Развитие рук - важный навык!
При рождении малыша мы уделяем тщательное внимание всем его органам и частям тела, но особенного внимания заслуживают крошечные ладошечки и пальчики на руках и ногах. Развитие активности ручек и ножек приводит к развитию умственных способностей и интеллекта, так как условные рефлекторные связи между ручками и корой головного мозга очень тесная. Ручки являются самым главным инструментом, который он использует при знакомстве с внешним миром. Ручками он познает собственные возможности и организм, изучает свое тело и развивает свои способности. Очень важно развитие обеих рук – и левой, и правой.
Ручки развиваются еще в утробе малыша, активно пользоваться своими ручками малыш начинает с семи месяцев жизни, он стучит изнутри по стенкам матки, пытается подносить к ротику пальчик или сосать его, они активно сжимают и разжимают кулачки. Важно стимулировать движения малыша еще внутриутробно, разговаривая с ним или поглаживая, постукивая по животику или поворачиваясь с боку на бок. Важно хвалить его за активность и его упражнения.
В период новорожденности.
У новорожденных малышей ручки плотно сжаты в кулачки, у ручек и ножек резко повышен тонус – они согнуты в суставах и приведены к телу. Малыш старается занимать привычную ему внутриутробную позу. Это не опасно и не должно вас беспокоить, до трех месяцев у детей в норме преобладает физиологический гипертонус мышц сгибателей (мышцы постепенно отвыкают быть согнутыми, как было в утробе мамы). В первые недели жизни кроха будет учиться управлять своими мышцами на теле – вертеть головкой и тянуться к предметам ручками. Первоначально он начинает распрямлять ручки и разгибать тело из эмбриональной позы, и постепенно за счет проявления интереса к игрушкам или предметам, он постепенно начинает производить действия ручками.
Первые недели ребенку спокойнее, если он спит в небольшом пространстве - на руках мамы, в слинге, плетеной корзинке, в подушке-банане, словом, чтобы пространство вокруг него как бы «обнимало» плечи и ручки. Поэтому, иногда малышам комфортнее быть в пеленках. Но по мере освоения пространства ему становится интереснее с свободными ручками – он сначала нечаянно, а потом уже и целенаправленно пытается трогать ручками окружающие его предметы. Тактильные раздражения с кожи рук и особенно подушечек пальцев посылают мощные импульсы в мозг и активируют кору на развитие.
Сегодня очень поддерживается практика использования одежды для малышей раннего возраста с открытыми ручками. Конечно, с закрытыми ручками малыш не травмирует себя пальчиками, так как ноготки на крохотных пальчиках длинные. Но при закрытых ручках вы лишаете малыша ценных импульсов, которые он получает при знакомстве с окружающим миром. Такое «ручное» исследование мира очень полезно ребенку, он получает важную информацию о свойствах предметов. Информация поступает постоянно – когда малыша кормят, он может трогать мамину грудь – она теплая и мягкая, когда он сидит на ручках, дотрагивается до одежды или волос, но получает информацию об их свойствах и температуре, он уже понимает разницу в приятных и не очень приятных предметах. Его мозг активно работает, перерабатывая информацию.
В возрасте трех месяцев.
Постепенно к возрасту трех месяцев тонус в ручках уходит, но пока еще пальчики на руках еще мало слушаются своего маленького хозяина. К трем месяцам ладошки ребенка раскрываются, они уже не сжимаются в кулачки во сне и при бодрствовании. При ощупывании предметов ладошками, возникает еще большее, чем ранее, разнообразие ощущений. С этого времени уже пора начинать занятия по развитию рук и стимуляции мозговой деятельности. Для этого над кроваткой можно подвесить специальные подвески с игрушками – они должны быть крупными и разными по ощущениям – мягкие, твердые, шуршащие или пищащие. Можно сначала подвесить мягкие шарики или ленточки, постепенно добавляя к ним новые игрушки. Малышам очень нравится доставать до них или попадать по ним руками.
Особенно будут вызывать интерес игрушки, которые издают различные звуки при прикасании к ним. Можно повесить над кроваткой небольшой колокольчик, бубенчики, бубен или мягкую игрушку с звоночками внутри, полезны деревянные игрушки или крупные бусы. Такие предметы будут очень полезны малышу в дальнейшем – он будет их ощупывать. Тянуться за ними и хватать их, потом пробовать их на зуб. Полезно вкладывать в ручки малыша небольшие мягкие шарики, которые сжимаются-разжимаются. Они помогают развивать координацию и моторику. Можно дать ребенку мягкий резиновый мячик, шарик с шипиками, чтобы он стимулировал активные точки на ладони и давал стимул к познанию мира. Очень важным этапом развития является способность к попаданию ручками в ротик, так малыш переходит к оральной стадии развития – изучению мира рецепторами рта. Пора уже давать ребенку в ручки первые погремушки, они должны быть удобными, безопасными и тщательно вымытыми. Их вкусно погрызть и интересно ощупывать руками.
Следующий этап развития.
Развиваются ручки малыша по особому принципу – это происходит сверху вниз, от плечиков к кисти. Примерно за год-полтора руки станут полноценными указателями и смогут совершать осознанные целенаправленные действия. До этого же периода ручки производят порой беспорядочные действия, и не всегда у ребенка получается все так, как ему или вам бы хотелось. После годика ручки смогут осуществлять действия с ложкой – ею малыш будет не стучать по всем поверхностям, а учиться кушать, сможет повторять действия за взрослыми с карандашами, расческами и другими предметами. На этапе же развития в 4-6 месяцев не требуйте от него сверхъестественных способностей.
В этом возрасте малыш будет учиться новым навыкам – если он будет лежать на спине, тогда у него будет отлично получаться хватать ручками свои ножки, разглядывать их и тащить большие пальчики ног в рот. Кроме того, ручки активно ощупывают свои стопы, перебирают пальчики на ногах и играют с ножками, сводя и разводя их.
Малыш уже умеет ловко хватать предметы двумя руками, активно трясет и играет с погремушками, которые вкладывает ему в руки взрослый, проводят пальцами по поверхностям, ощупывают игрушку со всех сторон и рассматривают ее, хватают с поверхности и кидают. Важно выбирать игрушки, которые удобны для того, чтобы их хватать и удерживать, вертеть в руках – это могут быть деревянные, пластиковые, комбинированные игрушки, шнурочки, узлы, вязаные бусики и игрушки. Важно, чтобы эти игрушки были прочными и держались на плотных шнурах. Часть игрушек можно раскидать по полу или манежу, где находится ребенок, часть поместить в кроватку. Это будет стимулировать интерес ребенка, он будет тянуться к игрушкам и хватать их.
Ручки как средство опоры.
Второе полугодие первого года жизни – это серьезная веха в развитии ручек. Они получают все более широкие полномочия и приобретают все новые функции. Без помощи ручек невозможно бы было учиться ползать, потом сидеть, вставить и потом уже и ходить. Руки ребенка играют важнейшую роль в этом процессе. Присмотритесь к тому, как ползают и сидят дети, как они начинают ходить – ручки у них основной элемент этих действий. Поползти сможет только тот ребенок, чьи ручки опираются на всю ладошку, опора распределяется на предплечье и плечо, а ноги выполняют толкательную функцию.
А как малыш садится? Он сможет сесть изначально, только удерживаясь руками за опору, полы или руки родителей, часть веса при этом распределяется именно на ручки. Руками же он будет придерживаться, и осуществлять баланс тела, так как спинка малыша еще слабовата и мышцы только учатся и тренируются держать тело ровно. Только при активной помощи рук малыш сможет вставать самостоятельно – он активно цепляется за мебель, прутья кроватки или ноги-руки взрослого, и уже распределяя часть веса на руки – встает. Если ладошка не сможет полностью раскрываться, осуществлять хватательных движений, тогда станут невозможными и эти двигательные акты.
Со второго полугодия жизни помимо общих движений тела, в которых участвуют руки, важными становятся еще и мелкие движения пальчиками – мелкая моторика. Ребенок с удовольствием берет в руки предметы, машет и стучит ими, перебирает пальчиками игрушки, тыкает в них пальчиками. Важно в этот период жизни давать крошке насладиться ощущениями разных по температуре, фактуре и плотности предметов. Давайте ему на выбор разные вещи – крупные и небольшие (но не совсем мелкие, чтобы он их не проглотил), покажите холодное и теплое, мягкое и твердое, жидкое, мягкое, пушистое, сыпучее. Если у него есть желание, давайте трогать практически все безопасные для него предметы в доме – пусть прикасается, ощупывает, рассматривает.
Сейчас самое время для того, чтобы смастерить малышу развивающий коврик с тканями разных фактур, пуговицами, бусинками, шуршалками, звенелками, открывающимися окошками, дырочками и прочими секретиками. Открывая для себя шаг за шагом новые предметы и их свойства, мозг ребенка развивается семимильными шагами. Это дает стимул для общего физического развития. За теми предметами, что хочется пощупать и достать, малыш поползет, затем встанет и пойдет.
Завтра мы продолжим разговор о ручках и их развитии.
Развитие мелкой моторики: https://www.stranamam.ru/article/5024086/
Ручки развиваются еще в утробе малыша, активно пользоваться своими ручками малыш начинает с семи месяцев жизни, он стучит изнутри по стенкам матки, пытается подносить к ротику пальчик или сосать его, они активно сжимают и разжимают кулачки. Важно стимулировать движения малыша еще внутриутробно, разговаривая с ним или поглаживая, постукивая по животику или поворачиваясь с боку на бок. Важно хвалить его за активность и его упражнения.
В период новорожденности.
У новорожденных малышей ручки плотно сжаты в кулачки, у ручек и ножек резко повышен тонус – они согнуты в суставах и приведены к телу. Малыш старается занимать привычную ему внутриутробную позу. Это не опасно и не должно вас беспокоить, до трех месяцев у детей в норме преобладает физиологический гипертонус мышц сгибателей (мышцы постепенно отвыкают быть согнутыми, как было в утробе мамы). В первые недели жизни кроха будет учиться управлять своими мышцами на теле – вертеть головкой и тянуться к предметам ручками. Первоначально он начинает распрямлять ручки и разгибать тело из эмбриональной позы, и постепенно за счет проявления интереса к игрушкам или предметам, он постепенно начинает производить действия ручками.
Первые недели ребенку спокойнее, если он спит в небольшом пространстве - на руках мамы, в слинге, плетеной корзинке, в подушке-банане, словом, чтобы пространство вокруг него как бы «обнимало» плечи и ручки. Поэтому, иногда малышам комфортнее быть в пеленках. Но по мере освоения пространства ему становится интереснее с свободными ручками – он сначала нечаянно, а потом уже и целенаправленно пытается трогать ручками окружающие его предметы. Тактильные раздражения с кожи рук и особенно подушечек пальцев посылают мощные импульсы в мозг и активируют кору на развитие.
Сегодня очень поддерживается практика использования одежды для малышей раннего возраста с открытыми ручками. Конечно, с закрытыми ручками малыш не травмирует себя пальчиками, так как ноготки на крохотных пальчиках длинные. Но при закрытых ручках вы лишаете малыша ценных импульсов, которые он получает при знакомстве с окружающим миром. Такое «ручное» исследование мира очень полезно ребенку, он получает важную информацию о свойствах предметов. Информация поступает постоянно – когда малыша кормят, он может трогать мамину грудь – она теплая и мягкая, когда он сидит на ручках, дотрагивается до одежды или волос, но получает информацию об их свойствах и температуре, он уже понимает разницу в приятных и не очень приятных предметах. Его мозг активно работает, перерабатывая информацию.
В возрасте трех месяцев.
Постепенно к возрасту трех месяцев тонус в ручках уходит, но пока еще пальчики на руках еще мало слушаются своего маленького хозяина. К трем месяцам ладошки ребенка раскрываются, они уже не сжимаются в кулачки во сне и при бодрствовании. При ощупывании предметов ладошками, возникает еще большее, чем ранее, разнообразие ощущений. С этого времени уже пора начинать занятия по развитию рук и стимуляции мозговой деятельности. Для этого над кроваткой можно подвесить специальные подвески с игрушками – они должны быть крупными и разными по ощущениям – мягкие, твердые, шуршащие или пищащие. Можно сначала подвесить мягкие шарики или ленточки, постепенно добавляя к ним новые игрушки. Малышам очень нравится доставать до них или попадать по ним руками.
Особенно будут вызывать интерес игрушки, которые издают различные звуки при прикасании к ним. Можно повесить над кроваткой небольшой колокольчик, бубенчики, бубен или мягкую игрушку с звоночками внутри, полезны деревянные игрушки или крупные бусы. Такие предметы будут очень полезны малышу в дальнейшем – он будет их ощупывать. Тянуться за ними и хватать их, потом пробовать их на зуб. Полезно вкладывать в ручки малыша небольшие мягкие шарики, которые сжимаются-разжимаются. Они помогают развивать координацию и моторику. Можно дать ребенку мягкий резиновый мячик, шарик с шипиками, чтобы он стимулировал активные точки на ладони и давал стимул к познанию мира. Очень важным этапом развития является способность к попаданию ручками в ротик, так малыш переходит к оральной стадии развития – изучению мира рецепторами рта. Пора уже давать ребенку в ручки первые погремушки, они должны быть удобными, безопасными и тщательно вымытыми. Их вкусно погрызть и интересно ощупывать руками.
Следующий этап развития.
Развиваются ручки малыша по особому принципу – это происходит сверху вниз, от плечиков к кисти. Примерно за год-полтора руки станут полноценными указателями и смогут совершать осознанные целенаправленные действия. До этого же периода ручки производят порой беспорядочные действия, и не всегда у ребенка получается все так, как ему или вам бы хотелось. После годика ручки смогут осуществлять действия с ложкой – ею малыш будет не стучать по всем поверхностям, а учиться кушать, сможет повторять действия за взрослыми с карандашами, расческами и другими предметами. На этапе же развития в 4-6 месяцев не требуйте от него сверхъестественных способностей.
В этом возрасте малыш будет учиться новым навыкам – если он будет лежать на спине, тогда у него будет отлично получаться хватать ручками свои ножки, разглядывать их и тащить большие пальчики ног в рот. Кроме того, ручки активно ощупывают свои стопы, перебирают пальчики на ногах и играют с ножками, сводя и разводя их.
Малыш уже умеет ловко хватать предметы двумя руками, активно трясет и играет с погремушками, которые вкладывает ему в руки взрослый, проводят пальцами по поверхностям, ощупывают игрушку со всех сторон и рассматривают ее, хватают с поверхности и кидают. Важно выбирать игрушки, которые удобны для того, чтобы их хватать и удерживать, вертеть в руках – это могут быть деревянные, пластиковые, комбинированные игрушки, шнурочки, узлы, вязаные бусики и игрушки. Важно, чтобы эти игрушки были прочными и держались на плотных шнурах. Часть игрушек можно раскидать по полу или манежу, где находится ребенок, часть поместить в кроватку. Это будет стимулировать интерес ребенка, он будет тянуться к игрушкам и хватать их.
Ручки как средство опоры.
Второе полугодие первого года жизни – это серьезная веха в развитии ручек. Они получают все более широкие полномочия и приобретают все новые функции. Без помощи ручек невозможно бы было учиться ползать, потом сидеть, вставить и потом уже и ходить. Руки ребенка играют важнейшую роль в этом процессе. Присмотритесь к тому, как ползают и сидят дети, как они начинают ходить – ручки у них основной элемент этих действий. Поползти сможет только тот ребенок, чьи ручки опираются на всю ладошку, опора распределяется на предплечье и плечо, а ноги выполняют толкательную функцию.
А как малыш садится? Он сможет сесть изначально, только удерживаясь руками за опору, полы или руки родителей, часть веса при этом распределяется именно на ручки. Руками же он будет придерживаться, и осуществлять баланс тела, так как спинка малыша еще слабовата и мышцы только учатся и тренируются держать тело ровно. Только при активной помощи рук малыш сможет вставать самостоятельно – он активно цепляется за мебель, прутья кроватки или ноги-руки взрослого, и уже распределяя часть веса на руки – встает. Если ладошка не сможет полностью раскрываться, осуществлять хватательных движений, тогда станут невозможными и эти двигательные акты.
Со второго полугодия жизни помимо общих движений тела, в которых участвуют руки, важными становятся еще и мелкие движения пальчиками – мелкая моторика. Ребенок с удовольствием берет в руки предметы, машет и стучит ими, перебирает пальчиками игрушки, тыкает в них пальчиками. Важно в этот период жизни давать крошке насладиться ощущениями разных по температуре, фактуре и плотности предметов. Давайте ему на выбор разные вещи – крупные и небольшие (но не совсем мелкие, чтобы он их не проглотил), покажите холодное и теплое, мягкое и твердое, жидкое, мягкое, пушистое, сыпучее. Если у него есть желание, давайте трогать практически все безопасные для него предметы в доме – пусть прикасается, ощупывает, рассматривает.
Сейчас самое время для того, чтобы смастерить малышу развивающий коврик с тканями разных фактур, пуговицами, бусинками, шуршалками, звенелками, открывающимися окошками, дырочками и прочими секретиками. Открывая для себя шаг за шагом новые предметы и их свойства, мозг ребенка развивается семимильными шагами. Это дает стимул для общего физического развития. За теми предметами, что хочется пощупать и достать, малыш поползет, затем встанет и пойдет.
Завтра мы продолжим разговор о ручках и их развитии.
Развитие мелкой моторики: https://www.stranamam.ru/article/5024086/
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: