируете, то Вам вообще не придется заставлять ребенка делать что-то самому – он и сам будет к этому стремиться.
- Если ребенок не хочет одеваться самостоятельно, то попробуйте немного подтолкнуть его, например, одевая ему носочки или штанишки не до конца и предлагая ребенку закончить одевание самому.
- Очень часто быстрому освоению навыка самостоятельного одевания препятствует сама конструкция одежды ребенка. Если на вещах малыша есть многочисленные молнии и шнуровки, мелкие пуговицы, то это значительно усложняет для него процесс одевания. Поэтому на первое время было бы уместнее покупать ребенку вещи с крупными удобными застежками, на липучках, на резиночках.
- Существуют специальные развивающие игры - шнуровки или просто любые игрушки, которые можно расстегивать и застегивать. Играя в эти игры ребенок развивает мелкую моторику рук и ему будет легче справиться со своей одеждой. Девочки свои первые навыки одевания могут освоить на куклах с их кукольными одежками.
- Можно поиграть с ребенком в разные игры, которые помогут ему научиться одеваться. Например, пусть штанины брюк станут туннелями, а ноги малыша - паровозиками. Предложите своему крохе «заехать паровозиками в туннели». Девочки, да и мальчики тоже, с удовольствием играют в «показ мод» или «фотосессию» - это отличный повод для обучения самостоятельному одеванию.
- Чтобы добиться от малыша взаимодействия при одевании, доброжелательно смотрите на него, шутите, напевайте и всегда проговаривайте совершаемые действия. Пример простейшей игры: «Мы идем гулять, будем топать ножками, поэтому ножки нужно обуть. Обуваем правую ножку. Обуваем левую ножку. Теперь давай потопаем ножками»

2. Вещи ведут себя по разному.
- Познакомьте ребенка с воздухом, научите его дуть. Для начала скажите ему: "Я на тебя сейчас подую!" и тихонько подуйте на щечку малыша или на его волосы. Потом скажите: "Теперь ты подуй" и посмотрите, станет ли малыш подражать вам. Затем, поднесите к губам листок бумаги (перышко, ленточку) и подуйте на него, а потом попросите малыша сделать то же самое.
- Проделывайте это упражнение с различными предметами. Задуйте свечку, подуйте на воду так, чтобы появилась рябь, сдуйте с ладошки кусочки мелко нарезанной бумаги, подуйте на кольцо с мыльной пленкой, так чтобы получился пузырь. Снова и снова показывайте малышу это действие на разных предметах, пусть он чувствует движение воздуха, видит, что происходит и как меняются предметы, если на них действует воздух. Обязательно давайте ребенку возможность проделать то же, что и вы.
- Покажите ребенку игрушки, которые приводятся в действие, когда на них дуют. Познакомьте его и дайте в руки свисток и дудочку, мыльные пузыри. Расскажите малышу о бытовых предметах, которые дуют сами, например: фен, пылесос, вентилятор, обогреватель, покажите ему их в действии. Пусть он почувствует движение воздуха и увидит его действие на разные предметы.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Формирование бытовых навыков через игру.
  Активность ребёнка проявляется прежде всего в форме ориентировочной деятельности. Ребёнок живо реагирует на все новые для него предметы, в особенности на движущиеся, звучащие, ярко окрашенные, поворачивается, тянется к ним, хватает их, тащит в рот, бросает на пол и на этой основе овладевает первыми действиями.
Большую роль в развитии разных видов деятельности у ребенка играет подражание. Читать полностью
 

Статьи в этой рубрике:

Последние читатели:



Комментарии

bat
23 сентября 2012 года
0
LENO4KA555
23 сентября 2012 года
+1
олия-к
23 сентября 2012 года
0
Спасибки!
LENO4KA555
23 сентября 2012 года
0
Рада быть полезной.
енотики
23 сентября 2012 года
0
LENO4KA555
23 сентября 2012 года
0
Загорная Риточка
23 сентября 2012 года
0
LENO4KA555
23 сентября 2012 года
0
альчитка
23 сентября 2012 года
0
интересная статья! но у нас малышке 1 год и 4 мес, с ложкой мы еще как-бы не совсем на ты, а вот одевать на одну ногу подгузник, штанишки и носки мы уже умеем и очень люби это дело, шапку одевает сама на голову, кофточку на одну руку тоже может сама одеть. Мне кажется все дети по-разному начинают делать свои дела.
LENO4KA555
23 сентября 2012 года
0
альчитка пишет:
Мне кажется все дети по-разному начинают делать свои дела.
В этом Вы правы.все детки разные,но то что я написала,действительно помогает.
альчитка
23 сентября 2012 года
0
я не спорю абсолютно, просто у нас как все бабушки, вот вы еще ложкой сами не едите, а уже пора в вашем возрасте..., а я отвечаю, научится, зато она уже сама одеваться пытается.
LENO4KA555
23 сентября 2012 года
0
По ходу вы про мою свекровь написали,она вечно ко всему придирается.
альчитка
23 сентября 2012 года
0
да они похоже все такие свекурвы эти.
LENO4KA555
23 сентября 2012 года
0
альчитка
23 сентября 2012 года
0
Лапуллитта
24 сентября 2012 года
0
молодец хорошо написала
LENO4KA555
24 сентября 2012 года
0
спасибо.
Sorbonne
24 сентября 2012 года
0
Очень полезная статья.Спасибо!
LENO4KA555
24 сентября 2012 года
0
Рада быть полезной.
Ерс
24 сентября 2012 года
0
интересно!
LENO4KA555
25 сентября 2012 года
0
Умм Ахмад
24 сентября 2012 года
0
очень полезная статья, спасибо
LENO4KA555
25 сентября 2012 года
+1
рада помочь.
Naiade
25 сентября 2012 года
0
спасибо, возьму на заметку.
а вот с зубками у нас иначе получилось. через пару дней после родов я пошла к стоматологу, она мне рассказала как деток к чистке зубов приучать.
в общем по ее советам я так делала:
с 4 месяцев купила силиконовую щеточку и каждый день - утром и вечером "чистила" ею десенки. Эмильке нравилось. Заодно, видимо, снимался зуд от прорезывающихся зубов. а месяцев с 8 купила детскую щеточку с щетиной. так и чистим зубки до сих пор - она аж причмокивает, когда щетку видит. Сама трет зубки. Чистим с утра, перед сном и днем после еды и фруктовых перекусов.
LENO4KA555
25 сентября 2012 года
+1
А мой вот не очень любит зубки чисти, как то под настроение.
Naiade
25 сентября 2012 года
0
у меня бзик на зубах, для меня было очень важно приучить ее к чистке зубов. у меня с детства очень плохие зубы. не хочется такого дочке.
а вообще индивидуально все.
да и я особо губу не раскатываю. кто ее, дочь мою, знает, может она мне через год выдаст протест против системы и вышвырнет щетку в унитаз
LENO4KA555
25 сентября 2012 года
0
тож верно.
viviza
27 сентября 2012 года
0
LENO4KA555
27 сентября 2012 года
+1
Celena
12 октября 2012 года
0
А у меня вот не умеет есть ложкой. Хотя уже почти 2 года. Точнее как: умеет, но не ест. У него вообще интере к еде только-только начал просыпаться, до этого все было очень плачевно, сейчас хоть какая-то надежда забрезжила.... так что вот с ложкой мы будем дружить уже гораздо поже. А вот все остальное (ну пожалуй кроме одевания) уже прям про нас )) Это мы все умеем.
LENO4KA555
12 октября 2012 года
0
Celena пишет:
А у меня вот не умеет есть ложкой. Хотя уже почти 2 года.
Это не страшно,моему тоже еще требуется помощь,он конечно кушает и старается,но все как поросеночек и медленно.
Celena
12 октября 2012 года
0
А мой меня хорошо кормит )) а себе и не надо. Ему ток сися мила ))
LENO4KA555
12 октября 2012 года
0
ого,Вы еще кормите?я своего в 1 год и 3 месяца отучила.
Celena
12 октября 2012 года
0
Да, кормлю, и бросать пока не собираемся ни он, ни я ))
LENO4KA555
13 октября 2012 года
0
Понятно,молодцы.
Lioness
10 ноября 2012 года
0

Спасибо за статью!
LENO4KA555
10 ноября 2012 года
0
трампампуся
28 февраля 2014 года
0
интересно!
LENO4KA555
1 марта 2014 года
0
alena8880
15 июня 2014 года
0
Спасибо! Очень полезная статья
LENO4KA555
15 июня 2014 года
0
Пожалуйста
loginovakatia
3 декабря 2016 года
0
Вчера пробовала дать сыну в руки ложку во время еды. У него ничего не получилось и он расплакался. Сыну недавно исполнилось 8 месяцев.
LENO4KA555
3 декабря 2016 года
0
Ничего страшного, главное сами не паникуйте, сегодня не получилось, а завтра все получиться. Наберитесь терпения и улыбку шире.
loginovakatia
4 декабря 2016 года
0
Вчера дала ему пустую ложку, а сама кормила из другой. Он ложку даже не тем концом засовывает - вверх дном. Ну ничего, будем учиться.
LENO4KA555
5 декабря 2016 года
+1
Мой тоже так переворачивал, но ниче, научиться)
loginovakatia
5 декабря 2016 года
0
Ну надеюсь, что и мой тоже научится.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам