Как сохранить зрение малышей. первая часть.
В одной из недавних статей мы с вами обсуждали вопрос о зрении детей и возможных его нарушениях, определении отклонений в зрении и тревожных симптомах. Однако, чтобы не допустить нарушений зрения, которые возникают в детском возрасте, особенно в период дошкольного и раннего школьного периода, необходимо проведение особых методов профилактики зрительных расстройств. Особенно важное место в формировании проблем зрения играет близорукость у малышей. Как же не допустить проблем со зрением, или в случае имеющихся нарушений, не усугубить их течение.
Что влияет на зрение?
Дефекты в зрении могут формироваться под влиянием внешних неблагоприятных факторов и внутренних, организменных влияний. Однако, самыми значимыми все-таки становятся факторы внешней среды, которых достаточно много, но более всего на расстройства зрения влияют разные по характеру, условиям и длительности зрительные нагрузки. Особенно важно это для близорукости – на его формирование существенно влияют зрительные работы, при которых происходит сильное напряжение аккомодационной системы глаза. У детей способность аккомодации еще недостаточно развита, так как недоразвитая еще цилиарная мышца, которая этим процессом управляет. Поэтому, дети тяжело переносят чрезмерные зрительные нагрузки.
При проведенных исследованиях детей в возрасте 4-5 лет и сравнение их с 7-9 летними, те детки, у кого зрительные нагрузки были дозированными, а аккомодация сформировалась полноценно, практически не давали развития близорукости во время обучения в школе. А вот у деток, которые имеют плохую устойчивость аккомодации, близорукость может сформироваться и прогрессировать уже в первый год школьного обучения. Влияние зрительных нагрузок остро проявляется у детей с проблемами слуха, у них зрительные нагрузки всегда высокие, так как они учатся читать по губам и говорить по зрительному примеру. У них зрение снижено практически в 70% случаев. А еще очень большое значение в зрительном здоровье играют правильно организованные занятия, при которых происходит напряжение зрения. Проведение профилактических мероприятий предупреждает зрительные расстройства в раннем возрасте. Теперь обсудим, как нужно организовать занятия в садике или дома, чтобы зрение не падало.
Как организуются занятия в саду.
Наибольшие нагрузки по зрению возникают при обязательных занятиях в садике, поэтому необходимо контролировать их длительность и рационально строить занятия. В садике установлены занятия в 25-30 минут, которые для таких слабеньких детских глазок слишком велики, при длительной статичной позе и зрительном сосредоточении происходит ухудшение показателей зрения. При этом необходим отдых не менее получаса между занятиями, чтоб зрительные функции восстановились. Если нагрузки повторяются ежедневно, могут формироваться постепенные расстройства зрительных функций и развитие близорукости. Особенно сложными в плане зрения являются занятия чтением и письмом, счетом и рисованием. Это требует серьезного напряжения зрительных функций и приводит к расстройствам зрения.
Поэтому, нужно ограничивать длительность тех занятий в группе, которые требуют напряжения аккомодационного аппарата глаза. Такое достигается своевременной сменой деятельности со зрительного сосредоточения на активные движения. Только зрительная работа должна быть не более 10 минут в младших группах садика и не более 20 минут у старших и подготовительных групп. После зрительной работы необходимо переключаться на активные игры или занятия, которые не требуют зрительного напряжения – рассказ стихов и сказок, физкультурные занятия или просмотр картин в окне, разминка.
Не очень хороши для зрения и однотипные занятия – однотипные и напрягающие зрительный аппарат – то есть, например, рисование и лепка. Необходимо, чтобы статичное занятие потом сменялось динамичным – например, рисование и ритмика. В перерывах между занятиями полезно переключать взгляд детей на дальние изображения – потолок, окно, вид за окном.
Организация занятий дома.
Однако, по большей части зрение дети портят не в садике или школе, а дома – занимаясь длительной статичной зрительной нагрузкой. При этом взрослые не контролируют или мало уделяют внимания этой важной проблеме - как результат до 20% подростков у нас ходят в очках, а взрослых – и того больше. Дети очень любят рисовать и лепить, писать и читать, заниматься разного рода играми с зрительным сосредоточением. Эти занятия требуют сильного напряжения и должны контролироваться родителями. И если дошколята еще и сами особо долго не сидят на месте, бросая начатое на полдороге, то школьников родители сами заставляют подогу сидеть и корпеть над уроками, не задумываясь о здоровье.
Нужно знать, с трех до пяти лет общая длительность домашних занятий не превышает 40 минут, а в возрасте до 7 лет – не больше часа. Важно равномерно распределить время на первую и вторую половину дня, и между ними должно быть время для активных и подвижных занятий, прогулок и физического труда. Домашние занятия не должны быть одинаковыми изо дня в день, нужно менять сферы деятельности, чтобы напряжение глаз не было длительным. При продолжительном занятии необходимо каждые 10 минут вставать и ходить по комнате, смотреть вдаль, делать упражнения разминки.
Важен правильный режим.
Несомненно правильный режим дня важен не только для зрительного здоровья, но и для общего хорошего самочувствия вообще. Однако, до 80% информации дети получают глазами, и значит зрение напрягается в процессе дня более всего. Именно поэтому важно давать ему правильную нагрузку и соблюдать режимные моменты. Для зрения и его поддержания в стопроцентном состоянии важно чередование периодов отдыха с активностью, достаточное количество движений – дети должны гулять, бегать, прыгать и скакать. Важно правильно и полноценно питаться – острота зрения зависит от поступления витаминов и минералов, которые дают овощи, фрукты и злаки. Сильные зрительные нагрузки могут привести к перевозбуждению нервной системы, плохому сну и нарушению поведения, поэтому, не стоит относиться поверхностно к вопросам гигиены зрения – эта функция в детском возрасте очень легко может нарушиться, а жизнь слепого или слабовидящего человека в нашем обществе трудна.
Самый важный вопрос - телевизор и компьютер.
Это обин из самых важных вопросов в наше современное время, дети знакомятся с компьютерами, ноутбуками. Планшетами и телевизорами раньше, чем начинают полноценно ходить и говорить. К двум-трем годам карапузы уже ловко управляются с ними и могут часами просиживать за мониторами-экранами. Только вот полезно ли это? Я думаю, вы и сами уже ответили себе на этот вопрос – нет, конечно, такая зрительная нагрузка на пользу не пойдет. Однако, многие родители совершенно не соблюдают гигиенические требования по отношению к просмотру телевизора или работе с компьютерами, ноутбуками и планшетами. А ведь это не шуточки! Заметили, сколько стало людей и детей в очках с активным внедрением компьютеров в нашу жизнь? Мы часами, а то и сутками просиживаем за мониторами, и то же самое делают и наши дети!
Сколько времени за компьютером или телевизором проводит ваш ребенок? По данным социологов и исследователей до трех лет среднестатистический карапуз торчит перед экраном по 45-60 минут, в возрасте от 3 до 6 лет, по два-три часа в день. А дети в возрасте от 7 лет могут по полдня провести за игрой на компьютере или ноутбуке. И многие родители совершенно не напрягаются по этому поводу – монитор же плоский, на кристаллах – излучения вредного нет. Излучения может и нет, но вот статичная зрительная нагрузка и нарушение аккомодации, напряжение всех сфер глаза – есть и еще какое. Глаза устают, голова болит, слизистые сохнут. Но малыш упорно пялится в монитор, а родители радуются – зато не шляется по дворам. Нечему радоваться, ну-ка отлепите его от монитора и выйдите погулять.
Нормы просмотра телевизора и игр за компьютером настолько меньше реального, что при их соблюдении вы получите шквал протеста от вашего отпрыска. Но тут придется выбирать – или здоровье, или развлечения с очками на носу! Родителям нужно регламентировать время просмотра передач, да и содержание их тоже порой оставляет желать лучшего. Непрерывный просмотр телевизора должен быть ограничен получасом, а большая длительность просмотра сильно напрягает зрение ребенка. Плюс, дети очень любят сидеть близко к экрану, что крайне вредно, нужно регламентировать расстояние 2-5 метрами. Сидеть нужно прямо к экрану, никак не сбоку, свет должен быть обычным естественным или искусственным, и главное, чтобы свет от источников не попадал в глаза. При выключенном свете в темноте телевизор смотреть не стоит.
Работа с компьютерами и планшетами должна быть ограничена также 15-30 минутами, не более двух раз в день, так как изображение расположено близко к глазам, а светящиеся точки экрана напрягают зрение. И естественно, комната должна быть освещена, в темноте играть также не стоит.
Завтра мы продолжим беседу.
Зрение детей - как это работает? https://www.stranamam.ru/article/5201992/
Как сохранить зрение малышей. Вторая часть: https://www.stranamam.ru/article/5289515/
Что влияет на зрение?
Дефекты в зрении могут формироваться под влиянием внешних неблагоприятных факторов и внутренних, организменных влияний. Однако, самыми значимыми все-таки становятся факторы внешней среды, которых достаточно много, но более всего на расстройства зрения влияют разные по характеру, условиям и длительности зрительные нагрузки. Особенно важно это для близорукости – на его формирование существенно влияют зрительные работы, при которых происходит сильное напряжение аккомодационной системы глаза. У детей способность аккомодации еще недостаточно развита, так как недоразвитая еще цилиарная мышца, которая этим процессом управляет. Поэтому, дети тяжело переносят чрезмерные зрительные нагрузки.
При проведенных исследованиях детей в возрасте 4-5 лет и сравнение их с 7-9 летними, те детки, у кого зрительные нагрузки были дозированными, а аккомодация сформировалась полноценно, практически не давали развития близорукости во время обучения в школе. А вот у деток, которые имеют плохую устойчивость аккомодации, близорукость может сформироваться и прогрессировать уже в первый год школьного обучения. Влияние зрительных нагрузок остро проявляется у детей с проблемами слуха, у них зрительные нагрузки всегда высокие, так как они учатся читать по губам и говорить по зрительному примеру. У них зрение снижено практически в 70% случаев. А еще очень большое значение в зрительном здоровье играют правильно организованные занятия, при которых происходит напряжение зрения. Проведение профилактических мероприятий предупреждает зрительные расстройства в раннем возрасте. Теперь обсудим, как нужно организовать занятия в садике или дома, чтобы зрение не падало.
Как организуются занятия в саду.
Наибольшие нагрузки по зрению возникают при обязательных занятиях в садике, поэтому необходимо контролировать их длительность и рационально строить занятия. В садике установлены занятия в 25-30 минут, которые для таких слабеньких детских глазок слишком велики, при длительной статичной позе и зрительном сосредоточении происходит ухудшение показателей зрения. При этом необходим отдых не менее получаса между занятиями, чтоб зрительные функции восстановились. Если нагрузки повторяются ежедневно, могут формироваться постепенные расстройства зрительных функций и развитие близорукости. Особенно сложными в плане зрения являются занятия чтением и письмом, счетом и рисованием. Это требует серьезного напряжения зрительных функций и приводит к расстройствам зрения.
Поэтому, нужно ограничивать длительность тех занятий в группе, которые требуют напряжения аккомодационного аппарата глаза. Такое достигается своевременной сменой деятельности со зрительного сосредоточения на активные движения. Только зрительная работа должна быть не более 10 минут в младших группах садика и не более 20 минут у старших и подготовительных групп. После зрительной работы необходимо переключаться на активные игры или занятия, которые не требуют зрительного напряжения – рассказ стихов и сказок, физкультурные занятия или просмотр картин в окне, разминка.
Не очень хороши для зрения и однотипные занятия – однотипные и напрягающие зрительный аппарат – то есть, например, рисование и лепка. Необходимо, чтобы статичное занятие потом сменялось динамичным – например, рисование и ритмика. В перерывах между занятиями полезно переключать взгляд детей на дальние изображения – потолок, окно, вид за окном.
Организация занятий дома.
Однако, по большей части зрение дети портят не в садике или школе, а дома – занимаясь длительной статичной зрительной нагрузкой. При этом взрослые не контролируют или мало уделяют внимания этой важной проблеме - как результат до 20% подростков у нас ходят в очках, а взрослых – и того больше. Дети очень любят рисовать и лепить, писать и читать, заниматься разного рода играми с зрительным сосредоточением. Эти занятия требуют сильного напряжения и должны контролироваться родителями. И если дошколята еще и сами особо долго не сидят на месте, бросая начатое на полдороге, то школьников родители сами заставляют подогу сидеть и корпеть над уроками, не задумываясь о здоровье.
Нужно знать, с трех до пяти лет общая длительность домашних занятий не превышает 40 минут, а в возрасте до 7 лет – не больше часа. Важно равномерно распределить время на первую и вторую половину дня, и между ними должно быть время для активных и подвижных занятий, прогулок и физического труда. Домашние занятия не должны быть одинаковыми изо дня в день, нужно менять сферы деятельности, чтобы напряжение глаз не было длительным. При продолжительном занятии необходимо каждые 10 минут вставать и ходить по комнате, смотреть вдаль, делать упражнения разминки.
Важен правильный режим.
Несомненно правильный режим дня важен не только для зрительного здоровья, но и для общего хорошего самочувствия вообще. Однако, до 80% информации дети получают глазами, и значит зрение напрягается в процессе дня более всего. Именно поэтому важно давать ему правильную нагрузку и соблюдать режимные моменты. Для зрения и его поддержания в стопроцентном состоянии важно чередование периодов отдыха с активностью, достаточное количество движений – дети должны гулять, бегать, прыгать и скакать. Важно правильно и полноценно питаться – острота зрения зависит от поступления витаминов и минералов, которые дают овощи, фрукты и злаки. Сильные зрительные нагрузки могут привести к перевозбуждению нервной системы, плохому сну и нарушению поведения, поэтому, не стоит относиться поверхностно к вопросам гигиены зрения – эта функция в детском возрасте очень легко может нарушиться, а жизнь слепого или слабовидящего человека в нашем обществе трудна.
Самый важный вопрос - телевизор и компьютер.
Это обин из самых важных вопросов в наше современное время, дети знакомятся с компьютерами, ноутбуками. Планшетами и телевизорами раньше, чем начинают полноценно ходить и говорить. К двум-трем годам карапузы уже ловко управляются с ними и могут часами просиживать за мониторами-экранами. Только вот полезно ли это? Я думаю, вы и сами уже ответили себе на этот вопрос – нет, конечно, такая зрительная нагрузка на пользу не пойдет. Однако, многие родители совершенно не соблюдают гигиенические требования по отношению к просмотру телевизора или работе с компьютерами, ноутбуками и планшетами. А ведь это не шуточки! Заметили, сколько стало людей и детей в очках с активным внедрением компьютеров в нашу жизнь? Мы часами, а то и сутками просиживаем за мониторами, и то же самое делают и наши дети!
Сколько времени за компьютером или телевизором проводит ваш ребенок? По данным социологов и исследователей до трех лет среднестатистический карапуз торчит перед экраном по 45-60 минут, в возрасте от 3 до 6 лет, по два-три часа в день. А дети в возрасте от 7 лет могут по полдня провести за игрой на компьютере или ноутбуке. И многие родители совершенно не напрягаются по этому поводу – монитор же плоский, на кристаллах – излучения вредного нет. Излучения может и нет, но вот статичная зрительная нагрузка и нарушение аккомодации, напряжение всех сфер глаза – есть и еще какое. Глаза устают, голова болит, слизистые сохнут. Но малыш упорно пялится в монитор, а родители радуются – зато не шляется по дворам. Нечему радоваться, ну-ка отлепите его от монитора и выйдите погулять.
Нормы просмотра телевизора и игр за компьютером настолько меньше реального, что при их соблюдении вы получите шквал протеста от вашего отпрыска. Но тут придется выбирать – или здоровье, или развлечения с очками на носу! Родителям нужно регламентировать время просмотра передач, да и содержание их тоже порой оставляет желать лучшего. Непрерывный просмотр телевизора должен быть ограничен получасом, а большая длительность просмотра сильно напрягает зрение ребенка. Плюс, дети очень любят сидеть близко к экрану, что крайне вредно, нужно регламентировать расстояние 2-5 метрами. Сидеть нужно прямо к экрану, никак не сбоку, свет должен быть обычным естественным или искусственным, и главное, чтобы свет от источников не попадал в глаза. При выключенном свете в темноте телевизор смотреть не стоит.
Работа с компьютерами и планшетами должна быть ограничена также 15-30 минутами, не более двух раз в день, так как изображение расположено близко к глазам, а светящиеся точки экрана напрягают зрение. И естественно, комната должна быть освещена, в темноте играть также не стоит.
Завтра мы продолжим беседу.
Зрение детей - как это работает? https://www.stranamam.ru/article/5201992/
Как сохранить зрение малышей. Вторая часть: https://www.stranamam.ru/article/5289515/
Комментарии
↑ Перейти к этому комментарию
Читаю ваши статьи и смеюсь каждый раз!!!
Вы наверное в профессора рветесь,так рьяно пытаетесь заставить читать ваши статьи,которые переписаны
из умных книг,написанные еще десятки лет назад,дабавляя лишь некоторые изменения,соответсвующие нашему времени!!!
Ваша неадыкватная реакция на людей,пытающихся вам возразить говорит сама за себя!
Особенно смеялась над статьей о приучении к горшку.3х мес.,ребенок просящийся на горшок)))
Вы упорно доказываете свою правоту!!!
Если вы действительно педиат,упаси боже попасть к вам на прием,живой оттуда не выйдешь!!!
Не смешите людей своими плагиатом!!!!
Основание: Пункт правил 3.4
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: