Нервные срывы у детей - разбор причин и обстоятельств
Мы продолжаем тему нервных срывов и проблем с нервной системой у детей в раннем и дошкольном возрасте. Малыши очень остро реагируют на внешние и внутренние факторы, на изменение психологической обстановки вокруг ребенка, что может вылиться в острые или хронические нервные болезни. Поэтому, продолжим обсуждение факторов, которые могут вызывать у детей срывы и истерики и когда нужно обращаться к врачам из-за истерики.
Что может приводить к срывам у дошкольников?
К основным факторам может относиться острый и очень неожиданный испуг ребенка, длительные и тяжелые психотравмирующие ситуации, которые могут постепенно вызывать сильный стресс, приводящий в дальнейшем к ошибке нормальных нервных процессов и как результат, к нервному срыву. Такими психотравмирующими факторами могут стать неблагоприятные отношения внутри семьи, ссоры и конфликты, разные подходы к воспитанию ребенка в семье со стороны отца и матери, или родителей и родных. К примеру, если отец очень строгий в плане воспитания, может наказывать малыша по пустякам, а мама при этом ласкает малыша и во всем уступает его требованиям, и при всем этом родители даже в присутствии самого ребенка пускаются в споры о методах воспитания – дело плохо.
Отец может отменять при этом решения матери, отменяет ее обещания, в то время как мама, тайно от самого папы, разрешает ребенку отступить от запретов отца, и не выполнять его требований и указаний. Как результат – родительские слова и действия вступают в голове ребенка в противоречия, и у него формируется ошибка в его нервных процессах. Кроме того, при таком поведении обоих родителей, у малыша пропадает также ощущение уверенности в авторитете родителей и чувство защищенности ими. Кстати, противоречия могут возникать и при воспитании родителями в одной плоскости и строгости, а бабушками-дедушкам в другой – занеженности и заласканности, вседозволенности.
Как же не допускать подобных проблем?
Естественно, всех родителей будет волновать вопрос о том, как же предупредить нервные срывы у детей в дошкольном возрасте? Что нужно и чего не нужно делать родителям? Важно помнить, что при неправильном применении приемов воспитания детей, у них могут формироваться совершенно нежелательные для вас черты характера и даже дурные привычки. Перед родителями и родственниками, которые занимаются воспитанием малыша, стоит серьезная задача по привитию детям стремления к хорошим поступкам и формированию качеств, которые будут необходимы для существования и взаимодействия в коллективе – как детском, так и в обществе взрослых.
Кроме того, стоит еще и позаботиться о том (и об этом многие родители могут часто забывать), чтобы вы могли вырастить ребенка со стойкой и уравновешенной психикой, с достаточно сильной и подвижной нервной системой, готового к преодолению трудностей на своем пути. Тогда ребенок сможет вполне нормально адаптироваться во взрослой уже жизни. Важно помнить, что забота о нервной системе и ее крепости начинается с самых первых дней жизни крохи. Естественно, не последнюю роль здесь играют полноценный режим дня и здоровое питание, проведение всех необходимых гигиенических процедур. Это все родители и так знают, и по возможности строго выполняют. Но вот приемы правильного воспитания детей, идущие в ногу с физиологией малышей, известны далеко не всем родителям, и именно они помогают в формировании здоровой психики и полноценной личности.
Опять же, для большего понимания сути я приведу вам примеры из обычной жизни.
В поезде дальнего следования едут с другими пассажирами семейная пара с ребенком Сережей К, 7 лет, которого всю дорогу родители постоянно пытаются воспитывать. Он периодически получает от них подзатыльники или шлепки, практически при каждом его действии или реплике, они раздаются по незначительным поводам – «громко болтает», «не сидит на месте», «лезет не в свое дело» и т.д. Остальным людям в купе уже сложно предугадать, за что Сережа в следующий раз получит оплеуху, и ребенок, судя по всему, вполне привык к подобному обращению. Он не плачет при каждом подзатыльнике, при этом вел себя возбужденно и достаточно диковато, постоянно суетился. Ребенок постоянно срывался на крик и носился по всему вагону, толкал других пассажиров и все хватал и трогал, чуть не сорвал в итоге стоп-кран. Естественно, он постоянно получал за это от родителей подзатрещины. Хотя его одергивали и в тех случаях, когда он производил и вполне нормальные действия. При этом в общении с другими людьми мальчик развитый и неглупый, любознательный, но вот психические его функции уже нарушены.
Попробуем разобрать пример, и выяснить, что приводило ребенка в такое возбужденное состояние и руководило его действиями? Прежде всего, это противоречивые действия родителей, которые приводили к формированию буквально «каши в голове» или ошибке его нервных процессов. Ребенок получал от одного из родителей распоряжение, при этом, другой мог за это тут же его наказать или отвесить подзатыльник. Родители были суровы и жестоки, непоследовательны. Это привело к беспорядочности в работе его нервной системы. Кроме того, болевые раздражители и чувство страха перед наказанием и болью не менее негативно влияет на процессы формирования поведения. Отсюда и такой итог, и такое поведение – оно в том числе и протестное, хотя и подсознательно. Важно помнить – воспитание в страхе и боли негативно влияет на психику, нужно применять более гуманные и продуманные методы воспитания. Известные психиатры отмечают связь между жестоким воспитанием в раннем возрасте и частотой формирования различных отклонений во взрослом уже состоянии, девиантным поведением в подростковом периоде.
Есть и другие примеры, вполне правильного и адекватного поведения родителей.
Маша У, 3 года, видя в садике как другие дети закатывают истерики своим родителям, попросила у мамы куклу. Мама отказалась ее покупать, сославшись на отсутствие в данный момент денег. Маша упала на пол и стала колотить ногами-руками. Мама при этом спокойно стояла и наблюдала за ребенком. Маша не унималась и кричала и ревела пуще прежнего, что не очень полезно для нервной системы. Мама сказала ей:
- у тебя новое красивое и так тобой любимое платье, ты его испачкаешь, возьми газетку, подстели ее под себя, и потом продолжай, но уже на газетке.
Девочка перестала кричать и рыдать, поднялась, взяла газетку и расстелила ее себе, но пока она проделывала все эти действия, она уже и позабыла, по какому поводу устроила скандал. Она спокойно полежала минуты две на газете без слез и битья руками, потом встала и спокойно занялась своими делами. С этих пор Маше всегда предлагалось взять газету перед тем, как начать капризничать и падать на пол, и пока она ходила за газетой и стелила ее, капризы и истерики сами по себе сходили на нет.
Эти два примера были приведены для того, чтобы показать, что спокойное и ровное поведение родителей, правильные приемы воспитания и продуманные действия с учетом знаний особенностей своего малыша, дают результаты. Природная аккуратность Маши с ее трепетным отношением к своим платьям предотвращала развитие ее истерик и капризов. Важно помнить, что дошкольный возраст – это свои особенности и черты психики, которые накладывают отпечаток на проявления нервных срывов и капризов с истериками. Так, важно знать, что в силу небольшого жизненного опыта у детей происходит преобладание чувств над разумом, и дети живут именно «сердцем» и душой.
Это предрасполагает к особенной ранимости и восприимчивости ребенка к разного рода нервным стрессам и потрясениям. Причем с точки зрения взрослого и его жизненного опыта эти причины кажутся незначительными и мелкими, но для ребенка они представляются совсем по иному – глобальными и важными. Все дело в том, что дети еще не могут полноценно осмыслить полученные впечатления и свои ощущения от них, а также не могут их разумно оценить и получить с них полноценный жизненный опыт. Отсюда могут и вытекать так часто возникающие в детском возрасте разного рода страхи, которые порой могут достигать состояния навязчивостей и неврозов. Дети могут пугаться всех неизвестных вещей и непонятных событий и действий.
Дети также могут страдать от нервных срывов в ситуациях, когда в силу возраста они не могут полностью осмыслить ситуации, в которой они вынуждены прибывать в своей жизни. Так, к примеру, они не в силах разрешить конфликты в семье и не могут объективно судить о том, кто из родителей или родных прав или кто виноват в развитии семейных ссор. В результате, дети оказываются втянутыми в клубок противоречивых переживаний за каждого члена семьи, и такие переживания переносятся ими гораздо острее, чем их же переносят сами взрослые. Зачастую родители оправдывают свое поведение фразой о том, что «ребенок еще маленький, не поймет – в чем дело», и таким образом как бы пытаются снять с себя ответственность за происходящее. При этом забывается именно то, что непонимание и вызывает внутренний конфликт у ребенка, и состояние вражды между сторонами конфликта подрывает нервную систему малыша, приводя к ее срыву. Не стоит делать детей участниками ссор и разборок.
Завтра мы обсудим и другие аспекты.
Нервные срывы у детей - механизмы развития
Нервные срывы у детей - что вам делать?
Истерики у детей - причины
Роль нервной системы в формировании истерик
Способы справиться с истериками у детей
Истерики у детей - когда нужны врачи?
Синдром гиперактивности и дефицит внимания: что это?
Что может приводить к срывам у дошкольников?
К основным факторам может относиться острый и очень неожиданный испуг ребенка, длительные и тяжелые психотравмирующие ситуации, которые могут постепенно вызывать сильный стресс, приводящий в дальнейшем к ошибке нормальных нервных процессов и как результат, к нервному срыву. Такими психотравмирующими факторами могут стать неблагоприятные отношения внутри семьи, ссоры и конфликты, разные подходы к воспитанию ребенка в семье со стороны отца и матери, или родителей и родных. К примеру, если отец очень строгий в плане воспитания, может наказывать малыша по пустякам, а мама при этом ласкает малыша и во всем уступает его требованиям, и при всем этом родители даже в присутствии самого ребенка пускаются в споры о методах воспитания – дело плохо.
Отец может отменять при этом решения матери, отменяет ее обещания, в то время как мама, тайно от самого папы, разрешает ребенку отступить от запретов отца, и не выполнять его требований и указаний. Как результат – родительские слова и действия вступают в голове ребенка в противоречия, и у него формируется ошибка в его нервных процессах. Кроме того, при таком поведении обоих родителей, у малыша пропадает также ощущение уверенности в авторитете родителей и чувство защищенности ими. Кстати, противоречия могут возникать и при воспитании родителями в одной плоскости и строгости, а бабушками-дедушкам в другой – занеженности и заласканности, вседозволенности.
Как же не допускать подобных проблем?
Естественно, всех родителей будет волновать вопрос о том, как же предупредить нервные срывы у детей в дошкольном возрасте? Что нужно и чего не нужно делать родителям? Важно помнить, что при неправильном применении приемов воспитания детей, у них могут формироваться совершенно нежелательные для вас черты характера и даже дурные привычки. Перед родителями и родственниками, которые занимаются воспитанием малыша, стоит серьезная задача по привитию детям стремления к хорошим поступкам и формированию качеств, которые будут необходимы для существования и взаимодействия в коллективе – как детском, так и в обществе взрослых.
Кроме того, стоит еще и позаботиться о том (и об этом многие родители могут часто забывать), чтобы вы могли вырастить ребенка со стойкой и уравновешенной психикой, с достаточно сильной и подвижной нервной системой, готового к преодолению трудностей на своем пути. Тогда ребенок сможет вполне нормально адаптироваться во взрослой уже жизни. Важно помнить, что забота о нервной системе и ее крепости начинается с самых первых дней жизни крохи. Естественно, не последнюю роль здесь играют полноценный режим дня и здоровое питание, проведение всех необходимых гигиенических процедур. Это все родители и так знают, и по возможности строго выполняют. Но вот приемы правильного воспитания детей, идущие в ногу с физиологией малышей, известны далеко не всем родителям, и именно они помогают в формировании здоровой психики и полноценной личности.
Опять же, для большего понимания сути я приведу вам примеры из обычной жизни.
В поезде дальнего следования едут с другими пассажирами семейная пара с ребенком Сережей К, 7 лет, которого всю дорогу родители постоянно пытаются воспитывать. Он периодически получает от них подзатыльники или шлепки, практически при каждом его действии или реплике, они раздаются по незначительным поводам – «громко болтает», «не сидит на месте», «лезет не в свое дело» и т.д. Остальным людям в купе уже сложно предугадать, за что Сережа в следующий раз получит оплеуху, и ребенок, судя по всему, вполне привык к подобному обращению. Он не плачет при каждом подзатыльнике, при этом вел себя возбужденно и достаточно диковато, постоянно суетился. Ребенок постоянно срывался на крик и носился по всему вагону, толкал других пассажиров и все хватал и трогал, чуть не сорвал в итоге стоп-кран. Естественно, он постоянно получал за это от родителей подзатрещины. Хотя его одергивали и в тех случаях, когда он производил и вполне нормальные действия. При этом в общении с другими людьми мальчик развитый и неглупый, любознательный, но вот психические его функции уже нарушены.
Попробуем разобрать пример, и выяснить, что приводило ребенка в такое возбужденное состояние и руководило его действиями? Прежде всего, это противоречивые действия родителей, которые приводили к формированию буквально «каши в голове» или ошибке его нервных процессов. Ребенок получал от одного из родителей распоряжение, при этом, другой мог за это тут же его наказать или отвесить подзатыльник. Родители были суровы и жестоки, непоследовательны. Это привело к беспорядочности в работе его нервной системы. Кроме того, болевые раздражители и чувство страха перед наказанием и болью не менее негативно влияет на процессы формирования поведения. Отсюда и такой итог, и такое поведение – оно в том числе и протестное, хотя и подсознательно. Важно помнить – воспитание в страхе и боли негативно влияет на психику, нужно применять более гуманные и продуманные методы воспитания. Известные психиатры отмечают связь между жестоким воспитанием в раннем возрасте и частотой формирования различных отклонений во взрослом уже состоянии, девиантным поведением в подростковом периоде.
Есть и другие примеры, вполне правильного и адекватного поведения родителей.
Маша У, 3 года, видя в садике как другие дети закатывают истерики своим родителям, попросила у мамы куклу. Мама отказалась ее покупать, сославшись на отсутствие в данный момент денег. Маша упала на пол и стала колотить ногами-руками. Мама при этом спокойно стояла и наблюдала за ребенком. Маша не унималась и кричала и ревела пуще прежнего, что не очень полезно для нервной системы. Мама сказала ей:
- у тебя новое красивое и так тобой любимое платье, ты его испачкаешь, возьми газетку, подстели ее под себя, и потом продолжай, но уже на газетке.
Девочка перестала кричать и рыдать, поднялась, взяла газетку и расстелила ее себе, но пока она проделывала все эти действия, она уже и позабыла, по какому поводу устроила скандал. Она спокойно полежала минуты две на газете без слез и битья руками, потом встала и спокойно занялась своими делами. С этих пор Маше всегда предлагалось взять газету перед тем, как начать капризничать и падать на пол, и пока она ходила за газетой и стелила ее, капризы и истерики сами по себе сходили на нет.
Эти два примера были приведены для того, чтобы показать, что спокойное и ровное поведение родителей, правильные приемы воспитания и продуманные действия с учетом знаний особенностей своего малыша, дают результаты. Природная аккуратность Маши с ее трепетным отношением к своим платьям предотвращала развитие ее истерик и капризов. Важно помнить, что дошкольный возраст – это свои особенности и черты психики, которые накладывают отпечаток на проявления нервных срывов и капризов с истериками. Так, важно знать, что в силу небольшого жизненного опыта у детей происходит преобладание чувств над разумом, и дети живут именно «сердцем» и душой.
Это предрасполагает к особенной ранимости и восприимчивости ребенка к разного рода нервным стрессам и потрясениям. Причем с точки зрения взрослого и его жизненного опыта эти причины кажутся незначительными и мелкими, но для ребенка они представляются совсем по иному – глобальными и важными. Все дело в том, что дети еще не могут полноценно осмыслить полученные впечатления и свои ощущения от них, а также не могут их разумно оценить и получить с них полноценный жизненный опыт. Отсюда могут и вытекать так часто возникающие в детском возрасте разного рода страхи, которые порой могут достигать состояния навязчивостей и неврозов. Дети могут пугаться всех неизвестных вещей и непонятных событий и действий.
Дети также могут страдать от нервных срывов в ситуациях, когда в силу возраста они не могут полностью осмыслить ситуации, в которой они вынуждены прибывать в своей жизни. Так, к примеру, они не в силах разрешить конфликты в семье и не могут объективно судить о том, кто из родителей или родных прав или кто виноват в развитии семейных ссор. В результате, дети оказываются втянутыми в клубок противоречивых переживаний за каждого члена семьи, и такие переживания переносятся ими гораздо острее, чем их же переносят сами взрослые. Зачастую родители оправдывают свое поведение фразой о том, что «ребенок еще маленький, не поймет – в чем дело», и таким образом как бы пытаются снять с себя ответственность за происходящее. При этом забывается именно то, что непонимание и вызывает внутренний конфликт у ребенка, и состояние вражды между сторонами конфликта подрывает нервную систему малыша, приводя к ее срыву. Не стоит делать детей участниками ссор и разборок.
Завтра мы обсудим и другие аспекты.
Еще статьи на тему "Нервные срывы и истерики у детей":
Нервные срывы у детей - откуда это?
Нервные срывы у детей - механизмы развития
Нервные срывы у детей - что вам делать?
Истерики у детей - причины
Роль нервной системы в формировании истерик
Способы справиться с истериками у детей
Истерики у детей - когда нужны врачи?
Синдром гиперактивности и дефицит внимания: что это?
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: