Молчание - золото! Какие слова нельзя говорить ребенку?
«Замолчи, пожалуйста!» Как часто родители говорят эту фразу ребенку, не думая о возможных последствиях. А ведь дети так же могли бы ответить нам в некоторых ситуациях. Какие речевые обороты взрослых недопустимы в отношении детей? Когда молчание – золото?
Есть страшные слова, которые никогда ни при каких обстоятельствах нельзя говорить ребенку. В их число входят «Лучше бы тебя не было!», «Если бы не ты, мы с папой жили сейчас бы вместе», «Из-за тебя у бабушки болит голова». Но наряду с ними есть такие обороты, которые приносят ребенку не меньше вреда, хотя на первый взгляд достаточно безобидны. Что это за фразы и почему их следует убрать из родительского лексикона?
Обороты-сравнения
«Наташе тоже 3, а она уже сама умеет одеваться», «Соседский Миша всегда помогает маме, если она его о чем-то просит», «Посмотри на брата, он никогда не дерется».
Когда родители ставят в пример других детей, это дает ребенку пищу для размышлений: «Действительно ли мама и папа меня любят? А может, подругу Наташу, соседского Мишу и брата Ивана они любят больше? А если они меня бросят и уйдут жить к ним?».
В конечном итоге «положительный пример» выходит родителям боком. У собственного ребенка появляется чувство вины, формируются страх и растерянность. Вместо желания соответствовать родительскому «идеалу», возникает ревность и желание поквитаться с «обидчиком» – дернуть за косичку девочку Наташу, сказать нехорошее слово соседскому Мише и спровоцировать на драку брата Ивана. Чтобы не были такими хорошими!
Работа над ошибками: Не сравнивайте! Единственный человек, которого можно приводить ребенку в пример – это он сам… вчера, месяц назад, годом ранее. «Недавно ты еще не мог сам снять с себя курточку, а теперь – вот как здорово у тебя получается! Попробуешь сам расстегнуть ботинки?». Заведите журнал успехов малыша или нарисуйте красивую стенгазету и повесьте на видное место. Отмечайте вместе с малышом его достижения, и вы увидите, как он сам будет стремиться к новым свершениям.
Фразы-запугивания
«Будешь плохо есть – не вырастешь», «Не бегай так быстро, а то ноги поломаешь», «Не сиди близко к телевизору – ослепнешь».
Запугивать ребенка – последнее дело, даже если вам кажется, что в определенной ситуации это оправданно. Например, когда дело касается действительно опасных вещей, мер предосторожности в отношении газовой плиты, электрических приборов, розеток. Но все же, давайте посмотрим, как дети реагируют на конструкции-запугивания!
Психологи отмечают, что детская психика улавливает и запоминает только вторую часть речевого оборота – «ноги поломаешь», «не вырастешь», «ослепнешь». Таким образом, у ребенка формируется стойкое убеждение, что жизнь – опасная штука, ведь неприятности подстерегают на каждом шагу. Как итог, еще недавно активный и улыбчивый малыш превращается в робкого и пассивного ребенка.
Работа над ошибками: Перестаньте запугивать ребенка! Каждый раз, когда с вашего языка стремится сорваться очередная «пугалка», скажите себе «стоп!». Грамотное воспитание ребенка предполагает доброжелательное отношение и действия, которые призваны заинтересовать отпрыска. Разговаривайте с ребенком, говорите ему такие вещи, которые вызовут у него желание следовать вашим просьбам и советам: «Будешь хорошо кушать, вырастешь большим, сильным и красивым. Попробуй, какую я приготовила вкусную кашу!».
Слова-обесценивания
«Что, опять вымазал брюки? Когда же ты научишься носить вещи аккуратно?», «Не трогай чужие игрушки – сломаешь!», «Я сама тебя одену, а то час еще будем возиться!».
В возрасте 3-4 лет у большинства малышей в речи появляется жизнеутверждающая фраза «Я сам!». Ребенок стремится к самостоятельности, ему нравится чувствовать себя отдельной личностью, независимой от мамы и папы. Он активно познает мир через зрительные контакты, ощущения и прикосновения. И это абсолютно нормально, что у него не все получается с первого раза. Вспомните себя в детстве, разве вы были не такими?
Работа над ошибками: Наберитесь терпения! И позвольте ребенку приобретать личный опыт самостоятельно. Не препятствуйте познанию мира, а поощряйте его действия. Если же вы хотите предупредить возможные негативные последствия, включайтесь в игру при помощи волшебной фразы «Давай сделаем это вместе!». – «Вымазал брюки? – Ничего страшного, давай их сейчас постираем. А в следующий раз попробуй быть чуть аккуратнее. На чистых и опрятных деток и смотреть приятно».
Хвалебные речи
«Ты самая красивая девочка на свете!», «Ты у меня самый умный!», «Такой талант как ты нужно еще поискать!».
Родителям всегда приятно хвалить своего ребенка, и мы охотно верим, что есть за что. Но все же, чистосердечная похвала не всегда идет на пользу растущему организму. Во-первых, он может вырасти очень зависимым от чужого мнения, когда целью всех его действий становится обретение признания или похвалы.
Второй момент, ребенок может стать зазнайкой. Родительские комплименты принесут свои плоды, и тогда малыш начнет считать себя особенным, лучше всех. Вряд ли сверстники признают за ним право на «звездность», а значит, недоразумения и горькие разочарования гарантированы.
Работа над ошибками: Хвалите обдумано! И лучше не самого ребенка, а его качества, возможности, поступки: «Как хорошо тебе с такой прической, белые банты тебе к лицу!», «Молодец, ты отлично считаешь!», «Как душевно ты поешь!». Таким образом, и самооценка ребенка будет в норме и настроение замечательное.
Фразы-обвинения
«Прекрати плакать, у меня голова сейчас лопнет», «От твоих игр у бабушки поднялось давление», «Ты чуть не довел папу до инфаркта!».
Маленькие дети все слова воспринимают буквально. Обвинять их в чем-то жестоко и несправедливо. Малыш подумает: «Из-за моего проявления эмоций у мамы голова может разлететься на куски». Как результат, ребенок превратится в молчаливого тихоню с сильнейшим комплексом вины. Его главной чертой характера станет робость. Просто потому, что он будет бояться сделать что-то «не так», неосознанно навредить.
Дети постарше фразы-обвинения воспримут иначе. Юные следопыты постараются выяснить, какие высота и громкость звука чреваты для мамы. Убедившись, что с головой все в порядке, как ни «изгаляйся», они перестанут воспринимать родительские слова всерьез. В дальнейшем любые попытки вызвать сочувствие у ребенка ввиду плохого самочувствия не найдут отклика в детском сердце. Как же, мама много раз шутила, что ей больно и ничего…
Работа над ошибками: Переключите внимание отпрыска! Если ребенок делает что-то, что вам не нравится или вызывает у вас неприятные эмоции, переведите его внимание на другие вещи. Заинтересуйте новыми пазлами, яркой мозаикой или прогулкой на свежем воздухе. Таким образом, и нервы будут целы, и мир будет казаться не таким серым. Ищите подход к ребенку, и вы обязательно его найдете!
Берегите детей! Каждый ребенок имеет право быть счастливым!
Есть страшные слова, которые никогда ни при каких обстоятельствах нельзя говорить ребенку. В их число входят «Лучше бы тебя не было!», «Если бы не ты, мы с папой жили сейчас бы вместе», «Из-за тебя у бабушки болит голова». Но наряду с ними есть такие обороты, которые приносят ребенку не меньше вреда, хотя на первый взгляд достаточно безобидны. Что это за фразы и почему их следует убрать из родительского лексикона?
Обороты-сравнения
«Наташе тоже 3, а она уже сама умеет одеваться», «Соседский Миша всегда помогает маме, если она его о чем-то просит», «Посмотри на брата, он никогда не дерется».
Когда родители ставят в пример других детей, это дает ребенку пищу для размышлений: «Действительно ли мама и папа меня любят? А может, подругу Наташу, соседского Мишу и брата Ивана они любят больше? А если они меня бросят и уйдут жить к ним?».
В конечном итоге «положительный пример» выходит родителям боком. У собственного ребенка появляется чувство вины, формируются страх и растерянность. Вместо желания соответствовать родительскому «идеалу», возникает ревность и желание поквитаться с «обидчиком» – дернуть за косичку девочку Наташу, сказать нехорошее слово соседскому Мише и спровоцировать на драку брата Ивана. Чтобы не были такими хорошими!
Работа над ошибками: Не сравнивайте! Единственный человек, которого можно приводить ребенку в пример – это он сам… вчера, месяц назад, годом ранее. «Недавно ты еще не мог сам снять с себя курточку, а теперь – вот как здорово у тебя получается! Попробуешь сам расстегнуть ботинки?». Заведите журнал успехов малыша или нарисуйте красивую стенгазету и повесьте на видное место. Отмечайте вместе с малышом его достижения, и вы увидите, как он сам будет стремиться к новым свершениям.
Фразы-запугивания
«Будешь плохо есть – не вырастешь», «Не бегай так быстро, а то ноги поломаешь», «Не сиди близко к телевизору – ослепнешь».
Запугивать ребенка – последнее дело, даже если вам кажется, что в определенной ситуации это оправданно. Например, когда дело касается действительно опасных вещей, мер предосторожности в отношении газовой плиты, электрических приборов, розеток. Но все же, давайте посмотрим, как дети реагируют на конструкции-запугивания!
Психологи отмечают, что детская психика улавливает и запоминает только вторую часть речевого оборота – «ноги поломаешь», «не вырастешь», «ослепнешь». Таким образом, у ребенка формируется стойкое убеждение, что жизнь – опасная штука, ведь неприятности подстерегают на каждом шагу. Как итог, еще недавно активный и улыбчивый малыш превращается в робкого и пассивного ребенка.
Работа над ошибками: Перестаньте запугивать ребенка! Каждый раз, когда с вашего языка стремится сорваться очередная «пугалка», скажите себе «стоп!». Грамотное воспитание ребенка предполагает доброжелательное отношение и действия, которые призваны заинтересовать отпрыска. Разговаривайте с ребенком, говорите ему такие вещи, которые вызовут у него желание следовать вашим просьбам и советам: «Будешь хорошо кушать, вырастешь большим, сильным и красивым. Попробуй, какую я приготовила вкусную кашу!».
Слова-обесценивания
«Что, опять вымазал брюки? Когда же ты научишься носить вещи аккуратно?», «Не трогай чужие игрушки – сломаешь!», «Я сама тебя одену, а то час еще будем возиться!».
В возрасте 3-4 лет у большинства малышей в речи появляется жизнеутверждающая фраза «Я сам!». Ребенок стремится к самостоятельности, ему нравится чувствовать себя отдельной личностью, независимой от мамы и папы. Он активно познает мир через зрительные контакты, ощущения и прикосновения. И это абсолютно нормально, что у него не все получается с первого раза. Вспомните себя в детстве, разве вы были не такими?
Работа над ошибками: Наберитесь терпения! И позвольте ребенку приобретать личный опыт самостоятельно. Не препятствуйте познанию мира, а поощряйте его действия. Если же вы хотите предупредить возможные негативные последствия, включайтесь в игру при помощи волшебной фразы «Давай сделаем это вместе!». – «Вымазал брюки? – Ничего страшного, давай их сейчас постираем. А в следующий раз попробуй быть чуть аккуратнее. На чистых и опрятных деток и смотреть приятно».
Хвалебные речи
«Ты самая красивая девочка на свете!», «Ты у меня самый умный!», «Такой талант как ты нужно еще поискать!».
Родителям всегда приятно хвалить своего ребенка, и мы охотно верим, что есть за что. Но все же, чистосердечная похвала не всегда идет на пользу растущему организму. Во-первых, он может вырасти очень зависимым от чужого мнения, когда целью всех его действий становится обретение признания или похвалы.
Второй момент, ребенок может стать зазнайкой. Родительские комплименты принесут свои плоды, и тогда малыш начнет считать себя особенным, лучше всех. Вряд ли сверстники признают за ним право на «звездность», а значит, недоразумения и горькие разочарования гарантированы.
Работа над ошибками: Хвалите обдумано! И лучше не самого ребенка, а его качества, возможности, поступки: «Как хорошо тебе с такой прической, белые банты тебе к лицу!», «Молодец, ты отлично считаешь!», «Как душевно ты поешь!». Таким образом, и самооценка ребенка будет в норме и настроение замечательное.
Фразы-обвинения
«Прекрати плакать, у меня голова сейчас лопнет», «От твоих игр у бабушки поднялось давление», «Ты чуть не довел папу до инфаркта!».
Маленькие дети все слова воспринимают буквально. Обвинять их в чем-то жестоко и несправедливо. Малыш подумает: «Из-за моего проявления эмоций у мамы голова может разлететься на куски». Как результат, ребенок превратится в молчаливого тихоню с сильнейшим комплексом вины. Его главной чертой характера станет робость. Просто потому, что он будет бояться сделать что-то «не так», неосознанно навредить.
Дети постарше фразы-обвинения воспримут иначе. Юные следопыты постараются выяснить, какие высота и громкость звука чреваты для мамы. Убедившись, что с головой все в порядке, как ни «изгаляйся», они перестанут воспринимать родительские слова всерьез. В дальнейшем любые попытки вызвать сочувствие у ребенка ввиду плохого самочувствия не найдут отклика в детском сердце. Как же, мама много раз шутила, что ей больно и ничего…
Работа над ошибками: Переключите внимание отпрыска! Если ребенок делает что-то, что вам не нравится или вызывает у вас неприятные эмоции, переведите его внимание на другие вещи. Заинтересуйте новыми пазлами, яркой мозаикой или прогулкой на свежем воздухе. Таким образом, и нервы будут целы, и мир будет казаться не таким серым. Ищите подход к ребенку, и вы обязательно его найдете!
Берегите детей! Каждый ребенок имеет право быть счастливым!
Комментарии
Все учителя говорят: хорошая девочка. Вот бы еще рот закрывала бы хоть на время.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: