Загадочный детский рисунок
Наши дети – знатные художники. Они не боятся критики и рисуют, не стесняясь выражать свои эмоции на полотне. Зная, что означает тот или иной штрих, можно «прочитать» малыша, его мысли, узнать о чем, он думает и что у него на душе. Но такие уж мы взрослые – мы все пытаемся навязывать крохе правила рисования, советуем, показываем как надо. Иногда так происходит, что даже советы педагога по рисованию ребенок упорно игнорирует, делая одни и те же ошибки в своих рисунках. Предлагаю вам, дорогие мамы и папы, попробовать разгадать, что же на самом деле хочет сказать малыш, рисуя ту или иную картинку?
О чем расскажет рисунок?
Самую подробную характеристику вам сможет дать только детский психолог, специализирующийся на методах психодиагностики детских рисунков. Но есть несколько ключевых моментов, с помощью которых можно приблизительно «расшифровать» мысли ребенка, его внутреннее состояние:
- чем больше соответствует рисунок возрасту ребенка – тем более высок уровень его умственного развития;
- по теме рисунка, по его героям можно смело судить, насколько активен или пассивен малыш;
- агрессивный сюжет и присутствие насилия в рисунке может свидетельствовать о страхах малыша, о недавно перенесенном стрессе или жестокости по отношению к нему, душевном беспокойстве;
- по рисунку можно проследить отношение юного художника ко всем членам семьи;
- если у малыша в наличии есть все цвета карандашей, красок, фломастеров, а он упорно использует только темные оттенки, игнорируя теплые, светлые – это может быть сигналом того, что кроха испытывает стресс, тревогу, он чем-то подавлен и угнетен;
- нажим карандаша на бумагу также хороший показатель, так, к примеру, если малыш проводит едва видимые линии, неуверенно и слабо – это может означать, что он робок, пассивен, а его психика истощена. Если же он рисует и тут же вытирает свои линии – значит, что он неуверен в себе, а также эмоционально может быть неустойчив и испытывает тревогу. Легкие эскизные штрихи, которые потом обводятся жирными линиями, могут свидетельствовать о том, что кроха пытается взять себя в руки, а тревогу контролировать. Об эмоциональной напряженности говорит жирный контур предметов, буквально продавливающий бумагу, а вот если лист прорывается – значит, что ребенок в данный момент перевозбужден, агрессивен.
Чтобы понять, насколько же важно уметь читать рисунки малышей или же просто обратить внимание на сюжеты, предлагаю вам несколько вариантов рассмотреть более подробно.
Дома и деревья маленькие, люди – большие
Как правило, малыши рисуют то, что им приятно, им хочется изобразить на бумаге свой мир: будь то родители, дом, животные и так далее. При этом кроха прекрасно понимает, что дом намного больше мамы, а дерево выше. Просто, если все это рисовать в реальных размерах – это же, на каком листе рисовать надо? Вот и рисует малыш так, как ему в данный момент хочется – без масштабов, без пропорций. Психологи утверждают, что принуждать ребенка до восьми лет рисовать все в соответствии с масштабом не стоит, малыш просто не получит удовольствия от своего творчества и не захочет рисовать.
Без линии горизонта
В дошкольном возрасте базовые знания малыша таковы, что рисует он землю внизу, проведя полосу (черную, коричневую, светлую, если снег, зеленую, если это трава), а вверху у него небо. Середина листа часто не проработана, пустая. Если малышу начать объяснять про задний план, то пока он будет думать, что предметы, нарисованные таким образом, летают в воздухе. Конечно, можно ему пояснять, как правильно прорисовать линию горизонта относительно предметов на заднем плане, но сейчас он этого не поймет, лучше, если показать, как плавно свести линии неба и земли на нет. Что это даст маленькому художнику? Таким образом, он получит более реалистичную картинку, а со временем научится мыслить пространственно.
Животное с не разукрашенной головой
Малыш, который считает, что животное подобно человеку, не будет разукрашивать голову животного, а рисуя ее, изображает не столько мордочку животного, а именно лицо, как у людей: без шерсти, разумеется. В чем-то, в процессе рисования, ребенок ассоциирует себя со зверушкой: милым зайкой, храбрым львом, большим и сильным драконом. А теперь представьте, каково ему закрашивать при этом лицо? Обидно же…
Ближе к школьному возрасту дети начинают разделять людей и животных, зверей: их мордочки зарисовываются как положено.
Солнечный круг, небо вокруг
Четвертинка круга, мамины глаза, ее улыбка – вот что видит кроха, пока мама его кормит своим молочком и носит на руках. Именно поэтому на первых детских рисунках солнышко (пока еще символ мамы) малыш рисует в уголочке, зарисовывая уголок слева, ведь большая часть мам правши и носят детей на правой руке. Присмотритесь внимательнее, как выглядит солнышко на рисунке вашего ребенка?
Если у желтой четвертинки нет лица или оно без улыбки – это сигнал о том, что есть проблемы в отношениях мама-малыш. Лучики, исходящие от солнца – это символ контакта, взаимодействия с крохой. И чем теснее ваша с ним связь – тем больше лучей у солнышка. Если лучиков нет вообще – проанализируйте, достаточно ли вы уделяете своему малышу времени и внимания. А может быть, ему его, наоборот, слишком вас много и он, таким образом, дает вам сигнал, чтобы вы немного его отпустили от себя? Если лучики слишком длинные, а у солнышка злое выражение – это сигнал о том, что малыш воспринимает вас, как врага.
Небрежные штрихи
Иногда дети словно торопятся что-то нарисовать. Старший ребенок, умеющий писать – записал бы, а вот крохе это пока не по силам и потому он небрежными штрихами передает заинтересовавшую его деталь, картину, эпизод. Со временем, когда ребенок овладеет навыками письма, он будет рисовать спокойнее, старательно выводить каждую линию и закладывать в рисунок смысл.
Бывает и так, что девочки рисуют достаточно аккуратно с раннего возраста (примерно с 4-5 лет), тщательно зарисовывают элементы карандашом или красками, продумывают сюжет. Это говорит о том, что они хотят нравиться окружающим.
И напоследок
Да, детские рисунки – это мило, прекрасно, но в тоже время и загадочно. Часто, ребенок не может выразить свои эмоции по какой-либо причине, и именно рисование помогает ему это сделать. Желание рисовать должно быть спонтанным, нельзя принуждать малыша к этому, иначе вы просто отвернете ребенка от этого занятия.
Не стоит судить о психоэмоциональном настроении ребенка по одному рисунку или впадать в панику, если он вдруг нарисовал рисунок черным карандашом. Чтение детских рисунков – это целая наука, которая тоже не совершенна, ведь нет абсолютно четких алгоритмов для расшифровки, есть только возможность анализировать, получая максимально приближенный к истине ответ. И, тем не менее, тем родителям, которые хотят хотя бы немного научиться понимать рисунки своего ребенка, стоит помнить следующее:
- информативность рисунков малышей до пяти лет очень слабенькая, потому что пальчики еще неловкие, карандаши и кисточки держат плохо, да и процесс рисования пока еще схематичен. Конечно, если ребенок каждый день прорисовывает один и тот же сюжет, стоит присмотреться к нему, а если есть хоть какие-то сомнения – лучше обратиться за консультацией к детскому психологу.
- не забывайте, что художества малыша – это, как правило, изображение сиюминутного настроения, а значит, что единожды нарисованный печальный сюжет – это не повод для тревоги.
- когда вы просите ребенка нарисовать что-то конкретное – не мешайте ему и не подсказывайте, если видите, что он что-то рисует не так (например, не прорисовал ушки, забыл про одну лапку у кота или вообще про хвост). Будьте рядом, но при этом в самом процессе не участвуйте, обращайте внимание на детали: с чего начал рисовать, как рисует, как себя ведет, пока рисует.
- и даже, если рисунки малыша говорят о каком-то негативном внутреннем моменте – не пугайтесь. Вполне вероятно, что именно сейчас малыш переживает что-то для себя трудное, например, проходит период адаптации в детском саду, недавно был на приеме у доктора, где ему проводили не очень приятную процедуру.
Рисунок малыша – это не диагноз, не стоит слишком паниковать, если что-то вам не нравится и что-то вас настораживает. Малышу достаточно сложно, в силу своего возраста, разобраться в своих душевных переживаниях, а рассказать о них он не может, потому что не понимает, что его беспокоит. Поэтому, если что-то в картинках не так – обратитесь к специалисту, если сами не можете понять, что происходит. Не стесняйтесь и не откладывайте в долгий ящик – легче разобраться с проблемой на берегу, чем потом, через много лет, разгребать завалы из детских переживаний и тревог.
О чем расскажет рисунок?
Самую подробную характеристику вам сможет дать только детский психолог, специализирующийся на методах психодиагностики детских рисунков. Но есть несколько ключевых моментов, с помощью которых можно приблизительно «расшифровать» мысли ребенка, его внутреннее состояние:
- чем больше соответствует рисунок возрасту ребенка – тем более высок уровень его умственного развития;
- по теме рисунка, по его героям можно смело судить, насколько активен или пассивен малыш;
- агрессивный сюжет и присутствие насилия в рисунке может свидетельствовать о страхах малыша, о недавно перенесенном стрессе или жестокости по отношению к нему, душевном беспокойстве;
- по рисунку можно проследить отношение юного художника ко всем членам семьи;
- если у малыша в наличии есть все цвета карандашей, красок, фломастеров, а он упорно использует только темные оттенки, игнорируя теплые, светлые – это может быть сигналом того, что кроха испытывает стресс, тревогу, он чем-то подавлен и угнетен;
- нажим карандаша на бумагу также хороший показатель, так, к примеру, если малыш проводит едва видимые линии, неуверенно и слабо – это может означать, что он робок, пассивен, а его психика истощена. Если же он рисует и тут же вытирает свои линии – значит, что он неуверен в себе, а также эмоционально может быть неустойчив и испытывает тревогу. Легкие эскизные штрихи, которые потом обводятся жирными линиями, могут свидетельствовать о том, что кроха пытается взять себя в руки, а тревогу контролировать. Об эмоциональной напряженности говорит жирный контур предметов, буквально продавливающий бумагу, а вот если лист прорывается – значит, что ребенок в данный момент перевозбужден, агрессивен.
Чтобы понять, насколько же важно уметь читать рисунки малышей или же просто обратить внимание на сюжеты, предлагаю вам несколько вариантов рассмотреть более подробно.
Дома и деревья маленькие, люди – большие
Как правило, малыши рисуют то, что им приятно, им хочется изобразить на бумаге свой мир: будь то родители, дом, животные и так далее. При этом кроха прекрасно понимает, что дом намного больше мамы, а дерево выше. Просто, если все это рисовать в реальных размерах – это же, на каком листе рисовать надо? Вот и рисует малыш так, как ему в данный момент хочется – без масштабов, без пропорций. Психологи утверждают, что принуждать ребенка до восьми лет рисовать все в соответствии с масштабом не стоит, малыш просто не получит удовольствия от своего творчества и не захочет рисовать.
Без линии горизонта
В дошкольном возрасте базовые знания малыша таковы, что рисует он землю внизу, проведя полосу (черную, коричневую, светлую, если снег, зеленую, если это трава), а вверху у него небо. Середина листа часто не проработана, пустая. Если малышу начать объяснять про задний план, то пока он будет думать, что предметы, нарисованные таким образом, летают в воздухе. Конечно, можно ему пояснять, как правильно прорисовать линию горизонта относительно предметов на заднем плане, но сейчас он этого не поймет, лучше, если показать, как плавно свести линии неба и земли на нет. Что это даст маленькому художнику? Таким образом, он получит более реалистичную картинку, а со временем научится мыслить пространственно.
Животное с не разукрашенной головой
Малыш, который считает, что животное подобно человеку, не будет разукрашивать голову животного, а рисуя ее, изображает не столько мордочку животного, а именно лицо, как у людей: без шерсти, разумеется. В чем-то, в процессе рисования, ребенок ассоциирует себя со зверушкой: милым зайкой, храбрым львом, большим и сильным драконом. А теперь представьте, каково ему закрашивать при этом лицо? Обидно же…
Ближе к школьному возрасту дети начинают разделять людей и животных, зверей: их мордочки зарисовываются как положено.
Солнечный круг, небо вокруг
Четвертинка круга, мамины глаза, ее улыбка – вот что видит кроха, пока мама его кормит своим молочком и носит на руках. Именно поэтому на первых детских рисунках солнышко (пока еще символ мамы) малыш рисует в уголочке, зарисовывая уголок слева, ведь большая часть мам правши и носят детей на правой руке. Присмотритесь внимательнее, как выглядит солнышко на рисунке вашего ребенка?
Если у желтой четвертинки нет лица или оно без улыбки – это сигнал о том, что есть проблемы в отношениях мама-малыш. Лучики, исходящие от солнца – это символ контакта, взаимодействия с крохой. И чем теснее ваша с ним связь – тем больше лучей у солнышка. Если лучиков нет вообще – проанализируйте, достаточно ли вы уделяете своему малышу времени и внимания. А может быть, ему его, наоборот, слишком вас много и он, таким образом, дает вам сигнал, чтобы вы немного его отпустили от себя? Если лучики слишком длинные, а у солнышка злое выражение – это сигнал о том, что малыш воспринимает вас, как врага.
Небрежные штрихи
Иногда дети словно торопятся что-то нарисовать. Старший ребенок, умеющий писать – записал бы, а вот крохе это пока не по силам и потому он небрежными штрихами передает заинтересовавшую его деталь, картину, эпизод. Со временем, когда ребенок овладеет навыками письма, он будет рисовать спокойнее, старательно выводить каждую линию и закладывать в рисунок смысл.
Бывает и так, что девочки рисуют достаточно аккуратно с раннего возраста (примерно с 4-5 лет), тщательно зарисовывают элементы карандашом или красками, продумывают сюжет. Это говорит о том, что они хотят нравиться окружающим.
И напоследок
Да, детские рисунки – это мило, прекрасно, но в тоже время и загадочно. Часто, ребенок не может выразить свои эмоции по какой-либо причине, и именно рисование помогает ему это сделать. Желание рисовать должно быть спонтанным, нельзя принуждать малыша к этому, иначе вы просто отвернете ребенка от этого занятия.
Не стоит судить о психоэмоциональном настроении ребенка по одному рисунку или впадать в панику, если он вдруг нарисовал рисунок черным карандашом. Чтение детских рисунков – это целая наука, которая тоже не совершенна, ведь нет абсолютно четких алгоритмов для расшифровки, есть только возможность анализировать, получая максимально приближенный к истине ответ. И, тем не менее, тем родителям, которые хотят хотя бы немного научиться понимать рисунки своего ребенка, стоит помнить следующее:
- информативность рисунков малышей до пяти лет очень слабенькая, потому что пальчики еще неловкие, карандаши и кисточки держат плохо, да и процесс рисования пока еще схематичен. Конечно, если ребенок каждый день прорисовывает один и тот же сюжет, стоит присмотреться к нему, а если есть хоть какие-то сомнения – лучше обратиться за консультацией к детскому психологу.
- не забывайте, что художества малыша – это, как правило, изображение сиюминутного настроения, а значит, что единожды нарисованный печальный сюжет – это не повод для тревоги.
- когда вы просите ребенка нарисовать что-то конкретное – не мешайте ему и не подсказывайте, если видите, что он что-то рисует не так (например, не прорисовал ушки, забыл про одну лапку у кота или вообще про хвост). Будьте рядом, но при этом в самом процессе не участвуйте, обращайте внимание на детали: с чего начал рисовать, как рисует, как себя ведет, пока рисует.
- и даже, если рисунки малыша говорят о каком-то негативном внутреннем моменте – не пугайтесь. Вполне вероятно, что именно сейчас малыш переживает что-то для себя трудное, например, проходит период адаптации в детском саду, недавно был на приеме у доктора, где ему проводили не очень приятную процедуру.
Рисунок малыша – это не диагноз, не стоит слишком паниковать, если что-то вам не нравится и что-то вас настораживает. Малышу достаточно сложно, в силу своего возраста, разобраться в своих душевных переживаниях, а рассказать о них он не может, потому что не понимает, что его беспокоит. Поэтому, если что-то в картинках не так – обратитесь к специалисту, если сами не можете понять, что происходит. Не стесняйтесь и не откладывайте в долгий ящик – легче разобраться с проблемой на берегу, чем потом, через много лет, разгребать завалы из детских переживаний и тревог.
Комментарии
↑ Перейти к этому комментарию
Потом - прошло. Стал рисовать "цветно", любимые цвета менялись - был зелёный, сейчас - красный...
И так всегда - рисует только те детали, которые ему нравятся.
Объяснить, что у зверей на мордочке - шерсть, ее надо закрашивать, как усы и бороду у папы, как волосы у людей.
Спасибо за полезную статью!
Объяснить, что у зверей на мордочке - шерсть, ее надо закрашивать, как усы и бороду у папы, как волосы у людей.
Спасибо за полезную статью!
↑ Перейти к этому комментарию
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: