Изучаем содержимое горшка или детские анализы.
Копрограмма - этот анализ, в отличие от всех остальных, ребенку приходится сдавать реже, но это исследование очень показательно в плане оценки работы системы пищеварения. Данный анализ может быть очень информативным, помогает не только показать, что есть проблема пищеварения, но и уровень поражения – от желудка до толстой кишки. Но чтобы анализ не был сдан зря, нужно правильно уметь собрать его и доставить в лабораторию. А с малышами это не так просто. Как же сделать анализ максимально информативным и собрать его максимально правильно? Обсудим.
Виды анализов.
Кажется, чего уж там сложного – сдать анализ кала, но эти биологические отходы можно исследовать по-разному. Существует несколько разных анализов, которые исследуются в разном виде, и методики сбора требуют особой. Итак, можно проводить исследование:
- копрограммы (классический анализ степени переваривания пищи),
- кала на микробный пейзаж (так любимый мамами анализ на дисбактериоз),
- кал на кишечную группу.
- кал на исследование простейших (на лямблии).
- кал на яйца глистов,
- анализ углеводов кала,
- анализ на скрытую кровь.
Теперь мы с вами подробно обсудим зачем. Как и с какой целью сдаются все эти анализы, как их интерпретировать, и что они могут в итоге выявить.
Сбор анализов по правилам.
В вопросах анализов всегда существует риск погрешностей в связи с нарушением техники забора материала – в вопросах исследования анализа фекалий эти погрешности могут быть достаточно весомыми. Поэтому, важно, чтобы анализ был собран максимально верно. Особенно если у ребенка есть отклонения в состоянии здоровья, которые вызывают сложности в плане постановки диагноза. Правила сбора анализов мы обговорим пока в общем, об особых нюансах сбора я уточню в обсуждении каждого вида исследований.
У малышей собирать кал на анализ необходимо только с обычной пеленки, а в идеале – с клеенки, так как пеленка впитает часть жидкости. Нельзя собирать кал с одноразовых впитывающих пеленок или с подгузников, они сильно впитывают влагу и влияют на количество клеток в фекалиях, что даст резко искаженный результат. Но если никак не возможности собрать кал по-другому, важно собрать кал немедленно после дефекации с поверхности подгузника, не сильно соскребая.
Собирать кал нужно тоже не в любую посуду, нельзя использовать под анализ кала баночки из-под детского питания или майонеза, вообще любой еды, они все равно не отмываются идеально и на них остаются частицы пищи, жирные кислоты и остатки белка, что может дать неверную картину. В идеале нужно купить в аптеке стерильный стаканчик для анализов и собрать в него. Также, у более старших детей не стоит собирать анализ по старинке – в спичечный коробок. Самым точным будет исследование свежих «детских неожиданностей» собранных утром из горшка или с клеенки. Но если ваш ребенок утром в туалет не ходит, допустимо собрать анализ с вечера. Плотно его закрыть и поставить на нижнюю полку холодильника. Конечно, анализ будет несколько искажен, но в общем можно будет примерно понять картину проблем.
Особая подготовка.
Обычный анализ кала не требует особой подготовки, хотя рекомендуют принимать обычную пищу, но при этом не нужно нагружать его белковой пищей, перекармливать и давать много сладкого. В среднем нужно питаться таким образом около трех-четырех дней до анализа. При таком питании остатков непереваренной пищи в фекалиях оставаться не должно.
Важно собирать фекалии после произвольной дефекации. Запрещено ставить ребенку клизму, стимулировать дефекацию ватными палочками. Кончиком термометра, пальцем и ставить ребенку слабительные свечки. Нельзя сдавать кал после применения слабительных, антибиотиков и смекты. Препаратов висмута, железа или магнезии. Также нельзя сдавать кал, если ребенок одновременно еще и пописал в горшок.
Копрограмма – стандартный анализ.
Самым простым, и вместе этим одним из самых информативных является анализ кала – копрограмма. Она отражает степень переваривания пищи и описывает физические, химические и микроскопические свойства фекалий. Его назначают для того. Чтобы определить, нет ли у ребенка заболеваний пищеварения и ферментных проблем. По анализу копрограммы диагностируются:
- работа желудка по образованию кислоты и ферментов,
- работа кишечных ферментов,
- работа ферментов поджелудочной железы,
- желчевыделительная функция печени.
Кроме того, по анализу копрограммы можно увидеть усиление перистальтики в желудке и кишечнике, нарушение процесса всасывания питательных веществ в тонком кишечнике, процессы воспаления во всем пищеварительном тракте и также нарушения флоры кишки. По копрограмме можно определить или заподозрить язвенный процесс, аллергию, спазм мышц.
Норма стула.
При исследовании кала под микроскопом определяются его основные элементы – наличие мышечных волокон, растительной клетчатки и нейтрального жира, жирных кислот и их солей, лейкоцитов и эритроцитов, клеток кишечного эпителия, клеток опухолей, паразитов и их яйца. В нормальном детском анализе должны быть следующие физические показатели:
По консистенции стул у детей первых месяцев жизни до введения прикорма может быть как кашица, по мере введения плотной пищи оформляется, становится мягкой колбаской.
Цвет у детей до года может быть желтым или коричневатым, по мере введения твердой пищи становится коричневым.
Запах у стула должен присутствовать специфический, но не резкий, не зловонный, у детей до веления прикорма может быть кислым как кефир или сметана.
Далее исследуются химические показатели в стуле. К ним относятся – реакция стула – у детей до года она может быть щелочная или слабо-кислая, зависит от питания, после года должна быть нейтральной. В норме в стуле должен отсутствовать билирубин, он допускается только в первый месяц, пока сходит физиологическая желтуха. Зато в кале должен выявляться стеркобилин. Именно он обеспечивает калу его окраску. Также не должно быть в стуле стеркобилина.
Последний блок исследований – это микроскопические показатели, они могут отражать степень переваривания той или иной пищи. К ним относят:
- нейтральные жиры и жирные кислоты, в норме они должны отсутствовать,
- соли жирных кислот (их соединения с кальцием) у детей их может быть очень немного или не быть совсем,
- также совсем немного в кале должно быть мышечных волокон, со времени введения мясных прикормов.
- не должно быть в стуле перевариваемой клетчатки и йодофильной флоры,
- отсутствовать должны лейкоциты и эритроциты, крахмал и любые кристаллы.
Но, не торопитесь ставить своему ребенку диагнозы. Руководствуясь анализом и данными общей статьи, в разном возрасте есть свои особенности пищеварения, о которых знает врач-гастроэнтеролог и педиатр. Вот им и доверьте трактовку ваших анализов. Однако, все-таки в общих чертах родителям нужно знать основные проблемы с анализами, которые могут возникать в разном возрасте, чтобы прежде всего – скорректировать питание ребенка. Так как большинство проблем со стулом возникают именно по причине нерационального вскармливания.
Теперь подробнее о трактовке анализа.
Начнем с самого визуально заметного показателя – консистенции стула. Она зависит от содержания в стуле воды, плотных частиц и слизи, содержание жидкости может оставлять до 80% и зависит от того, насколько долго продукты переработки находятся в конечных отделах толстой кишки. Чем дольше стоит пищевая масса тем меньше остается в ней воды и тогда формируются запоры. При диарее явление обратное. Объем воды увеличивается до 95% массы и тогда стул долго не задерживается на выходе. При воспалении кишки или усиленной продукции слизи стул закономерно разжижается. Равно как и при питании в основном жидкой пищей (грудники, искусственники). Если при нормальном количестве воды плохо работает расщепление в кишечнике жиров, возникает формирование тестообразного или мазевидного стула, тогда надо искать проблемы в поджелудочной железе.
Стул у малыша в первые два-три дня жизни может быть темно-оливковым, липким – это меконий, он плохо отстирывается от пеленок и отмывается от попки. Затем стул становится переходным – он полужидкий, с формированием мокрого пятна на пеленке, коричнево-зеленого цвета. На второй-третьей неделе жизни постепенно формируется грудничковый стул – кашицеобразный, желто-оранжевого цвета с вкраплениями створоженного молока, он может быть от нескольких раз в день до раза в несколько дней. У искусственников стул может быть светло-коричневым с характерным запахом, мягкой колбаской.
Проблемы стула возникают, если он водянистый, с примесями слизи, крови или сильно зеленый. Также не считается нормальным плотный и оформленный стул до перехода на плотную пищу – это запор, возможно малыш мало пьет или его вскармливание нерационально. У детей старше года нехарактерным будет стул – мазевидный, кашицеобразный, пенистый, овечьими шариками, лентовидный или похожий на карандаш, с прожилками крови и слизи.
Завтра мы продолжим обсуждение нарушений, связанных с крупными горшковыми делами.
Изучаем содержимое горшка или детские анализы. Продолжение: https://www.stranamam.ru/article/5242004/
Изучаем содержимое горшка или детские анализы. Особые анализы: https://www.stranamam.ru/article/5248936/
Виды анализов.
Кажется, чего уж там сложного – сдать анализ кала, но эти биологические отходы можно исследовать по-разному. Существует несколько разных анализов, которые исследуются в разном виде, и методики сбора требуют особой. Итак, можно проводить исследование:
- копрограммы (классический анализ степени переваривания пищи),
- кала на микробный пейзаж (так любимый мамами анализ на дисбактериоз),
- кал на кишечную группу.
- кал на исследование простейших (на лямблии).
- кал на яйца глистов,
- анализ углеводов кала,
- анализ на скрытую кровь.
Теперь мы с вами подробно обсудим зачем. Как и с какой целью сдаются все эти анализы, как их интерпретировать, и что они могут в итоге выявить.
Сбор анализов по правилам.
В вопросах анализов всегда существует риск погрешностей в связи с нарушением техники забора материала – в вопросах исследования анализа фекалий эти погрешности могут быть достаточно весомыми. Поэтому, важно, чтобы анализ был собран максимально верно. Особенно если у ребенка есть отклонения в состоянии здоровья, которые вызывают сложности в плане постановки диагноза. Правила сбора анализов мы обговорим пока в общем, об особых нюансах сбора я уточню в обсуждении каждого вида исследований.
У малышей собирать кал на анализ необходимо только с обычной пеленки, а в идеале – с клеенки, так как пеленка впитает часть жидкости. Нельзя собирать кал с одноразовых впитывающих пеленок или с подгузников, они сильно впитывают влагу и влияют на количество клеток в фекалиях, что даст резко искаженный результат. Но если никак не возможности собрать кал по-другому, важно собрать кал немедленно после дефекации с поверхности подгузника, не сильно соскребая.
Собирать кал нужно тоже не в любую посуду, нельзя использовать под анализ кала баночки из-под детского питания или майонеза, вообще любой еды, они все равно не отмываются идеально и на них остаются частицы пищи, жирные кислоты и остатки белка, что может дать неверную картину. В идеале нужно купить в аптеке стерильный стаканчик для анализов и собрать в него. Также, у более старших детей не стоит собирать анализ по старинке – в спичечный коробок. Самым точным будет исследование свежих «детских неожиданностей» собранных утром из горшка или с клеенки. Но если ваш ребенок утром в туалет не ходит, допустимо собрать анализ с вечера. Плотно его закрыть и поставить на нижнюю полку холодильника. Конечно, анализ будет несколько искажен, но в общем можно будет примерно понять картину проблем.
Особая подготовка.
Обычный анализ кала не требует особой подготовки, хотя рекомендуют принимать обычную пищу, но при этом не нужно нагружать его белковой пищей, перекармливать и давать много сладкого. В среднем нужно питаться таким образом около трех-четырех дней до анализа. При таком питании остатков непереваренной пищи в фекалиях оставаться не должно.
Важно собирать фекалии после произвольной дефекации. Запрещено ставить ребенку клизму, стимулировать дефекацию ватными палочками. Кончиком термометра, пальцем и ставить ребенку слабительные свечки. Нельзя сдавать кал после применения слабительных, антибиотиков и смекты. Препаратов висмута, железа или магнезии. Также нельзя сдавать кал, если ребенок одновременно еще и пописал в горшок.
Копрограмма – стандартный анализ.
Самым простым, и вместе этим одним из самых информативных является анализ кала – копрограмма. Она отражает степень переваривания пищи и описывает физические, химические и микроскопические свойства фекалий. Его назначают для того. Чтобы определить, нет ли у ребенка заболеваний пищеварения и ферментных проблем. По анализу копрограммы диагностируются:
- работа желудка по образованию кислоты и ферментов,
- работа кишечных ферментов,
- работа ферментов поджелудочной железы,
- желчевыделительная функция печени.
Кроме того, по анализу копрограммы можно увидеть усиление перистальтики в желудке и кишечнике, нарушение процесса всасывания питательных веществ в тонком кишечнике, процессы воспаления во всем пищеварительном тракте и также нарушения флоры кишки. По копрограмме можно определить или заподозрить язвенный процесс, аллергию, спазм мышц.
Норма стула.
При исследовании кала под микроскопом определяются его основные элементы – наличие мышечных волокон, растительной клетчатки и нейтрального жира, жирных кислот и их солей, лейкоцитов и эритроцитов, клеток кишечного эпителия, клеток опухолей, паразитов и их яйца. В нормальном детском анализе должны быть следующие физические показатели:
По консистенции стул у детей первых месяцев жизни до введения прикорма может быть как кашица, по мере введения плотной пищи оформляется, становится мягкой колбаской.
Цвет у детей до года может быть желтым или коричневатым, по мере введения твердой пищи становится коричневым.
Запах у стула должен присутствовать специфический, но не резкий, не зловонный, у детей до веления прикорма может быть кислым как кефир или сметана.
Далее исследуются химические показатели в стуле. К ним относятся – реакция стула – у детей до года она может быть щелочная или слабо-кислая, зависит от питания, после года должна быть нейтральной. В норме в стуле должен отсутствовать билирубин, он допускается только в первый месяц, пока сходит физиологическая желтуха. Зато в кале должен выявляться стеркобилин. Именно он обеспечивает калу его окраску. Также не должно быть в стуле стеркобилина.
Последний блок исследований – это микроскопические показатели, они могут отражать степень переваривания той или иной пищи. К ним относят:
- нейтральные жиры и жирные кислоты, в норме они должны отсутствовать,
- соли жирных кислот (их соединения с кальцием) у детей их может быть очень немного или не быть совсем,
- также совсем немного в кале должно быть мышечных волокон, со времени введения мясных прикормов.
- не должно быть в стуле перевариваемой клетчатки и йодофильной флоры,
- отсутствовать должны лейкоциты и эритроциты, крахмал и любые кристаллы.
Но, не торопитесь ставить своему ребенку диагнозы. Руководствуясь анализом и данными общей статьи, в разном возрасте есть свои особенности пищеварения, о которых знает врач-гастроэнтеролог и педиатр. Вот им и доверьте трактовку ваших анализов. Однако, все-таки в общих чертах родителям нужно знать основные проблемы с анализами, которые могут возникать в разном возрасте, чтобы прежде всего – скорректировать питание ребенка. Так как большинство проблем со стулом возникают именно по причине нерационального вскармливания.
Теперь подробнее о трактовке анализа.
Начнем с самого визуально заметного показателя – консистенции стула. Она зависит от содержания в стуле воды, плотных частиц и слизи, содержание жидкости может оставлять до 80% и зависит от того, насколько долго продукты переработки находятся в конечных отделах толстой кишки. Чем дольше стоит пищевая масса тем меньше остается в ней воды и тогда формируются запоры. При диарее явление обратное. Объем воды увеличивается до 95% массы и тогда стул долго не задерживается на выходе. При воспалении кишки или усиленной продукции слизи стул закономерно разжижается. Равно как и при питании в основном жидкой пищей (грудники, искусственники). Если при нормальном количестве воды плохо работает расщепление в кишечнике жиров, возникает формирование тестообразного или мазевидного стула, тогда надо искать проблемы в поджелудочной железе.
Стул у малыша в первые два-три дня жизни может быть темно-оливковым, липким – это меконий, он плохо отстирывается от пеленок и отмывается от попки. Затем стул становится переходным – он полужидкий, с формированием мокрого пятна на пеленке, коричнево-зеленого цвета. На второй-третьей неделе жизни постепенно формируется грудничковый стул – кашицеобразный, желто-оранжевого цвета с вкраплениями створоженного молока, он может быть от нескольких раз в день до раза в несколько дней. У искусственников стул может быть светло-коричневым с характерным запахом, мягкой колбаской.
Проблемы стула возникают, если он водянистый, с примесями слизи, крови или сильно зеленый. Также не считается нормальным плотный и оформленный стул до перехода на плотную пищу – это запор, возможно малыш мало пьет или его вскармливание нерационально. У детей старше года нехарактерным будет стул – мазевидный, кашицеобразный, пенистый, овечьими шариками, лентовидный или похожий на карандаш, с прожилками крови и слизи.
Завтра мы продолжим обсуждение нарушений, связанных с крупными горшковыми делами.
Изучаем содержимое горшка или детские анализы. Продолжение: https://www.stranamam.ru/article/5242004/
Изучаем содержимое горшка или детские анализы. Особые анализы: https://www.stranamam.ru/article/5248936/
Комментарии
и беременная я в той же лаборатории сдавала мочу, так же баночку выдали, интересно это только их причуды
в больнице во флакончик из-под антибиотика
на микропейзаж они дают свои банки
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: