Халяль – мировой #супертренд или развенчиваем мифы о продуктах халяль
Всё чаще в обиходе нам встречается слово «халяль». В интернете, в журналах, на вывесках магазинов, на этикетках товаров мы видим «халяль» и фирменный знак с полумесяцем.
Этот термин пришел из арабского языка и дословно переводится как разрешенный, дозволенный. Так обозначаются чистые продукты, проверенные, рекомендованные и безопасные. Мировая индустрия товаров и услуг с маркировкой «халяль» стремительно развивается и включает в себя всё больше отраслей: пищевую промышленность, банковский сектор, туризм, фармацевтику.
Но конечно чаще всего термин «халяль» используется в отношении продуктов питания. Сейчас мировой рынок пищевых продуктов халяль оценивается в $ 1,1 трлн, с уверенной перспективой роста до $ 2 трлн уже к 2018 году, сообщает авторитетное издание Уммаинформ.
Давайте разбираться, кто же он, современный потребитель продуктов халяль? И какие мифы созданы вокруг этого понятия.
Миф №1. Продукты халяль – только для мусульман.
Самое частое и забавное заблуждение, что товары халяль – только для мусульман. Или даже что людям других конфессий есть их нельзя. Но статистика – вещь упрямая: до 60% потребления продуктов халяль приходится именно на представителей других религий или вообще неверующих.
Что же заставляет христиан или атеистов покупать товары халяль и даже – не будем скрывать – платить за них дороже, чем за другие?
«Я православный, – рассказывает Алексей, – но мясо у нас в Видном покупаю только в халяльном магазине. Я же вижу, что когда жаришь его на мангале, из него натуральный прозрачный сок выделяется, а не белая мутная пена. И на вкус это мясо, а не что-то непонятное».
Таких историй много, часто покупатели голосуют рублем именно за качество и вкус, а не за значок «халяль». Кто-то рассуждает иначе, считая, что в пищевых продуктах самое главное – это не вкус, а натуральность и польза. Сертификация халяль – это дополнительное подтверждение как раз безопасности и экологичности.
Безопасность, польза, качество и вкус – это категории, не имеющие национального или религиозного окраса. Это важно для всех, особенно для тех, у кого есть дети.
Миф №2. Значок халяль – это просто рекламный ход.
Рассмотрим на примере мясных продуктов: надо признать, что самые строгие требования в системе сертификации халяль относятся как раз к мясу. Точнее начинается всё с того, как выращивают и чем кормят скот. Не секрет, что сейчас в массовом животноводстве часто используют гормоны роста для набора веса, антибиотики для лечения, корм с ГМО. Делается всё, чтобы мяса было больше и как можно быстрее. Ну и конечно, чтобы снизить себестоимость в итоге.
В продуктах халяль это исключено. Теленка, барашка или птицу никогда не будут кормить ненатуральным кормом, и обкалывать гормональными препаратами. Ну и свинина, конечно - полностью под запретом.
Важно, и как происходит убой скота и разделка. Щадящие способы убоя животных не отравляют мясо адреналином. Некоторые части туши использовать в пищу нельзя. А полное обескровливание не позволяет размножаться бактериям. Все эти факторы приводят к тому, что мясные продукты халяль – более здоровые и чистые.
Так что считать, что значок «халяль» - это только рекламный трюк, конечно неверно. Халяль – очень строгие и сложные для выполнения правила. Получить сертификат и разрешение на законное использование знака «халяль» можно только после всеобъемлющего исследования производства, сырья, готовой продукции.
Миф №3. Халяль – это только про мясо.
Халяль не заканчивается запретом на свинину и алкоголь. И хотя действительно самые строгие ограничения в системе сертификации халяль применяют к мясу, сводить всё только к мясным продуктам неверно. Все продукты халяль считаются экологически чистыми. Давайте рассмотрим, какие требования есть в этой системе:
- не использовать при производстве продуктов питания химические красители, консерванты, ароматизаторы, усилители вкуса. Понятно, что продукты с длительным сроком хранения требуют консервантов. Но с продуктами халяль таковыми могут выступать только натуральные органические кислоты, например, лимонная.
- не использовать генно-модифицированные организмы и не закупать сырье, в котором использовались ГМО. Возможно, вы знаете, что в большинстве стран Европы нет запрета на использование ГМО, несмотря на жаркие споры на эту тему. Разрешено такое сырье также в США и Китае. Производители халяль полностью отказываются от ГМО.
- не использовать пестициды и гербициды при обработке полей и садов. Дорогостоящий, но единственно приемлемый способ удобрения почвы – это органические удобрения. Проще говоря, даже трава, которую ест корова, безусловно, должна быть без малейших признаков химии и ГМО.
- указывать на этикетке 100% компонентов, входящих в состав. Не секрет, что некоторые недобросовестные производители прибегают к этой уловке – скрывают часть состава на этикетке. У производителей халяль, если будет установлен такой случай, навсегда отбирается сертификат халяль. С учетом того, что риск слишком большой, халяльные предприятия всегда отличаются полной и подробной информацией на этикетке.
- не использовать переупаковку и другие манипуляции для продажи несвежего товара. Как говорил классик «Свежесть бывает только одна – первая, она же и последняя». И хотя подобные манипуляции впрямую запрещены законом, но съемки скрытой камерой, попадающие в интернет и на ТВ, говорят нам о том, что в магазинах и на производствах часто используются приемы с переклейкой сроков годности и придания свежего вида испорченным продуктам. Штрафы мало кого пугают. Но в нашем случае, отзыв сертификата халяль у производителя и невозможность получить его заново – вот настоящая гарантия для покупателя.
Миф №4. Халяль – это необоснованно дорого.
Продукты халяль дорогие. Точка. Обоснованно дорогие. Опять точка. Товар, произведенный из натурального сырья с соблюдением всех правил, не может получиться дешевым. Если вы видите в магазине продукт халяль, который стоит дешевле, чем обычный аналог, попросите посмотреть сертификат халяль.
Но если каждый из нас вспомнит, сколько денег было оставлено в последний раз в аптеке, на ситуацию можно будет взглянуть иначе. Огромный перечень заболеваний, которые либо вызваны, либо усугубляются неправильным питанием, заставляет нас все внимательнее относиться к продуктам, которые мы едим. Всё это инвестиции в своё здоровье.
«Когда у нас в Казани поднялся вопрос о переводе всех детских садов на питание халяль, - делится Светлана, - я очень обрадовалась. Религия здесь не причем, я просто хочу, чтобы моя дочь Маша нормально питалась. Если взрослые ещё как-то могут на себе сэкономить, то для детей всегда все самое лучшее стараешься выбрать».
Кстати, национальный и религиозный состав малышей в детских садах с халяльным питанием показывает, что Светлана явно не в меньшинстве и «Лучшее - не бывает дешевым!».
Миф №5. Настоящие продукты халяль сложно купить в России.
Конечно, в России по определению не может быть, например, охлажденного мяса из арабских стран. Транспортировка скоропортящихся товаров на такие дальние расстояния невозможна. Но в России уже есть свои производители продуктов халяль.
К тому же российский рынок очень интересен для ведущих производителей мира. Большая численность населения, высокий уровень культуры, урбанизация и сравнительно высокий доход на душу населения – это факторы, привлекающие к нам многих иностранных поставщиков. Поэтому поставки в Россию продукции халяль, начали, уже многие предприятия из Марокко, Малайзии, европейских стран. А рост спроса на товары халяль, причем стремительный, выделяет рынок нашей страны как один из наиболее перспективных в мире.
Миф №6. Всё, что восточное – халяль.
Культура Востока сейчас в моде. Поэтому многие бренды стилизуются в восточной тематике. Это могут быть и название, и арабский шрифт, и характерные узоры. Часть этих продуктов действительно является халяльными. Оставшаяся часть эксплуатирует интерес к продуктам халяль за счет аудитории, которая не хочет вникать в нюансы.
Халяльной является не та продукция, чья этикетка украшена замысловатым узором. А та, качество и соблюдение требований которой подтверждено узнаваемым значком с полумесяцем и соответствующим сертификатом. Если товар импортный, лучше чтобы требования халяль подкреплялись и разрешением той страны, где он производится, и Советом Муфтиев России. Если готовый продукт и технология соответствуют всем строгим требованиям, для производителя это не составит труда.
Резюмируя, мы приходим к выводу, что потребление продуктов питания халяль не зря является мировым #супертрендом. И в основе этого тренда не только религиозные факторы. Продукты халяль – качественное, здоровое, экологически чистое питание. А все больше людей понимают, как важны эти характеристики, и готовы за это платить. Особенно, если мы говорим о питании детей.
Этот термин пришел из арабского языка и дословно переводится как разрешенный, дозволенный. Так обозначаются чистые продукты, проверенные, рекомендованные и безопасные. Мировая индустрия товаров и услуг с маркировкой «халяль» стремительно развивается и включает в себя всё больше отраслей: пищевую промышленность, банковский сектор, туризм, фармацевтику.
Но конечно чаще всего термин «халяль» используется в отношении продуктов питания. Сейчас мировой рынок пищевых продуктов халяль оценивается в $ 1,1 трлн, с уверенной перспективой роста до $ 2 трлн уже к 2018 году, сообщает авторитетное издание Уммаинформ.
Давайте разбираться, кто же он, современный потребитель продуктов халяль? И какие мифы созданы вокруг этого понятия.
Миф №1. Продукты халяль – только для мусульман.
Самое частое и забавное заблуждение, что товары халяль – только для мусульман. Или даже что людям других конфессий есть их нельзя. Но статистика – вещь упрямая: до 60% потребления продуктов халяль приходится именно на представителей других религий или вообще неверующих.
Что же заставляет христиан или атеистов покупать товары халяль и даже – не будем скрывать – платить за них дороже, чем за другие?
«Я православный, – рассказывает Алексей, – но мясо у нас в Видном покупаю только в халяльном магазине. Я же вижу, что когда жаришь его на мангале, из него натуральный прозрачный сок выделяется, а не белая мутная пена. И на вкус это мясо, а не что-то непонятное».
Таких историй много, часто покупатели голосуют рублем именно за качество и вкус, а не за значок «халяль». Кто-то рассуждает иначе, считая, что в пищевых продуктах самое главное – это не вкус, а натуральность и польза. Сертификация халяль – это дополнительное подтверждение как раз безопасности и экологичности.
Безопасность, польза, качество и вкус – это категории, не имеющие национального или религиозного окраса. Это важно для всех, особенно для тех, у кого есть дети.
Миф №2. Значок халяль – это просто рекламный ход.
Рассмотрим на примере мясных продуктов: надо признать, что самые строгие требования в системе сертификации халяль относятся как раз к мясу. Точнее начинается всё с того, как выращивают и чем кормят скот. Не секрет, что сейчас в массовом животноводстве часто используют гормоны роста для набора веса, антибиотики для лечения, корм с ГМО. Делается всё, чтобы мяса было больше и как можно быстрее. Ну и конечно, чтобы снизить себестоимость в итоге.
В продуктах халяль это исключено. Теленка, барашка или птицу никогда не будут кормить ненатуральным кормом, и обкалывать гормональными препаратами. Ну и свинина, конечно - полностью под запретом.
Важно, и как происходит убой скота и разделка. Щадящие способы убоя животных не отравляют мясо адреналином. Некоторые части туши использовать в пищу нельзя. А полное обескровливание не позволяет размножаться бактериям. Все эти факторы приводят к тому, что мясные продукты халяль – более здоровые и чистые.
Так что считать, что значок «халяль» - это только рекламный трюк, конечно неверно. Халяль – очень строгие и сложные для выполнения правила. Получить сертификат и разрешение на законное использование знака «халяль» можно только после всеобъемлющего исследования производства, сырья, готовой продукции.
Миф №3. Халяль – это только про мясо.
Халяль не заканчивается запретом на свинину и алкоголь. И хотя действительно самые строгие ограничения в системе сертификации халяль применяют к мясу, сводить всё только к мясным продуктам неверно. Все продукты халяль считаются экологически чистыми. Давайте рассмотрим, какие требования есть в этой системе:
- не использовать при производстве продуктов питания химические красители, консерванты, ароматизаторы, усилители вкуса. Понятно, что продукты с длительным сроком хранения требуют консервантов. Но с продуктами халяль таковыми могут выступать только натуральные органические кислоты, например, лимонная.
- не использовать генно-модифицированные организмы и не закупать сырье, в котором использовались ГМО. Возможно, вы знаете, что в большинстве стран Европы нет запрета на использование ГМО, несмотря на жаркие споры на эту тему. Разрешено такое сырье также в США и Китае. Производители халяль полностью отказываются от ГМО.
- не использовать пестициды и гербициды при обработке полей и садов. Дорогостоящий, но единственно приемлемый способ удобрения почвы – это органические удобрения. Проще говоря, даже трава, которую ест корова, безусловно, должна быть без малейших признаков химии и ГМО.
- указывать на этикетке 100% компонентов, входящих в состав. Не секрет, что некоторые недобросовестные производители прибегают к этой уловке – скрывают часть состава на этикетке. У производителей халяль, если будет установлен такой случай, навсегда отбирается сертификат халяль. С учетом того, что риск слишком большой, халяльные предприятия всегда отличаются полной и подробной информацией на этикетке.
- не использовать переупаковку и другие манипуляции для продажи несвежего товара. Как говорил классик «Свежесть бывает только одна – первая, она же и последняя». И хотя подобные манипуляции впрямую запрещены законом, но съемки скрытой камерой, попадающие в интернет и на ТВ, говорят нам о том, что в магазинах и на производствах часто используются приемы с переклейкой сроков годности и придания свежего вида испорченным продуктам. Штрафы мало кого пугают. Но в нашем случае, отзыв сертификата халяль у производителя и невозможность получить его заново – вот настоящая гарантия для покупателя.
Миф №4. Халяль – это необоснованно дорого.
Продукты халяль дорогие. Точка. Обоснованно дорогие. Опять точка. Товар, произведенный из натурального сырья с соблюдением всех правил, не может получиться дешевым. Если вы видите в магазине продукт халяль, который стоит дешевле, чем обычный аналог, попросите посмотреть сертификат халяль.
Но если каждый из нас вспомнит, сколько денег было оставлено в последний раз в аптеке, на ситуацию можно будет взглянуть иначе. Огромный перечень заболеваний, которые либо вызваны, либо усугубляются неправильным питанием, заставляет нас все внимательнее относиться к продуктам, которые мы едим. Всё это инвестиции в своё здоровье.
«Когда у нас в Казани поднялся вопрос о переводе всех детских садов на питание халяль, - делится Светлана, - я очень обрадовалась. Религия здесь не причем, я просто хочу, чтобы моя дочь Маша нормально питалась. Если взрослые ещё как-то могут на себе сэкономить, то для детей всегда все самое лучшее стараешься выбрать».
Кстати, национальный и религиозный состав малышей в детских садах с халяльным питанием показывает, что Светлана явно не в меньшинстве и «Лучшее - не бывает дешевым!».
Миф №5. Настоящие продукты халяль сложно купить в России.
Конечно, в России по определению не может быть, например, охлажденного мяса из арабских стран. Транспортировка скоропортящихся товаров на такие дальние расстояния невозможна. Но в России уже есть свои производители продуктов халяль.
К тому же российский рынок очень интересен для ведущих производителей мира. Большая численность населения, высокий уровень культуры, урбанизация и сравнительно высокий доход на душу населения – это факторы, привлекающие к нам многих иностранных поставщиков. Поэтому поставки в Россию продукции халяль, начали, уже многие предприятия из Марокко, Малайзии, европейских стран. А рост спроса на товары халяль, причем стремительный, выделяет рынок нашей страны как один из наиболее перспективных в мире.
Миф №6. Всё, что восточное – халяль.
Культура Востока сейчас в моде. Поэтому многие бренды стилизуются в восточной тематике. Это могут быть и название, и арабский шрифт, и характерные узоры. Часть этих продуктов действительно является халяльными. Оставшаяся часть эксплуатирует интерес к продуктам халяль за счет аудитории, которая не хочет вникать в нюансы.
Халяльной является не та продукция, чья этикетка украшена замысловатым узором. А та, качество и соблюдение требований которой подтверждено узнаваемым значком с полумесяцем и соответствующим сертификатом. Если товар импортный, лучше чтобы требования халяль подкреплялись и разрешением той страны, где он производится, и Советом Муфтиев России. Если готовый продукт и технология соответствуют всем строгим требованиям, для производителя это не составит труда.
Резюмируя, мы приходим к выводу, что потребление продуктов питания халяль не зря является мировым #супертрендом. И в основе этого тренда не только религиозные факторы. Продукты халяль – качественное, здоровое, экологически чистое питание. А все больше людей понимают, как важны эти характеристики, и готовы за это платить. Особенно, если мы говорим о питании детей.
Комментарии
Покупались изредка, будем меняться
Получается вроде сертификации как в СССР.
Главное чтобы предприимчивые бизнесмены не шлепали на что попало эти знаки....
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: