Можно ли переучивать левшу?

В этом вопросе мнения родителей и старшего поколения могут сильно расходиться. В советское время переучивали всех поголовно, чтоб все советские дети были правшами. Когда росла я – тенденции стали меняться, хотя меня бабушки тоже пытались переучить – мама настояла на том, чтобы все оставить как есть! Мою родственницу по маминой линии переучивали долго и упорно – в результате у ребенка сформировался невроз с заиканием, долго потом пришлось родителям исправлять последствия своих действий. Поэтому, вопрос переучивания стоит остро до сих пор, и споры по нему не утихнут.
Переучить или оставить все как есть?
Нет, конечно, можно прилагать нечеловеческие усилия, постоянно стоять над ребенком и заставлять его писать правой рукой, брать предметы правой рукой и все-таки научить его манипуляциям, как это делают правши. Многие для этого привязывают левую руку к телу, надевают на нее варежку, применяют другие системы отучения – но природу обмануть невозможно. Леворукий ребенок, даже переученный, все равно будет левшой. Нельзя взять и перечеркнуть все биологические сущности детей – это невозможно.
Но, до конца 90-х годов еще бытовала привычка к переучиванию детей в детских коллективах (садике и потом школе) и в собственной семье. Одним из мотивов для таких действий родителей, воспитателей, учителей и старшего поколения был девиз – весь мир сделан для правшей, все вещи приспособлены под правую руку, это поможет ребенку избегать множества проблем в будущей жизни. Конечно, понять родителей можно, особенно если они сами праворукие и всегда орудовали только правой рукой. Им даже помочь малышу писать первые буквы сложно – рука-то другая! Но, только правильна ли такая позиция?
При насильственной смене ведущей руки происходит грубейшее вмешательство в работу тонких структур головного мозга и его проводящих путей. Недаром мы говорили о том, что левая рука и леворукость завязаны на противоположное полушарие. Переучивание, порой очень жесткое и настойчивое, приводит к сильному и выраженному стрессу, возникают проявления неврозов. Самым частым из них становится астения (астенический невроз), при нем могут появляться признаки повышенной утомляемости и истощения нервных процессов, резко снижается работоспособность ребенка, его познавательные функции, память и внимание. Это будет резко снижать качество обучения, а ведь переучивать обычно начинают в период, когда ребенок и так сильно загружен занятиями и обучением.
Могут отмечаться бурные и негативные реакции на переучивание – отказ от выполнения действий, истерики, бурные выходки и приступы недовольства. В зависимости от пола ребенка неврозы могут несколько различаться. Если у девочек они в основном выглядят как понижение настроения постоянная подавленность и плаксивость, то у мальчишек они проявляются расторможенностью, агрессией, двигательным беспокойством и неусидчивостью. Зачастую у леворуких детей формируются фобические расстройства – их могут беспокоить страхи неудач, они боятся порицания со стороны бабушек-дедушек или педагогов, окружения ребенка.
Кроме того, расстройства психики выражаются в появлении ночных кошмаров и ужасных снов, они возникают в четкой связи с процессом переучивания, во сне дети переживают процесс переучивания в преувеличенном и особенно тяжелом виде, дети не высыпаются, утром встают разбитыми и со сниженной работоспособностью. За счет сложностей с разделением реалий и снов, их запоминанием, формируются дневные страхи. Они будут усугубляться насмешками сверстников или одергиванием педагогов. Появляются страхи темноты, дети начинают бояться смерти, им сложно оставаться надолго одним в помещении.
При легкой степени невроза и не агрессивной методике переучивания страхи будут кратковременными, и если новые стрессы не наслаиваются, страхи постепенно исчезают. Но, зачастую у левши возникает невроз навязчивого состояния, особенно там, в той обстановке, где к его особенности относятся как к весомому недостатку ребенка, где родителей сильно тревожит леворукость малыша, и они указывают ему на это. Если родители применяют методику запугиваний и угроз, заставляя детей делать все свои привычные действия только правой рукой, дети, даже если им неудобно, будут стараться это делать. Однако, правой рукой непривычные для нее действия плохо удаются, взрослые же начинают расценивать это как капризы, думают, что малыш просто не слушается, упрямится и тогда следуют незаслуженные наказания. В итоге родители формируют у ребенка «комплекс неудачника», напряженность, замкнутость и недоверие к миру остается потом с ребенком на многие годы.
Поэтому, старания родителей по облегчению для своего малыша дальнейшей жизни могут попросту испортить здоровье и психику ребенка с раннего возраста. При переучивании могут сформироваться не только неврозы, но и невротическийлогоневроз (заикание), могут проявиться недержание мочи и тики – облизывания губ, обгрызание ногтей, подергивания, мигания, наморщивание лба. Подобные явления родители могут не расценивать как проблему или не связывать с переучиванием, они могут принимать такое поведение за баловство или кривляния. При этом над ребенком начинают насмехаться, дразнить, воспитатели делают замечания, что закрепляет патологическое поведение ребенка в социуме. Ребенок будет стесняться своего состояния, будет становиться раздражительным, психованным и замкнутым. Тики проявляются вне связи с выполнением конкретных задач, усиливаются при нервозности или усталости.
Еще одним вариантом патологии нервной системы, развивающейся в ответ на переучивание, может стать истерический невроз – малыш перед походом в садик или школу перед важными событиями или выступлениями проявляет признаки сильного беспокойства с расстройством пищеварения, поносом и рвотой. Их могут сопровождать припадки психомоторного вида – падения с громким плачем навзничь, при этом дети руками и ногами молотят по полу, пытаясь всячески предотвратить страшную для себя ситуацию, отказаться от которой им не позволяют взрослые. Чтобы вернуть все на место, необходимо отказаться от идеи переучивания и, если ситуация зашла далеко, обратиться за помощью к неврологу и психологу.
В чем особенности в обучении левши?
Мы уже знаем на сегодня, что каждое из полушарий мозга берет на себя в процессе жизни определенные функции. Так, при обучении чтению правая часть мозга запоминает слова целиком, как мелодию или как картинку. А вот левое полушарие в это же время анализирует звуки, составление их в слоги и потом из них уже в слова. Также левое полушарие помогает изучать грамматические правила, в то время как сами образные значения слов отложатся в правом полушарии. Во время обучения именно левое полушарие мозга будет руководить поведением ребенка, оно будет влиять на способности выполнить задания, соблюдать дисциплину и контролировать способности к действиям. Полушарие сдерживает и эмоциональные порывы, если есть временный запрет на активность.
У левши больше активно правое полушарие, и им сложнее учиться в плане того, что нужно сдерживать двигательную активность – сидеть на занятии, не скакать и слушаться. Их поведение и обучение более затруднительно, чем у таких же одногодок-правшей. Эти дети более шумные расторможенные, есть ощущение, что у них внутри вечно работающий двигатель, который заставляет их везде лезть и успевать. Они многое выдумывают, страшные фантазеры и часто сами охотно верят в свои же фантазии. С левшой родителям будет сложнее, это дети своевольные, упрямые и с очень взрывным характером, эмоции у них хлещут через край и с ними сложно совладать.
Из-за подобных особенностей детей необходимо крайне тщательно подбирать для них методики обучения. Важно учитывать, что подготовка к школе для такого ребенка не должна включать привычные нам методики - навыки письма, чтения и математики. Изначально детям, рано начинающим погружаться в числа и буквы, будет сложно, так как для этого нужно задействовать подавленное левое полушарие. Если ребенка перегрузить информацией, ему становится сложно – он нервничает и растормаживается. Тогда можно получить замедление развития вместо пользы. Трудности в обучении могут привести к нежеланию учиться в школе и протестам.
Еще одна сложность у левши – это взаимоотношения в пространстве. Так как при письме они дают зеркальность, то есть по логике им нужно писать в другую сторону, то и запоминание пространства и направлений дается с трудом. Они сложно запоминают дни недели, месяцы, им труднее ориентироваться в тетради с линеечками и клеточками, сложно считать в столбик. Первоначально чтение также может вызывать у такого ребенка затруднения в понимании смысла, но это быстро проходит. Поэтому в его обучении необходимы четкие алгоритмы действий.
Есть еще много вопросов, связанных с этим уникальным феноменом – леворукостью и мы еще будем возвращаться к этой теме.
Малыш - левша. Откуда это? https://www.stranamam.ru/article/4920918/
Тестируем леворукость: https://www.stranamam.ru/article/4929655/
Комментарии
В мире и праворуких психов полно
Если переучивать, привязывая руки и лупцуя по заднице, то у любого будет невроз. Но так можно создать ребенку невроз даже и к горшку приучая, и заставляя кашу есть.
Кстати, на Западе и от этого переучивания отказались, поэтому есть памперсы для детей 14 лет -- их не переучивали со штанов на горшок, они так в штаны и писают-какают.
Во всем мире еще лет 20 назад левшей переучивали (совсем не обязательно насильственно и жестоко), и где все те сотни тысяч невротичных переученных левшей, наших дедов и отцов?
И хотелось бы еще знать, как быть с тем, что весь мир устроен под правую руку? Правила дорожного движения, открывание дверей, книжная печать и письмо, напрвление закручивания гаек, движение деталей станков и многое другое за небольшим исключением всегда и везде рассчитаны на праворукость исполнителя . А для леворукого исполнителя могут даже быть опасными. Именно поэтому переучивают левшей, а не потому, что "все советские дети должны быть правшами", хи-хи.
У меня дочь -- переученная левша, причем мы об этом узнали только на тестировании в школу. Нам сказали, что такое бывает -- просто вы давали ложку, карандаш в правую руку и все. А сам по себе ребенок левша. Никаких неврозов и задержек в развитии у нее нет. И знаю кучу правшей-дебилов с конкретными неврозами.
Я когда маму попросила научить меня вязать на спицах, она сразу сказала, что не сможет показать мне под левую руку, показала под правую. И я с самого начала так под правую и научилась. И компьютерную мышь держу правой рукой. И на уроках труда научиться работать со швейной машинкой тоже проблемы не было.
Если переучивать, привязывая руки и лупцуя по заднице, то у любого будет невроз. Но так можно создать ребенку невроз даже и к горшку приучая, и заставляя кашу есть.
Кстати, на Западе и от этого переучивания отказались, поэтому есть памперсы для детей 14 лет -- их не переучивали со штанов на горшок, они так в штаны и писают-какают.
Во всем мире еще лет 20 назад левшей переучивали (совсем не обязательно насильственно и жестоко), и где все те сотни тысяч невротичных переученных левшей, наших дедов и отцов?
И хотелось бы еще знать, как быть с тем, что весь мир устроен под правую руку? Правила дорожного движения, открывание дверей, книжная печать и письмо, напрвление закручивания гаек, движение деталей станков и многое другое за небольшим исключением всегда и везде рассчитаны на праворукость исполнителя . А для леворукого исполнителя могут даже быть опасными. Именно поэтому переучивают левшей, а не потому, что "все советские дети должны быть правшами", хи-хи.
У меня дочь -- переученная левша, причем мы об этом узнали только на тестировании в школу. Нам сказали, что такое бывает -- просто вы давали ложку, карандаш в правую руку и все. А сам по себе ребенок левша. Никаких неврозов и задержек в развитии у нее нет. И знаю кучу правшей-дебилов с конкретными неврозами.
↑ Перейти к этому комментарию
Если переучивать, привязывая руки и лупцуя по заднице, то у любого будет невроз. Но так можно создать ребенку невроз даже и к горшку приучая, и заставляя кашу есть.
Кстати, на Западе и от этого переучивания отказались, поэтому есть памперсы для детей 14 лет -- их не переучивали со штанов на горшок, они так в штаны и писают-какают.
Во всем мире еще лет 20 назад левшей переучивали (совсем не обязательно насильственно и жестоко), и где все те сотни тысяч невротичных переученных левшей, наших дедов и отцов?
И хотелось бы еще знать, как быть с тем, что весь мир устроен под правую руку? Правила дорожного движения, открывание дверей, книжная печать и письмо, напрвление закручивания гаек, движение деталей станков и многое другое за небольшим исключением всегда и везде рассчитаны на праворукость исполнителя . А для леворукого исполнителя могут даже быть опасными. Именно поэтому переучивают левшей, а не потому, что "все советские дети должны быть правшами", хи-хи.
У меня дочь -- переученная левша, причем мы об этом узнали только на тестировании в школу. Нам сказали, что такое бывает -- просто вы давали ложку, карандаш в правую руку и все. А сам по себе ребенок левша. Никаких неврозов и задержек в развитии у нее нет. И знаю кучу правшей-дебилов с конкретными неврозами.
↑ Перейти к этому комментарию
P.S. Моя младшая сестра тоже левша, но ей посчастливилось больше, не переучивали. Талантливый художник (а до школы я тоже очень любила рисовать!) Старший лет до 5 "определялся", потом все-таки ведущей рукой правая стала. Мой средний сын - левша! Ну удобно ему так! У младшего "элементы" проскакивают, судить пока рано.
Читать я научилась очень рано и сразу целыми словами, то есть как и написано в статье про правое полушарие мозга. Также и в школе была такая особенность, то есть правила или какие-то теоремы я могла не знать, не могла их понять и применить, но всегда все решала правильно и писала тоже без ошибок. Любила фантазировать. Но я была очень спокойной и скромной девочкой. С письмом проблем не было тоже, единственное, в начальной школе писала очень медленно, зато красиво, был один из самых лучших почерков в классе. А еще я умею писать в зеркальном отображении
Кто так решил что именно правшой быть правильно ? и на каком основании
Вас не смущает, что мы сидим на попе, точно как питекантропы? Просто она тоже физиологически оправданная часть тела, пригодная для сиденья. А левая рука более пригодна для защиты важного органа. Отсюда правая -- для действия.
↑ Перейти к этому комментарию
Ситуация такая. В этом году в 5 класс пришла девочка. Немного полноватая, в движениях - медлительная. Когда стали писать тексты, то я поняла, что она с трудом выбирает буквы, может написать буквы не по порядку. Оказалось, что она читает с трудом, окончания проглатывает. Первой "2" не удивилась. Сказала, что она привыкла (и мама тоже). Разговариваю с учительницей нач. классов. Говорит, что ребенка насильно переучили с левши на правшу, отсюда и проблемы. Но как-то этому можно помочь? Мама с ней уроки учит, но теперь в семье есть 1-классница, так что не до Кати. Ест девочка левой рукой. Пока я попросила её, чтобы девочка читала вслух хотя бы по 5-15 минут в день. Она меня просит заниматься с ребенком. Чем? Как исправить?
К врачу девочку не повезут. Она старшая в семье, где 4 ребенка, а родители безработные. Живем в такой глухомани, что рядом нет просто хороших врачей.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: