Гуру-махараджи. Кто они такие и зачем они нужны?
теперь можно поговорить про очень важных людей в жизни вайшнавов--гуру махараджах.
Я очень давно хотела написать про них, но при всём уважении к преданным, очень долго не могла понять зачем нужны эти дяденьки в оранжевых одеждах? Тем более, что большая часть из них--иностранцы.
Чему может научить учитель ученика, находясь за тридевять земель от него?
Какой смысл становиться две тысячи каким-то по счёту учеником непонятного гуру, если он даже в лицо тебя не знает? А инициацию даёт исключительно по рекомендации ятры?
Что в них такого особенного, если любой вайшнав на рядовой лекции будет говорить о том же самом?
Как его выбирать, гуру этого? Если все они говорят об одном и том же?
В общем, вопросов много.
Мне не хотелось писать о них со слов самих преданных. Понятно, что это будут сплошные похвалы.
Сама я зрела больше двух лет, пока не осенило. Я, как мне кажется, поняла каким образом происходит выбор духовного учителя.
Случилось это после того, как мне довелось послушать выступление вайшнава Максима Осипова (Мадана Мохан ) на передаче "К барьеру", где шли горячие дебаты по поводу строительства вайшнавского храма в Москве.
Я вам скажу, даже если бы до этого момента я ничего не знала о кришнаитах, то после этой передачи однозначно начала бы их уважать.
Он не махарадж, конечно, но наверняка станет им в будущем.
Мне стало интересно и я откопала ещё пару его выступлений. Ничего нового он мне не сообщил, но что-то в его словах меня зацепило. И вот тогда я подумала, что если бы мне приспичило влиться в число чьих-то учеников, то выбрала бы я именно его. Почему?
Попробую объяснить.
Ну вот, к примеру, как мы выбираем психолога? Их куча и все говорят одинаково. Но есть ещё такое понятие, как энергетика.
Взгляд, жест, улыбка, интонация голоса, слова, которые совпали с вашими мыслями—всё это может сложиться в одно целое и сработать, как включатель.
Щёлк—и вы понимаете : это не просто гуру. Это ВАШ человек.
И он не просто говорит какие-то правильные вещи. Вы с ним на одной волне.
Вот примерно так у меня и случилось, когда отвечая на вопрос « как вы пришли в вайшнавизм?» Мадана Мохан сказал, что его интересовала не столько философия, сколько качества людей, которые ей следуют.
То есть то же самое, что и я тут регулярно пытаюсь донести.
Ещё я поняла, что духовный учитель—это не тот, кто поучает тебя и раздаёт бесплатные советы. То есть он и это может. Но главное--это человек, у которого учишься ты сам. Который вдохновляет тебя своей деятельностью, словами, самой жизнью на какие-то поступки. И для этого не обязательно быть в пределах досягаемости. Хотя, конечно, живое общение с человеком, который тебя вдохновляет—это прекрасно.
Слово «гуру» звучит в наших в наших ушах, как не нечто чуждое и не сопоставимое с нашим менталитетом. Но на самом деле ничего нового в этом смысле вайшнавы не изобрели.
Гуру есть везде. Великие режиссёры, учёные, поэты, художники—это тоже гуру своего рода. И вокруг них всегда есть люди, которые вдохновлены их жизнью и деятельностью, которые через них имеют возможность прикоснуться к науке, литературе и искусству.
Их вполне можно назвать учениками. И эти ученики часто занимаются служением своему гуру.
Я уже писала, что означает слово "служение" для вайшнавов. Но на всякий случай.
Служить—это значит быть полезным. Делать чью-то жизнь лучше и проще.
В этом смысле вайшнавы заняты служением всю жизнь. Семье, детям, людям вообще. И через всё это—естественно Кришне.
Служение—это не тяжкая повинность. Это веление сердца. Потребность, если хотите. Иначе это уже не служение, а прислуживание. Помните это? «Служить бы рад. Прислуживаться тошно».
Служение значительным людям, к коим безусловно можно причислить гуру всех мастей—это не стояние перед ними на задних лапках и подобострастное виляние хвостом. Это возможность помочь великим людям оставаться великими. Что бы не отвлекаясь на мелочи суетного мира, они могли нести свет людям своим писательским, художественным или другим талантом. А в данном случае проповедью.
Я очень давно хотела написать про них, но при всём уважении к преданным, очень долго не могла понять зачем нужны эти дяденьки в оранжевых одеждах? Тем более, что большая часть из них--иностранцы.
Чему может научить учитель ученика, находясь за тридевять земель от него?
Какой смысл становиться две тысячи каким-то по счёту учеником непонятного гуру, если он даже в лицо тебя не знает? А инициацию даёт исключительно по рекомендации ятры?
Что в них такого особенного, если любой вайшнав на рядовой лекции будет говорить о том же самом?
Как его выбирать, гуру этого? Если все они говорят об одном и том же?
В общем, вопросов много.
Мне не хотелось писать о них со слов самих преданных. Понятно, что это будут сплошные похвалы.
Сама я зрела больше двух лет, пока не осенило. Я, как мне кажется, поняла каким образом происходит выбор духовного учителя.
Случилось это после того, как мне довелось послушать выступление вайшнава Максима Осипова (Мадана Мохан ) на передаче "К барьеру", где шли горячие дебаты по поводу строительства вайшнавского храма в Москве.
Я вам скажу, даже если бы до этого момента я ничего не знала о кришнаитах, то после этой передачи однозначно начала бы их уважать.
Он не махарадж, конечно, но наверняка станет им в будущем.
Мне стало интересно и я откопала ещё пару его выступлений. Ничего нового он мне не сообщил, но что-то в его словах меня зацепило. И вот тогда я подумала, что если бы мне приспичило влиться в число чьих-то учеников, то выбрала бы я именно его. Почему?
Попробую объяснить.
Ну вот, к примеру, как мы выбираем психолога? Их куча и все говорят одинаково. Но есть ещё такое понятие, как энергетика.
Взгляд, жест, улыбка, интонация голоса, слова, которые совпали с вашими мыслями—всё это может сложиться в одно целое и сработать, как включатель.
Щёлк—и вы понимаете : это не просто гуру. Это ВАШ человек.
И он не просто говорит какие-то правильные вещи. Вы с ним на одной волне.
Вот примерно так у меня и случилось, когда отвечая на вопрос « как вы пришли в вайшнавизм?» Мадана Мохан сказал, что его интересовала не столько философия, сколько качества людей, которые ей следуют.
То есть то же самое, что и я тут регулярно пытаюсь донести.
Ещё я поняла, что духовный учитель—это не тот, кто поучает тебя и раздаёт бесплатные советы. То есть он и это может. Но главное--это человек, у которого учишься ты сам. Который вдохновляет тебя своей деятельностью, словами, самой жизнью на какие-то поступки. И для этого не обязательно быть в пределах досягаемости. Хотя, конечно, живое общение с человеком, который тебя вдохновляет—это прекрасно.
Слово «гуру» звучит в наших в наших ушах, как не нечто чуждое и не сопоставимое с нашим менталитетом. Но на самом деле ничего нового в этом смысле вайшнавы не изобрели.
Гуру есть везде. Великие режиссёры, учёные, поэты, художники—это тоже гуру своего рода. И вокруг них всегда есть люди, которые вдохновлены их жизнью и деятельностью, которые через них имеют возможность прикоснуться к науке, литературе и искусству.
Их вполне можно назвать учениками. И эти ученики часто занимаются служением своему гуру.
Я уже писала, что означает слово "служение" для вайшнавов. Но на всякий случай.
Служить—это значит быть полезным. Делать чью-то жизнь лучше и проще.
В этом смысле вайшнавы заняты служением всю жизнь. Семье, детям, людям вообще. И через всё это—естественно Кришне.
Служение—это не тяжкая повинность. Это веление сердца. Потребность, если хотите. Иначе это уже не служение, а прислуживание. Помните это? «Служить бы рад. Прислуживаться тошно».
Служение значительным людям, к коим безусловно можно причислить гуру всех мастей—это не стояние перед ними на задних лапках и подобострастное виляние хвостом. Это возможность помочь великим людям оставаться великими. Что бы не отвлекаясь на мелочи суетного мира, они могли нести свет людям своим писательским, художественным или другим талантом. А в данном случае проповедью.
Комментарии
Хотя, чем думал Прабхупада, когда инициировал молодых людей.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: