Общее недоразвитие речи.
На картинке, которую я предложила в качестве иллюстрации, очень хорошо видно,что кроется за плохой произносимостью звуков. Это всего лишь верхушка айсберга, которую видят родители.
Обратите внимание на словосочетание компоненты речи, а именно:произношение звуков, фонематический слух, лексика, грамматика языка, словоизменение и словообразование, связная речь, психические процессы (внимание, память, мышление, логика) и мелкая моторика (рук, пальцев, языка) -всё это компоненты речи! И если они нарушены, плохо развиты или так или иначе страдают, у ребёнка выявляется ОНР (общее недоразвитие речи). Оно бывает трёх уровней-первый, второй и третий. При этом слух и интеллект у ребёнка при ОНР в норме.
На что обратить внимание!
1. Речь не разборчива и не понятна.
2. Ребёнок понимает речь, обращённую к нему, но не может выразить словами свою мысль
3. Речь появляется поздно, к 3-4 годам жизни. Бывает, что и к 5 годам.
4. Речь страдает агромматизмами (не согласовывает существительные с прилагательными: белый машинка; не согласовывает существительные с числительными: пять звездей; не согласовывает местоимения с глаголами, не управляет падежными и временными окончаниями: много домей.
Если вы заметили в речи своего ребёнка такие агромматизмы, у вас появился повод посетить логопеда! Попутно необходимо обследовать ребёнка у деффектолога, психоневролога и сурдолога. Это необходимо для того, чтобы исключить ЗРР (задержка речевого развития), задержку речевого развития на фоне тугоухости (сниженного слуха, в этом случае ОНР тут является вторичной проблемой) и более сложные деффеты - олигофрения.
Если говорить о причинах его возникновения, то прямого ответа тут нет. Это может быть и как следствие инфекций во время беременности или несовместимости матери и ребёнка по резус-фактору, так и всевозможные заболевания ребёнка в первые месяцы жизни, а так же травмы головы при родах и в первом году жизни. Нельзя сбрасывать со счетов так же частые инфекционные заболевания ребёнка. Вот поэтому так важно бережно относиться к здоровью своего ребёнка и пренебрегать советами медиков, если ребёнок нуждается в лечении. Особенно в первые годы его жизни. А так важно заботиться о себе во время беременности и не употреблять в это время всевозможные лекарства, травы без рецепта и предписания врача. Я уже не говорю о никотине и алкоголе...
Теперь объясню вам, что такое фонематический слух. Это такая способность человека улавливать разницу в звучании тех или иных звуков для того чтобы понимать, о чём именно идёт речь! Например: в словах-паронимах коза - коса, уши - усы, почка - бочка, шар - жар, ложки - рожки ребёнок со сниженными фонематическим слухом, разницы не увидит. Он поймёт о чём речь, только если перед ним будут картинки с объяснениями взрослого что это. Этот деффект и мешает ребёнку правильно распознавать те или иные фонемы, а значит он не знает разницы в том, как произносить эти звуки.
Как определить, что у ребёнка нарушен фонематический слух.
Если ребёнок во время речи искажает звуки или заменяет их на другие, менее сложные по артикуляции, это означает, что слух у него нарушен и его необходимо развивать. Не надейтесь, само это не проходит и нужна специальная коррекционная работа. Если не обратить на это внимание, то все эти деффекты проявятся в школе при письме и ребёнок в силу своих особенностей просто не в сотоянии будет писать грамотно.
Я уже отмечала, что ОНР распределяется на три уровня и отдельно на ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи).
1. уровень ставится при полном отсутствии речи. Речь ребёнка не разборчива, смазанная, сопровождаемая жестами, звукоподражаниями, мимикой. Но при этом пассивный словарь (тот, который ребёнок понимает) у него достаточно обширный. Этим ОНРщики 1 уровня отличаются от детей с умственной отсталостью.
2.уровень Здесь уже ребёнок пользуется речью активнее, хотя речь и остаётся малоразборчивой и не понятной для не близких для ребёнка людей. Ребёнок пользуется в основном существительными, реже глаголами. Не употребляет прилагательные, наречия, предлоги. Грамматические формы речи не обозначены совсем: гаю куки - играю куклой; аду тул - сяду на стул; айдём - пойдём.
3.уровень В этом случае уже картина другая: ребёнок уже пользуется фразой в речи. Употребляет глаголы, прилагательные, реже наречия, предлоги. Активный словарь пополняется. Но отмечаются некоторые агромматизмы в употреблении падежных окончаний: катался а машинкам - катался на машине. Так же для 3 уровня характерны замены звуков на менее тяжёлые по звучанию сёнце - солнце, сяпка - шапка, люка - рука.
Но при активизации словарного запаса ребёнка всё ещё страдает лексика (ребёнок не знает названия многих предметов, названия цветов, геометрических фигур, названия животных, растений, профессий, насекомых, предметов мебели, инструментов и т.д.). А так же не может сориентироваться в пространстве: верх-вниз, влево-вправо.
Страдает слоговая структура слова:милиционер - минисинер, сковорода - ковода.
Немного разобрались с уровнями. Теперь берём своё чадушко, сажаем перед собой, тестируем и решаем, нужно ли нам к логопеду в поликлинику или всё у нас в порядке.
С любовью ваша Киралева!
Обратите внимание на словосочетание компоненты речи, а именно:произношение звуков, фонематический слух, лексика, грамматика языка, словоизменение и словообразование, связная речь, психические процессы (внимание, память, мышление, логика) и мелкая моторика (рук, пальцев, языка) -всё это компоненты речи! И если они нарушены, плохо развиты или так или иначе страдают, у ребёнка выявляется ОНР (общее недоразвитие речи). Оно бывает трёх уровней-первый, второй и третий. При этом слух и интеллект у ребёнка при ОНР в норме.
На что обратить внимание!
1. Речь не разборчива и не понятна.
2. Ребёнок понимает речь, обращённую к нему, но не может выразить словами свою мысль
3. Речь появляется поздно, к 3-4 годам жизни. Бывает, что и к 5 годам.
4. Речь страдает агромматизмами (не согласовывает существительные с прилагательными: белый машинка; не согласовывает существительные с числительными: пять звездей; не согласовывает местоимения с глаголами, не управляет падежными и временными окончаниями: много домей.
Если вы заметили в речи своего ребёнка такие агромматизмы, у вас появился повод посетить логопеда! Попутно необходимо обследовать ребёнка у деффектолога, психоневролога и сурдолога. Это необходимо для того, чтобы исключить ЗРР (задержка речевого развития), задержку речевого развития на фоне тугоухости (сниженного слуха, в этом случае ОНР тут является вторичной проблемой) и более сложные деффеты - олигофрения.
Если говорить о причинах его возникновения, то прямого ответа тут нет. Это может быть и как следствие инфекций во время беременности или несовместимости матери и ребёнка по резус-фактору, так и всевозможные заболевания ребёнка в первые месяцы жизни, а так же травмы головы при родах и в первом году жизни. Нельзя сбрасывать со счетов так же частые инфекционные заболевания ребёнка. Вот поэтому так важно бережно относиться к здоровью своего ребёнка и пренебрегать советами медиков, если ребёнок нуждается в лечении. Особенно в первые годы его жизни. А так важно заботиться о себе во время беременности и не употреблять в это время всевозможные лекарства, травы без рецепта и предписания врача. Я уже не говорю о никотине и алкоголе...
Теперь объясню вам, что такое фонематический слух. Это такая способность человека улавливать разницу в звучании тех или иных звуков для того чтобы понимать, о чём именно идёт речь! Например: в словах-паронимах коза - коса, уши - усы, почка - бочка, шар - жар, ложки - рожки ребёнок со сниженными фонематическим слухом, разницы не увидит. Он поймёт о чём речь, только если перед ним будут картинки с объяснениями взрослого что это. Этот деффект и мешает ребёнку правильно распознавать те или иные фонемы, а значит он не знает разницы в том, как произносить эти звуки.
Как определить, что у ребёнка нарушен фонематический слух.
Если ребёнок во время речи искажает звуки или заменяет их на другие, менее сложные по артикуляции, это означает, что слух у него нарушен и его необходимо развивать. Не надейтесь, само это не проходит и нужна специальная коррекционная работа. Если не обратить на это внимание, то все эти деффекты проявятся в школе при письме и ребёнок в силу своих особенностей просто не в сотоянии будет писать грамотно.
Я уже отмечала, что ОНР распределяется на три уровня и отдельно на ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи).
1. уровень ставится при полном отсутствии речи. Речь ребёнка не разборчива, смазанная, сопровождаемая жестами, звукоподражаниями, мимикой. Но при этом пассивный словарь (тот, который ребёнок понимает) у него достаточно обширный. Этим ОНРщики 1 уровня отличаются от детей с умственной отсталостью.
2.уровень Здесь уже ребёнок пользуется речью активнее, хотя речь и остаётся малоразборчивой и не понятной для не близких для ребёнка людей. Ребёнок пользуется в основном существительными, реже глаголами. Не употребляет прилагательные, наречия, предлоги. Грамматические формы речи не обозначены совсем: гаю куки - играю куклой; аду тул - сяду на стул; айдём - пойдём.
3.уровень В этом случае уже картина другая: ребёнок уже пользуется фразой в речи. Употребляет глаголы, прилагательные, реже наречия, предлоги. Активный словарь пополняется. Но отмечаются некоторые агромматизмы в употреблении падежных окончаний: катался а машинкам - катался на машине. Так же для 3 уровня характерны замены звуков на менее тяжёлые по звучанию сёнце - солнце, сяпка - шапка, люка - рука.
Но при активизации словарного запаса ребёнка всё ещё страдает лексика (ребёнок не знает названия многих предметов, названия цветов, геометрических фигур, названия животных, растений, профессий, насекомых, предметов мебели, инструментов и т.д.). А так же не может сориентироваться в пространстве: верх-вниз, влево-вправо.
Страдает слоговая структура слова:милиционер - минисинер, сковорода - ковода.
Немного разобрались с уровнями. Теперь берём своё чадушко, сажаем перед собой, тестируем и решаем, нужно ли нам к логопеду в поликлинику или всё у нас в порядке.
С любовью ваша Киралева!
+106 | Киралева | 96 комментариев |
Комментарии
↑ Перейти к этому комментарию
Еще и с садиком не знаю что делать - за нас стали хлопотать с местом в логопедическим, а мне вроде уже и не сильно туда хочется, вроде там педагоги, занятий больше и на его уровне, но в то же время за неделю в обычном садике он здорово научился строить сложные предложения
В общем, хочется залезть под одеяло и чтобы никто не трогал, а проблемы всё валятся и валятся и решение надо принимать быстро
Причём, ЗПРР и ОНР будут довольно похожи, но ОНР - первичное нарушение развития речи, а ЗПРР - речевое развитие страдает вторично из-за психического развития.
И то и другое - это нарушение всей системы речи: лексический запас, звукопроизношение, слоговая структура слов, грамматический строй, фонетико-фонематическое восприятие, звуковой и звукобуквенный анализ и синтез, и только в итоге связная речь.
У ОНР диагностирующим признаком будет различение оппозиционных звуков (вернее, неразличение) и слоговая структура, а у ЗПРР - анализ и синтез, как и у детей с УО.
Вам, чтоб проще работалось:
Так что я ж написала: чтоб проще работалось.
А логопедическое заключение всегда в соответствии с диагнозом писать, даже если ты с этим диагнозом совсем не согласен.
Таблички нам Бессонова давала - компетентный спец. как раз по ОНР.
У меня даже есть книжечка с её автографом по преодолению нарушений чтения и письма. У неё при учёбе и покупала. "Обучаем читать и писать без ошибок" Ястребова, Бессонова.
Нам очень толковые специалисты лекции читали. Это там, где Грибова. Я специально там переподготовку проходила, а не в ПАПО.
Загляните сюда: http://nsportal.ru/detskii-sad/logopediya/osobennosti-obsledovaniya-rechi-detey-5-7-let-s-zpr
Может, что поможет. Что-то я там изредка кидаю чисто к аттестации.
Проблем особых не увидела,
Все с возрастом прошло само..
Про ОНР я вообще первый раз слышу. Т.е. с ЗРР он умственно отсталый?
Мы уже 2 года у психоневролога на учете. В садике ходит в логопедическую группу.
Математика у него на отлично. Один из лучших в группе. Но речь, писать -
Сейчас вот ручку специальную сказали купить, чтобы правильный захват был и нажим. Купили три! Вроде да, видно результат. И ему самому стало интересно писать. Вообще все дети с группы уже по 6 лет. Ему 6 будет 29 декабря. Спрашивают, будете отдавать в школу? А мне кажется какая школа? Рано.
Я просто прочитав статью сделала вывод что ОНР и ЗРР рядом. Но ЗРР - это вроде как еще и умственная отсталость.
Может мне перечитать? Потому как сделала вывод, что лучше бы Сереже ОНР поставили
Невролог, психолог, дефектолог, логопед говорят - что детю нужен толчок, куда и как его "толкнуть то "?
А малой даже больше знает и говорит, чем старший в 1 и 9.
Просто я думаю, что еще бы сделать.
то есть, ребенок сразу должен все говорить и склонять правильно без права на ошибку?
у сына иногда проскакивает такое, существительные не правильно склоняет, я думала, это пройдет, со временем (не само по себе, конечно с нашей помощью). теперь невролога прям пытать буду про логопеда
Я сама им часто пользуюсь.Хорошая книга.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: