Рисунок семьи
Практически все дети любят рисовать и делают это с удовольствием. Детские рисунки очень информативные, содержат массу интересных деталей, которые могут помочь лучше понять ребенка, улучшить отношения в семье, решить некоторые проблемы.
Одна из интересных и сравнительно простых методик - РИСУНОК СЕМЬИ. Она позволяет увидеть все ли в порядке в семье, отношениях между членами семьи, сделать выводы, что-то подкорректировать, исправить.
Дайте ребенку чистый альбомный лист бумаги и цветные карандаши.
Предложите ребенку нарисовать свою семью, где каждый член семьи занят каким-нибудь делом.
Важно: если ребенок не хочет рисовать семью по вашей просьбе, не настаивайте, перенесите на потом.
На что обратить внимание в процессе рисования:
- кого малыш рисует в первую очередь (самый важный человек в его жизни);
- кто оказался нарисованным в последнюю очередь;
- на комментарии, интонации, мимику ребенка во время рисования членов семьи.
Расшифровка законченного рисунка:
хорошо:
- наличие всех членов семьи;
- яркие, светлые тона.
плохо:
- если ребенок изобразил только себя или вообще «забыл» себя нарисовать;
это говорит об одиночестве, проблемах в семье, в общении
- отсутствие кого-то из членов семьи, кто постоянно проживает или контактирует с ребенком или зачеркнутый, заштрихованный член семьи;
конфликт, ревность, страх, агрессия со стороны ребенка
Например:
- появление в семье младшего ребенка часто приводит к недостатку внимания, к ревности и малыш «забывает» нарисовать братика или сестричку, как бы устраняет конкурента.
- шлепки за плохое поведение, одергивание, критика слишком педагогичного дедушки приводят к затаенной агрессии и отрицанию его авторитета ребенком.
Важно обратить внимание:
- на качество изображения членов семьи: самые любимые и значимые будут прорисованы тщательно и любовно; менее значимые небрежно и быстро;
- местоположение ребенка на рисунке (к кому ближе всего находится, кого обнимает или держит за руку, расположил себя отдельно от других);
- наличие на рисунке несуществующего члена семьи (животное, сказочный персонаж, человек);
рисунок животного может просто говорить о сильном желании завести, например, собаку, а может свидетельствовать о проблемах в общении, о недостатке друзей.
наличие на рисунке отца, которого у ребенка по каким-то причинам нет – желание иметь полную семью и т.д.
- солнышко на рисунке;
может не говорить о проблемах в семье, но если ребенок много времени проводит вне дома (в садике, в кружках, с няней) и недостаточно много в кругу семьи, - то это свидетельствует о недостатке внимания, одобрения, ласки
- наличие всех частей лица, пропорции фигуры;
Например:
- акцентированный рот и зубы у кого-то из членов семьи говорит о том, что ребенка часто ругают, критикуют, относятся к нему агрессивно.
- отсутствие ушей: ребенка не слышат, в семье не слышат и не слушают друг друга.
- длинные руки: могут говорить об агрессии, о том, что ребенка наказывают физически.
- наличие предметов интерьера, вещей между членами семьи, характер занятости членов семьи;
Например:
- мама, дети, бабушка рядом, а папа сидит за компьютером, - папа мало времени занимается с детьми.
- мама и ребенок, между которыми находится книга, телевизор, стиральная машина, – мама загружена бытом либо недостаточно близка с ребенком.
Можно предложить ребенку нарисовать членов семьи каждого каким-то одним цветом, одинаковый цвет можно использовать для нескольких членов семьи.
Красный, черный – агрессия, конфликт, неприятие, проблемы в общении, обида, гнев. Красный может также свидетельствовать о любви, скрытой сексуальности
Зеленый, желтый, голубой, оранжевый – доброжелательное, дружеское отношение, доверие, взаимопонимание.
Синий, коричневый, серый – равнодушие, отчужденность, отрицание, одиночество.
Нужно помнить о том, что каждый ребенок индивидуален, каждый воспринимает мир по-своему, поэтому при анализе рисунка нужно учитывать, что не очень хорошие навыки рисования, спешка, небрежность могут привести к ухудшению качества рисунка и не обязательно свидетельствуют о серьезных проблемах в семье или нелюбви ребенка к вам.
Одна из интересных и сравнительно простых методик - РИСУНОК СЕМЬИ. Она позволяет увидеть все ли в порядке в семье, отношениях между членами семьи, сделать выводы, что-то подкорректировать, исправить.
Дайте ребенку чистый альбомный лист бумаги и цветные карандаши.
Предложите ребенку нарисовать свою семью, где каждый член семьи занят каким-нибудь делом.
Важно: если ребенок не хочет рисовать семью по вашей просьбе, не настаивайте, перенесите на потом.
На что обратить внимание в процессе рисования:
- кого малыш рисует в первую очередь (самый важный человек в его жизни);
- кто оказался нарисованным в последнюю очередь;
- на комментарии, интонации, мимику ребенка во время рисования членов семьи.
Расшифровка законченного рисунка:
хорошо:
- наличие всех членов семьи;
- яркие, светлые тона.
плохо:
- если ребенок изобразил только себя или вообще «забыл» себя нарисовать;
это говорит об одиночестве, проблемах в семье, в общении
- отсутствие кого-то из членов семьи, кто постоянно проживает или контактирует с ребенком или зачеркнутый, заштрихованный член семьи;
конфликт, ревность, страх, агрессия со стороны ребенка
Например:
- появление в семье младшего ребенка часто приводит к недостатку внимания, к ревности и малыш «забывает» нарисовать братика или сестричку, как бы устраняет конкурента.
- шлепки за плохое поведение, одергивание, критика слишком педагогичного дедушки приводят к затаенной агрессии и отрицанию его авторитета ребенком.
Важно обратить внимание:
- на качество изображения членов семьи: самые любимые и значимые будут прорисованы тщательно и любовно; менее значимые небрежно и быстро;
- местоположение ребенка на рисунке (к кому ближе всего находится, кого обнимает или держит за руку, расположил себя отдельно от других);
- наличие на рисунке несуществующего члена семьи (животное, сказочный персонаж, человек);
рисунок животного может просто говорить о сильном желании завести, например, собаку, а может свидетельствовать о проблемах в общении, о недостатке друзей.
наличие на рисунке отца, которого у ребенка по каким-то причинам нет – желание иметь полную семью и т.д.
- солнышко на рисунке;
может не говорить о проблемах в семье, но если ребенок много времени проводит вне дома (в садике, в кружках, с няней) и недостаточно много в кругу семьи, - то это свидетельствует о недостатке внимания, одобрения, ласки
- наличие всех частей лица, пропорции фигуры;
Например:
- акцентированный рот и зубы у кого-то из членов семьи говорит о том, что ребенка часто ругают, критикуют, относятся к нему агрессивно.
- отсутствие ушей: ребенка не слышат, в семье не слышат и не слушают друг друга.
- длинные руки: могут говорить об агрессии, о том, что ребенка наказывают физически.
- наличие предметов интерьера, вещей между членами семьи, характер занятости членов семьи;
Например:
- мама, дети, бабушка рядом, а папа сидит за компьютером, - папа мало времени занимается с детьми.
- мама и ребенок, между которыми находится книга, телевизор, стиральная машина, – мама загружена бытом либо недостаточно близка с ребенком.
Можно предложить ребенку нарисовать членов семьи каждого каким-то одним цветом, одинаковый цвет можно использовать для нескольких членов семьи.
Красный, черный – агрессия, конфликт, неприятие, проблемы в общении, обида, гнев. Красный может также свидетельствовать о любви, скрытой сексуальности
Зеленый, желтый, голубой, оранжевый – доброжелательное, дружеское отношение, доверие, взаимопонимание.
Синий, коричневый, серый – равнодушие, отчужденность, отрицание, одиночество.
Нужно помнить о том, что каждый ребенок индивидуален, каждый воспринимает мир по-своему, поэтому при анализе рисунка нужно учитывать, что не очень хорошие навыки рисования, спешка, небрежность могут привести к ухудшению качества рисунка и не обязательно свидетельствуют о серьезных проблемах в семье или нелюбви ребенка к вам.
+114 | МамаЮлина | 76 комментариев |
Комментарии
Спасибо вам! Будем ждать
Речь ведь не о том, чтобы проводить психокоррекцию самостоятельно. Можно просто выяснить что-то для себя, сделать выводы. Если проблема в семье существует, то рисунок своими деталями скажет об этом.
Как же можно, будучи профессионалом, давать в руки не профессионалам специфический материал, который надо уметь трактовать?
Как же можно, будучи профессионалом, давать в руки не профессионалам специфический материал, который надо уметь трактовать?
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
В другой раз, рисовал семью под присмотром психолога, так появился "папа" с одной рукой и одной ногой и одни ухом, при рисовании сын проговаривал что папа идёт ...., только вот идущего человека и лицо в профиль тогда изображать не умел.А так так крепкий, сильный и очень целеустремлённый "папа" появился, осталось дождаться воплощения в жизни. А ещё некоторое время назад одновременно на рисунке возникали "папа" и "сестричка" рассуждал добрая и красивая, цвета соответствовали словам, только уж очень крупненькая сестричка. мне заявлял "Ты должна сродить девочку" "А если мальчик появится?" "Нет. у тебя только девочка сродится ". и всё тут.
Простите, не поняла, так папа был или еще нет?
↑ Перейти к этому комментарию
ее размещение на рисунке свидетельствуют об отсутствии видимых интеллектуальных дефектов и нормальной самооценке (у ребенка в этом возрасте она активно формируется). Отсутствуют ноги и руки. Это может говорить о некоторой несамостоятельности, чувстве незащищенности. Сильная штриховка может свидетельствовать о тревожности, повышенной эмоциональности. Это все же очень маленький ребенок. Для ее возраста весьма неплохо
ее размещение на рисунке свидетельствуют об отсутствии видимых интеллектуальных дефектов и нормальной самооценке (у ребенка в этом возрасте она активно формируется). Отсутствуют ноги и руки. Это может говорить о некоторой несамостоятельности, чувстве незащищенности. Сильная штриховка может свидетельствовать о тревожности, повышенной эмоциональности. Это все же очень маленький ребенок. Для ее возраста весьма неплохо
↑ Перейти к этому комментарию
Может говорить о чувстве неполноценности. Может воспитатели в саду перегибают палку?
Достаточно ли ваш малыш уверен в себе? Хвалите ли вы его?
↑ Перейти к этому комментарию
это первый ПАПА,ВИТАЛИК(младший художник),Я,Старший Брат.
- папа - авторитет, без него в семье решается мало.
Судя по всему мальчишек он держит строго. Возможно, наказывает физически.
- с братиком есть конфликты (а у кого их нет?)
- вы уделяете достаточно внимания обоим сыновьям, но иногда вам не хватает терпения.
- у мальчика есть склонность к депрессиям.
- прививайте лидерские качества
У нас в семье физически не наказывают.
Это правда.
это правда ношусь с ними как наседка.
не разу не замечала.
СПАСИБО!!!!
Малика, если вы считаете, что это не про сына, то просто не берите в голову. Это очень индивидуально, и я могу ошибаться.
Кроме того, все перечисленное может быть просто ситуативным, каждый ребенок периодически испытывает такое и страхи
бывают практически у всех. Я не написала главного: вы вместе, сообща, за руки. Рисунок хороший.
Профессионал может и увидеть, но обычно перестраховывается
есть набор факторов, указывающий на проблему, но в рисунках маленьких детей их совсем мало (деталей как таковых)
Скажите, пожалуйста, что может означать, если ребенок 2,4 года на всех разукрашках, рисунках первым делом замалякивает глаза? даже если просит кого-нить ему нарисовать, тут же глаза замалякивает?
Если малыш достаточно хорошо говорит и может объяснить, попытайтесь мягко спросить для чего он зарисовывает глазки. Задавайте наводящие вопросы, но готовые ответы не подсовывайте.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: