Ручки малышей: полезные упражнения
Мы с вами продолжаем обсуждение вопросов, связанных с развитием ручек малыша и его психо-эмоциональной сферы в связи с развитием крупной и мелкой моторики рук. Именно детская рука является основным познавательным элементом в раннем развитии детей, за счет действий руками ребенок активно изучает мир и стимулирует особые зоны на пальчиках, которые посылают импульсы в кору головного мозга и дают развитие ассоциативных связей. Развитие происходит поэтапно и последовательно, и нужно знать, каким образом помочь малышу в развитии на тех или иных этапах развития.
После полугода
Постепенно, после примерно шести месяцев, активно развиваются различные движения руками – это и общие движения, а параллельно с ними происходит развитие мелкой моторики, ребенок формирует движения руками в виде размахиваний руками и всеми предметами, которые в них лежат, а по мере обучения данным действиям, спустя несколько недель ребенок будет стучать предметами или извлекать различные звуки разными предметами. В этом периоде нужно предоставить ребенку возможности для получения разного рода тактильных ощущений от разных поверхностей и фактур, а также дать возможности для совершенствования мышц в области кисти. Далеко не всегда это должны быть только игрушки, пусть будут даже предметы быта, различные мелочи – крышки от жестяных баночек и сами баночки, пластмассовые крышки от бутылок и баночек из-под кремов, шелковые и хлопковые платочки, куски поролона, бусики (крупные и с прочными нитками), баночки, бутылочки. Эти предметы можно перебирать, катать, греметь ими, бусики можно надевать на запястье и снимать, платочки можно связать между собой. Это будет давать ребенку новые ощущения с пальцев и пищу для размышлений о том, какие еще действия можно совершать с предметами.
Умелые пальчики – развитие речи
Для того, чтобы ребенок вполне нормально развивался психически, крайне важно будет то, насколько умело он будет управлять движениями своих ручек. За счет развития центральной нервной системы малыш уже может соотносить те вещи, которые он слышит и видит со своими направлением и траекторией движений руками. И постоянное совершенствование таких движений руками, особенно движениями кисти, активно ускоряет развитие областей речевого центра в головном мозге, то есть – развитие рук и мелкой моторики помогает в освоении навыков речи. Процесс полноценного развития движений руками в период раннего возраста – это один из самых важных элементов в процессе совершенствования мыслительного процесса. Это обусловлено тем, что проекционная площадь от рецепторов рук будет занимать примерно от 60 до 80% от общей площади всей поверхности коры головного мозга. Самыми обширными из этих зон в коре являются области, которые связаны с движениями кисти и с большим пальцем рук. При длительных исследованиях сотрудниками Института физиологии подростков и детей при Академии педагогических наук было установлено, что общий уровень развития речи детей практически напрямую зависит от того, насколько активно и полноценно сформированы тонкие движения в области пальцев ручек (мелкая моторика). Хотя в нашем детстве наши прабабушки и бабушки не знали о данных этих исследований, но на уровне подсознания и интуиции возникали специальные игры для младенцев – пальчиковые, всем известные потешки «Сорока-ворона», игры в ладушки, песенки про пальчики – «мальчик-пальчик, где ты был». С тех пор данные игры активно входят в методики раннего развития малышей и показали себя очень полезными и увлекательными, ведь это не только развитие рук, но и еще и тесный контакт малыша с матерью и стимуляция практически всех органов чувств – зрения, слуха, осязания.
Как проводить занятия?
В этом возрасте внимание детей рассеяно, и все занятия должны быть веселыми и увлекательными, чтобы малышу было интересно играть с вами. Все свои действия нужно сопровождать улыбками и веселыми разговорами, ласковыми словами. Физиологами рекомендуется активное стимулирование речевого развития у малышей с раннего возраста при помощи систематических тренировок путем проведения разнообразных движений пальчиками на руках. С возраста примерно шести-семи месяцев нужно регулярно заниматься ежедневными процедурами массажа кистей рук и каждого пальчика, каждой фаланги на пальчиках – их нужно активно поглаживать и разминать на протяжении двух-трех минут каждый.
К возрасту десяти месяцев можно показать вашему малышу уже и активные упражнения для всех пальчиков на руках с развитием достаточной амплитуды движений. Можно давать ребенку катать в пальчиках деревянные шарики или колечки различного диаметра и размера, можно под строгим вашим присмотром давать ребенку разминать шарики из соленого теплого теста, пробовать играть и разминать шарики из нетоксичных видов пластилина специально для малышей (внимательно читайте маркировку пластилина на упаковке). Можно заниматься строительством башенок из конструктора разного размера и формы, можно пробовать собирать двух- или трех-предметные пирамидки, можно дать ребенку перекладывать из одной коробочки в другую палочки или не наточенные карандаши, крупные пуговицы или бусинки. Такие простые игры или упражнения для пальчиков и развития мелкой моторики будут не только благотворно влиять на формирование в будущем правильной речи, но и могут также активно подготавливать ребенка к процессу рисования, и в дальнейшем, письма.
При систематических занятиях с ребенком его пальчики и кисти постепенно приобретают отличную подвижность, пропадает скованность в движениях и формируется гибкость, и маленькие ручки вашего крохи постоянно открывают для себя все новое и новое, развиваются и становятся все более умелыми. Руки это не просто конечности, это одни из самых совершенных инструментов человека, одни из важнейших органов чувств и незаменимые помощники ребенка в его развитии. В каждом возрастном этапе ручки малыша должны осваивать определенные навыки, и я приведу вам основные данные, по которым можно примерно сверяться в развитии:
- до полутора-двух месяцев движения рук ребенка хаотичны, не имеют особенной направленности;
- в три месяца ребенок, который лежит на спине, может подносить руки ко рту;
- также в три месяца ребенок может захватывать ручками предмет, который касается пальчиков или ладони;
- в три месяца ребенок может смотреть за движениями своих рук;
- в три с половиной месяца кисти окончательно раскрываются, малыш может тянуться обеими или одной рукой к предметам;
- в четыре с половиной месяца, при лежании на спине, может хватать игрушку одной рукой и удерживать ее;
- в возрасте около полугода ребенок перекладывает предметы из одной ручки в другую;
- в возрасте восьми месяцев малыш может вращать кистью вместе со взятой в нее игрушкой;
- к девяти месяцам малыш умеет активно хлопать в ладошки;
- с 10 месяцев ребенок может захватывать мелкие предметы двумя пальцами – большим пальцем и указательным;
- с года малыш берет мелкие предметы кончиками пальцев – с помощью большого и указательного, очень прицельно и точно, крепко удерживает их в руке.
Игры для развития моторики
Помимо проведения массажа пальчиков и ладошки, игры в ладушки и сороку-ворону, для развития мелкой и крупной моторики малыша существует масса полезных и увлекательных игр. Попробуем с вами выбрать основные и самые забавные и полезные для ручек развлечения:
- с семи месяцев под строгим присмотром родителей можно давать ребенку в руки несколько листов бумаги разной фактуры; - пусть он их мнет, рвет, щупает и швыряет. Это забавное увлечение, бумага издает звуки и тренирует пальчики;
- с года можно давать ребенку ненужные журналы и показывать, как можно перелистывать у них странички;
- с восьми месяцев можно надевать на себе шею яркие крупные бусы с прочной нитью и давать малышу их перебирать, держа его на своих руках. Желательно, чтобы бусины были разных размеров и фактуры, сегодня такие бусы для игр детей делают многие мастера рукоделия;
- можно давать ребенку особые стаканчики-вкладыши, которые имеют разные размеры и собираются в пирамидку или вкладываются один в другой;
- с годовалого возраста под строгим вашим присмотром можно давать ребенку разные крупы и макароны, насыпав их в глубокие миски и разрешив ребенку запускать в них руки. Для интереса можно также спрятать внутри крупы несколько небольших игрушек;
- можно дать ребенку баночки и попросить ребенка перекладывать фасоль или макароны из тарелки в банку пальчиками;
- сегодня в продаже имеется специальный песок для рисования и специальные столы и подносы для него. Рисуйте на нем вместе с ребенком, проводите разные эксперименты, собирайте песок горкой или распределяйте по всей поверхности. Есть специальный песок для лепки, он держит форму и хорошо выкладывается формочками;
- положите в баночки с крышками несколько горошин или фасолин, дайте ребенку позвенеть этими баночками, насыпьте крупу в плотные мешочки и дайте ребенку их в руки, чтобы он мял эти мешочки.
После полугода
Постепенно, после примерно шести месяцев, активно развиваются различные движения руками – это и общие движения, а параллельно с ними происходит развитие мелкой моторики, ребенок формирует движения руками в виде размахиваний руками и всеми предметами, которые в них лежат, а по мере обучения данным действиям, спустя несколько недель ребенок будет стучать предметами или извлекать различные звуки разными предметами. В этом периоде нужно предоставить ребенку возможности для получения разного рода тактильных ощущений от разных поверхностей и фактур, а также дать возможности для совершенствования мышц в области кисти. Далеко не всегда это должны быть только игрушки, пусть будут даже предметы быта, различные мелочи – крышки от жестяных баночек и сами баночки, пластмассовые крышки от бутылок и баночек из-под кремов, шелковые и хлопковые платочки, куски поролона, бусики (крупные и с прочными нитками), баночки, бутылочки. Эти предметы можно перебирать, катать, греметь ими, бусики можно надевать на запястье и снимать, платочки можно связать между собой. Это будет давать ребенку новые ощущения с пальцев и пищу для размышлений о том, какие еще действия можно совершать с предметами.
Умелые пальчики – развитие речи
Для того, чтобы ребенок вполне нормально развивался психически, крайне важно будет то, насколько умело он будет управлять движениями своих ручек. За счет развития центральной нервной системы малыш уже может соотносить те вещи, которые он слышит и видит со своими направлением и траекторией движений руками. И постоянное совершенствование таких движений руками, особенно движениями кисти, активно ускоряет развитие областей речевого центра в головном мозге, то есть – развитие рук и мелкой моторики помогает в освоении навыков речи. Процесс полноценного развития движений руками в период раннего возраста – это один из самых важных элементов в процессе совершенствования мыслительного процесса. Это обусловлено тем, что проекционная площадь от рецепторов рук будет занимать примерно от 60 до 80% от общей площади всей поверхности коры головного мозга. Самыми обширными из этих зон в коре являются области, которые связаны с движениями кисти и с большим пальцем рук. При длительных исследованиях сотрудниками Института физиологии подростков и детей при Академии педагогических наук было установлено, что общий уровень развития речи детей практически напрямую зависит от того, насколько активно и полноценно сформированы тонкие движения в области пальцев ручек (мелкая моторика). Хотя в нашем детстве наши прабабушки и бабушки не знали о данных этих исследований, но на уровне подсознания и интуиции возникали специальные игры для младенцев – пальчиковые, всем известные потешки «Сорока-ворона», игры в ладушки, песенки про пальчики – «мальчик-пальчик, где ты был». С тех пор данные игры активно входят в методики раннего развития малышей и показали себя очень полезными и увлекательными, ведь это не только развитие рук, но и еще и тесный контакт малыша с матерью и стимуляция практически всех органов чувств – зрения, слуха, осязания.
Как проводить занятия?
В этом возрасте внимание детей рассеяно, и все занятия должны быть веселыми и увлекательными, чтобы малышу было интересно играть с вами. Все свои действия нужно сопровождать улыбками и веселыми разговорами, ласковыми словами. Физиологами рекомендуется активное стимулирование речевого развития у малышей с раннего возраста при помощи систематических тренировок путем проведения разнообразных движений пальчиками на руках. С возраста примерно шести-семи месяцев нужно регулярно заниматься ежедневными процедурами массажа кистей рук и каждого пальчика, каждой фаланги на пальчиках – их нужно активно поглаживать и разминать на протяжении двух-трех минут каждый.
К возрасту десяти месяцев можно показать вашему малышу уже и активные упражнения для всех пальчиков на руках с развитием достаточной амплитуды движений. Можно давать ребенку катать в пальчиках деревянные шарики или колечки различного диаметра и размера, можно под строгим вашим присмотром давать ребенку разминать шарики из соленого теплого теста, пробовать играть и разминать шарики из нетоксичных видов пластилина специально для малышей (внимательно читайте маркировку пластилина на упаковке). Можно заниматься строительством башенок из конструктора разного размера и формы, можно пробовать собирать двух- или трех-предметные пирамидки, можно дать ребенку перекладывать из одной коробочки в другую палочки или не наточенные карандаши, крупные пуговицы или бусинки. Такие простые игры или упражнения для пальчиков и развития мелкой моторики будут не только благотворно влиять на формирование в будущем правильной речи, но и могут также активно подготавливать ребенка к процессу рисования, и в дальнейшем, письма.
При систематических занятиях с ребенком его пальчики и кисти постепенно приобретают отличную подвижность, пропадает скованность в движениях и формируется гибкость, и маленькие ручки вашего крохи постоянно открывают для себя все новое и новое, развиваются и становятся все более умелыми. Руки это не просто конечности, это одни из самых совершенных инструментов человека, одни из важнейших органов чувств и незаменимые помощники ребенка в его развитии. В каждом возрастном этапе ручки малыша должны осваивать определенные навыки, и я приведу вам основные данные, по которым можно примерно сверяться в развитии:
- до полутора-двух месяцев движения рук ребенка хаотичны, не имеют особенной направленности;
- в три месяца ребенок, который лежит на спине, может подносить руки ко рту;
- также в три месяца ребенок может захватывать ручками предмет, который касается пальчиков или ладони;
- в три месяца ребенок может смотреть за движениями своих рук;
- в три с половиной месяца кисти окончательно раскрываются, малыш может тянуться обеими или одной рукой к предметам;
- в четыре с половиной месяца, при лежании на спине, может хватать игрушку одной рукой и удерживать ее;
- в возрасте около полугода ребенок перекладывает предметы из одной ручки в другую;
- в возрасте восьми месяцев малыш может вращать кистью вместе со взятой в нее игрушкой;
- к девяти месяцам малыш умеет активно хлопать в ладошки;
- с 10 месяцев ребенок может захватывать мелкие предметы двумя пальцами – большим пальцем и указательным;
- с года малыш берет мелкие предметы кончиками пальцев – с помощью большого и указательного, очень прицельно и точно, крепко удерживает их в руке.
Игры для развития моторики
Помимо проведения массажа пальчиков и ладошки, игры в ладушки и сороку-ворону, для развития мелкой и крупной моторики малыша существует масса полезных и увлекательных игр. Попробуем с вами выбрать основные и самые забавные и полезные для ручек развлечения:
- с семи месяцев под строгим присмотром родителей можно давать ребенку в руки несколько листов бумаги разной фактуры; - пусть он их мнет, рвет, щупает и швыряет. Это забавное увлечение, бумага издает звуки и тренирует пальчики;
- с года можно давать ребенку ненужные журналы и показывать, как можно перелистывать у них странички;
- с восьми месяцев можно надевать на себе шею яркие крупные бусы с прочной нитью и давать малышу их перебирать, держа его на своих руках. Желательно, чтобы бусины были разных размеров и фактуры, сегодня такие бусы для игр детей делают многие мастера рукоделия;
- можно давать ребенку особые стаканчики-вкладыши, которые имеют разные размеры и собираются в пирамидку или вкладываются один в другой;
- с годовалого возраста под строгим вашим присмотром можно давать ребенку разные крупы и макароны, насыпав их в глубокие миски и разрешив ребенку запускать в них руки. Для интереса можно также спрятать внутри крупы несколько небольших игрушек;
- можно дать ребенку баночки и попросить ребенка перекладывать фасоль или макароны из тарелки в банку пальчиками;
- сегодня в продаже имеется специальный песок для рисования и специальные столы и подносы для него. Рисуйте на нем вместе с ребенком, проводите разные эксперименты, собирайте песок горкой или распределяйте по всей поверхности. Есть специальный песок для лепки, он держит форму и хорошо выкладывается формочками;
- положите в баночки с крышками несколько горошин или фасолин, дайте ребенку позвенеть этими баночками, насыпьте крупу в плотные мешочки и дайте ребенку их в руки, чтобы он мял эти мешочки.
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: