Мой путь в арт-терапию
Осенью 2007 года я попала на курсы по арт-терапии (I – III уровни) А.И.Копытина. Арт-терапия - это психологическая помощь методами искусства.Сказать, что мне понравилось – это ничего не сказать! Я была ошеломлена! Мне нравилось все! Я боялась пропустить хоть предложение! Я впитывала, впитывала! Я перестала страдать комплексом отличницы: мне не хотелось изображать и показывать нечто, я просто была самой собой. Я раскрывала свой собственный мир перед другими и собой. Я старалась все записать, чтобы ничего не забыть, чтобы все это можно было бы использовать в моей любимой школе. Я жадно скупала книги, дрожащими руками листая страницы, перечитывала и перечитывала. Я вдруг поняла: это мое, я хочу этим заниматься. Я хочу в этом жить!
По приезду из Питера, я развила бурную деятельность. Прежде всего, мне захотелось поделиться полученной мною информацией со своим коллегами психологами. На межшкольном методическом объединении, я рассказала об арт-терапии, предложила провести ряд семинаров–практикумов. Предложение было одобрено.
В своей школе я предложила педагогам тренинг по профилактике эмоционального выгорания с использованием арт-терапии. Педагоги встретили мое предложение настороженно, ссылались на занятость и неумение рисовать. Однако вскоре изменили свое мнение. Было приятно видеть, с каким желанием учителя ждут занятий, делятся друг с другом своими переживаниями и впечатлениями. Тренинг проводился в течение года. Все педагоги, пришедшие на первое занятие, остались до последнего..
Арт-методики также широко я использовала на классных часах, групповых и индивидуальных занятиях с детьми и родителями, а также на методических объединениях педагогов. Детям и подросткам очень нравилось выполнять групповой рисунок на нескольких ватманах и сочинять интуитивный текст.
Однажды я проводила классный час в 11 классе (это был коллектив девочек с одним парнем, социально-гуманитарный профиль). С самого начала я заметила, как были напряжены подростки и первое же упражнение «Знакомство» показало, что работать будет непросто. Скептические нотки в голосах, агрессия, раздражение, да и просто накопленная усталость…
После первого же упражнения я решила не проводить ничего из того, что было запланировано, а предложила поделиться на две группы и выполнить групповой рисунок на мокрой бумаге с последующим составлением интуитивного текста. Работа началась: с воодушевлением на бумагу наносилась вода, затем пошел процесс рисования, причем сначала кисточками, позже пальцами. Все были поглощены процессом. Одна группа назвала свою работу «Летний день». Солнышко, домик, травка, цветы, яркие, сочные краски. Легкий интуитивный текст. Вторая группа изобразила «Жизнь после смерти». Темные цвета, скорпионы, черепа, кости и т.д. Текст тоже мрачный, с фаталистическими мотивами…
Когда все сели в общий круг и начали делиться своими мыслями и чувствами, я поняла, что не зря изменила занятие целиком, и что достигнуто самое главное и необходимое на данный момент: снялось напряжение группы, излиты наружу, выражены негативные и неприятные чувства и эмоции, ребята готовы к дальнейшему сотрудничеству. Отзывы ребят о занятии были очень теплыми: о друг друге, о работе психолога в школе. Интересно, что многие с удивлением отмечали: оказывается у них очень дружный класс и практически все умеют работать в команде. Даже не верилось, что те же самые подростки сорок минут назад излучали раздражение, неприятие и агрессию по отношению ко мне и друг к другу.
Так же здорово проходили занятия по теме: «Коллаж» (групповой и индивидуальный). Методика «Драконовы ключи» особенно понравилась старшеклассникам. В том же 11 классе после группового рисунка я провела методику «Драконовы ключи». Предлагала методику я осторожно, наблюдая за реакцией подростков. Но девушки с интересом выбирали матрицы для себя, с желанием отнеслись к процессу рисования, с удовольствием озвучивали свои работы. Очень серьезно ребята отнеслись к судьбе выполненных работ: кто-то подарил на память мне, кто-то классному руководителю, а кто-то оставил себе.
На практике я видела, что разным людям нравятся разные методики, но то, что арт-терапевтические техники и упражнения помогают человеку решать эмоциональные и поведенческие проблемы, помогают обучаться, развиваться - это бесспорно.
В кабинете психолога появилась индивидуальная юнгиановская песочница. А фигурки для нее уже собирала вся школа. Учащиеся начальной школы с большим восторгом занимались песочной терапией. В школе песочница была своеобразным мостиком между их «взрослой» школьной жизнью и миром игры и детства. Взрослые с недоверием переспрашивали: «В песок играют не только дети?» Интересное занятие прошло с использованием песочницы для педагогов. Скрытый конфликт между двумя учителями выплыл наружу в игровой, сказочной форме и был позже решен.
Вся моя деятельность вызвала активный интерес школы и, конечно же, директора. Примечательно, что нашлись деньги на краски, пастель, бумагу и другие материалы для занятий арт-терапией! Мой кабинет привлекал всеобщее внимание тем, что происходило в нем и яркими, красочными работами детей и взрослых.
Кабинет психолога стал достопримечательностью школы: все комиссии, гости заглядывали сюда, и наш директор, с гордостью предоставляла мне слово. Воспользовавшись случаем, я попросилась на IV – V ступень арт-терапии, доучиться.
Летом 2008 года я снова поехала в Санкт-Петербург на курсы к А.И.Копытину! И здесь решила, что этого обучения мне все-таки мало. Захотелось получить систематическое, более глубокое образование по арт-терапии, пообщаться с людьми, имеющими профессиональный опыт по арт-терапии и начинающими арт-терапевтами, такими, как я.
Наверное, я всю жизнь шла именно к этому, а значит, двигаюсь в правильном направлении и сейчас…
По приезду из Питера, я развила бурную деятельность. Прежде всего, мне захотелось поделиться полученной мною информацией со своим коллегами психологами. На межшкольном методическом объединении, я рассказала об арт-терапии, предложила провести ряд семинаров–практикумов. Предложение было одобрено.
В своей школе я предложила педагогам тренинг по профилактике эмоционального выгорания с использованием арт-терапии. Педагоги встретили мое предложение настороженно, ссылались на занятость и неумение рисовать. Однако вскоре изменили свое мнение. Было приятно видеть, с каким желанием учителя ждут занятий, делятся друг с другом своими переживаниями и впечатлениями. Тренинг проводился в течение года. Все педагоги, пришедшие на первое занятие, остались до последнего..
Арт-методики также широко я использовала на классных часах, групповых и индивидуальных занятиях с детьми и родителями, а также на методических объединениях педагогов. Детям и подросткам очень нравилось выполнять групповой рисунок на нескольких ватманах и сочинять интуитивный текст.
Однажды я проводила классный час в 11 классе (это был коллектив девочек с одним парнем, социально-гуманитарный профиль). С самого начала я заметила, как были напряжены подростки и первое же упражнение «Знакомство» показало, что работать будет непросто. Скептические нотки в голосах, агрессия, раздражение, да и просто накопленная усталость…
После первого же упражнения я решила не проводить ничего из того, что было запланировано, а предложила поделиться на две группы и выполнить групповой рисунок на мокрой бумаге с последующим составлением интуитивного текста. Работа началась: с воодушевлением на бумагу наносилась вода, затем пошел процесс рисования, причем сначала кисточками, позже пальцами. Все были поглощены процессом. Одна группа назвала свою работу «Летний день». Солнышко, домик, травка, цветы, яркие, сочные краски. Легкий интуитивный текст. Вторая группа изобразила «Жизнь после смерти». Темные цвета, скорпионы, черепа, кости и т.д. Текст тоже мрачный, с фаталистическими мотивами…
Когда все сели в общий круг и начали делиться своими мыслями и чувствами, я поняла, что не зря изменила занятие целиком, и что достигнуто самое главное и необходимое на данный момент: снялось напряжение группы, излиты наружу, выражены негативные и неприятные чувства и эмоции, ребята готовы к дальнейшему сотрудничеству. Отзывы ребят о занятии были очень теплыми: о друг друге, о работе психолога в школе. Интересно, что многие с удивлением отмечали: оказывается у них очень дружный класс и практически все умеют работать в команде. Даже не верилось, что те же самые подростки сорок минут назад излучали раздражение, неприятие и агрессию по отношению ко мне и друг к другу.
Так же здорово проходили занятия по теме: «Коллаж» (групповой и индивидуальный). Методика «Драконовы ключи» особенно понравилась старшеклассникам. В том же 11 классе после группового рисунка я провела методику «Драконовы ключи». Предлагала методику я осторожно, наблюдая за реакцией подростков. Но девушки с интересом выбирали матрицы для себя, с желанием отнеслись к процессу рисования, с удовольствием озвучивали свои работы. Очень серьезно ребята отнеслись к судьбе выполненных работ: кто-то подарил на память мне, кто-то классному руководителю, а кто-то оставил себе.
На практике я видела, что разным людям нравятся разные методики, но то, что арт-терапевтические техники и упражнения помогают человеку решать эмоциональные и поведенческие проблемы, помогают обучаться, развиваться - это бесспорно.
В кабинете психолога появилась индивидуальная юнгиановская песочница. А фигурки для нее уже собирала вся школа. Учащиеся начальной школы с большим восторгом занимались песочной терапией. В школе песочница была своеобразным мостиком между их «взрослой» школьной жизнью и миром игры и детства. Взрослые с недоверием переспрашивали: «В песок играют не только дети?» Интересное занятие прошло с использованием песочницы для педагогов. Скрытый конфликт между двумя учителями выплыл наружу в игровой, сказочной форме и был позже решен.
Вся моя деятельность вызвала активный интерес школы и, конечно же, директора. Примечательно, что нашлись деньги на краски, пастель, бумагу и другие материалы для занятий арт-терапией! Мой кабинет привлекал всеобщее внимание тем, что происходило в нем и яркими, красочными работами детей и взрослых.
Кабинет психолога стал достопримечательностью школы: все комиссии, гости заглядывали сюда, и наш директор, с гордостью предоставляла мне слово. Воспользовавшись случаем, я попросилась на IV – V ступень арт-терапии, доучиться.
Летом 2008 года я снова поехала в Санкт-Петербург на курсы к А.И.Копытину! И здесь решила, что этого обучения мне все-таки мало. Захотелось получить систематическое, более глубокое образование по арт-терапии, пообщаться с людьми, имеющими профессиональный опыт по арт-терапии и начинающими арт-терапевтами, такими, как я.
Наверное, я всю жизнь шла именно к этому, а значит, двигаюсь в правильном направлении и сейчас…
Комментарии
Удачи Вам во всех Ваших начинаниях!
очень интересно . а дома самостоятельно попробывать реально . если есть какие-то методики , то напишите
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Я тоже училась у Копытина, в марте этого года. Очень интересно, тоже применяю, пока в основном для самотерапии, какие-то элементы на детях пробую. Сейчас планирую проводить занятия для детдомовских деток.
Вы классно написали статью, очень вдохновляет!
↑ Перейти к этому комментарию
http://community.livejournal.com/fototherapy/8007.html
А как вы работаете? Думаю, все мы учимся, а потом находим в этом еще что-то свое. Да и потом, подходов разных много. С Копытина А.И. начался вообще мой путь в арт-терапии, поэтому он для меня Учитель.
Я могу рассказать об отношениях с родными, как они обращались с человеком, чего ему не хватало, как он реагирует на обиду, и т.д.
Это внезапно "открылось". Я теперь в картинной галерее среди портретов нахожусь, как среди живых людей, которые мне много чего могут рассказать
↑ Перейти к этому комментарию
http://www.aquarun.ru/keyf/keyf_books.html
http://www.aquarun.ru/keyf/keyf_books.html
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: