Почему молчат дети?
Так иногда случается, что веселый, активный и бодрый малыш двухлетнего возраста не говорит. У него нет проблем с неврологией, а также другими видами заболеваний, так или иначе влияющих на речевой аппарат, но, тем не менее, он молчит. Наиболее распространенные версии в данном случае это:
- он как наш папа, тот тоже молчал долго, а потом сразу заговорил целыми словами/предложениями;
- да не пугайтесь вы – мальчики ленивы по природе, а потому начинают говорить позже.
Собственно, такие варианты тоже могут иметь место быть. И родители в таком случае могут либо просто не придавать большого значения или же, наоборот, чрезмерно бить в колокола, что малыш «в таком возрасте до сих пор не декламирует стихи с выражением». Давайте попробуем разобраться, на что стоит обратить внимание и как помочь ребенку начать говорить.
Каждому звуку свое время
Приблизительно к полугоду, когда малыш начинает гулить в ответ на ваше обращение к нему, издает звуки, играясь или реагируя на окружающий мир, можно говорить о подготовке к речи. Губки, небо, язычок начинают свою тренировку и готовятся произносить слоги, слова и так далее. Пока его гуление – это просто звуковые сигналы, но до первых слов осталось совсем немного. Пусть пока эмоции говорят больше, чем лепет, тем не менее, такой способ «общаться» свидетельствует о том, что развитие происходят в пределах возрастной нормы.
Совет: обращайте внимание, дорогие родители, на то, как кроха реагирует на звуки, вашу речь. То есть контролируйте его слух тоже.
Ближе к году карапуз уже имеет пассивный словарный запас (то есть он понимает обращенную к нему речь, ее смысл), в активном словаре внятно произносимые слоги «ма-ма, ба-ба, па-па» и так далее. А к двум годам уже есть в запасе два десятка слов, произносимых достаточно внятно. И как раз в этом возрасте ребенка, что называется, прорывает на общение – он начинает говорить, сначала простыми предложениями, конечно.
Совет: во избежание задержки в формировании полноценного общения удалите из своего лексикона фразу «Сколько тебе можно повторять». Почему? Потому что повторять нужно столько раз, сколько потребуется, чтобы ребенок вас понял. Чтобы такие повторы не превратились в нудные поучения – обращайте все ваши обучающие разговоры в игру. Используйте для этого любимую игрушку ребенка.
Если есть сомнения
В том случае, если все же у вас есть сомнения, почему же малыш молчит, тогда начните с проверки слуха. Согласитесь, что нарушение в работе слухового аппарата никак не способствует развитию речи, поскольку кроха не может нормально различать слова и звуки, а значит и повторить не может. После проверки слуха, при наличии проблем с речью, стоит поискать хорошего логопеда. На консультации специалист проверит, в каком состоянии у ребенка находится речевой мышечный аппарат.
Если будет необходимость, то логопед порекомендует вам комплекс упражнений, выполняя которые укрепятся мышцы щечек, языка, челюсти и гортани. Такое ослабление мышц может быть у малышей, которые недолго находились на грудном вскармливании или же не научились жевать твердую пищу.
После проверки выяснилось, что у ребенка с речевым аппаратом и его мышцами все в порядке? Тогда вам понадобится консультация у невролога. Стоит еще проанализировать, достаточно ли малышу общения с вами? Может быть, вы мало общаетесь, и кроха слышит недостаточно речи?
Психологические причины молчания
Помимо того, что у ребенка могут быть проблемы с мышцами речевого аппарата, также его молчание может быть связано с психологическими моментами. Давайте более подробно остановимся на этом.
- Если вы будете намеренно коверкать обращенную речь к малышу по типу сюсюканья, то не ждите от него правильного произношения. Больше этим страдают бабушки, выражая тем самым свое умиление и безграничную любовь к малышу. Старайтесь избегать подобную манеру общения.
- Не ругайте ребенка, если он что-то произносит неправильно, а тем более не высмеивайте это. Не забывайте о том, что каждому возрасту присущи свои возможности, и перепрыгнуть через голову самого себя он не сможет. Испытывая стресс от такого давления, кроха найдет один-единственный способ защиты – молчать.
- Если мама по каким-то причинам испытывает стресс, она подавлена и расстроена все время, не проявляет интереса к общению со своим ребеночком, хмурая и расстроенная – теряется желание общаться. Малышу жизненно необходимо общение, объятия, контакт – без него развитие крохи будет замедленным.
- Семьи – билингвы. Когда в семье родители – носители разных языков, то не исключено, что ребенок начнет говорить позже. В частности, если оба родителя будут общаться то на одном, то на другом языке. В таком случае крохе сложно усваивать языки. Лучше будет, если каждый родитель будет говорить на своем языке, находясь рядом с ребенком. Существуют рекомендации по обучению второму языку в возрасте от 5 лет, а до этого лучше общаться с ним на одном языке. В таком случае он научится говорить на двух языках без акцента и грамотно.
- Ребенок находится в состоянии стресса из-за постоянных ссор родителей. От нахождения в постоянной негативной обстановке даже цветы вянут и погибают, а что уже говорить о малышах, которые нуждаются в любви и ласке, а вместо этого пребывают в обстановке ссор, ругани и постоянных разборок? Интуитивно такой ребенок будет стараться прятаться, чтобы его меньше слышали и видели. О каком развитии речи может быть речь?
- Если родители – гиперзаботливы и предупредительны. В желании помочь своему крохе молодые мамы и папы часто перегибают палку и стараются облегчить и предугадать любое действие малыша. В таком случае ребенок просто не испытывает потребность стараться что-то делать. Зачем? Мама с папой итак все сделают. Это касается и развития речи: для чего стараться учиться говорить, если родители все равно поймут?
- Отдельным пунктом можно выделить момент того, что мама может, совершенно из добрых побуждений, спровоцировать у ребенка обратную реакцию. Имеется ввиду желание объяснять все доступно, буквально каждое действие и событие сопровождать длинными сопроводительными комментариями, буквально не оставляя малышу ни малейшего шанса «вставить» свое слово.
- Общение с ребенком заменяется интерактивными игрушками и гаджетами. Да, дети очень быстро понимают, на какую кнопочку нажать и как включить мультфильм или игру. Но! Живого общения у него при этом нет. Ребенок молчит, активный словарный запас не пополняется.
Как помочь ребенку?
Изначально стоит понять, что самый важный фактор для развития речи у крохи – это полноценное общение без коверканий и сюсюканий, а также массивного использования уменьшительно-ласкательных слов по типу: кошечка, собачечка, печенюшечки, чаечек и тому подобное. Украшайте свою речь эмоциями, вкладывайте всю свою любовь и душу в слова, проявляйте терпение – он только учится делать то, что вы уже столько лет делаете. Общайтесь, рассказывайте и комментируйте происходящее вокруг, но не забывайте обращаться к нему, чтобы он чувствовал себя полноценным участником беседы.
Игры, чтение, песни и общение – все это идет исключительно только на пользу развитию ребенка и формированию его словарного запаса, как активного, так пассивного. Не игнорируйте упражнения и игры для развития мелкой моторики – чем лучше она будет развита, тем легче будет происходить момент обучения речи.
/Автор фотографии: yanlev/Rusmediabank.ru/
- он как наш папа, тот тоже молчал долго, а потом сразу заговорил целыми словами/предложениями;
- да не пугайтесь вы – мальчики ленивы по природе, а потому начинают говорить позже.
Собственно, такие варианты тоже могут иметь место быть. И родители в таком случае могут либо просто не придавать большого значения или же, наоборот, чрезмерно бить в колокола, что малыш «в таком возрасте до сих пор не декламирует стихи с выражением». Давайте попробуем разобраться, на что стоит обратить внимание и как помочь ребенку начать говорить.
Каждому звуку свое время
Приблизительно к полугоду, когда малыш начинает гулить в ответ на ваше обращение к нему, издает звуки, играясь или реагируя на окружающий мир, можно говорить о подготовке к речи. Губки, небо, язычок начинают свою тренировку и готовятся произносить слоги, слова и так далее. Пока его гуление – это просто звуковые сигналы, но до первых слов осталось совсем немного. Пусть пока эмоции говорят больше, чем лепет, тем не менее, такой способ «общаться» свидетельствует о том, что развитие происходят в пределах возрастной нормы.
Совет: обращайте внимание, дорогие родители, на то, как кроха реагирует на звуки, вашу речь. То есть контролируйте его слух тоже.
Ближе к году карапуз уже имеет пассивный словарный запас (то есть он понимает обращенную к нему речь, ее смысл), в активном словаре внятно произносимые слоги «ма-ма, ба-ба, па-па» и так далее. А к двум годам уже есть в запасе два десятка слов, произносимых достаточно внятно. И как раз в этом возрасте ребенка, что называется, прорывает на общение – он начинает говорить, сначала простыми предложениями, конечно.
Совет: во избежание задержки в формировании полноценного общения удалите из своего лексикона фразу «Сколько тебе можно повторять». Почему? Потому что повторять нужно столько раз, сколько потребуется, чтобы ребенок вас понял. Чтобы такие повторы не превратились в нудные поучения – обращайте все ваши обучающие разговоры в игру. Используйте для этого любимую игрушку ребенка.
Если есть сомнения
В том случае, если все же у вас есть сомнения, почему же малыш молчит, тогда начните с проверки слуха. Согласитесь, что нарушение в работе слухового аппарата никак не способствует развитию речи, поскольку кроха не может нормально различать слова и звуки, а значит и повторить не может. После проверки слуха, при наличии проблем с речью, стоит поискать хорошего логопеда. На консультации специалист проверит, в каком состоянии у ребенка находится речевой мышечный аппарат.
Если будет необходимость, то логопед порекомендует вам комплекс упражнений, выполняя которые укрепятся мышцы щечек, языка, челюсти и гортани. Такое ослабление мышц может быть у малышей, которые недолго находились на грудном вскармливании или же не научились жевать твердую пищу.
После проверки выяснилось, что у ребенка с речевым аппаратом и его мышцами все в порядке? Тогда вам понадобится консультация у невролога. Стоит еще проанализировать, достаточно ли малышу общения с вами? Может быть, вы мало общаетесь, и кроха слышит недостаточно речи?
Психологические причины молчания
Помимо того, что у ребенка могут быть проблемы с мышцами речевого аппарата, также его молчание может быть связано с психологическими моментами. Давайте более подробно остановимся на этом.
- Если вы будете намеренно коверкать обращенную речь к малышу по типу сюсюканья, то не ждите от него правильного произношения. Больше этим страдают бабушки, выражая тем самым свое умиление и безграничную любовь к малышу. Старайтесь избегать подобную манеру общения.
- Не ругайте ребенка, если он что-то произносит неправильно, а тем более не высмеивайте это. Не забывайте о том, что каждому возрасту присущи свои возможности, и перепрыгнуть через голову самого себя он не сможет. Испытывая стресс от такого давления, кроха найдет один-единственный способ защиты – молчать.
- Если мама по каким-то причинам испытывает стресс, она подавлена и расстроена все время, не проявляет интереса к общению со своим ребеночком, хмурая и расстроенная – теряется желание общаться. Малышу жизненно необходимо общение, объятия, контакт – без него развитие крохи будет замедленным.
- Семьи – билингвы. Когда в семье родители – носители разных языков, то не исключено, что ребенок начнет говорить позже. В частности, если оба родителя будут общаться то на одном, то на другом языке. В таком случае крохе сложно усваивать языки. Лучше будет, если каждый родитель будет говорить на своем языке, находясь рядом с ребенком. Существуют рекомендации по обучению второму языку в возрасте от 5 лет, а до этого лучше общаться с ним на одном языке. В таком случае он научится говорить на двух языках без акцента и грамотно.
- Ребенок находится в состоянии стресса из-за постоянных ссор родителей. От нахождения в постоянной негативной обстановке даже цветы вянут и погибают, а что уже говорить о малышах, которые нуждаются в любви и ласке, а вместо этого пребывают в обстановке ссор, ругани и постоянных разборок? Интуитивно такой ребенок будет стараться прятаться, чтобы его меньше слышали и видели. О каком развитии речи может быть речь?
- Если родители – гиперзаботливы и предупредительны. В желании помочь своему крохе молодые мамы и папы часто перегибают палку и стараются облегчить и предугадать любое действие малыша. В таком случае ребенок просто не испытывает потребность стараться что-то делать. Зачем? Мама с папой итак все сделают. Это касается и развития речи: для чего стараться учиться говорить, если родители все равно поймут?
- Отдельным пунктом можно выделить момент того, что мама может, совершенно из добрых побуждений, спровоцировать у ребенка обратную реакцию. Имеется ввиду желание объяснять все доступно, буквально каждое действие и событие сопровождать длинными сопроводительными комментариями, буквально не оставляя малышу ни малейшего шанса «вставить» свое слово.
- Общение с ребенком заменяется интерактивными игрушками и гаджетами. Да, дети очень быстро понимают, на какую кнопочку нажать и как включить мультфильм или игру. Но! Живого общения у него при этом нет. Ребенок молчит, активный словарный запас не пополняется.
Как помочь ребенку?
Изначально стоит понять, что самый важный фактор для развития речи у крохи – это полноценное общение без коверканий и сюсюканий, а также массивного использования уменьшительно-ласкательных слов по типу: кошечка, собачечка, печенюшечки, чаечек и тому подобное. Украшайте свою речь эмоциями, вкладывайте всю свою любовь и душу в слова, проявляйте терпение – он только учится делать то, что вы уже столько лет делаете. Общайтесь, рассказывайте и комментируйте происходящее вокруг, но не забывайте обращаться к нему, чтобы он чувствовал себя полноценным участником беседы.
Игры, чтение, песни и общение – все это идет исключительно только на пользу развитию ребенка и формированию его словарного запаса, как активного, так пассивного. Не игнорируйте упражнения и игры для развития мелкой моторики – чем лучше она будет развита, тем легче будет происходить момент обучения речи.
/Автор фотографии: yanlev/Rusmediabank.ru/
Комментарии
↑ Перейти к этому комментарию
У дочи задержка речи в ее 2,6, и говорить она стала только после логопеда, а школы раннего развития, домашние задания не продвигали ее не на шаг.
Может лучше перебдеть чем не добдеть?
Спросите у любой мамы с ребенок, который не говорит по мед показаниям, хотела бы она ранее получать лечения и знать что к чему. С любой страны! У некоторых борьба за слово не год, не месяц и не день занимает. А сколько я знаю мам, у которых дети в 7-9 лет говорят как 3-4 летний, их много....
Моя знает алфавит и цифры, пару цветок и не говорит мама, или не называет вещи которые она просит
Ранее диагностирование не плохо!
Ну и про туалет, я не против Памперсов, но тем не менее, два уже отличный возраст чтоб и на горшок ходить, и руки мыть тоже.
Да, все детки разные, но процент перерастания каких то вещей с каждым годом уменьшается без специалистов.
При всем при том, я не вешаю ответственность за речь ребенка на врачей. Они видят ее раз в неделю, а я занимаюсь ей 7 дней в неделю без выходных, только если мы не выезжаем на природу или болеем. Меня врачи хвалят, что я следую их рекомендациям.
Так что пройти врачей я советую, всеми руками и ногами. Каждой маме с ребенком от 2 лет, у кого ребенок говорит 20-25 слов. А что там делать далее- решать родителям самим.
каждый ребёнок индивидуален,мы иногда слишком много хотим от них
Из чего вытекает, как я понимаю, топать по врачам смысла нет.
Вот я и спрашиваю, когда самое время, по вашему мнению
Я пошла в 2,3 и считаю, что очень поздно.
Хочу знать цифры, в 5 поздно, так когда же самое время? Или забыть и ждать, или что делать?
Не о своих мерках спрашиваю....
Но я вам по секрету скажу, мамы которым в 3 поставили диагноз, локоть хотят укусить, и вернуть время, только не получается.
А так, даже многие тяжелые заболевания могут не выявиться в анализах, не написаны на лице, не имеют внешних признаков ярко выраженных.
Я не переубеждаю, делюсь
Успехов вам и детю вашему, и конечно здоровья
но отправлять двух летнего ребёнка к психологу и неврологу,я считаю перебор!
Врач может предполагать все что угодно. А специалист видит четко.
Тут смотря как смотреть, если жалко времени и средств - пожалуйста, ждите, если нет, то лучше сходите, спокойней же будет.
Это мое мнение.
Плюс, если ребенку нет необходимости проходить все обследование, то врач посмотрит либо отпустить, либо даст рекомендации, что не есть плохо. Ну а если есть подозрение- самое лучшее время для диагностики.
Никто же не хочет рак на последней стадии у себя выявить, почему же с детьми надо ждать? Просто год это очень много для ребенка страдающего чем либо. Вы может тут и спорите, так как у вас все хорошо, тьфу тьфу тьфу, только это не значит что всем так везет и не значит что надо ждать.
МОЖЕТ! Ключевое слово! И если вам не назначили психолога или другого специалиста, значит не только ваш врач, но и другие спецы у кого вы консультировались НЕ НАШЛИ ПОВОДА
А если ПОДРУГЕ назначили психолога, невролога, окулиста, аудиолога, то это не бред и не глупость, а ВОЗМОЖНО необходимость по ПОКАЗАНИЯМ. Ибо подозрения лучше подтвердить или опровергнуть. И ждать для этого 3х лично я считаю глупым
Потому что в 3 уже поздно и потом самой тяжелее
Каждый останется при своём мнение,то что думаю по этому поводу,я уже Вам написала выше.
У меня мнение что вы не читаете что вам пишут и вы идете по кругу
↑ Перейти к этому комментарию
Или сросшаяся уздечка языка? У меня брат двоюродный из-за этого долго не говорил, а сейчас говорит немного непонятно.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Потом я заговорила на полгода. А в 3,5 меня в игре испугал двоюродный брак и я опять замолчала ещё на полгода. В итоге разговорилась к 4 с мелким. Доходило до того, что я читать умела (меня мама рано научила), но так молчала.
Зато теперь разговорилась
↑ Перейти к этому комментарию
У нас старший заговорил очень поздно, в 2,9, думали, что из-за того, что два языка постоянно слышит. Мы к неврологу обращались, ему года 2 было - ответ был, речь понимает? пассивный словарный запас есть? тогда ждите до 3-х должен заговорить. А вот средний научился от него, он в 1,7 говорил практически так же, как старший в 2,9, по сути, они одновременно постигали речь.
жду, что мне дочь приготовит в плане речи.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: