Учимся читать
Все же перво на перво предлагаю усвоить одно простое правило: обучают и учат чему-то детей в школе, то есть примерно с семилетнего возраста, когда ведущей деятельностью становится учебная. У дошкольников ведущей деятельностью является игровая, а у деток раннего возраста - предметно–манипулятивная, а у младенцев - общение со взрослыми. Таким образом, деток, которым в школу еще рано можно только развивать, в соответствии с направленностью ведущей деятельности возраста, но ни как не обучать.
Что представляет из себя умение читать - это, в первую очередь, естественный этап развития речи. Значит, медленно, но верно, учитывая особенности ребенка, мы начинаем развивать его речь. С самого рождения, а чаще и до, мы разговариваем со своими малышами. Неоценимы в этом возрасте русские-народные потешки, приговорочки и песенки. Их мелодичность и простота понятны крохе, завлекают его и учат различать слова родного языка.
Ближе к году детей уже можно заинтересовать чтением книги с картинками. Для этого просто идеально подходят азбуки: на странице не больше двух картинок и коротенький стишок. Мне очень нравятся азбуки Владимира Степанова и "Звукарик" Андрея Усачева - вполне подходят для чтения малышам. Читая азбуку мы попутно развиваем у детей фонематический слух, а именно это является основой для обучения чтению.
Вначале дети учатся дифференцировать первый звук в слове. Опять возвращаемся к азбукам - с ними это очень просто: показываем ребенку букву (но только после того, как он сам заинтересуется) и называем слово, которое начинается на эту букву. На этом этапе, в помощь можно прикупить и кубики с буквами или азбуки-плакаты. Сразу оговорюсь - электронные азбуки не лучшее приобретение.
Не ждите быстрых результатов: каждый ребенок индивидуален, возможно, что в данное время ваш малыш готов усваивать совсем другую информацию и развивать совсем другие навыки. Помните, что всему свое время, пусть соседский Вася во всю цитирует Евгения Онегена, за то ваш Ваня так гениально делает куличи и плещется в луже! А на прочтение Онегина у него еще достаточно времени.
После того, как ребенок научился выделять в слове первый звук, он с легкостью осваивает весь алфавит: ведь это так просто, он понимает, что каждая буква в азбуке - первый звук слова, которое обозначает картинка в азбуке. А дальше только дело памяти. На этом этапе малышу можно помочь и начать обучение письму печатными буквами. Да, теперь опять вспоминаем: в таком возрасте ни чему не учат, только развивают! А развивать мы будем мелкую моторику и графические навыки. В ход идет все что угодно: пластилин, цветная бумага, клей и крупа, просто карандаш (а еще лучше фломастер или толстый маркер, если ребенок еще не достаточно легко справляется с письменными принадлежностями). Не забываем, что ведущая деятельность - игра, значит все должно проходить в игровой форме и только по желанию ребенка.
Следующий этап развития фонематического слуха - дифференцирование последнего звука в слове. Для развития этого навыка отлично подойдет игра в слова, а заодно и закрепит уже приобретенный навык выделять первый звук в слове. Играя с малышом в эту игру не забывается как можно четче произносить последний звук в слове, заостряя на нем внимание. Еще раз - не забываем о том, что спешка нужна только при ловле блох, мы же помогаем малышу развить естественные навыки.
На этом этапе ребенка уже можно познакомить со слогами. Все также в игре и все также учитывая желания и стремления ребенка, не ожидая от него ни каких результатов, ни чего не требуя, просто помогаем понять и освоить. Я не привожу здесь ни каких упражнений и игр - их сейчас достаточно и все доступно как в интернете, так и в печатных изданиях, у вас есть возможность подобрать именно то, что необходимо вашему ребенку.
После того как ребенок начнет выделять и средний звук в слове, он уже сможет самостоятельно написать коротенькие слова. Если у ребенка достаточно развит фонематический слух, то сначала он начнет писать печатными буквами, а уже потом читать. И это более правильная последовательность: писать ребенку в таком возрасте проще, он слышит слова, может дифференцировать звуки в слове, знает графические символы звуков. А вот для чтения требуется созревание нервной системы, больше сосредоточенности и внимания. Все это придет со временем и у каждого ребенка оно свое: сначала ребенок осваивает чтение слогов, потом коротких слов, потом предложения и более сложные слова, постепенно приходит к чтению текстов. Стимулировать интерес к чтению можно играми и совместным прочтением книг.
Такое обучение чтению является естественным. Это даже сложно назвать обучением - просто помощь ребенку в развитии необходимых навыков и умений. Для этого требуется несколько лет, в отличии от глобальных методик, но такой подход вернее и правильнее.
Что представляет из себя умение читать - это, в первую очередь, естественный этап развития речи. Значит, медленно, но верно, учитывая особенности ребенка, мы начинаем развивать его речь. С самого рождения, а чаще и до, мы разговариваем со своими малышами. Неоценимы в этом возрасте русские-народные потешки, приговорочки и песенки. Их мелодичность и простота понятны крохе, завлекают его и учат различать слова родного языка.
Ближе к году детей уже можно заинтересовать чтением книги с картинками. Для этого просто идеально подходят азбуки: на странице не больше двух картинок и коротенький стишок. Мне очень нравятся азбуки Владимира Степанова и "Звукарик" Андрея Усачева - вполне подходят для чтения малышам. Читая азбуку мы попутно развиваем у детей фонематический слух, а именно это является основой для обучения чтению.
Вначале дети учатся дифференцировать первый звук в слове. Опять возвращаемся к азбукам - с ними это очень просто: показываем ребенку букву (но только после того, как он сам заинтересуется) и называем слово, которое начинается на эту букву. На этом этапе, в помощь можно прикупить и кубики с буквами или азбуки-плакаты. Сразу оговорюсь - электронные азбуки не лучшее приобретение.
Не ждите быстрых результатов: каждый ребенок индивидуален, возможно, что в данное время ваш малыш готов усваивать совсем другую информацию и развивать совсем другие навыки. Помните, что всему свое время, пусть соседский Вася во всю цитирует Евгения Онегена, за то ваш Ваня так гениально делает куличи и плещется в луже! А на прочтение Онегина у него еще достаточно времени.
После того, как ребенок научился выделять в слове первый звук, он с легкостью осваивает весь алфавит: ведь это так просто, он понимает, что каждая буква в азбуке - первый звук слова, которое обозначает картинка в азбуке. А дальше только дело памяти. На этом этапе малышу можно помочь и начать обучение письму печатными буквами. Да, теперь опять вспоминаем: в таком возрасте ни чему не учат, только развивают! А развивать мы будем мелкую моторику и графические навыки. В ход идет все что угодно: пластилин, цветная бумага, клей и крупа, просто карандаш (а еще лучше фломастер или толстый маркер, если ребенок еще не достаточно легко справляется с письменными принадлежностями). Не забываем, что ведущая деятельность - игра, значит все должно проходить в игровой форме и только по желанию ребенка.
Следующий этап развития фонематического слуха - дифференцирование последнего звука в слове. Для развития этого навыка отлично подойдет игра в слова, а заодно и закрепит уже приобретенный навык выделять первый звук в слове. Играя с малышом в эту игру не забывается как можно четче произносить последний звук в слове, заостряя на нем внимание. Еще раз - не забываем о том, что спешка нужна только при ловле блох, мы же помогаем малышу развить естественные навыки.
На этом этапе ребенка уже можно познакомить со слогами. Все также в игре и все также учитывая желания и стремления ребенка, не ожидая от него ни каких результатов, ни чего не требуя, просто помогаем понять и освоить. Я не привожу здесь ни каких упражнений и игр - их сейчас достаточно и все доступно как в интернете, так и в печатных изданиях, у вас есть возможность подобрать именно то, что необходимо вашему ребенку.
После того как ребенок начнет выделять и средний звук в слове, он уже сможет самостоятельно написать коротенькие слова. Если у ребенка достаточно развит фонематический слух, то сначала он начнет писать печатными буквами, а уже потом читать. И это более правильная последовательность: писать ребенку в таком возрасте проще, он слышит слова, может дифференцировать звуки в слове, знает графические символы звуков. А вот для чтения требуется созревание нервной системы, больше сосредоточенности и внимания. Все это придет со временем и у каждого ребенка оно свое: сначала ребенок осваивает чтение слогов, потом коротких слов, потом предложения и более сложные слова, постепенно приходит к чтению текстов. Стимулировать интерес к чтению можно играми и совместным прочтением книг.
Такое обучение чтению является естественным. Это даже сложно назвать обучением - просто помощь ребенку в развитии необходимых навыков и умений. Для этого требуется несколько лет, в отличии от глобальных методик, но такой подход вернее и правильнее.
Комментарии
↑ Перейти к этому комментарию
Кирюха в школу пошел кое как читал( это девчонки продвинутые), сейчас читает книги, причем единственный в классе .
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
читать сложнее, необходимо, что бы и нервная система была готова.
А с правилами, со временем разберется Я объясняю, что есть буквы-хитрюльки: слышим один звук, а писать надо другую букву
насчет того что каждому свое время, это точно!
читать сложнее, необходимо, что бы и нервная система была готова.
А с правилами, со временем разберется Я объясняю, что есть буквы-хитрюльки: слышим один звук, а писать надо другую букву
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Если честно, то хоть вы меня убейте, но не понимаю я, зачем 5тилетнему ре читать
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: