1 марта - болгарский праздник Мартеница
Для каждого болгарина день 1 марта связан с приходом весны, пробуждением солнца от зимнего сна, пожеланиями о здоровье и счастье. Болгары очень красочно празднуют приход весны и дарят друг другу мартеницы в знак ее наступления. О традиционном символе марта – мартенице и обычаях, связанных с ней пойдет речь.
Мне очень интересна эта тема, так как я наполовину болгарка. Мой папа болгарин и мне приходилось проводить этот праздник вместе с ним на моей второй Родине.
Мартеница – обычай, имеющий древнефракийское происхождение. Символом марта в Болгарии по праву считается так называемая “мартеница”. Это две кисточки из белых и красных ниток, которые люди дарят друг другу как символ радости и здоровья. Первые мартеницы представляли собой белую и красную шерстяную нитку, к которой иногда вплетали дополнительные апотропеические предметы: серебряную или золотую монету, металлические амулеты, сухой чеснок, кусочки кизиловой ветки, ракушки и прочее. Традиционные дополнения к мартеницам в наши дни воспринимаются чисто декоративно. Но людям известна первоначальная роль голубых бусинок или даже долек чеснока. Они, якобы, предохраняют от злых сил или сглаза. В свою очередь, прикрепленная к ним монета, символизирует пожелание благоденствия.
Мартеница у болгар и македонцев – это небольшое украшение, амулет из шерсти или ниток, которое повязывают в первый день марта, чтобы в течение года быть здоровыми и счастливыми. Размеры классических мартениц из двух кисточек – от 2 см до длины кисти руки. Украшения типа Мартениц известны и другим балканским народам: грекам, албанцам, румынам.
Белый цвет амулета символизирует мужское начало, силу, солнце, позднее переосмыслен как цвет девственности и непорочности; красный – цвет крови, женского начала, плодородия, рождения.
Но кроме этого существуют различные толкования, почему мартеница сочетает в себе белый и красный цвета. Алый цвет в болгарском фольклоре является символом солнца и его силы создавать жизнь. В Разградской области 1 марта женщины накидывают красную ткань на фруктовое деревце в саду, а в селе Пчеларово, чтобы были полными колосья пшеницы, бросали красную ткань или красную шерсть в поле. В Троянской области первого марта до восхода солнца хозяйки привязывали красную шерсть на замочные скважины, фруктовые деревья, на рога скота. В этот день женщины носили красную одежду. А в Хасковской области бабушки, которые будут повязывать мартеницы детям в доме, надевали только красную одежду. Народное верование гласит, что Бабушка Марта, (так называют март болгары), первого марта приходит к людям, одетая в красный сарафан, с красным платком на голове, а обута она в красные шерстяные носки. Так что мартеница – это как бы приветствие к пробудившемуся весной новому солнцу и возрождающейся новой жизни в природе.
Мартеницы делают женщины накануне праздника преимущественно из пряжи или ниток красного и белого цвета. Некогда, по традиции, в отдельных местах в Болгарии мартеницы переплетались из разных ниток и пряжи самой пожилой женщиной в семье. В других их мастерили девушки в канун и до восхода солнца 1 марта, чтобы их увидело само солнце. В иных районах бытует верование, что мартеницы должны быть готовы еще накануне первого марта. А потом их нужно привязать к розовому кусту, чтобы они переночевали под открытым небом. Так они «зарядятся», согласно древнему верованию, магическими силами. От шипов розы мартеница обретет силу изгонять беды и злые силы, а от звезд и неба – животворящие силы природы.
В некоторых районах Болгарии Мартеницы принято плести молча, зажмурив глаза или же отведя руки за спину; впоследствии по количеству сплетенных вслепую красных и белых ниток гадают об урожае соответственно вина и жита в следующем году.
Для всех детишек, однако, наиболее привлекательны мартеницы с всевозможными фигурками – зайчик, медвежонок, котенок, автомобиль или даже какой-то вид современной техники и телевидения, скажем, башни, кораблик, яхта, а также герои мультипликационных фильмов и комиксов.
Мартеницы привязывают на руки, ноги, шею, пояс. По традиции, в одних районах Болгарии мартеницу привязывают на запястье детям и девушкам, а мужчинам – на мизинец, или же прячут ее под носком или поясом. В других районах женщины прикалывают мартеницу на грудь: девушки – с левой стороны, замужние женщины – с правой. Так, посмотрев на мартеницу, сразу можно было определить, свободно или нет сердце женщины. В Западной Болгарии девушки, перед тем как повязать на шею Мартеницы, оставляют их на ночь на дикой красной розе, чтобы быть красивыми в течение лета.
Нередко делаются Мартеницы для скота, преимущественно, молодняка, недавно посаженных плодовых деревьев, а также и для различных предметов утвари и построек во дворе: так, ими украшают ткацкие станки, прялки, пестик для сбивания масла; двери дома, загона; ульи насесты, виноградники.
Мартеницы носят на теле в течение трех, девяти (до праздника Сорока мучеников), 25 (до Благовещения) дней. Затем их снимают и прячут под камень, вешают на зазеленевшее во дворе плодовое дерево, бросают в реку, закидывают на крышу дома. Нередко Мартеницы носят до тех пор, пока не увидят первую весеннюю птицу, иногда змею. В районе Русе дети подбрасывают Мартеницы «к солнцу» и говорят, обращаясь к цапле: «На тебе Мартеницу, а мне дай здоровье». Спрятав Мартеницу под камень, на следующий день по ней гадают о плодовитости скота. По поверьям из Пиринского края, прилипшее к Мартенице насекомое сулит удачу в разведении скота, при этом полагают, что муравьи на Мартенице означают множество коз или овец, божьи коровки — крупный рогатый скот, паук — разведение ослов. Подобным образом (по наличию на Мартенице насекомых, соломинок, щепочек) девушки гадают о замужестве.
Снять мартеницу можно только тогда, когда увидишь ласточку или аиста. Но мало просто снять амулет – его еще надо либо повязать на дерево, либо выбросить в реку или спрятать под камнем.
Первого марта исполнялся еще один обычай. Во многих местах болгары разжигают мартовские костры. В них сжигают сухие листья, ветки и другой мусор, накопившийся от весенней чистки дворов каждого дома. Мартовские костры всегда имели очищающее воздействие и на людей. Они «заряжали» новой силой человека. Поэтому существует обычай, согласно которому 1 марта все дети и взрослые – перепрыгивали через горящие костры, чтобы быть жизненными и здоровыми в течение всего года.
И хотя не со всеми этими древними представлениями и верованиями, вложенными в мартеницы, знакомы все люди, обычай этот продолжают воспринимать как символ весны. Поэтому и живы эти традиции и поныне.
Мне очень интересна эта тема, так как я наполовину болгарка. Мой папа болгарин и мне приходилось проводить этот праздник вместе с ним на моей второй Родине.
Мартеница – обычай, имеющий древнефракийское происхождение. Символом марта в Болгарии по праву считается так называемая “мартеница”. Это две кисточки из белых и красных ниток, которые люди дарят друг другу как символ радости и здоровья. Первые мартеницы представляли собой белую и красную шерстяную нитку, к которой иногда вплетали дополнительные апотропеические предметы: серебряную или золотую монету, металлические амулеты, сухой чеснок, кусочки кизиловой ветки, ракушки и прочее. Традиционные дополнения к мартеницам в наши дни воспринимаются чисто декоративно. Но людям известна первоначальная роль голубых бусинок или даже долек чеснока. Они, якобы, предохраняют от злых сил или сглаза. В свою очередь, прикрепленная к ним монета, символизирует пожелание благоденствия.
Мартеница у болгар и македонцев – это небольшое украшение, амулет из шерсти или ниток, которое повязывают в первый день марта, чтобы в течение года быть здоровыми и счастливыми. Размеры классических мартениц из двух кисточек – от 2 см до длины кисти руки. Украшения типа Мартениц известны и другим балканским народам: грекам, албанцам, румынам.
Белый цвет амулета символизирует мужское начало, силу, солнце, позднее переосмыслен как цвет девственности и непорочности; красный – цвет крови, женского начала, плодородия, рождения.
Но кроме этого существуют различные толкования, почему мартеница сочетает в себе белый и красный цвета. Алый цвет в болгарском фольклоре является символом солнца и его силы создавать жизнь. В Разградской области 1 марта женщины накидывают красную ткань на фруктовое деревце в саду, а в селе Пчеларово, чтобы были полными колосья пшеницы, бросали красную ткань или красную шерсть в поле. В Троянской области первого марта до восхода солнца хозяйки привязывали красную шерсть на замочные скважины, фруктовые деревья, на рога скота. В этот день женщины носили красную одежду. А в Хасковской области бабушки, которые будут повязывать мартеницы детям в доме, надевали только красную одежду. Народное верование гласит, что Бабушка Марта, (так называют март болгары), первого марта приходит к людям, одетая в красный сарафан, с красным платком на голове, а обута она в красные шерстяные носки. Так что мартеница – это как бы приветствие к пробудившемуся весной новому солнцу и возрождающейся новой жизни в природе.
Мартеницы делают женщины накануне праздника преимущественно из пряжи или ниток красного и белого цвета. Некогда, по традиции, в отдельных местах в Болгарии мартеницы переплетались из разных ниток и пряжи самой пожилой женщиной в семье. В других их мастерили девушки в канун и до восхода солнца 1 марта, чтобы их увидело само солнце. В иных районах бытует верование, что мартеницы должны быть готовы еще накануне первого марта. А потом их нужно привязать к розовому кусту, чтобы они переночевали под открытым небом. Так они «зарядятся», согласно древнему верованию, магическими силами. От шипов розы мартеница обретет силу изгонять беды и злые силы, а от звезд и неба – животворящие силы природы.
В некоторых районах Болгарии Мартеницы принято плести молча, зажмурив глаза или же отведя руки за спину; впоследствии по количеству сплетенных вслепую красных и белых ниток гадают об урожае соответственно вина и жита в следующем году.
Для всех детишек, однако, наиболее привлекательны мартеницы с всевозможными фигурками – зайчик, медвежонок, котенок, автомобиль или даже какой-то вид современной техники и телевидения, скажем, башни, кораблик, яхта, а также герои мультипликационных фильмов и комиксов.
Мартеницы привязывают на руки, ноги, шею, пояс. По традиции, в одних районах Болгарии мартеницу привязывают на запястье детям и девушкам, а мужчинам – на мизинец, или же прячут ее под носком или поясом. В других районах женщины прикалывают мартеницу на грудь: девушки – с левой стороны, замужние женщины – с правой. Так, посмотрев на мартеницу, сразу можно было определить, свободно или нет сердце женщины. В Западной Болгарии девушки, перед тем как повязать на шею Мартеницы, оставляют их на ночь на дикой красной розе, чтобы быть красивыми в течение лета.
Нередко делаются Мартеницы для скота, преимущественно, молодняка, недавно посаженных плодовых деревьев, а также и для различных предметов утвари и построек во дворе: так, ими украшают ткацкие станки, прялки, пестик для сбивания масла; двери дома, загона; ульи насесты, виноградники.
Мартеницы носят на теле в течение трех, девяти (до праздника Сорока мучеников), 25 (до Благовещения) дней. Затем их снимают и прячут под камень, вешают на зазеленевшее во дворе плодовое дерево, бросают в реку, закидывают на крышу дома. Нередко Мартеницы носят до тех пор, пока не увидят первую весеннюю птицу, иногда змею. В районе Русе дети подбрасывают Мартеницы «к солнцу» и говорят, обращаясь к цапле: «На тебе Мартеницу, а мне дай здоровье». Спрятав Мартеницу под камень, на следующий день по ней гадают о плодовитости скота. По поверьям из Пиринского края, прилипшее к Мартенице насекомое сулит удачу в разведении скота, при этом полагают, что муравьи на Мартенице означают множество коз или овец, божьи коровки — крупный рогатый скот, паук — разведение ослов. Подобным образом (по наличию на Мартенице насекомых, соломинок, щепочек) девушки гадают о замужестве.
Снять мартеницу можно только тогда, когда увидишь ласточку или аиста. Но мало просто снять амулет – его еще надо либо повязать на дерево, либо выбросить в реку или спрятать под камнем.
Первого марта исполнялся еще один обычай. Во многих местах болгары разжигают мартовские костры. В них сжигают сухие листья, ветки и другой мусор, накопившийся от весенней чистки дворов каждого дома. Мартовские костры всегда имели очищающее воздействие и на людей. Они «заряжали» новой силой человека. Поэтому существует обычай, согласно которому 1 марта все дети и взрослые – перепрыгивали через горящие костры, чтобы быть жизненными и здоровыми в течение всего года.
И хотя не со всеми этими древними представлениями и верованиями, вложенными в мартеницы, знакомы все люди, обычай этот продолжают воспринимать как символ весны. Поэтому и живы эти традиции и поныне.
Слышали ли Вы о празднике Мартеница?
Комментарии
Мэрцишо́р (рум. Mărţişor, от рум. martie — март) — традиционный праздник встречи весны в Молдавии и Румынии. Празднуется 1 марта. В этот день люди дарят друг другу маленькие бутоньерки в виде цветочков из ниточек белого и красного цветов. Это украшение, также как и праздник, называется мэрцишором.
Легенды о происхождении
Согласно одной легенде, в первый день марта вышла на опушку леса красавица Весна, огляделась и увидела как на проталинке, в зарослях терновника пробивается из-под снега подснежник. Она решила помочь ему и начала расчищать вокруг землю, освобождая его от колючих ветвей. Зима увидела это и рассвирепела. Взмахнула руками, призвала холодный ветер со снегом, чтобы уничтожить первоцвет. Слабый цветок поник под жестоким ветром. Но Весна прикрыла руками росток и укололась терновником. Из её пораненной руки упала капля горячей крови, и цветок ожил. Так Весна победила Зиму. Цвета мэрцишора символизируют её красную кровь на белом снегу.
По другой легенде, Солнце спустилось на землю в образе прекрасной девушки. Но злой Змей выкрал и закрыл его в своем дворце. После этого птицы перестали петь, дети забыли, что такое веселье и смех, и весь мир погрузился в печаль. Один смелый юноша решился спасти Солнце. Целый год искал он дворец Змея, а когда нашёл, то вызвал его на бой. Долго они боролись, и в конце концов юноша победил Змея. Он освободил прекрасное Солнце. Оно поднялось на небо и осветило весь мир. Наступила весна, ожила природа, люди вспомнили, что такое радость, но отважный юноша не успел увидеть весну. Его теплая кровь стекала на снег. Упала последняя капля крови, он умер от ран. Там, где снег таял, вырастали белые цветы — подснежники, вестники весны. С той поры в честь освободителя мира от тьмы и грусти люди сплетают два шнурочка с цветочками белого и красного цветов. Красный цвет символизирует любовь к красоте и память о крови погибшего юноши, а белый — здоровье и чистоту подснежника, первого весеннего цветка.[1]
История
Исторические корни Мэрцишора остаются загадкой, но обычно считается что этот праздник возник во времена Римской империи, когда Новый год праздновали 1 марта, месяца бога Марса. Марс был не только богом войны, но ещё и богом земледелия, содействующим возрождению природы. Эта двойственность отражена в Мэрцишоре, где белый и красный цвет можно понимать как символы мира и войны.
Археологические раскопки в Румынии доказывают, что амулеты, наподобие современного мэрцишора, существовали ещё около 8 тыс. лет назад. Тогда они делались в форме маленьких камешков, раскрашенных в белый и красный цвет, носившихся на шее. Впервые мэрцишор был упомянут Иордаке Голеску. Фольклорист Симон Флоря Мариан писал, что в Молдове и Буковине мэрцишор состоял из золотой или серебряной монеты на красно-белой нити, которую дети носили на шее. Девушки тоже носили мэрцишор на шее первые 12 дней весны, а потом вплетали его в волосы до прилёта аистов или до цветения первых деревьев. Тогда красно-белая нить привязывалась к дереву, а на монету покупали каш (вид овечей брынзы).[2]
Традиции
Мэрцишоры носят на одежде весь месяц, а 31 марта снимают и развешивают на цветущих фруктовых деревьях. Считается, что благодаря этому людям будет сопутствовать успех в течение всего будущего года. По поверью, если загадать желание, вешая мэрцишор на дерево, оно обязательно исполнится. В начале апреля во многих городах и сёлах Молдавии можно увидеть деревья, увешанные мэрцишорами.
В Молдавии 1 марта каждого года начинается музыкальный фестиваль «Мэрцишор». Впервые этот фестиваль был проведён в 1967 году.
В некоторых районах Румынии мэрцишоры носят не весь март, а только две первые недели. Считается, что это приносит здоровье и благополучие. В трансильванских сёлах мэрцишоры привязывают к дверям, окнам, рогам домашних животных, так как считается, что они отгоняют злых духов и придают жизненные силы. В жудеце Бихор есть поверье, что надо умыться дождевой водой, собранной 1 марта, чтобы стать красивее и здоровее. В Банате девушки собирают воду или снег с листьев земляники и умываются, чтобы быть любимыми. В Добрудже мэрцишор носят до прилёта аистов, а потом бросают его в небо, чтобы счастье было «большим и крылатым».
Интересная статья, спасибо раньше я этого не слышала.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: