Делаем уборку вместе с детьми
Для того, чтобы уборка в доме не превратилась в одиночное плаванье мамы по грязным углам, приучать детей помогать нужно с самого раннего детства, наиболее благоприятным является возраст до трех лет. Именно в этом возрастном периоде у малышей появляется желание все узнать, все попробовать и заинтересовать его в помощи у вас точно не составит труда. Разумеется, речь идет о посильной помощи: собрать свои игрушки, помочь загрузить белье в стиральную машинку и потом выгрузить его, можно дать задание протереть пыль тряпочкой и ничего страшного не будет, если вам потом придется перетирать за ребенком. Главное – малыш вам помогает сам, по своему желанию!
Разумеется, в компании с помощниками уборка поначалу будет дольше по времени, но стоит проявить немного терпения и внимания, и малыш научится самостоятельно выполнять посильные ему задания без ваших подсказок и помощи. Очень важно сохранять положительный настрой в процессе уборки, ведь ребенок тонко чувствует ваше настроение, а если вы относитесь к этим обязанностям, как к каторге, то и у малыша сформируется точно такое же отношение. Но ведь это же неправильно? Тогда давайте менять свое отношение к домашним обязанностям, а чтобы это было не скучно – добавим элементы игры с обучением.
О мерах безопасности при уборке
Про это тоже не стоит забывать, привлекая детей к домашним делам. Список вы можете расширить сами, я же обращаю ваше внимание на ключевые моменты:
- не упускайте из вида вашего юного помощника, следите за тем, что он делает и что у него в руках;
- если у вас ребенок-дошкольник, то мытье окон лучше проводить без него или же поручить ему в этот момент другое интересное задание, которое отвлечет его от желания помочь вам;
- все хрупкие и бьющиеся вещи лучше сразу убрать из зоны досягаемости ребенка (всевозможные напольные вазы, сувениры из стекла, посуду);
- все чистящие и дезинфицирующие средства для уборки и чистки так же не для малышей, поэтому мероприятия с применением химии лучше проводить без их присутствия;
- если малыш хочет помочь вам, а задача для него непосильна – предложите ему интересную и главное, нужную, альтернативу. Например, вы занимаетесь чисткой дивана, предложите малышу почистить свою игрушку с помощью салфетки.
Задания, с которыми ребенок может справиться
Чтобы дошкольнику было проще сложить игрушки вечером, перед сном – приобретите ему специальный комод или смастерите самостоятельно. Для этого можно взять большую коробку, скотчем оклеить ее по периметру, дополнительно укрепив дно, а затем с помощью красивой упаковочной бумаги украсить снаружи и внутри. Кстати, бумагу можете выбрать вместе – таким образом, короб будет нравиться крохе еще больше, и он с удовольствием будет собирать игрушки вечером, перед сном. Раскладывание игрушек по местам можно превратить в совместный ритуал: сначала большую часть будете выполнять вы, а со временем малыш научится делать это сам.
Также, ребенок дошкольного возраста вполне может научиться складывать вещи в одном месте, например, на спинке стула в детской. Грязную одежду он вполне может отнести в корзину для белья. Чтобы возле кровати малыша или же вообще в его комнате к концу дня не появлялось гор мусора из оберток, стаканчиков из-под йогуртов, оберток от печенья – приучайте себя и ребенка сразу все уносить в мусорное ведро. Сначала малыш будет видеть, что это делаете вы, потом повторять за вами, а потом уже и сам начнет сознательно выбрасывать мусор.
В школьном возрасте ребенок уже в состоянии сменить постельное белье, рассортировать его по цвету и тканям для стирки. Выбрасывать мусор и пылесосить, содержать свою комнату в чистоте, а вещи в шкафу в порядке, поливать цветы и совершать мелкие покупки в магазине.
Маленькие хитрости больших уборок
Чтобы уменьшить количество грязи и пыли в доме используйте увлажнители воздуха, моющие пылесосы, обрабатывайте мебель специальными средствами, отталкивающими пыль. Для мягкой мебели есть специальные чехлы, которые предохраняют покрытие от накопления все той же вездесущей пыли и пролития всевозможных жидкостей. Кстати, ковры на стенах и полу – также являются сборщиками мусора и затрудняют уборку. По возможности, в идеальном варианте, лучше заменить их на твердые напольные покрытия с хорошей, моющей поверхностью.
Уличная обувь является источником грязи в доме. Если у вас есть возможность оставлять ее за пределами квартиры, например, в тамбуре или же есть специально выделенное место в доме – отлично. Лучше сразу отделить домашнюю обувь от уличной.
Чтобы на полу, во время их мытья, не оставалась ворса или другие следы – приобретите тряпку из микрофибры либо же других, специальных волокон, обеспечивающих качественную влажную уборку. Также, замечательными помощниками будут всевозможные чудо-швабры.
Полезные советы
Наивно полагать, что раз объяснив, ребенок все запомнит и будет делать все сам, причем, всегда. Увы, но длительная память с умением создать долгосрочные задачи формируется ближе к 5-7 годам, а вот ближе к 12-14 годам она начинает работать идеально. Беда в том, что в этом возрасте приходит пубертат, который вносит свои коррективы в поведение подростка, и он часто не в состоянии закрепить в своем мозге определенное социальное поведение с длительной мотивацией. В контексте нашей статьи это умение соблюдать порядок и помогать домашним. Он прекрасно это знает, умеет, но нет запускающего механизма, дающего толчок для выполнения задачи. И не стоит ожидать от него исполнения заданий, как от взрослого, ему нужна ваша помощь в виде просьбы или же напоминания.
И вот тут вполне закономерен вопрос: «Ну как же это сделать? Как разбудить в нем желание?» Для начала стоит понять, что навыка наводить чистоту и порядок вокруг себя, у детей от природы нет, его, как и другие, нужно развивать. Ребенок просто не видит вокруг себя беспорядок, так как видим его мы. И что же делать?
Первое - договариваться. Миром, с помощью сказок и всевозможных историй. Например, историей о том, что игрушки тоже хотят спать, а для отдыха им нужно место, и самое лучшее – специальная коробка или комод. Если ваш малыш накануне построил замок или дом, то просить его разобрать по деталям и сложить все в коробке не нужно, ведь для него это способ выразить себя и свое личное «Я». Заставить его это сделать – все равно, что проявить насилие и заодно убить в нем творческое начало вместе с желанием делать что-то своими руками.
Второй вариант – использование элементов игры для уборки, можно даже с поощрением. Но тут стоит сразу оговориться: не нужно говорить ребенку о том, что «уберешь в комнате – получишь подарок, вознаграждение». Для совсем крох уборку в комнате можно представить как игру в грибников: вместо лукошка будет коробка для игрушек, а грибами будут разбросанные игрушки. Для детей постарше можно придумать вариант своеобразного пошагового квеста с подсказками на листочках, где на финише, то есть когда он наведет порядок, его ждет подарок.
Также, в качестве игры в процессе уборки можно использовать планирование, заодно вы научите этому ребенка. Распределите его домашние дела по дням: например, в понедельник это будет наведение порядка в шкафу и столе, вторник – вытираем пыль на полке, среда – загружаем белье в машинку для стирки и так далее.
Третий вариант, но его, скорее всего, стоило бы написать вначале: дети делают, повторяя за нами. То есть если вы сами не являетесь аккуратистами, разбрасывая вещи по всему дому, то откуда же ребенок научится чистоте? Не забывайте: «Дети делают то, что видят».
И напоследок
Если вы спросите у меня: «Так как же все-таки научить ребенка помогать маме?» - я отвечу, что универсального рецепта у меня нет. Есть только общие советы: добрые слова, игровая форма в процессе обучения, хорошее настроение и желание научить. Именно они могут быть залогом успеха. Не стоит принуждать малыша, если он плохо себя чувствует, болен или не в настроении – толку от этого не будет, зато отвращение к домашним делам может появиться. В конце концов, вы все работаете на одно общее дело во благо семьи, даете возможность ребенку быть ее частью, значимой и нужной, что само по себе есть одна из базовых потребностей каждого человека.
Прививайте малышу любовь к чистоте и порядку, ведь она дарит ощущение комфорта и уюта от нахождения в чистой комнате, ношения чистой одежды, употребления пищи из чистой посуды. Но в процессе учебы учитывайте и тот момент, что ребенок по складу своего характера не может быть точной копией вас в отношении к чистоте, не забывайте, что он личность со своим видением порядка. Не навязывайте свою позицию, лучше помогите ребенку создать свою, пусть и не такую как у вас!
Разумеется, в компании с помощниками уборка поначалу будет дольше по времени, но стоит проявить немного терпения и внимания, и малыш научится самостоятельно выполнять посильные ему задания без ваших подсказок и помощи. Очень важно сохранять положительный настрой в процессе уборки, ведь ребенок тонко чувствует ваше настроение, а если вы относитесь к этим обязанностям, как к каторге, то и у малыша сформируется точно такое же отношение. Но ведь это же неправильно? Тогда давайте менять свое отношение к домашним обязанностям, а чтобы это было не скучно – добавим элементы игры с обучением.
О мерах безопасности при уборке
Про это тоже не стоит забывать, привлекая детей к домашним делам. Список вы можете расширить сами, я же обращаю ваше внимание на ключевые моменты:
- не упускайте из вида вашего юного помощника, следите за тем, что он делает и что у него в руках;
- если у вас ребенок-дошкольник, то мытье окон лучше проводить без него или же поручить ему в этот момент другое интересное задание, которое отвлечет его от желания помочь вам;
- все хрупкие и бьющиеся вещи лучше сразу убрать из зоны досягаемости ребенка (всевозможные напольные вазы, сувениры из стекла, посуду);
- все чистящие и дезинфицирующие средства для уборки и чистки так же не для малышей, поэтому мероприятия с применением химии лучше проводить без их присутствия;
- если малыш хочет помочь вам, а задача для него непосильна – предложите ему интересную и главное, нужную, альтернативу. Например, вы занимаетесь чисткой дивана, предложите малышу почистить свою игрушку с помощью салфетки.
Задания, с которыми ребенок может справиться
Чтобы дошкольнику было проще сложить игрушки вечером, перед сном – приобретите ему специальный комод или смастерите самостоятельно. Для этого можно взять большую коробку, скотчем оклеить ее по периметру, дополнительно укрепив дно, а затем с помощью красивой упаковочной бумаги украсить снаружи и внутри. Кстати, бумагу можете выбрать вместе – таким образом, короб будет нравиться крохе еще больше, и он с удовольствием будет собирать игрушки вечером, перед сном. Раскладывание игрушек по местам можно превратить в совместный ритуал: сначала большую часть будете выполнять вы, а со временем малыш научится делать это сам.
Также, ребенок дошкольного возраста вполне может научиться складывать вещи в одном месте, например, на спинке стула в детской. Грязную одежду он вполне может отнести в корзину для белья. Чтобы возле кровати малыша или же вообще в его комнате к концу дня не появлялось гор мусора из оберток, стаканчиков из-под йогуртов, оберток от печенья – приучайте себя и ребенка сразу все уносить в мусорное ведро. Сначала малыш будет видеть, что это делаете вы, потом повторять за вами, а потом уже и сам начнет сознательно выбрасывать мусор.
В школьном возрасте ребенок уже в состоянии сменить постельное белье, рассортировать его по цвету и тканям для стирки. Выбрасывать мусор и пылесосить, содержать свою комнату в чистоте, а вещи в шкафу в порядке, поливать цветы и совершать мелкие покупки в магазине.
Маленькие хитрости больших уборок
Чтобы уменьшить количество грязи и пыли в доме используйте увлажнители воздуха, моющие пылесосы, обрабатывайте мебель специальными средствами, отталкивающими пыль. Для мягкой мебели есть специальные чехлы, которые предохраняют покрытие от накопления все той же вездесущей пыли и пролития всевозможных жидкостей. Кстати, ковры на стенах и полу – также являются сборщиками мусора и затрудняют уборку. По возможности, в идеальном варианте, лучше заменить их на твердые напольные покрытия с хорошей, моющей поверхностью.
Уличная обувь является источником грязи в доме. Если у вас есть возможность оставлять ее за пределами квартиры, например, в тамбуре или же есть специально выделенное место в доме – отлично. Лучше сразу отделить домашнюю обувь от уличной.
Чтобы на полу, во время их мытья, не оставалась ворса или другие следы – приобретите тряпку из микрофибры либо же других, специальных волокон, обеспечивающих качественную влажную уборку. Также, замечательными помощниками будут всевозможные чудо-швабры.
Полезные советы
Наивно полагать, что раз объяснив, ребенок все запомнит и будет делать все сам, причем, всегда. Увы, но длительная память с умением создать долгосрочные задачи формируется ближе к 5-7 годам, а вот ближе к 12-14 годам она начинает работать идеально. Беда в том, что в этом возрасте приходит пубертат, который вносит свои коррективы в поведение подростка, и он часто не в состоянии закрепить в своем мозге определенное социальное поведение с длительной мотивацией. В контексте нашей статьи это умение соблюдать порядок и помогать домашним. Он прекрасно это знает, умеет, но нет запускающего механизма, дающего толчок для выполнения задачи. И не стоит ожидать от него исполнения заданий, как от взрослого, ему нужна ваша помощь в виде просьбы или же напоминания.
И вот тут вполне закономерен вопрос: «Ну как же это сделать? Как разбудить в нем желание?» Для начала стоит понять, что навыка наводить чистоту и порядок вокруг себя, у детей от природы нет, его, как и другие, нужно развивать. Ребенок просто не видит вокруг себя беспорядок, так как видим его мы. И что же делать?
Первое - договариваться. Миром, с помощью сказок и всевозможных историй. Например, историей о том, что игрушки тоже хотят спать, а для отдыха им нужно место, и самое лучшее – специальная коробка или комод. Если ваш малыш накануне построил замок или дом, то просить его разобрать по деталям и сложить все в коробке не нужно, ведь для него это способ выразить себя и свое личное «Я». Заставить его это сделать – все равно, что проявить насилие и заодно убить в нем творческое начало вместе с желанием делать что-то своими руками.
Второй вариант – использование элементов игры для уборки, можно даже с поощрением. Но тут стоит сразу оговориться: не нужно говорить ребенку о том, что «уберешь в комнате – получишь подарок, вознаграждение». Для совсем крох уборку в комнате можно представить как игру в грибников: вместо лукошка будет коробка для игрушек, а грибами будут разбросанные игрушки. Для детей постарше можно придумать вариант своеобразного пошагового квеста с подсказками на листочках, где на финише, то есть когда он наведет порядок, его ждет подарок.
Также, в качестве игры в процессе уборки можно использовать планирование, заодно вы научите этому ребенка. Распределите его домашние дела по дням: например, в понедельник это будет наведение порядка в шкафу и столе, вторник – вытираем пыль на полке, среда – загружаем белье в машинку для стирки и так далее.
Третий вариант, но его, скорее всего, стоило бы написать вначале: дети делают, повторяя за нами. То есть если вы сами не являетесь аккуратистами, разбрасывая вещи по всему дому, то откуда же ребенок научится чистоте? Не забывайте: «Дети делают то, что видят».
И напоследок
Если вы спросите у меня: «Так как же все-таки научить ребенка помогать маме?» - я отвечу, что универсального рецепта у меня нет. Есть только общие советы: добрые слова, игровая форма в процессе обучения, хорошее настроение и желание научить. Именно они могут быть залогом успеха. Не стоит принуждать малыша, если он плохо себя чувствует, болен или не в настроении – толку от этого не будет, зато отвращение к домашним делам может появиться. В конце концов, вы все работаете на одно общее дело во благо семьи, даете возможность ребенку быть ее частью, значимой и нужной, что само по себе есть одна из базовых потребностей каждого человека.
Прививайте малышу любовь к чистоте и порядку, ведь она дарит ощущение комфорта и уюта от нахождения в чистой комнате, ношения чистой одежды, употребления пищи из чистой посуды. Но в процессе учебы учитывайте и тот момент, что ребенок по складу своего характера не может быть точной копией вас в отношении к чистоте, не забывайте, что он личность со своим видением порядка. Не навязывайте свою позицию, лучше помогите ребенку создать свою, пусть и не такую как у вас!
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: