Освоение навыка ползания. Первые этапы.

Немного лирики…
Прежде всего, хотелось бы отметить, не сравнивайте вашего малыша ни с кем. Он у вас свой единственный и неповторимый, второго такого нет в природе, даже близнецы все равно не 100% идентичны по развитию, на них влияет масса внешних условий! Помните, что развитие навыков - это заложенная генетически и подверженная внешним влияниям программа, которая достаточно подвижна и динамична. Процесс формирования навыков все равно в ключевых точках развития будет идти по своей программе, как бы ни хотелось вам его изменить. Подгонять, форсировать или менять его не только бессмысленно, но иногда может быть и опасно. Действия, изначально несущие под собой благое начинание, - научить ходить или ползать, при незнании основ детской физиологии могут только навредить слабым косточкам и связкам, надолго отбросив ребенка назад в развитии.
Мы подробно поговорим с вами о формировании и развитии в возрастном аспекте трех ключевых навыков ребенка – сидении, ползании и ходьбе, их индивидуальных особенностях, сроках развития и возможных вариациях в их проявлении.
Подготовим безопасный плацдарм.
К возрасту пяти-шести месяцев дети становятся достаточно подвижными и активными, они осваивают многие новые умения, и среда их обитания расширяется. Малыш активно тянется к предметам и хватает их, рассматривает свои руки и ноги, игрушки, тянет их в рот и активно их сосет или облизывает. Ему нравится совать свои пальчики в отверстия игрушек, кроватки или чего-либо еще. Они тянутся к пультам, телефонам, всему, что нового появляется в поле зрения малышей. Это говорит об их готовности к новым виткам развития, например, к ползанию и сидению.
Чтоб стимулировать, а не тормозить развитие малыша, ему необходимо дать свободу движений – для этого самым оптимальным вариантом станет перемещение его активной жизни на пол. Это оправдано многими причинами – на полу он не получит травмы при падении, как это может быть на диване или кровати, на полу пространство больше и интереснее, пол более ровный и твердый, чем даже самый жесткий матрас или диван. На полу можно перемешаться без опаски во всех направлениях, если заранее убрать с возможных путей следования потенциально опасные предметы, а вот яркие, крупные и интересные игрушки – мягкие, пластиковые или резиновые, с картинками, пищащие или музыкальные, – это самое то, что нужно для развития навыков.
Чтобы ползание было безопасным для здоровья, необходимо соблюдать некоторые условия. Перед тем, как разместить малыша на полу, его тщательно моют или застилают пледами, одеялами или коврами. Пол должен быть гладким, теплым и безопасным, без заноз и трещин. Идеальным покрытием является деревянный пол с ошкуренным и ровным покрытием, паркет или ковролин, ламинат и линолеум тоже неплохо, но они могут скользить. Вымойте полы с мылом или средством для дезинфекции, разрешенном в детской. После этого пол сполосните и дайте высохнуть – все готово.
Ковер или ковролин должен прилегать к полу плотно и не скользить, иначе это чревато травмами. Тщательно уберите с пола все мелкие предметы, проползите на четвереньках по всем комнатам, и уберите все опасные предметы в зоне действия ребенка – это провода, углы штор и скатертей, горшки с цветами, розетки (их закрывают заглушками), отопительные приборы и прочие опасности. Закрепите все шатающиеся элементы мебели и декора. Острые углы на мебели лучше закрыть силиконовыми накладками, а открывающиеся ящички шкафов, скрепить резинками или заклеить прозрачным скотчем.
Теперь мы готовы осваивать пространства!
Развитие ползания.
Формирование навыков ползания – это важнейший из этапов психомоторного развития ребенка, и через него должен, так или иначе, пройти каждый малыш. По мнению неврологов и физиологов, ползание является даже более важным средством развития нервной системы малыша, чем его первые шаги и навыки хождения. Именно на этапе ползания могут быть выявлены многие нарушения, которые важно вовремя скорректировать.
В процессе освоения ползания в мозге ребенка формируется и закрепляется взаимосвязь между мышцами и полушариями мозга, оттачиваются формы контроля над произвольными движениями тела и координацией. Первоначально это надо освоить в горизонтальной плоскости, и тогда по аналогии потом быстрее будут осваиваться навыки движения уже вертикальной плоскости. Дети, рано начавшие ползать, показывают наивысшие успехи в развитии обоих полушарий равномерно, у них нет явного и выраженного доминирования одного из полушарий. Это дает всестороннее развитие и способности, как к гуманитарным, так и точным дисциплинам в дальнейшем.
Начинают достаточно быстро и полноценно ползать практически все нормально развивающиеся дети в возрасте от 7 до 9 месяцев. Ползание дает мышечному корсету оптимальные нагрузки, задействуются практически все группы мышц. Это приводит мышцы в тонус, полноценно нагружает скелет и правильно его формирует, а нервной системе дает адекватную нагрузку в плане психомоторного развития. За счет нервной системы тело может поддерживать мышечный тонус, но по принципу обратной связи – активно работающие мышцы помогают нервной системе всесторонне получать полноценную информацию об окружающей среде и развитии тела. Движения, особенно новые и ранее неизведанные. Приносят малышу много положительных эмоций, а эти эмоции тесно связываются с состоянием нервной системы.
Чем больше ребенок двигается, тем активнее познает мир и тем быстрее идет его психомоторное развитие. Такие дети ведут себя спокойнее. Если ребенок мало двигается, его навыки развиваются хуже, пассивнее, тогда ребенок может хуже кушать и спать, он просто не выплескивает тот необходимый заряд энергии в день. Ползание важно еще и тем, что дает достаточно сильную нагрузку на кости и мышцы. Это стимулирует развитие костного скелета и отложение в нем кальция, а также развитие сосудов и сердца, обменных процессов и кровообращения. У мало ползающих малышей, движения которых резко ограничены, обычно снижен иммунитет и они чаще и длительнее болеют, тяжело перенося даже простуду.
Почему не хочет?
Иногда бывает так, что к положенному сроку, когда все сверстники уже активно ползают, малыш этого делать категорически не хочет, делает слабые попытки ползти или не делает их вовсе. Родителей такое положение вещей очень беспокоит, что мешает ребенку нормально начать ползать. Выделяется несколько групп причин, мешающих нормальному освоению навыка ползания:
- недоразвитие или слабость мышц из-за рахита, проблем с нервной системой и других болезней. При этом гипотонус мышц обычно отмечает врач при осмотре да и сами родители видят, что малыш вялый и рыхлый. Тогда в помощь назначаются курсы массажа и лечебной физкультуры, иногда подключают и медикаментозную коррекцию тонуса. Если же родители игнорируют проблему, пытаются учить ребенка ползать и заставляют его это делать при слабых мышцах, это может приводить к травмам и еще больше усугубляет ситуацию.
- ползанию могут мешать врожденные дефекты суставов или травмы конечностей – костей, мышц, связок. Суставов. Могут отдалить ползание сильные ушибы полученные ребенком при первых попытках ползать.
- нарушить процесс формирования навыков может длительное пребывание в неподвижном положении – длительные болезни, гипсование ножек, частые и длительные болезни с постельным режимом. Такие дети могут несколько отставать в развитии навыков от сверстников, начиная ползать тогда, когда их мышцы и кости будут готовы к этому.
- большой вес ребенка, так как ребенку физически тяжелее носить свои лишние килограммы. Кости и мышцы у ребенка не готовы к повышенным нагрузкам, такие дети могут быть медлительными, позже осваивают все навыки.
- пребывание в ходунках или в манеже, особенно при неумеренном пользовании этими вещами. При использовании ходунков меняется пространственная ориентация у ребенка в голове, закладываются патологические пространственные отношения, да и скелет страдает, получая нерациональные нагрузки. Манежи ограничивают пространство и отбивают у ребенка желание выходить за узкие границы сетки.
- влияние тугого пеленания с рождения. Дети, которые с раннего возраста не пеленаются, осваивают пространственные навыки быстрее своих спеленутых собратьев. Это возникает потому, что предоставленные сами себе детишки постепенно учат ручки и ножки координироваться в пространстве. Но родители считают, что дети в пеленках лучше спят а бабушки до сих пор таким образом пытаются выправить ребенку кривые ноги. Если вы сторонник пеленания, в минуты бодрствования нужно давать ребенку свободу и выкладывать его в одежке.
- многие дети просто не имеют банального интереса к ползанию, им лень это делать. Поэтому, чтобы учить малыша ползать, нужно заинтересовать его – положить недалеко от ребенка его любимый предмет или игрушку, и это будет отличным стимулом.
- на ползание влияет наследственность, обычно гены дают организму всю информацию, вплоть до сроков ползания. Поэтому, попробуйте узнать, когда начали ползать вы сами – мальчишки обычно повторяют программу развития папы, девочки – мамы.
Научим малыша ползать: https://www.stranamam.ru/article/5182117/
Сидим, стоим... https://www.stranamam.ru/article/5189766/
Учимся ходить! https://www.stranamam.ru/article/5194207/
Комментарии
Скачиваю на флешку чтобы дать почитать потом снохе .
Скоро понадобится !
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: