Раздумья о школе – 2, или об учителях со стажем.
Давно хотелось продолжить тему, но всё как-то времени сесть и написать не находилось. По комментариям к предыдущей статье я поняла, что эта тема интересна не только мне. И ещё я с удивлением узнала также и то, что далеко не все согласны со мной в том, что учитель помимо всего прочего должен быть ещё и психологом; по крайней мере знать какие-то основы возрастной психологии. На мой взгляд, многие конфликты между учителем и учеником возникают по той причине, что сам педагог не знает, как можно и нужно вести себя с ребёнком: то, что проходит с первоклашкой, не пройдёт с восьми- или девятиклассником. Таким образом, общение в школе сводится к грубо сформулированному принципу «я учитель, ты дурак». Быть учителем и не владеть основами психологии (хотя бы межличностного общения)– это всё равно, что быть врачом и не владеть навыками оказания первой помощи. Но это моё мнение.
Теперь непосредственно к теме статьи. Всёму тому, о чём я буду рассказывать, я была свидетелем. К сожалению. Впервые, с таким «монстром педагогики», именуемым учителем со стажем, я столкнулась на второй год работы в школе. Я была тогда совсем зелёной и звалась молодым специалистом. Мне дали в классное руководство 4 класс. Мои наставники объяснили, что первой задачей классного руководителя состоит обеспечение подопечных учебной литературой. Я, следуя советам, рванула в библиотеку первой и отобрала для своих лучшие экземпляры из того мусора, что там имелся. Таким образом, весь мой класс был полностью снабжён литературой по всем предметам. Я была собой очень довольна. Но тут оказалось, не все готовы были разделить мою радость. Где-то через полмесяца, месяц в кабинет, где сидели я и ещё несколько учителей, входит пожилая женщина, ей дали параллельный класс. Входит и с порога заявляет, глядя в мою сторону: «Вот где эта б..дь молодая! Сидит тут жрёт! А я, больная, старая женщина, должна бегать за ней по всем этажам! Ишь умная какая молодёжь пошла: все книги сгребла, а я за ней бегать должна. Завтра мне всё сама принесёшь!» Сказать, что я обалдела – ничего не сказать. Я высказала ей в запале, что если она настолько стара и больна, что ей трудно вовремя позаботиться о книгах, пусть сидит дома. Позже меня вызвал завуч и прочитал мне лекцию о том, что О.Н. – учитель со стажем и что это нужно уважать, даже если она не права. Дальше я не раз сталкивалась с О.Н. Она была учителем географии, очень хорошо знала свой предмет. Раньше, как я узнала, она была педагогом в детской колонии, потом завучем по воспитательной работе в нашей школе, а после выхода на пенсию осталась преподавать. Именно она вела природу в моём классе. Уже в начале сентября мои дети забегают ко мне в кабинет и задают мне такой вопрос: «Ю.Г., а что такое онанизм?» Я никак не ждала такого вопроса и спросила, почему их это так внезапно заинтересовало. « А О.Н. сейчас Лёве сказала: что ты там на последней парте онанизмом занимаешься?» Дальше – больше. Учитель со стажем при мне разговаривала с детьми таким образом: « Что ты сидишь ёрзаешь? Тебе хрен сидеть ровно мешает?» или « Оторви свои яйца от стула и подыми бумажки с пола!» (это когда мальчишка пытался в ведро с мусором попасть бумагой с места). На мои обращения к ней она отвечала с тяжёлым вздохом: «Что же поделаешь, если они только такое обращение понимают?» Завуч выслушивала меня и говорила всё о том же: она учитель со стажем, с огромным опытом ( при этом О.Н. на самом деле преподавала очень качественно). Вот дилемма: хороший преподаватель или сомнительный педагог.
Другой учитель со стажем – преподаватель истории М.Я. Женщина в возрасте, с карикатурной внешностью: высокий парик, яркий маникюр и макияж, прозрачные блузки и юбки. Дети не воспринимают её всерьёз, дразнят. Когда-то она была директором спец.школы для детей с отклонениями. Заходит в кабинет, где у меня только закончился урок, я ещё не успела уйти. В кабинете несколько девятиклассников. «Здравствуйте, М.Я.!» Ответ учителя: « Что припёрлись, бараны, уроды, сволочи?!» Те обалдели и ей в ответ: « Сама ты сволочь, уродка!» Она послала их вон и обратилась ко мне: «Вот ублюдки, а?» И это не единичный случай: многие конфликты с учениками она заканчивала тем, что посылала их на … (прямым текстом). А детям нравилось! Они специально провоцировали её, записывали, как она матерится, на сотовый и смеялись потом. Что удивительно, я не помню, чтобы приходили родители разбираться или директор бы ей вынес какое-то порицание. Об этом знали все, но все делали вид, что она уважаемый член коллектива. Другие её фразы: « Что? деда угробил, теперь бабку в могилу сводишь?» ( это она пятиклашке сказала, у того истерика потом была), « Твоя мать алкашка и ты такая же будешь!» (девочке – девятикласснице), « Что от тебя ждать, если у тебя вся семья – наркоманы?» (вот после этого скандал с родителями был, но без последствий для учителя со стажем).
Персонаж №3 – учитель английского языка Л.Я. ( о ней шла речь в первой статье). Раньше работала инспектором гороно, потом опять-таки завучем по воспитательной работе ( после О.Н.). Жалуется на моих ( а они тогда уже в 8 классе были), что они слишком озабоченные, только о сексе говорят. Я ничего не могла понять до того случая, которому стала свидетелем. У меня было окно, я куда-то шла и тут мне навстречу Владик и Славик, все мокрые (на улице дождь был). Ага, сбежали. Какой урок? Английский. Пошли. По дороге выяснила, что у Славика порвались брюки, он пошёл переодеваться, а Владик решил составить ему компанию. Понятно, учителей ( они в разных группах были) предупредить не соизволили. Подхожу к учителю, объясняю ситуацию, прошу, чтобы пустили Владика в класс. Л.Я. отнеслась ко всему с юмором, как ей, наверное, казалось. «Ну ладно,- говорит,- у Славика штаны порвались, а ты зачем с ним пошёл? За одно место держал, что ли?» Ну и кто из них озабоченный, спрашивается?
Все эти люди работают в одной школе, работают до сих пор и много лет и считаются опытными учителями. О таких говорят – Учитель со стажем. Но всегда ли стаж – гарантия того, что перед вами человек, которому можно доверить ребёнка?
P.S. У кого-то может сложиться мнение, что я специально выбираю всё тёмное и недостойное и этим очерняю учительство вообще. В нашей школе работают и просто замечательные учителя, Учителя с большой буквы, которым благодарно не одно поколение учеников и их родителей. Для этих людей школа – это жизнь ( простите за пафос). У одного из таких педагогов учился мой сын. Но парадокс в том, что у администрации эти люди пользуются гораздо меньшим уважением, чем те, о которых я рассказывала в тексте.
Теперь непосредственно к теме статьи. Всёму тому, о чём я буду рассказывать, я была свидетелем. К сожалению. Впервые, с таким «монстром педагогики», именуемым учителем со стажем, я столкнулась на второй год работы в школе. Я была тогда совсем зелёной и звалась молодым специалистом. Мне дали в классное руководство 4 класс. Мои наставники объяснили, что первой задачей классного руководителя состоит обеспечение подопечных учебной литературой. Я, следуя советам, рванула в библиотеку первой и отобрала для своих лучшие экземпляры из того мусора, что там имелся. Таким образом, весь мой класс был полностью снабжён литературой по всем предметам. Я была собой очень довольна. Но тут оказалось, не все готовы были разделить мою радость. Где-то через полмесяца, месяц в кабинет, где сидели я и ещё несколько учителей, входит пожилая женщина, ей дали параллельный класс. Входит и с порога заявляет, глядя в мою сторону: «Вот где эта б..дь молодая! Сидит тут жрёт! А я, больная, старая женщина, должна бегать за ней по всем этажам! Ишь умная какая молодёжь пошла: все книги сгребла, а я за ней бегать должна. Завтра мне всё сама принесёшь!» Сказать, что я обалдела – ничего не сказать. Я высказала ей в запале, что если она настолько стара и больна, что ей трудно вовремя позаботиться о книгах, пусть сидит дома. Позже меня вызвал завуч и прочитал мне лекцию о том, что О.Н. – учитель со стажем и что это нужно уважать, даже если она не права. Дальше я не раз сталкивалась с О.Н. Она была учителем географии, очень хорошо знала свой предмет. Раньше, как я узнала, она была педагогом в детской колонии, потом завучем по воспитательной работе в нашей школе, а после выхода на пенсию осталась преподавать. Именно она вела природу в моём классе. Уже в начале сентября мои дети забегают ко мне в кабинет и задают мне такой вопрос: «Ю.Г., а что такое онанизм?» Я никак не ждала такого вопроса и спросила, почему их это так внезапно заинтересовало. « А О.Н. сейчас Лёве сказала: что ты там на последней парте онанизмом занимаешься?» Дальше – больше. Учитель со стажем при мне разговаривала с детьми таким образом: « Что ты сидишь ёрзаешь? Тебе хрен сидеть ровно мешает?» или « Оторви свои яйца от стула и подыми бумажки с пола!» (это когда мальчишка пытался в ведро с мусором попасть бумагой с места). На мои обращения к ней она отвечала с тяжёлым вздохом: «Что же поделаешь, если они только такое обращение понимают?» Завуч выслушивала меня и говорила всё о том же: она учитель со стажем, с огромным опытом ( при этом О.Н. на самом деле преподавала очень качественно). Вот дилемма: хороший преподаватель или сомнительный педагог.
Другой учитель со стажем – преподаватель истории М.Я. Женщина в возрасте, с карикатурной внешностью: высокий парик, яркий маникюр и макияж, прозрачные блузки и юбки. Дети не воспринимают её всерьёз, дразнят. Когда-то она была директором спец.школы для детей с отклонениями. Заходит в кабинет, где у меня только закончился урок, я ещё не успела уйти. В кабинете несколько девятиклассников. «Здравствуйте, М.Я.!» Ответ учителя: « Что припёрлись, бараны, уроды, сволочи?!» Те обалдели и ей в ответ: « Сама ты сволочь, уродка!» Она послала их вон и обратилась ко мне: «Вот ублюдки, а?» И это не единичный случай: многие конфликты с учениками она заканчивала тем, что посылала их на … (прямым текстом). А детям нравилось! Они специально провоцировали её, записывали, как она матерится, на сотовый и смеялись потом. Что удивительно, я не помню, чтобы приходили родители разбираться или директор бы ей вынес какое-то порицание. Об этом знали все, но все делали вид, что она уважаемый член коллектива. Другие её фразы: « Что? деда угробил, теперь бабку в могилу сводишь?» ( это она пятиклашке сказала, у того истерика потом была), « Твоя мать алкашка и ты такая же будешь!» (девочке – девятикласснице), « Что от тебя ждать, если у тебя вся семья – наркоманы?» (вот после этого скандал с родителями был, но без последствий для учителя со стажем).
Персонаж №3 – учитель английского языка Л.Я. ( о ней шла речь в первой статье). Раньше работала инспектором гороно, потом опять-таки завучем по воспитательной работе ( после О.Н.). Жалуется на моих ( а они тогда уже в 8 классе были), что они слишком озабоченные, только о сексе говорят. Я ничего не могла понять до того случая, которому стала свидетелем. У меня было окно, я куда-то шла и тут мне навстречу Владик и Славик, все мокрые (на улице дождь был). Ага, сбежали. Какой урок? Английский. Пошли. По дороге выяснила, что у Славика порвались брюки, он пошёл переодеваться, а Владик решил составить ему компанию. Понятно, учителей ( они в разных группах были) предупредить не соизволили. Подхожу к учителю, объясняю ситуацию, прошу, чтобы пустили Владика в класс. Л.Я. отнеслась ко всему с юмором, как ей, наверное, казалось. «Ну ладно,- говорит,- у Славика штаны порвались, а ты зачем с ним пошёл? За одно место держал, что ли?» Ну и кто из них озабоченный, спрашивается?
Все эти люди работают в одной школе, работают до сих пор и много лет и считаются опытными учителями. О таких говорят – Учитель со стажем. Но всегда ли стаж – гарантия того, что перед вами человек, которому можно доверить ребёнка?
P.S. У кого-то может сложиться мнение, что я специально выбираю всё тёмное и недостойное и этим очерняю учительство вообще. В нашей школе работают и просто замечательные учителя, Учителя с большой буквы, которым благодарно не одно поколение учеников и их родителей. Для этих людей школа – это жизнь ( простите за пафос). У одного из таких педагогов учился мой сын. Но парадокс в том, что у администрации эти люди пользуются гораздо меньшим уважением, чем те, о которых я рассказывала в тексте.
Комментарии
Вспомнила про свою школу,у нас тоже была учительница истории,заслуженный учитель!
Она свой предмет знала лучше чем его можно знать,но то ли с нервами то ли что.
Взяла она наш 5 класс."Заткни свое хайло!" "Вы не люди,вы звери! Я из вас сделаю людей!" и все такое! Одну девочку била головой об стену.
Ну устала ты работать - иди дома сиди с внуками, воспитывай их! Нет ведь будут детей калечить
У меня 2 тетки по 25 лет в саду отработали и ушли обоим и 50 не было, говорят накапливается профессиональная усталость, хотя с детьми никогда себе ничего не позволяли и сейчас водят своих внуков в этот сад и волосы дыбом встают, как там "хорошо"!
Потом еще была одна... превосходный учитель! преподавала свой предмет так, что даже спустя кучу лет все ее ученики все помнят и понимают! Каждый раз вспоминая ее говорим ей спасибо за знания... но и у нее был здоровенный минус: она приносила свою личную жизнь в школу и всегда, когда у нее были проблемы с мужем/любовником она орала и топала ногами так, что стены тряслись! А уж если она приходила в солнечных очках (фингал прятала) то мы всей школой прятались по углам и мысленно "хоронили" те классы, у которых в этот день у нее урок
Еще был один "бравый подполковник в отставке", который ввел в школе военные законы... парни, опаздывающие к нему на урок, отжимались на кулаках от 20 -50 раз (он вел с 5 по 11 классы) и еще целую кучу подобных... но зато в школе настала такая дисциплина!!! По крайней мере у него на уроках
Зато другой домогался до всех девушек, не смотря на то что у него женя там же работала. мог спокойно заманить к себе в кабинет, под каким-нибудь предлогом (журнал взять или еще чего), закрыть дверь и начать лапать...бррр Как-то раз сама на эту удочку попалась, аж 2 раза! Первый раз как и все, пришлось бить и отбирать ключи, а второй раз записалась на кружок по стрельбе, и так уж получилось что пришла я одна (собиралось идти еще несколько человек, но им он сказал, что сегодня занятий не будет ) Чуть не пристрелила гада (ну какой идиот полезет приставать к девушке, которая стоит с ЗАРЯЖЕНЫМ пистолетом и выбивает одни десятки? )
Вот так вот... все учителя разные, и к кому попадут ваши дети никто точно сказать не может
↑ Перейти к этому комментарию
А другой преподаватель по современному русскому языку был.....узбеком,но предмет свой знал,лучше многих русских.Доцентом был.Так он за любую ошибку в тетради заставлял нас делать разбор слова(фонетический,морфологический не важно-любой,какой потребует)за сутки полную 96листовую тетрадь!!!!!И попробуй не сделай,завалит на экзамене,как нефиг делать.Вот мы всю ночь и строчили эти разборы,а он потом не полениться и каждое слово!!!!!!Проверит.И не дай бог одному слову два раза попасться,всё снова будешь переделывать и причём он распишется на каждой странице,что просто вырвать страничку и другую подставить не получиться.Зато теперь,благодаря ему я,работая и в школе,и в саду,могла любой учительницек "со стажем"рот закрыть,если меня,как молодую и зелёную прижать пытались.Я с любовью и уважением вспоминаю моих учителей и преподов.С учителями я до сих пор на Одноклассниках общаюсь,Директор у нас у всех одноклассниках в "друзьях".Спасибо им за мои знания и приятные школьные годы!
Я пару лет назад говорила что лучьше себе ногу отгрызу чем в такие руки отдам. а теперь думаю что придется быть инвалидом - ведь незнаю как уследить.
↑ Перейти к этому комментарию
По вашему рассказу создаётся впечатление, что всех этих педагогов, когда просто скинули с высоких постов из-за такого поведения и решили пусть лучше с детьми работают...ужас конечно. Мой сын только первоклашка- учитель у нас СУПЕР!!! Я довольна! А вот что ждёт дальше - страшно...Страшно за то,что наш класс коррекционный для детишек с задержкой развития речи, мы всем классом занимаемся с логопедом, что их ждёт дальше..только бы не издёвки...очень страшно! Ведь иной раз учителя сами создают монстров. Я помню свою школу - я дико боялась учителя математики - в итоге весь урок боялась пошевелиться - мысли были не о том, в результате единственные 3 а аттестате, а всё остальное на 5 и 4, причём 5 даже больше. многие над моим аттестатом смеялись и сразу говорили -значит мол не нашла язык с учителем. Видать сразу было понятно.
Так что учитель - это очень сложная профессия, где детей надо любить и как вы правильно говорите, быть хорошим психологом. Как я хочу,чтобы наших у наших детей были самые лучшие в мире педагоги!
↑ Перейти к этому комментарию
вобщем, я поняла, что ни в одной школе не сработаюсь ни с кем и угроблю все свои нервы, и не пошла в то змеиное кубло. проявила правда эгоизм по отношению к детям (на кого ж я их покинула), вот только это грустно.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Всё началось со второго класса. Мой сын отказался дать дневник учителю для замечания (которые она писала всем, ежедневно). Учитель отобрала его куртку, шапку. Ребенок пытался забрать свои вещи. Учительница схватила его за ухо и стала его выкручивать, после забрала его вещи и сказав, что идет вызывать милицию вышла из класса. Ребенок пришел домой испуганный. Следом прибежала учительница и стала всячески обзывать моего сына. Я обратилась к директору школы. Директор попросила урегулировать конфликт. Но тут, учительница стала всячески правоцировать ребенка на различные поступки, а также настраивать его одноклассников против него. На уроке в присутствии учителя на моего сына накинулись человек 15 учеников, от которых ему пришлось отбиваться. Ребенок пришел домой очень перепуганный и попросил перевести его в другой класс. По согласованию с завучем и директором я перевела сына в параллельный класс. Но ребенку была нанесена психологическая травма, он перенес сильнейший стресс! Благодаря учителю в другом классе, грамотному педагогу, постепенно мой ребенок успокоился и смог нормально учиться и общаться с одноклассниками.
У мальчика есть свои особенности. Он испытывает трудности с письмом и чтением. Диагноз: фонематическая дисграфия и дислексия. После третьего класса находился на лечении в речевом отделении психиатрической клиники по данным проблемам. По рекомендациям дефектолога я обратилась к учителям с просьбой об индивидуальном подходе к ребенку. В дальнейшем в начальной школе проблем не возникало.
Сейчас мой сын учится в 5 классе. По окончанию начальной школы учитель переговорила с будущим классным руководителем об особенностях в подходе к моему сыну. Я со своей стороны тоже обратилась к классному руководителю рассказав о психотравме во втором классе и сложностях в русском языке. Она обещала, что будет всё хорошо. Пол года проблем не возникало. Учится ребенок хорошо. Делает успехи в математике. Без проблем считает и решает самые сложные задачи, участвовал в Международных математических конкурсах и занимал призовые места, а также большие успехи по природоведению. Участвовал в городской олимпиаде по природоведению и занял 3-е место. По этим предметам учителя его очень хвалят и отмечают его способности. По русскому языку тестированию и аудированию получал самые высокие оценки. Письменные работы представляют определенные сложности. Хорошая память, хорошо запоминает и рассказывает стихи. Пересказывает тексты. Не может писать на скорость. По устным предметам, где нужно конспектировать в его рукописях не может разобраться никто. Мы приспособились, дома на компьютере набирать все правила и необходимые материалы, распечатывать и вклеивать в тетрадь. Посоветовавшись с логопедом, я занялась оформлением документов на медико-педагогическую комиссию по вопросу дисграфии и дислексии. Вот тут начались проблемы! В школе узнал, что мой ребенок лежал в психиатрической клинике, но не потрудились узнать по какому поводу, а может им это и не надо было… К ребенку стали цепляться по каждому поводу и называть его поведение неадекватным! Пример: Вызывают меня в школу. Кл.руководитель и завуч по воспитательной работе объясняют мне: на перемене мой сын поссорился с девочкой одноклассницей. Она побежала жаловаться. Когда мой сын увидел, что идет кл.руководитель он стал от неё убегать, она кинулась его догонять. Он выскочил на улицу неодевшись. Учитель кинулась за ним и стала кричать, чтобы он вернулся, а то её уволят. Ребенок вернулся. Заключение учителя: у ребенка неадекватное поведение, он не контролировал свои действия. Я побеседовала с сыном и он мне рассказал, что стал убегать от учителя, потому что видел, как она обращалась с его одноклассниками (хватала за ухо и волосы). Посчитал, что именно так она поступит и с ним, потому стал убегать. Хотел добежать в дом детского творчества, где он занимался в кружке микроэлектриники и позвонить по телефону мне. Данную ситуацию развили в школе таким образом, что у ребенка проблемы с психикой, он неадекватен, взяли объяснительную с Кл.руководителя. Мои объяснения и пояснения школьного психолога никто не берет во внимание.
Обратилась к зав. отделением, где лежал мальчик, как к врачу психиатру. Она отметила, что из таких как мой сын, вырастают неординарные личности, в нем заложены способности, которые он еще покажет. Никакой неадекватности у него нет. Но, есть небольшие эмоционально-волевые нарушения.. Так же у него 1 степень щитовидки, что может вызывать ранимость, эмоциональность.
Я уже просто не знаю, как могу отстоять честь и права ребенка. Очень часто упоминается в школе, чтобы переводить ребенка на индивидуальное обучение. Но как же быть с его способностями к отдельным предметам? Ведь на инд. обучении упрощенная программа. Да и прикрепленный ярлык ему ни к чему.
Подскажите, пожалуйста, что я могу сделать в создавшейся ситуации. Очень хочется, чтобы ребенок продолжал обучение в СВОЕМ классе. Как избежать нападок и придирок учителей, правомерные ли их действия?
Вот всегда на ребенка вешают ярлыки, если он полечился в психиатрической клинике. В нашем обществе многие не хотят работать индивидуально с ребенком, сами сделать шаг к ребенку. Почему-то считают, что дети должны прогибаться под учителя...
Но чтобы успокоить себя сходите на ПМПК, вам там напишут рекомендации, где обучать ребенка, по какой программе. А перевести на индивидуальное обучение - всегда успеете, да и зачем? Сделать легче завучу, кл. руководителю?
Видно, что программу мальчик тянет.
И ещё ваше право полное обучать ребенка там, где вы хотите, не поддавайтесь на их нападки.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: