Конфликты в начальной школе
Тема конфликтов в школе – достаточно актуальная, особенно с наступлением учебного года. Часто мамы на форумах задают вопрос: «Как помочь ребенку адаптироваться в коллективе, как правильно поддержать его?» Вот об этом я предлагаю сегодня поговорить родителям будущих школьников, так сказать, приобрести опыт и подготовиться заранее. Приступим?
Сплошные перемены
У первоклассника меняется его образ жизни, добавляются обязанности и ответственность. Еще вчера у дошколенка была не жизнь, а сплошные игры и забавы, все его трудности решались с помощью родителей и воспитателей. Никаких тебе домашних заданий, огромное количество свободного времени, которое можно посвятить любимым играм и мультфильмам. И да, нет никаких оценок, а значит, нет необходимости стремиться быть лучшим – все равно он самый-самый.
В тот самый момент, когда ребенок становится школьником – на него, часто не подготовленного к этому, сваливается огромный груз в виде всевозможных задач и обязанностей. Он пока еще не понимает, зачем ему нужно выполнять домашние задания, учиться и, что самое обидное, он уже не самый лучший. За право быть таковым приходиться бороться. А это часто оборачивается для малыша стрессом.
Хорошо, если в данной ситуации родители и школа будут заодно, а если нет? Первокласснику часто приходится сталкиваться с огромной нагрузкой, которая не учитывает его особенностей в развитии, уровня знаний и отношений в коллективе. И, как правило, ребенок, который не в состоянии справиться с таким грузом, вступает в конфронтацию с коллективом либо же с кем-то одним из класса.
Конфликты в коллективе
Рано или поздно наличие конфликтов у ребенка с коллективом будет заметно даже невооруженным взглядом: по настроению, желанию ходить в школу и отсутствию школьных друзей. Конфликты могут быть разными. В частности:
- конфликты с учителем. Пожалуй, это наиболее сложный вариант конфликта, ведь ребенок изначально в меньшей весовой категории против педагога. Независимо от того, кто прав, а кто виноват (а ведь учитель тоже может быть не прав), все равно ребенок будет под давлением. А если в конфликте изначально виновен ребенок, то, дорогие родители, не спешите тут же принимать меры, публично унижая своего ребенка, попутно еще оскорбляя его. Разберитесь в ситуации, выслушав обе стороны, а вот меры применяйте дома по отношению к нарушителю.
- предвзятость в отношении к ребенку со стороны педагога. Однозначно, родителям нужно будет вмешаться в данном случае. Первоначально стоит мирно поговорить с педагогом, выяснить причину такого отношения к ребенку, словом, проявить деликатность. Кто знает, может быть на этом конфликт будет исчерпан?
- конфликты с одноклассниками. Часто малыш, будучи изначально домашним ребенком, среди сверстников превращается в жертву насмешек. Он может не успевать за коллективом на уроках, его одежда не столь модная, а мобильный телефон не последней модели выпуска. Словом, он не такой, как большинство. И тут очень важно вмешаться, но вмешаться правильно. Стоит поговорить с классным руководителем, попросить пресекать травлю. А вам, как родителям, нужно найти подход к своему ребенку, выстроить такие отношения, чтобы малыш стал более уверенным в себе, понимал, что его любят и всегда помогут. Не стоит все пускать на самотек по принципу: «Сам выплывет». Зачем усугублять стрессовое состояние ребенка, да еще и способствовать формированию комплексов?
Также, причинами конфликтов могут быть и попытки отстоять свое «Я», отвоевать право развиваться по-своему, не так как все. Главная задача родителей – встать на защиту своих детей и помочь им справиться с любыми видами конфликтов. Если же вас вдруг вызвали в школу – не спешите тут же наказывать малыша или начинать выяснять отношения. Сначала выслушайте его, затем педагога и только потом принимайте решение. И снова напоминаю: все воспитательные меры дома, никаких публичных унижений.
Все идет из семьи
Вот как ни странно это прозвучит, но большинство причин конфликтов ребенка в школе формируется в семье. Именно из нее малыш берет свои первые модели для разрешения спорных вопросов и становления себя в коллективе, как личности. Можно в качестве примеров привести несколько жизненных ситуаций.
Ситуация 1. Ребенок в доме подавляется авторитарными родителями. Он уже изначально в конфликте: ему не дают возможность принимать самостоятельные решения, однако при этом требуют выполнения поставленных задач, где нужно таки проявлять ее.
От малыша требуется беспрекословное подчинение, выполнение поставленных задач, а если есть замечание – молчаливо выслушивать, не смея возразить. При всем при этом, такой ребенок одет, обут, у него есть все, что нужно, его водят на кружки или в секции. Только вот механизма самозащиты у такого ребенка уже фактически нет – он подавлен «на корню» родителями. Такой ребенок просто обречен на роль жертвы в классе.
Ситуация 2. Она фактически зеркальна той, что описана в первом примере: ребенку разрешено все. Ему все покупается по первому требованию, он ни в чем не знает отказа. В школьном коллективе такому малышу будет сложно найти общий язык со сверстниками. Однако, винить он будет других в таком конфликте, но только не себя. Дети, особенно младшего школьного возраста, решают для себя конфликты достаточно просто: они перестают общаться с неприятными им детьми. Отстраняются и все, а вряд ли к такому привык ребенок из описываемой ситуации. Родителям нужно обязательно принимать меры и менять тактику своего воспитания.
Ситуация 3. Не дают дома – возьму в школе. Речь пойдет о детях, которые дома не дополучают ласку и внимание от родителей. Вечно занятые, уставшие, издерганные родители, которые часто срывают свою неудовлетворенность жизнью на ребенке, сами того не подозревая вгоняют своего малыша в жуткий внутренний конфликт. И как результат: в коллективе это агрессивный, неуравновешенный ребенок, который может и телефон отобрать, и стукнуть одноклассника. Словом, через насилие компенсировать тепло и ласку, а также внимание, которого ему не хватает дома.
Ситуации, связанные с конфликтами в школе, могут быть разными. Не важно, какие именно, стоит обратить внимание на то, что если они участились – значит, есть повод для тревоги. Нужно пытаться войти в доверие к ребенку, говорить с ним, уделять ему еще больше внимания, чем было до этого. И попробовать повлиять на возникновение недопонимания в коллективе. А лучше изначально, с самого рождения быть в тесном психо-эмоциональном контакте с ребенком, чтобы потом, в более старшем возрасте не наверстывать упущенное.
Не переживайте, если у вас не получается самостоятельно решить данную проблему. Это совершенно не означает, что вы плохая мама и запустили своего ребенка. Нет, просто вы не можете повлиять на ситуацию, а значит пришло время обратиться за помощью к психологу. И в этом нет ничего постыдного: ведь вы хотите только хорошего для своего ребенка и семьи, а значит и помощь постороннего человека в данном случае – благо. Не запускайте этот момент, ведь потерять контакт с ребенком очень легко, а найти и выстроить заново – очень сложно.
/Автор фотографии: Sergey Nivens/Rusmediabank.ru/
Сплошные перемены
У первоклассника меняется его образ жизни, добавляются обязанности и ответственность. Еще вчера у дошколенка была не жизнь, а сплошные игры и забавы, все его трудности решались с помощью родителей и воспитателей. Никаких тебе домашних заданий, огромное количество свободного времени, которое можно посвятить любимым играм и мультфильмам. И да, нет никаких оценок, а значит, нет необходимости стремиться быть лучшим – все равно он самый-самый.
В тот самый момент, когда ребенок становится школьником – на него, часто не подготовленного к этому, сваливается огромный груз в виде всевозможных задач и обязанностей. Он пока еще не понимает, зачем ему нужно выполнять домашние задания, учиться и, что самое обидное, он уже не самый лучший. За право быть таковым приходиться бороться. А это часто оборачивается для малыша стрессом.
Хорошо, если в данной ситуации родители и школа будут заодно, а если нет? Первокласснику часто приходится сталкиваться с огромной нагрузкой, которая не учитывает его особенностей в развитии, уровня знаний и отношений в коллективе. И, как правило, ребенок, который не в состоянии справиться с таким грузом, вступает в конфронтацию с коллективом либо же с кем-то одним из класса.
Конфликты в коллективе
Рано или поздно наличие конфликтов у ребенка с коллективом будет заметно даже невооруженным взглядом: по настроению, желанию ходить в школу и отсутствию школьных друзей. Конфликты могут быть разными. В частности:
- конфликты с учителем. Пожалуй, это наиболее сложный вариант конфликта, ведь ребенок изначально в меньшей весовой категории против педагога. Независимо от того, кто прав, а кто виноват (а ведь учитель тоже может быть не прав), все равно ребенок будет под давлением. А если в конфликте изначально виновен ребенок, то, дорогие родители, не спешите тут же принимать меры, публично унижая своего ребенка, попутно еще оскорбляя его. Разберитесь в ситуации, выслушав обе стороны, а вот меры применяйте дома по отношению к нарушителю.
- предвзятость в отношении к ребенку со стороны педагога. Однозначно, родителям нужно будет вмешаться в данном случае. Первоначально стоит мирно поговорить с педагогом, выяснить причину такого отношения к ребенку, словом, проявить деликатность. Кто знает, может быть на этом конфликт будет исчерпан?
- конфликты с одноклассниками. Часто малыш, будучи изначально домашним ребенком, среди сверстников превращается в жертву насмешек. Он может не успевать за коллективом на уроках, его одежда не столь модная, а мобильный телефон не последней модели выпуска. Словом, он не такой, как большинство. И тут очень важно вмешаться, но вмешаться правильно. Стоит поговорить с классным руководителем, попросить пресекать травлю. А вам, как родителям, нужно найти подход к своему ребенку, выстроить такие отношения, чтобы малыш стал более уверенным в себе, понимал, что его любят и всегда помогут. Не стоит все пускать на самотек по принципу: «Сам выплывет». Зачем усугублять стрессовое состояние ребенка, да еще и способствовать формированию комплексов?
Также, причинами конфликтов могут быть и попытки отстоять свое «Я», отвоевать право развиваться по-своему, не так как все. Главная задача родителей – встать на защиту своих детей и помочь им справиться с любыми видами конфликтов. Если же вас вдруг вызвали в школу – не спешите тут же наказывать малыша или начинать выяснять отношения. Сначала выслушайте его, затем педагога и только потом принимайте решение. И снова напоминаю: все воспитательные меры дома, никаких публичных унижений.
Все идет из семьи
Вот как ни странно это прозвучит, но большинство причин конфликтов ребенка в школе формируется в семье. Именно из нее малыш берет свои первые модели для разрешения спорных вопросов и становления себя в коллективе, как личности. Можно в качестве примеров привести несколько жизненных ситуаций.
Ситуация 1. Ребенок в доме подавляется авторитарными родителями. Он уже изначально в конфликте: ему не дают возможность принимать самостоятельные решения, однако при этом требуют выполнения поставленных задач, где нужно таки проявлять ее.
От малыша требуется беспрекословное подчинение, выполнение поставленных задач, а если есть замечание – молчаливо выслушивать, не смея возразить. При всем при этом, такой ребенок одет, обут, у него есть все, что нужно, его водят на кружки или в секции. Только вот механизма самозащиты у такого ребенка уже фактически нет – он подавлен «на корню» родителями. Такой ребенок просто обречен на роль жертвы в классе.
Ситуация 2. Она фактически зеркальна той, что описана в первом примере: ребенку разрешено все. Ему все покупается по первому требованию, он ни в чем не знает отказа. В школьном коллективе такому малышу будет сложно найти общий язык со сверстниками. Однако, винить он будет других в таком конфликте, но только не себя. Дети, особенно младшего школьного возраста, решают для себя конфликты достаточно просто: они перестают общаться с неприятными им детьми. Отстраняются и все, а вряд ли к такому привык ребенок из описываемой ситуации. Родителям нужно обязательно принимать меры и менять тактику своего воспитания.
Ситуация 3. Не дают дома – возьму в школе. Речь пойдет о детях, которые дома не дополучают ласку и внимание от родителей. Вечно занятые, уставшие, издерганные родители, которые часто срывают свою неудовлетворенность жизнью на ребенке, сами того не подозревая вгоняют своего малыша в жуткий внутренний конфликт. И как результат: в коллективе это агрессивный, неуравновешенный ребенок, который может и телефон отобрать, и стукнуть одноклассника. Словом, через насилие компенсировать тепло и ласку, а также внимание, которого ему не хватает дома.
Ситуации, связанные с конфликтами в школе, могут быть разными. Не важно, какие именно, стоит обратить внимание на то, что если они участились – значит, есть повод для тревоги. Нужно пытаться войти в доверие к ребенку, говорить с ним, уделять ему еще больше внимания, чем было до этого. И попробовать повлиять на возникновение недопонимания в коллективе. А лучше изначально, с самого рождения быть в тесном психо-эмоциональном контакте с ребенком, чтобы потом, в более старшем возрасте не наверстывать упущенное.
Не переживайте, если у вас не получается самостоятельно решить данную проблему. Это совершенно не означает, что вы плохая мама и запустили своего ребенка. Нет, просто вы не можете повлиять на ситуацию, а значит пришло время обратиться за помощью к психологу. И в этом нет ничего постыдного: ведь вы хотите только хорошего для своего ребенка и семьи, а значит и помощь постороннего человека в данном случае – благо. Не запускайте этот момент, ведь потерять контакт с ребенком очень легко, а найти и выстроить заново – очень сложно.
/Автор фотографии: Sergey Nivens/Rusmediabank.ru/
Комментарии
Пора с остальным дет.садом знакомиться, а то как-то некрасиво
Посоветуйте книги, что дочери почитать...на эту тему, как ответитьь, как реагировать???
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: