Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Формирование речи ребенка - как помочь?

Формирование речи ребенка - как помочь? Итак, вчера мы начали разговор о том, какие факторы изначально могут влиять на развитие речи детей, что может приводить к задержке речевого развития и его нарушению. Однако, чтобы лишний раз не сомневаться в том, имеется ли у вашего ребенка задержка речи или нет, стоит примерно ориентироваться на сроки становления определенных речевых навыков, на развитие зубочелюстного аппарата и на формирование слуха и зрения. В речи принимают активное участие все анализаторы, и важно, чтобы ребенок хорошо слышал и видел, так как он копирует речь родителей. Если вы будете замечать проблемы с речью, отмечаете задержку речевого развития, важно надеяться не только на помощь специалистов, но и на самостоятельные активные занятия по развитию речи.

Как развивается речь?

Родителям, врачам и педагогам важно знать приблизительные нормативные сроки в развитии детской речи. Это будет нужно для того, чтобы изначально внимательно присматриваться к формированию речевых навыков малыша в декретированные сроки и прилагать усилия к стимулированию речи по возрасту. Кроме того, специалист должен объяснить родителям, что правильный сон, здоровый плач и крик ребенка, его движения и мышечный тонус отражают степень развития у него центральной нервной системы и всех ее центров. Врожденными формами зачаточной речи будут являться плач, крик и гуление, эти формы речи возникают как речевая генная память, у глухих детей эти формы речи развиваются также как у слышащих, в отличие от подражательной речи в дальнейшем.

Проблемы в развитии речи могут возникать у детей в тех случаях, когда их матери и отцы мало эмоциональны, когда они больше руководствуются в воспитании и уходе разумом, книжными постулатами, а не эмоциями, чувствами. Такие родители, безусловно, заботятся о малыше, но играют с ним очень мало, не ласкают, мало берут на руки, не обнимают и не целуют его, мало с ним разговаривают, считая, что это еще несмышленый малыш. При таком типе общения может возникать предрасположенность к различного рода невротическим расстройствам, состоянию страха и формированию аутичных форм в поведении. При попадании малышей в группу риска по сложно протекавшей беременности и родам (о чем мы говорили в первой части), необходимо заниматься с ними развитием речи с первых же месяцев жизни. Это будет тактильная стимуляция губ, развитие слухового сосредоточения, стимуляция процесса гуления, развитие мелкой моторики пальчиков, путем вкладывания в них игрушек и предметов разных фактур.

Первые слова и далее

Первые свои слова у нормально развивающихся по возрасту малышей обычно возникают в возрасте 9-12 месяцев, и постепенно к возрасту 1 года 3 месяцев дети начинают использовать упрощенные слова-предложения по типу «ням-ням», «фу, кака» и подобные. К полутора годам предложения могут иметь уже два простых слова по типу «мама, дай», «киса мяу». К возрасту 1,10-2 лет ребенок начинает уже употреблять слово «я», трехлетние малыши могут беседовать с другими людьми в виде фраз, могут постоянно комментировать свои действия – «я посёл», «хосю игруську» или задавать вопросы «это сьто», «куда идем».

Если речь идет о детях с задержкой развития, то они слабо реагируют на речевое общение со взрослыми и не могут дифференцировать расположенные рядом с собой предметы, могут очень длительно не отличать своих от чужих, мало говорят и только отдельные слова. Но, в вопросах оценки задержки в речевом развитии нужно быть крайне осторожными, не делая поспешных выводов и не сравнивая своего ребенка с другими ровесниками. Речь детей в раннем возрасте зависит от многих влияющих на них факторов, от наследственных особенностей и возраста начала речи у родителей, от общего состояния их здоровья и от пола, от веса тела при рождении и даже от окружающей среды. Если в возрасте полутора-двух лет, кроме речи малыш хорошо и правильно развивается, то возможно пока его энергия уходит на накопление пассивного словаря, и он просто по натуре не сильно разговорчив.

Возрастной период до трех лет – это время сенситивного (чувственного) развития речи. В этот период любые из неблагоприятных воздействий на организм малышей могут стать причинами отставаний в развитии – психические травмы, тяжелые болезни сильно тормозят развитие. Негативное влияние на речь детей могут оказывать стрессы матери или других членов семьи, постоянные скандалы, развод, противоречия в воспитании. Они делают ребенка пассивным, тревожным и пугливым, что начинает тормозить его нормальное доречевое и речевое развитие. Кстати, еще одной причиной отставания речи могут быть предвосхищающие действия родителей в отношении просьб и желаний ребенка – они заранее все делают, не давая ребенку возможности словами выразить свои чувства и желания, заваливают его гаджетами и информацией, что отбивает у него формирование стимулов к речи. Гиперопека, как и недостаточное внимание к ребенку в отношении развития речи будут вредны. Влияет на речь формирование леворукости и попытки переучить ребенка с левой руки на правую. Необходимо отказаться от идеи переучивать левшу, направив усилия на параллельное развитие правой руки. При переучивании возникает нарушение ассоциативных мозговых связей и торможение психо-эмоционального, в том числе и речевого развития.

По мере возраста мозг и нервная система ребенка растут и совершенствуются, созреванием мозговой ткани называют состояние, при котором образуются полноценные нейронные связи между его клетками. Эти клетки должны получать с рождения как можно больше раздражителей и информации, стимуляции. Первые свои ощущения дети получают благодаря кожным рецепторам, так как вся поверхность кожи детей помогает в познании, развитии нервной системы. Если малыш не будет прикасаться к предметам, щупать их и изучать, он не сможет научиться слышать и видеть. Именно поэтому детям нужны игрушки с самых первых месяцев жизни, они должны быть разными, из различных по структуре и фактуре материалов, они должны быть различной температуры и плотности, и трогать нужно ребенку абсолютно все. При этом нужно сопровождать процесс познания рассказом взрослого, нужно все проговаривать с малышом, даже если он совсем крошка.

Не менее активно должен стимулироваться для развития речи самый древний из анализаторов – обонятельный. При ощущении запаха дети запоминают его, видят предмет, который пахнет именно так, и слышат из уст родителей его название. При помощи обоняния малыш начинает познавать мир и запоминает значение слов. Это связано с тесным взаимодействием зрительного анализатора и слухового, они оба контролируют область коры головного мозга. И поэтому, зоны мозга, ответственные за обоняние и запоминание запахов и их названий, должны активно стимулироваться. Примерно таким же образом связан со становлением и формированием речи орган вкуса, ребенок все тащит в рот и познает мир через оральную стимуляцию. Если предметы не представляют опасности для ребенка, не стоит запрещать ему тянуть их в рот. Вкус и ощущение предмета тесно связаны с его речевым значением, это развивает малыша. Также малыша должны знакомить и с пищей разного вкуса – это активно стимулирует кору головного мозга и развивает вкус и косвенно – речь.

Конечно, самыми важными органами в формировании речи являются зрение и слух, именно они помогают ребенку познавать мир на расстоянии, они создают в его мозге ассоциации со словами в виде образов. При помощи зрения ребенок оценивает форму и цвет, размер предметов, их нахождение в пространственном отображении. Чем больше предметов ребенок будет видеть и знать, тем шире будет его лексический запас. При помощи слуха ребенок понимает звуки и слова, различает их. Недаром у глухих плохо развита речь. Иногда родители слишком перегружают слуховой анализатор детей и говорят, что ребенок их «не слушает». Но, если около малыша постоянно разговаривают люди, работает телевизор или радио, ребенок будет реагировать на все звуки, ему первое время будет сложно отделить шумы от того, что предназначено именно для него.

Поэтому, давайте ребенку время побыть в тишине, он может общаться и сам с собой – это тоже часть становления речи. Занимайтесь развитием слуха и речи с первых же месяцев жизни – это занятия на слуховое внимание крошки, слуховую память. Нужно спрашивать ребенка, что и где он слышит, просить его искать глазами источник звука и позже, называть, указывать его. Затем нужно переходить к развитию фонематического слуха, связывать названия и предметы.

Очень большой участок мозга может управлять движениями кистей рук и пальцев, и уровень развития речи зависит практически напрямую от степени развития этих центров мозга. Стоит помнить, что указательный пальчик малыша, отведенный в сторону предмета – это первый жест разума малыша, это понятие того, что ребенок выделяет объект из других и связывает его с словом. Важно развивать у малыша ловкость рук, координацию и точность пальчиков, синхронность в движениях пальцев рук, для чего помогают такие игры и занятия как мозаика, конструкторы, шнуровки, застегивания пуговиц, штриховка или обведение по контурам. Отлично развивает ручки крупа и мешочки с горохом и фасолью, сортировка круп по баночкам. Полезными будут и пальчиковые игры с печеньем, дети их очень любят.

О речи ребенка - почему могут быть задержки?

ЗРР - в чем она проявляется?

Помощь родителей при ЗРР у детей
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Формирование речи ребенка - как помочь?
  Итак, вчера мы начали разговор о том, какие факторы изначально могут влиять на развитие речи детей, что может приводить к задержке речевого развития и его нарушению. Читать полностью
 

Статьи в этой рубрике:

Комментарии

Кубик3
9 апреля 2014 года
+1
Жду продолжения, понимаю что все должно быть последовательно, но пока ничего нового для себя не увидела. Только то что необходимо запахи узнавать и запоминать, не подскажите как это должно происходить( в смысле в какой форме это делать с ребенком) мы цветочки нюхали как вкусно пахнут, духи мамины, ну еще знаем что когда пукают( уж извините) пахнет не приятно.
Лень ходячая
10 апреля 2014 года
+2
А ребенок может наследовать речевые нарушения родителей? У меня до самой школы были проблемы с шипящими, да и сейчас появляются, когда волнуюсь И сын в свои 2,4 полностью игнорирует шипящие в речи Либо заменяет другой буквой ("вабака" вместо "собака"), либо вообще игнорирует ("Вета" вместо "Света"), либо использует слова их не содержащие ("включи лампу" вместо "включи свет")
loyla
16 апреля 2014 года
+1
Спасибо огромное за статью! Малышке 10 месяцев. Буду использовать ваши рекомендации для формирования речи. Очень полезная информация. Может будут конкретные упражнения на формирование фонематич. слуха.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам