Если не сидится на месте - гиперактивность у детей.
Гиперактивных детей вы узнаете сразу – это ураганчики, проносящиеся по квартире и сметающие все на своем пути. Такие дети не могут долго заниматься чем-нибудь одним, они неусидчивы, невнимательны, мало управляемы, непослушны и очень капризны. За пару минут они могут перевернуть вверх дном весь ваш дом, при этом задорно смеяться, а потом сразу же заплакать. Они одновременно могут играть и рисовать, бегать за кошкой и закружить голову всей семье.
Немного общих данных.
По роду своей сегодняшней работы, а я руковожу детским развивающим центром, я часто наблюдаю расторможенных и неусидчивых детей, которые моментально заводят всех остальных малышей и упорно пытаются сорвать занятия педагогам. С ними нелегко, это сложные детишки и для окружающих сверстников, и для родителей, и особенно для педагогов. Но, они не виноваты в таком своем поведении.
Старшее поколение принимает таких детей за невоспитанных и отбившихся от рук, только вот это далеко не всегда педагогические ошибки родителей, зачастую это проблемы в неврологическом здоровье малыша. На медицинском языке такое состояние называют синдромом гиперактивности (избыточной активности), он может сочетаться с дефицитом внимания или быть без него. Однако, это не болезнь в полном смысле этого слова, это небольшая поведенческая проблема, трудность в общении и воспитании, сигнал родителям и педагогам об особом подходе к ребенку, его воспитанию и общению со сверстниками.
Ребенку нужно особое внимание.
Прежде чем разбираться в особенностях данного состояния, необходимо немного разобраться в терминах. Ведь данный синдром сегодня встречается часто, и необходимо определиться – а так ли это на самом деле? Сегодня неврологи часто ставят в карточки детей аббревиатуры разного характера – это либо СДВ либо СГДВ, но в чем разница и зачем они разделяются?
При синдроме дефицита внимания, обозначаемом СДВ, основным моментом, настораживающим родителей и расстраивающим самого ребенка, является сложность в концентрации на каком-либо конкретном занятии, на определенном предмете или задании. Ребенок при выполнении заданий легко отвлекается, он не в состоянии выбрать, над какой задачей в данный момент времени нужно сосредоточиться, даже если он и осознает ее важность, и прилагает всяческие усилия к выполнению задачи. Про таких детей часто говорят – «пропускает все мимо ушей».
При синдроме гиперактивности с дефицитом внимания, который обозначается сдвиг, ребенок может испытывать сложность не только в делах, где необходимо сосредоточится, но и где нужно посидеть смирно некоторое время. Его эмоциональный фон неудержим и подвижен, ребенок очень импульсивный, ему необходимо постоянно находиться в движении, он как моторчик. Такие дети отчетливо выделяются из всех сверстников – они вмешиваются в любые разговоры – детские и взрослые, перебивают старших, могут без повода лезть в драки, ссоры и потасовки, даже не понимая, с какой целью они это делают. Им сложно даже минуту просидеть на месте или постоять, они будут ерзать из стороны в сторону, вскакивать, подпрыгивать и скакать, они не терпят очередей в играх или других делах. Они двигательно расторможены.
Дети с дефицитом внимания похожи на витающих в облаках и считающих ворон, но, они не способны сосредоточиться на важном в данный момент деле. Они, конечно, несколько поспокойнее и потише детей с гиперактивностью, и родители зачастую не обращают внимания на серьезные проблемы, радуясь тому, что малыш покладистый и спокойный, а то, что он несколько рассеянный, списывают на разные факторы.
Что нужно знать?
Синдром гиперактивности или дефицита внимания, либо их сочетания, требуют от родителей повышенного внимания к своему ребенку, они должны работать в тандеме с неврологом и психологом. Кроме того, нельзя воспринимать малыша как просто непослушного или упрямого ребенка, так как он сам страдает от своей чрезмерной активности или невнимательности, не может взять себя в руки и сосредоточиться. Однако, развитие синдрома гиперактивности и дефицита внимания это не повод снять с себя ответственность за воспитание ребенка и за его развитие, это наоборот, повод для еще большего и серьезного воспитания малыша с усилением активной работы с ним. Только так вы сможете помочь ребенку корректировать свое поведение, внимание и адаптироваться среди сверстников и в коллективе.
Почему возникает эта проблема?
Пока еще учеными не установлена точная причина, вызывающая синдром гиперактивности или дефицит внимания, однако, считается, что в его основе лежат сбои в отдельных участках мозга, которые ранее именовали диагнозом «минимальной мозговой дисфункцией». Сегодня данный термин стараются не употреблять, но суть остается – отдельные участки в головном мозге, которые отвечают за внимание, контроль движений и тормозные влияния, у таких детей работают не слаженно, как они должны быть в нормальных условиях. За счет этого возникает нарушение в двигательной сфере или в усидчивости.
Провоцируются подобные влияния следующими факторами:
- наследственностью, особенно с проблемами по неврологическим показателям, так как у многих семей подобная линия поведения в детстве прослеживается не в одном поколении, родители сами, по словам бабушек и дедушек, не отличались уравновешенностью и спокойствием.
- особенностью течения беременности – влиянием вредных факторов на внутриутробный период развития, будь то плохая экология, курение беременной, гипоксия плода или прием медикаментов.
- особенностями в рождении ребенка, травмами в родах, затяжным или стремительным их течением.
- наличием черепно-мозговых травм детей – падениями с высоты, ударами головой и прочими, которые нарушают тонкие настройки в работе мозга.
- нарушением питания ребенка с преобладанием в нем химии в виде разного рода красителей, консервантов, связанное с частыми болезнями и т.д.
Конечно, лечением данной категории детей занимаются специалисты-неврологи, но немаловажную роль в лечении будут играть родители. От них зависит большая часть успеха в терапии.
Важно для диагноза!
В разговоре с родителями такого малыша можно услышать фразу – «да он у нас такой гиперактивный с рождения!», «нам врачи гиперактивность ставят», а малышу всего 2-3 годика. В таком возрасте гиперактивность ставить нельзя, то неправомерно – есть в таком возрасте просто дети-живчики, которые любопытны, и им некуда дома выплеснуть энергию. Синдром гиперактивности в таком возрасте не может фигурировать, так как примерно до 5-6 лет дети только учатся поведению и управлению своими эмоциями, подчинению общим правилам и порядку. Для того, чтобы установить такой диагноз, необходимо наличие определенных и четко разработанных неврологами критериев, к которым относятся следующие явления:
- симптомы проблем со вниманием и повышенная двигательная активность проявляются у ребенка рано, в возрасте до семи лет,
- у ребенка проявляются признаки проблем с вниманием в комбинации с двигательной расторможенностью или без нее,
- симптомы такого поведения наблюдаются везде – в садике или школе, дома, в гостях. Если же ребенок в саду и школе ведет себя спокойно, а дома «бесится», о гиперактивности речь не идет, проблема не в ней.
- при этом проблемы с неусидчивостью и вниманием мешают его обучению, становлению социальных связей и прочим социальным навыкам. При нормальном обучении, если малыш активный, но при этом все знает и умеет по возрасту – гиперактивность также сомнительна.
И еще всегда нужно исключить проявления проблем с вниманием и чрезмерной активностью, связанные с различными неврологическими или психиатрическими заболеваниями.
Указание на проблемы в обучении и проблемы в общении со сверстниками, в социальной адаптации не могут быть выявлены ранее, чем ребенок начнет хотя бы начальный процесс обучения, а это ключевой критерий диагноза. Именно поэтому неправомерно и выставление диагноза СГДВ ранее возраста в 6-7 лет.
Теперь поговорим подробнее про то, на основании чего можно определить дефицит внимания – для этого у неврологов разработаны достаточно четкие критерии диагноза. К ним мы можем отнести такого рода проявления. При работе над заданием ребенок постоянно допускает одни и те же ошибки, мало обращает внимания на детали задания. Кроме того, во время работы или развивающей игры он с трудом концентрирует внимание на правилах или условиях. Если педагог или родители пытаются ему что-то объяснять или поправлять его действия, не может слушать, что ему говорится.
Такому ребенку сложно четко следовать инструкции по выполнению задания, он без дополнительной помощи не может организовать свои игры или обучающую деятельность, ему сложно выполнить задания, где нужно посидеть, подумать и сконцентрироваться. Такие дети – это «маши-растеряши», они постоянно где-нибудь что-то забывают, особенно мелкие вещи или части одежды. У детей рассеяно внимание, они отвлекаются на ворон за окном, на действия других и теряют нить обсуждения. Такие дети часто забывают то, что их просят сделать взрослые или помнят это обрывочно.
Дети и сами страдают от своей проблемы, но не могут с собой справиться.
Завтра мы поговорим о том, чем еще отличаются гиперактивные дети и что же с такими малышами нужно делать, как им помочь.
Как помочь гиперактивным деткам? https://www.stranamam.ru/article/5061201/
Немного общих данных.
По роду своей сегодняшней работы, а я руковожу детским развивающим центром, я часто наблюдаю расторможенных и неусидчивых детей, которые моментально заводят всех остальных малышей и упорно пытаются сорвать занятия педагогам. С ними нелегко, это сложные детишки и для окружающих сверстников, и для родителей, и особенно для педагогов. Но, они не виноваты в таком своем поведении.
Старшее поколение принимает таких детей за невоспитанных и отбившихся от рук, только вот это далеко не всегда педагогические ошибки родителей, зачастую это проблемы в неврологическом здоровье малыша. На медицинском языке такое состояние называют синдромом гиперактивности (избыточной активности), он может сочетаться с дефицитом внимания или быть без него. Однако, это не болезнь в полном смысле этого слова, это небольшая поведенческая проблема, трудность в общении и воспитании, сигнал родителям и педагогам об особом подходе к ребенку, его воспитанию и общению со сверстниками.
Ребенку нужно особое внимание.
Прежде чем разбираться в особенностях данного состояния, необходимо немного разобраться в терминах. Ведь данный синдром сегодня встречается часто, и необходимо определиться – а так ли это на самом деле? Сегодня неврологи часто ставят в карточки детей аббревиатуры разного характера – это либо СДВ либо СГДВ, но в чем разница и зачем они разделяются?
При синдроме дефицита внимания, обозначаемом СДВ, основным моментом, настораживающим родителей и расстраивающим самого ребенка, является сложность в концентрации на каком-либо конкретном занятии, на определенном предмете или задании. Ребенок при выполнении заданий легко отвлекается, он не в состоянии выбрать, над какой задачей в данный момент времени нужно сосредоточиться, даже если он и осознает ее важность, и прилагает всяческие усилия к выполнению задачи. Про таких детей часто говорят – «пропускает все мимо ушей».
При синдроме гиперактивности с дефицитом внимания, который обозначается сдвиг, ребенок может испытывать сложность не только в делах, где необходимо сосредоточится, но и где нужно посидеть смирно некоторое время. Его эмоциональный фон неудержим и подвижен, ребенок очень импульсивный, ему необходимо постоянно находиться в движении, он как моторчик. Такие дети отчетливо выделяются из всех сверстников – они вмешиваются в любые разговоры – детские и взрослые, перебивают старших, могут без повода лезть в драки, ссоры и потасовки, даже не понимая, с какой целью они это делают. Им сложно даже минуту просидеть на месте или постоять, они будут ерзать из стороны в сторону, вскакивать, подпрыгивать и скакать, они не терпят очередей в играх или других делах. Они двигательно расторможены.
Дети с дефицитом внимания похожи на витающих в облаках и считающих ворон, но, они не способны сосредоточиться на важном в данный момент деле. Они, конечно, несколько поспокойнее и потише детей с гиперактивностью, и родители зачастую не обращают внимания на серьезные проблемы, радуясь тому, что малыш покладистый и спокойный, а то, что он несколько рассеянный, списывают на разные факторы.
Что нужно знать?
Синдром гиперактивности или дефицита внимания, либо их сочетания, требуют от родителей повышенного внимания к своему ребенку, они должны работать в тандеме с неврологом и психологом. Кроме того, нельзя воспринимать малыша как просто непослушного или упрямого ребенка, так как он сам страдает от своей чрезмерной активности или невнимательности, не может взять себя в руки и сосредоточиться. Однако, развитие синдрома гиперактивности и дефицита внимания это не повод снять с себя ответственность за воспитание ребенка и за его развитие, это наоборот, повод для еще большего и серьезного воспитания малыша с усилением активной работы с ним. Только так вы сможете помочь ребенку корректировать свое поведение, внимание и адаптироваться среди сверстников и в коллективе.
Почему возникает эта проблема?
Пока еще учеными не установлена точная причина, вызывающая синдром гиперактивности или дефицит внимания, однако, считается, что в его основе лежат сбои в отдельных участках мозга, которые ранее именовали диагнозом «минимальной мозговой дисфункцией». Сегодня данный термин стараются не употреблять, но суть остается – отдельные участки в головном мозге, которые отвечают за внимание, контроль движений и тормозные влияния, у таких детей работают не слаженно, как они должны быть в нормальных условиях. За счет этого возникает нарушение в двигательной сфере или в усидчивости.
Провоцируются подобные влияния следующими факторами:
- наследственностью, особенно с проблемами по неврологическим показателям, так как у многих семей подобная линия поведения в детстве прослеживается не в одном поколении, родители сами, по словам бабушек и дедушек, не отличались уравновешенностью и спокойствием.
- особенностью течения беременности – влиянием вредных факторов на внутриутробный период развития, будь то плохая экология, курение беременной, гипоксия плода или прием медикаментов.
- особенностями в рождении ребенка, травмами в родах, затяжным или стремительным их течением.
- наличием черепно-мозговых травм детей – падениями с высоты, ударами головой и прочими, которые нарушают тонкие настройки в работе мозга.
- нарушением питания ребенка с преобладанием в нем химии в виде разного рода красителей, консервантов, связанное с частыми болезнями и т.д.
Конечно, лечением данной категории детей занимаются специалисты-неврологи, но немаловажную роль в лечении будут играть родители. От них зависит большая часть успеха в терапии.
Важно для диагноза!
В разговоре с родителями такого малыша можно услышать фразу – «да он у нас такой гиперактивный с рождения!», «нам врачи гиперактивность ставят», а малышу всего 2-3 годика. В таком возрасте гиперактивность ставить нельзя, то неправомерно – есть в таком возрасте просто дети-живчики, которые любопытны, и им некуда дома выплеснуть энергию. Синдром гиперактивности в таком возрасте не может фигурировать, так как примерно до 5-6 лет дети только учатся поведению и управлению своими эмоциями, подчинению общим правилам и порядку. Для того, чтобы установить такой диагноз, необходимо наличие определенных и четко разработанных неврологами критериев, к которым относятся следующие явления:
- симптомы проблем со вниманием и повышенная двигательная активность проявляются у ребенка рано, в возрасте до семи лет,
- у ребенка проявляются признаки проблем с вниманием в комбинации с двигательной расторможенностью или без нее,
- симптомы такого поведения наблюдаются везде – в садике или школе, дома, в гостях. Если же ребенок в саду и школе ведет себя спокойно, а дома «бесится», о гиперактивности речь не идет, проблема не в ней.
- при этом проблемы с неусидчивостью и вниманием мешают его обучению, становлению социальных связей и прочим социальным навыкам. При нормальном обучении, если малыш активный, но при этом все знает и умеет по возрасту – гиперактивность также сомнительна.
И еще всегда нужно исключить проявления проблем с вниманием и чрезмерной активностью, связанные с различными неврологическими или психиатрическими заболеваниями.
Указание на проблемы в обучении и проблемы в общении со сверстниками, в социальной адаптации не могут быть выявлены ранее, чем ребенок начнет хотя бы начальный процесс обучения, а это ключевой критерий диагноза. Именно поэтому неправомерно и выставление диагноза СГДВ ранее возраста в 6-7 лет.
Теперь поговорим подробнее про то, на основании чего можно определить дефицит внимания – для этого у неврологов разработаны достаточно четкие критерии диагноза. К ним мы можем отнести такого рода проявления. При работе над заданием ребенок постоянно допускает одни и те же ошибки, мало обращает внимания на детали задания. Кроме того, во время работы или развивающей игры он с трудом концентрирует внимание на правилах или условиях. Если педагог или родители пытаются ему что-то объяснять или поправлять его действия, не может слушать, что ему говорится.
Такому ребенку сложно четко следовать инструкции по выполнению задания, он без дополнительной помощи не может организовать свои игры или обучающую деятельность, ему сложно выполнить задания, где нужно посидеть, подумать и сконцентрироваться. Такие дети – это «маши-растеряши», они постоянно где-нибудь что-то забывают, особенно мелкие вещи или части одежды. У детей рассеяно внимание, они отвлекаются на ворон за окном, на действия других и теряют нить обсуждения. Такие дети часто забывают то, что их просят сделать взрослые или помнят это обрывочно.
Дети и сами страдают от своей проблемы, но не могут с собой справиться.
Завтра мы поговорим о том, чем еще отличаются гиперактивные дети и что же с такими малышами нужно делать, как им помочь.
Как помочь гиперактивным деткам? https://www.stranamam.ru/article/5061201/
Комментарии
↑ Перейти к этому комментарию
Мой шилопопый деть - он везде шилопопый, хоть дома, хоть в школе, хоть на улице... Проблем с успеваемостью нет... а поведение! тушите свет!
К счастью, у него разумная учительница, которая понимает, что он это не из вредности и не со зла. И мы много с ним работаем над воспитанием самого себя - что-то получается, до чего-то ещё не доросли...
скорее у Вашего ребенка на подходе кризис трех лет, ребенок начинает потихоньку осознавать что вы не одно целое, а она отдельная личность...мы просто привыкли что наши малыши(пока они малышики) все делают как нас устраивает, что нам нужно, оказывается, нет...
Раньше сильно и не задумывалась, проблем не возникало," просто ребёнок живей других"-сказала нам семейный врач записывая в карточке гиперактивность, и прописала 10 дней массажа в шестимесячном возрасте, на учёт нас никуда не ставили, медосмотр строго "здорова!"
А сейчас мы в первом классе, и вот оно СГДВ, причём "таких" деток в классе 20 из 25-ти.
А требования ого-го, а мы все недописываем, недослушиваем, Вот! и куда обращаться? Наши неврологи сразу на таблетки садят (так другие родители с класса говорят)... Психолога бы хорошего чтоб помочь себе и ребёнку..а где взять
Жду продолжения, особенно
Он у меня очень подвижный и дома и в саду и в гостях везде!!!
Память хорошая , запоминает все на бегу, а вот усадить проблема.
Незнаю что с ним делать!!!
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: