Питание детей после года - учимся самостоятельности
Тема питания ребенка и его поведения за столом после года близка многим родителям, так как рано или поздно приходит пора переходить с продуктов прикорма на более привычные нам и традиционные продукты питания. Всегда встает вопрос – чем же накормить ребенка после года, как его учить кушать самостоятельно, как учить жевать более плотную, нежели пюрешка, пищу и что делать, ели ребенок плохо ест продукты, предлагаемые со взрослого стола?
Проблемы питания
Зачастую мы сталкиваемся с проблемой того, что двухлетние детишки не умеют сидеть за общим столом и все это происходит потому, что в том возрасте, когда они хотели бы сами этому научиться, сами родители просто не предоставили им такой возможности – дети кушать сами не научились. Второй проблемой является обучение приему плотной пищи и жеванию. И точно также нужно помнить о том, что меню ребенка после года совсем не должно быть однообразным – в нем не должно быть одних пюрешек и смесей, жидких кашек, так как навыки пережевывания пищи тогда не сформируются полноценно и полностью. А сам ребенок просто не успеет привыкнуть к разнообразию предлагаемых продуктов, которые нужно жевать. Но как же все-таки научить ребенка кушать самостоятельно? Прежде всего – присматриваться и прислушиваться к своему ребенку, давая ему больше свободы действий и поддерживая.
Учим ребенка есть самостоятельно
Достигая возраста ближе к году и после него, дети начинают активно и настойчиво требовать возможностей кушать самостоятельно те продукты, которые им предлагают родители. Но не всегда они это делают таким способом, каким бы хотелось нам с вами. Если до этого дети вполне спокойно могли принимать пищу с ложечки, которую ему дает мама или папа, то постепенно ребенку хочется брать все, как говорится, «в свои руки». Причем зачастую это происходит в буквальном смысле. Пока ребенок не научится ловко управляться со столовыми приборами, он может переворачивать тарелки с едой, возить этой едой по всем поверхностям, окунать руки в тарелки с супом или пюре, есть руками и размазывать еду по лицу и телу. Для многих родителей это оборачивается целым разгромом на кухне. У некоторых мамочек результаты подобных, не всегда удачных, попыток самостоятельного питания вызывают серьезные попытки немедленно все вернуть в русло порядка и покоя, и они пресекают попытки подобных тренировок с едой – снова берясь за ложку и кормя ребенка без ущерба для чистоты кухни. И это одна из самых серьезных родительских ошибок: как можно научиться ловко отправлять еду в рот еще не очень слушающимися ручками, если постоянно не тренироваться?
Единственным верным и гарантированным способом пресекания конфликтов на почве еды и ее самостоятельного поглощения является разрешение ребенку самому решить – как он будет кушать, чем он будет это делать, и какой объем пищи он будет кушать в один прием пищи. И стоит сразу же запомнить – чем больше ребенок будет тренироваться в приеме пищи самостоятельно, тем он быстрее и проще научится кушать ее сам. И ущерб чистоте кухни будет затем многократно окуплен дальнейшим порядком и сохраненными нервными клетками родителей. В будущем ребенок уже будет кушать более аккуратно и не нужно будет его кормить самому с ложечки до школы.
Учимся кушать самостоятельно – некоторые хитрости
Если ребенок хочет сам держать ложку и учиться ею кушать – его нужно только похвалить и помочь ему в освоении этого полезного навыка. Но при этом сразу же стоит приготовиться две ложечки – одну вы дадите ребенку, он будет кушать ею сам – вторую оставьте для себя. Пусть он начнет кушать самостоятельно, а когда он утомится или ему надоест сия процедура, вы можете перенять эстафету и докормить ребенка. При этом застелите полы под стульчиком ребенка, постелите на стол клеенку или газеты перед тем, как приступить к процессу кормления. Это поможет вам потом быстрее привести в порядок кухню. Также стоит использовать слюнявчики или салфетки. Можно сшить из старых простыней или одежды фартучек с рукавами, который застегивается за спиной. Это будет удобный и практичный наряд для первых попыток самостоятельной еды – его нужно будет потом просто снять и постирать – одежда останется чистой. При этом ребенок будет сыт и доволен.
После принятия необходимых мер по обеспечению хотя бы относительного порядка, можно дать ребенку возможность самостоятельно есть. При этом вы всегда находитесь рядом и контролируете процесс. Стоит смириться с тем, что у ребенка периодами будет возникать желание играть с едой также, как он играет с землей или песком на улице, как он играет с пластилином дома, это нормально – при этом ребенок еще и параллельно узнает свойства продуктов, он засовывает их в рот, жует, мнет руками и размазывает. Сохраняйте олимпийское спокойствие – эти эксперименты недолги, скоро малыш будет есть вполне правильно. Но и совсем безразлично относиться к баловству с едой и намеренными действиями по размазыванию каши по столу или переворачиванию тарелок с супом не стоит. Вы должны делать ребенку замечания и пресекать баловство с едой – всегда важно соблюдать границы между любопытством ребенка, попытками его реально есть и просто играми с едой. Если малыш совсем расшалился – забирайте тарелку со словом «хватит» или докармливайте ребенка сами. Если же еды на полу оказывается все-таки меньше, чем в животике, хотя при этом ребенок и похож на чумазого поросенка – не переживайте, прививать хорошие манеры мы будем чуть позже, когда малыш будет с радостью садиться за стол и уверенно научится управляться со столовыми приборами.
А чтобы немного уменьшить отходность подобных попыток самостоятельного питания, можно приготовить блюдо, которое будет состоять из небольшого размера кусочков, которые малыш может легко брать ручками, жевать и глотать – тогда проще будет карапузу их класть в рот и не промахиваться. Вполне можно на первое время заменить ложку именно ручным способом приема плотной пищи – можно таким образом давать ребенку овощи в вареном и сыром виде, можно также давать злаки, мясные и рыбные блюда, запеканки. Если пища требует ложки, стоит отдавать в самостоятельном питании малыша блюдам, которые прилипают к ложе – киселям и пюре, творогу или густым кашам. Жидкие продукты можно предложить из поильника или из трубочки и стаканчика.
Особенности питания ребенка после года
Обычно у большинства детей к году уже прорезывается достаточное количество зубов, чтобы они могли вполне самостоятельно кусать пищу и затем и жевать ее. С момента появления зубов у многих детей возникают разного рода капризы – дети, которые ранее ели вполне хорошо и с аппетитом, могут отказываться от еды и капризничать. Многие из них отказываются глотать любую пищу с кусочками, которая попадает им в рот, другие просто выплевывают любую еду, испытывая на прочность родительские нервы. Но стоит запомнить – если вы будете пытаться давить, стараться заставлять ребенка вести себя нормально, тем самым вы будете только усугублять ситуацию и провоцировать его на еще большие конфликты в протест.
Не стоит также кормить ребенка «на убой» и через силу – если у вас будет толстый карапуз-младенец, он рискует так и остаться толстым ребенком, а потом и подростком. Жировые клетки организма формируются в первые годы жизни, и чем больше вы кормите ребенка сверх меры – тем выше шансы у него на ожирение в дальнейшем. Поэтому, никогда не стоит заставлять ребенка кушать, если он не хочет этого делать. И не давайте детям хотя бы до трех лет сладостей, особенно высоко калорийных (конфеты, шоколадки, пирожные, плюшки). Ребенка старше полутора лет вообще нужно перестать кормить с ложечки родителям – ему нужно давать в руки столовые приборы и приучать к кусочковой и плотной пище. Если в период с года до двух не приучить ребенка жевать, есть шанс получить ребенка, который в два года будет напрочь отказываться от жевания каких-либо продуктов. Мясо в этот период стоит давать в виде фаршей или котлет-фрикаделек, мягких мелких кусочков куриной грудки, а вот остальные продукты можно давать кусочками смело или первое время слегка раздавливать их вилкой, но не перемалывать блендром в пюре. Постепенно примерно к двум годам ребенок перейдет на общий стол в питании и сможет есть пищу наравне с родителями.
В выборе блюд для ребенка после года стоит руководствоваться здравым смыслом – это значит, что нужно выбирать не только полезные и положенные по возрасту малыша блюда, но и те, что ребенку нравятся. Если ребенок не любит творог – не пичкайте его им, спрячьте творог в блюдах или на время просто откажитесь от него. Позже ребенок может снова начать его кушать уже в другом виде. Важно помнить о том, что правильное питание это не насильственное кормление ребенка полезными и правильными продуктами, а нормальный аппетит и активность, здоровый вид ребенка, даже если вам кажется – что он «ну совсем ничего не ест». Помните и о физиологических особенностях ребенка – не пичкайте его завтраком сразу после пробуждения только потому, что ему нужно быстро собираться в ясли, создайте запас времени на то, чтобы система пищеварения тоже пробудилась и начала активно работать. Также и с обедом и ужином – ребенок должен проголодаться. Ориентируйтесь больше на него, чем на расписание и на часы.
Проблемы питания
Зачастую мы сталкиваемся с проблемой того, что двухлетние детишки не умеют сидеть за общим столом и все это происходит потому, что в том возрасте, когда они хотели бы сами этому научиться, сами родители просто не предоставили им такой возможности – дети кушать сами не научились. Второй проблемой является обучение приему плотной пищи и жеванию. И точно также нужно помнить о том, что меню ребенка после года совсем не должно быть однообразным – в нем не должно быть одних пюрешек и смесей, жидких кашек, так как навыки пережевывания пищи тогда не сформируются полноценно и полностью. А сам ребенок просто не успеет привыкнуть к разнообразию предлагаемых продуктов, которые нужно жевать. Но как же все-таки научить ребенка кушать самостоятельно? Прежде всего – присматриваться и прислушиваться к своему ребенку, давая ему больше свободы действий и поддерживая.
Учим ребенка есть самостоятельно
Достигая возраста ближе к году и после него, дети начинают активно и настойчиво требовать возможностей кушать самостоятельно те продукты, которые им предлагают родители. Но не всегда они это делают таким способом, каким бы хотелось нам с вами. Если до этого дети вполне спокойно могли принимать пищу с ложечки, которую ему дает мама или папа, то постепенно ребенку хочется брать все, как говорится, «в свои руки». Причем зачастую это происходит в буквальном смысле. Пока ребенок не научится ловко управляться со столовыми приборами, он может переворачивать тарелки с едой, возить этой едой по всем поверхностям, окунать руки в тарелки с супом или пюре, есть руками и размазывать еду по лицу и телу. Для многих родителей это оборачивается целым разгромом на кухне. У некоторых мамочек результаты подобных, не всегда удачных, попыток самостоятельного питания вызывают серьезные попытки немедленно все вернуть в русло порядка и покоя, и они пресекают попытки подобных тренировок с едой – снова берясь за ложку и кормя ребенка без ущерба для чистоты кухни. И это одна из самых серьезных родительских ошибок: как можно научиться ловко отправлять еду в рот еще не очень слушающимися ручками, если постоянно не тренироваться?
Единственным верным и гарантированным способом пресекания конфликтов на почве еды и ее самостоятельного поглощения является разрешение ребенку самому решить – как он будет кушать, чем он будет это делать, и какой объем пищи он будет кушать в один прием пищи. И стоит сразу же запомнить – чем больше ребенок будет тренироваться в приеме пищи самостоятельно, тем он быстрее и проще научится кушать ее сам. И ущерб чистоте кухни будет затем многократно окуплен дальнейшим порядком и сохраненными нервными клетками родителей. В будущем ребенок уже будет кушать более аккуратно и не нужно будет его кормить самому с ложечки до школы.
Учимся кушать самостоятельно – некоторые хитрости
Если ребенок хочет сам держать ложку и учиться ею кушать – его нужно только похвалить и помочь ему в освоении этого полезного навыка. Но при этом сразу же стоит приготовиться две ложечки – одну вы дадите ребенку, он будет кушать ею сам – вторую оставьте для себя. Пусть он начнет кушать самостоятельно, а когда он утомится или ему надоест сия процедура, вы можете перенять эстафету и докормить ребенка. При этом застелите полы под стульчиком ребенка, постелите на стол клеенку или газеты перед тем, как приступить к процессу кормления. Это поможет вам потом быстрее привести в порядок кухню. Также стоит использовать слюнявчики или салфетки. Можно сшить из старых простыней или одежды фартучек с рукавами, который застегивается за спиной. Это будет удобный и практичный наряд для первых попыток самостоятельной еды – его нужно будет потом просто снять и постирать – одежда останется чистой. При этом ребенок будет сыт и доволен.
После принятия необходимых мер по обеспечению хотя бы относительного порядка, можно дать ребенку возможность самостоятельно есть. При этом вы всегда находитесь рядом и контролируете процесс. Стоит смириться с тем, что у ребенка периодами будет возникать желание играть с едой также, как он играет с землей или песком на улице, как он играет с пластилином дома, это нормально – при этом ребенок еще и параллельно узнает свойства продуктов, он засовывает их в рот, жует, мнет руками и размазывает. Сохраняйте олимпийское спокойствие – эти эксперименты недолги, скоро малыш будет есть вполне правильно. Но и совсем безразлично относиться к баловству с едой и намеренными действиями по размазыванию каши по столу или переворачиванию тарелок с супом не стоит. Вы должны делать ребенку замечания и пресекать баловство с едой – всегда важно соблюдать границы между любопытством ребенка, попытками его реально есть и просто играми с едой. Если малыш совсем расшалился – забирайте тарелку со словом «хватит» или докармливайте ребенка сами. Если же еды на полу оказывается все-таки меньше, чем в животике, хотя при этом ребенок и похож на чумазого поросенка – не переживайте, прививать хорошие манеры мы будем чуть позже, когда малыш будет с радостью садиться за стол и уверенно научится управляться со столовыми приборами.
А чтобы немного уменьшить отходность подобных попыток самостоятельного питания, можно приготовить блюдо, которое будет состоять из небольшого размера кусочков, которые малыш может легко брать ручками, жевать и глотать – тогда проще будет карапузу их класть в рот и не промахиваться. Вполне можно на первое время заменить ложку именно ручным способом приема плотной пищи – можно таким образом давать ребенку овощи в вареном и сыром виде, можно также давать злаки, мясные и рыбные блюда, запеканки. Если пища требует ложки, стоит отдавать в самостоятельном питании малыша блюдам, которые прилипают к ложе – киселям и пюре, творогу или густым кашам. Жидкие продукты можно предложить из поильника или из трубочки и стаканчика.
Особенности питания ребенка после года
Обычно у большинства детей к году уже прорезывается достаточное количество зубов, чтобы они могли вполне самостоятельно кусать пищу и затем и жевать ее. С момента появления зубов у многих детей возникают разного рода капризы – дети, которые ранее ели вполне хорошо и с аппетитом, могут отказываться от еды и капризничать. Многие из них отказываются глотать любую пищу с кусочками, которая попадает им в рот, другие просто выплевывают любую еду, испытывая на прочность родительские нервы. Но стоит запомнить – если вы будете пытаться давить, стараться заставлять ребенка вести себя нормально, тем самым вы будете только усугублять ситуацию и провоцировать его на еще большие конфликты в протест.
Не стоит также кормить ребенка «на убой» и через силу – если у вас будет толстый карапуз-младенец, он рискует так и остаться толстым ребенком, а потом и подростком. Жировые клетки организма формируются в первые годы жизни, и чем больше вы кормите ребенка сверх меры – тем выше шансы у него на ожирение в дальнейшем. Поэтому, никогда не стоит заставлять ребенка кушать, если он не хочет этого делать. И не давайте детям хотя бы до трех лет сладостей, особенно высоко калорийных (конфеты, шоколадки, пирожные, плюшки). Ребенка старше полутора лет вообще нужно перестать кормить с ложечки родителям – ему нужно давать в руки столовые приборы и приучать к кусочковой и плотной пище. Если в период с года до двух не приучить ребенка жевать, есть шанс получить ребенка, который в два года будет напрочь отказываться от жевания каких-либо продуктов. Мясо в этот период стоит давать в виде фаршей или котлет-фрикаделек, мягких мелких кусочков куриной грудки, а вот остальные продукты можно давать кусочками смело или первое время слегка раздавливать их вилкой, но не перемалывать блендром в пюре. Постепенно примерно к двум годам ребенок перейдет на общий стол в питании и сможет есть пищу наравне с родителями.
В выборе блюд для ребенка после года стоит руководствоваться здравым смыслом – это значит, что нужно выбирать не только полезные и положенные по возрасту малыша блюда, но и те, что ребенку нравятся. Если ребенок не любит творог – не пичкайте его им, спрячьте творог в блюдах или на время просто откажитесь от него. Позже ребенок может снова начать его кушать уже в другом виде. Важно помнить о том, что правильное питание это не насильственное кормление ребенка полезными и правильными продуктами, а нормальный аппетит и активность, здоровый вид ребенка, даже если вам кажется – что он «ну совсем ничего не ест». Помните и о физиологических особенностях ребенка – не пичкайте его завтраком сразу после пробуждения только потому, что ему нужно быстро собираться в ясли, создайте запас времени на то, чтобы система пищеварения тоже пробудилась и начала активно работать. Также и с обедом и ужином – ребенок должен проголодаться. Ориентируйтесь больше на него, чем на расписание и на часы.
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: