Рок-музыка и психология подростка.
Методическая разработка
Автор Полтева Оксана Юрьевна
Рок-музыка и психология подростка.
Австрийский ученый Зигмунд Фрейд в работе « Неудовлетворенность культурой» (издано 1966-1967 г.) пишет о том, насколько жизнь тяжела для человека и о том, сколько боли приносит она. Поэтому нельзя обойтись без средств, приносящих облегчение. Имеется три рода таких средств: сильное отвлечение, позволяющее придавать меньшее значение несчастьям, например – наука; заменители удовлетворения, уменьшающие бремя этих несчастий – искусство – фантазия души человека; третий путь – это наркотики, делающие людей нечувствительными к проблемам жизни.
Особенно сильное психологическое влияние на психику молодежи сегодня имеет музыка в стиле «Рок».
Восприятие рок-музыки коренным образом отличается от восприятия любой другой музыки.
« Рок», как музыкальное течение, за исключением серьезных произведений в этом жанре, часто грешит примитивными мелодиями и текстами.
О примитивизме и громкости рок-музыки, исписаны горы бумаг, как и о «вандализме» публики и о бесчинствах рок-звезд.
Однако огульное отрицание этой музыки ни к чему не приводит, равно как и слепое поклонение «фанов».
Говоря о «роке» серьезно, хотелось бы, не столько дать оценку этому жанру, сколько сказать о нем как о явлении.
Почему оно возникло?
Почему популярно столько лет?
Почему и всегда ли оно громко, агрессивно?
Почему говорит об одиночестве?
Почему «рок» называют учителем жизни?
Каково влияние «рока» на психику человека?
Швейцарские ученые во главе с доктором Клаусом Сабалем провели исследование, в котором выяснили о влиянии рок-музыки на психику подростков. Проследив за их поведением, ученые пришли к выводу, что склонный к гормональным всплескам организм подростков, приходит в возбуждение от «рока». Эта музыка служит стимулятором выработки в организме адреналина, который в свою очередь «бьет по коже».
Изменение биохимических реакций организма в ответ на ритмическое воздействие музыки носит избирательный характер.
У звука есть еще степень громкости. И если она превышает определенный предел, происходит не просто запуск той или иной реакции, а ломка всего тонкого природного механизма – слуха, наиболее тонкого органа чувств в организме человека.
При обследовании рок-туссовки учеными была выявлена большая группа подростков с признаками заболевания, которому дали название – «музыкомания». Картина и симптомы этой болезни очень схожи с приемом наркотиков - появляется полная зависимость.
Если человек без меры слушает музыку такой эмоциональной силы, у него со временем может развиться патологическое влечение к ней с постепенными изменениями сознания.
Хотя по началу ничего страшного, казалось бы, не происходит – человек слушает музыку, однако звук постепенно усиливается. Хочется слушать ее все громче и громче. Это вызывает эйфорию – кратковременный подъем настроения, возбуждения.
Зависимость от музыкального наркотика увеличивается, наступают определенные изменения личности. Если невозможным становится получить определенную «дозу» музыки, настроение портится, появляется раздражительность, нарушается сон. Дело в том, что механизмы воздействия музыкального и обычных наркотических средств, схожи.
Резкие, трудноусвояемые звуки «рока», как правило, сопровождаются труднообъяснимым поведением, и в некоторых случаях дело заканчивается серьезными расстройствами психики.
По мнению немецкого, профессора Г. Рауха, определенные виды развлекательной музыки могут быть отнесены к сильным раздражителям нервной системы, вызывающим выделение стресс-гормонов, которые как бы «стирают» часть запечатленной в мозгу информации. 5-7% исследованных психологами «фанов» рок-музыки состоят или должны состоять на учете в психоневрологических диспансерах.
В последние годы ученые психологи особо озабочены процессом неосознанного или осознанного стремления значительной части молодежи к моральному и физическому саморазрушению.
Разрушение морально-этических и духовных ценностей – почва для развития саморазрушающих форм поведения.
Существуют общие, глобальные причины появления и роста молодежных движений. Так называемых неформалов: Хиппи, панков, рокеров, металлистов, волнистов, спортивных фанов, пацифистов, эмо.
Это - научно-технический прогресс, ускоренные процессы урбанизации, приводят к коренным изменениям в нашей жизни. Неизмеримо вырастают слуховые, зрительные, атмосферные нагрузки, изменяются формы общения, окружающая среда. Человек не успевает приспосабливаться к темпам жизни – этого не позволяют его биологические возможности. Меняется, затрудняется, а иногда и искажается процесс социализации человека, ему бывает сложно найти место в обществе. Слабеет основной канал, во все предыдущие эпохи обеспечивающий социализацию – семейный канал, способствующий передачи социальной информации и суммы социальных навыков от поколения к поколению.
Одновременно растет незащищенность людей от нагрузок и перегрузок в изменившейся среде. Старшее поколение теряет главенствующую роль. Традиционные ценности устарели в понимании молодежи, сменились новыми – стремлением к самостоятельности, самовыражению. Требуется большая свобода поведения, отстаивается свое право, не подчинятся традиционным требованиям искусства и быта.
Процесс формирования неформальных групп вызван также проблемой века – одиночеством.
Алиенация – отчуждение человека в обществе. И лучшей мерой отчуждения человека от его общества, всегда было искусство.
Индивидуумы крайне изолированы в обществе. Каждый говорит другому: ««Вот такой представляется жизнь моему внутреннему «Я», вот что происходит со мной, и вот что я по этому поводу чувствую. А вы?»
Так как трудность положения одного человека есть одновременно трудность всеобщего положения и так как симптомы совпадают, то мы склонны считать этот репортаж из внутреннего «Я» о частном «аде» правдивым и применительно к нам и ко всем остальным.
Выбирая для себя рок-музыку, молодой «бунтарь» как бы отвергает своим выбором то, что «старшие» считают хорошим, отказывается от их наследия. Мало книг, в которых подростки узнавали бы себя и жизнь, их окружающую, получали ответы на мучащие их вопросы.
На эти вопросы они часто не могут получить ответы и от своих родителей.
Им чужд примитивно-благодушный репертуар популярной эстрады, грубо говоря, попсы.
А реальная жизнь – неукороченная, нерегламентированная, не приукрашенная – она повсюду. От нее не прикроешь ладонью глаза.
Подростки видят и отцов и матерей – алкоголиков, и распавшиеся семьи и благополучных товарищей. Всякая несправедливость и фальшь обжигают юную душу. Не найдя поддержки и объяснения, подросток в какой-то момент вдруг объявляет всякий позитив, который ему предлагается ложью. А негатив, опрометчиво вводит в ранг правды, то есть жизни истинной, не придуманной. Этому во многом обязана своим рождением эстетика агрессивного (экспрессионизм), что характерно и для рока.
Вот что говорит один из уже повзрослевших фанов рока: « Чем был для нас рок? Что-то очень близкое, понятное, рассказывающее о наших же проблемах нашим же языком. Первый выход на рок-концерт знаменовал собой начало «взрослой» жизни. Знание названий рок-групп и их участников считал универсальным тестом для проверки человека на «культурность». Рок был не просто музыкой, созвучной моему восприятию мира, но и способом, при помощи которого я искал место среди своих сверстников. И хотя сами символы утратили для меня былое значение (волосы до плеч, рваные джинсы) и само пристрастие к высшей символике я считаю теперь признаками инфантилизма, осталось наивное «чувство поколения» - чувство уверенности, что я не один».
В поисках общности они собираются вместе, создают песни об одиночестве и исполняя их, уже не чувствуют себя столь одинокими.
Рок – это возможность скорейшего самоутверждения, в котором так остро нуждается подросток.
Что не возьми: наука, техника, производство, литература… Чтобы утвердить себя в любой из этих сфер, нужны годы.
А здесь – сегодня, сейчас ты можешь оказаться на скрещении юпитеров и сотен пар глаз, ты имеешь возможность говорить от себя, за себя, а то и за всех.
Но есть ли что сообщить своим единомышленникам? Кто сообщает и каким текстом?
Один пишет ямбом – другой дольником, один создает балладу, другой лирическую миниатюру, третий поэму.
Один чувствует себя уютно в высоком стиле, другому стих близок своей разговорностью, третий лепит изысканные метафоры – но все это поэзия.
К примеру, у одной рок-группы мир состоит из трамвайных рельсов, шпал, светофоров, сапог, клеток…( абстрактное мышление). Урбанизированный милитаристский пейзаж, мир, населенный неодушевленностью, и даже живое в нем сравнимо с мертвым.
Последние люди обречены. Хочется травы, немного ветра, солнышка, но ничего этого нет, и никогда не будет – слова, только воспоминание о том, что должно было быть.
«Время есть, а денег нет и в гости некуда пойти» - слова из песни Виктора Цоя. Проблема, о которой он поет – имеет место быть. Цой всегда говорил: « Нам за честность могут простить практически все: и, скажем, недостаточно профессиональную игру, и даже недостаточно профессиональные стихи. Этому есть масса примеров. Но когда пропадает честность – уже ничего не прощают».
Тема одиночества звучит в песнях Цоя постоянно и выражается очень искренне:
« Ездят такси, но нам нечем платит и нам незачем ехать, мы гуляем одни…»
В Цой. « Видели ночь»
или « Нету ни друзей, ни знакомых, ни тепла, ни зла в лицах встречных».
Герой композиции « Новое платье короля» Борис Гребенщиков, запершись в своей квартире, начинает сходить с ума. Возможно это осознание бесплодности индивидуализма.,
« Я не знал, что это моя вина, я просто, хотел быть любим».
Рядом с мотивами бесплодности и бесцельности собственного существования (« Ни во что я не верю, мне спасенья нет») все ощутимее становится тоска по идеалу: « Тот, кто летал, лишь тот поистине велик», «Мы рады за тех, кто в пустоте находит ветер, и, расправив парус, рассекает волны однообразия», « Пить чай, курить, думать о том, что будет завтра. Завидовать тем, кто знает, чего хочет. Завидовать тем, кто что-нибудь сделал»,
« Даже взрослые мальчики иногда плачут,
взрослые мальчики плачут от бессилия,
когда держишь удар, но не можешь дать сдачи,
прости, не хотел, чтоб ты таким меня видела»
« Тараканы».
« Позволь мне побыть одному»
или те же популярные « Тараканы»
« Кто-то из нас двоих
Точно сошел с ума
Осталось лишь определить,
Весь мир, или я…»
Группа « Фантастика»:
« Мне не на шутку
Вдруг стало жутко.
Будто живу среди машин
Где бы я ни был,
Чтоб я ни делал,
Я все равно совсем один».
« Один»
В одной из известнейшей песни мэтра рок-музыки Б. Гребенщикова, нарисована картина будущего мира, где пустяков в помине нет, но все и всюду важно. Это песня « Под небом голубым». Ее текст заимствован и переведен автором из древней еврейской песни о небесном Иерусалиме.
« Кто любит – тот любим,
Кто светел – тот и свят.
Пускай ведет звезда тебя,
Дорогой в дивный сад…»
Значит не весь «рок» несет в себе только агрессию! Замечательно, что эта песня впервые прозвучала в фильме «Асса», наряду с яркой кульминацией – героя того времени - Виктора Цоя:
« Перемен требуют наши сердца!
Перемен требуют наши глаза!
В наших венах и в наших сердцах импульсация вен.
Перемен! Мы ждем перемен!»
Тогда в духовный мир рок еще не пришел. Да и сам духовный мир на тот момент (90 е годы) еще не успел вырасти. Но, такие песни были «криком души» - началом, с которого начался в стране духовный подъем.
Теперь живет Христианский рок. Духовные, воцерковленные люди выражают себя, открывают свою душу на сцене.
А тогда, слова песни гр. «Наутилус-Помпилус» об апостоле Андрее, звучали, как призыв взять в руки Евангелие и прочитать его, если ты не понимаешь, о чем говорит Спаситель в песне:
« Видишь, там не горе, возвышается крест.
Под ним десяток солдат.
Повиси-ка на нем…»
Рок – наследник рок-н-ролла, модернизированных блюзов и осовремененных индейских песен, - ломая ритмы, завораживающе-разнообразно повторяя тему и форсируя громкость – пришел к нам с Запада, где экзотически радостные исполнители «нового рока» пели бессмысленные тексты на плоском жаргоне хиппи – чаще всего о сексе и наркотиках. В программы вставлялись иногда короткие музыкальные цитаты из произведений композиторов-классиков, « номера» со световыми эффектами и демонстрациями слайдов и фильмов.
Но если рок-н-ролл не выходил за пределы родной ему стихии: народной и ковбойской песни, спиричуэле – негритянских духовных песнопений – и ритмических блюзов, то творцы нового рока: «битлы» и Боб Делан, усложнили музыку и внесли в нее лирическую фантазию, не встречавшуюся в популярной музыке.
Новая религиозная музыка того времени - « Джизес рок» ( от английского произношения имени Иисуса), представляет собой реакцию на стремительное погружение мира рока в дурман наркотиков.
В 1971 году появляется рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда». В опере участвуют выдающиеся исполнители рока, три хора, в том числе и детский, а так же оркестр большого состава. В пророческих песнях рок-оперы говорится о пути человека от рабского подчинения власти материи, пространства, времени и силы к всеобъемлющим идеалам любви и красоты.
Значение этой рок-оперы огромнейшее, как с культурной, так и с богословской точки зрения.
После появлялись еще рок-оперы, в том числе и в СССР – «Юнона и Авось» А. Рыбникова, « Орфей и Эвридика» и другие.
Но в СССР рок-музыка развивалась в подполье и лишь некоторые музыканты, как Давид Тухманов, например, используя поэзию лучших рок-сочинителей, создавали произведения в стиле высокого уровня.
Музыка нужна разная – и серьезная и легкая. Это аксиома. Так к какой из них причислить стиль «рок», где недостаточно музыкально-образованный, безкультурный и совсем не общепринятый исполнитель, становится лекарем душ, глашатаем правды и говорит о самом главном?
В наши дни запретов не существует, но свобода усугубила проблемы, о которых раньше говорили вскользь, с оговоркой: «некоторая часть молодежи…»
Всерьез заговорили о проблемах только сейчас, потратив годы на изучение неформальных групп: хиппи, металлистов, панков и др.
Участниками всех групп являются подростки. Основной мировоззренческий принцип – все и все имеют право не существование.
Это инфантильные и повышенно возбудимые подростки, легко и быстро перенимающие и усваивающие карнавальную, игровую, легко воспроизводимую подручными средствами символику своих западных сверстников.
Невысокий интеллект не дают им возможности задуматься о содержании предлагаемых им форм поведения, лозунгов и ритуалов.
Они главным образом удовлетворяются возможностью привлечь к себе внимание окружающих, старших, дефицит которого испытывают и чувством мнимой защищенности, которое им дает принадлежность к какой бы то ни было многочисленной группе.
Сегодня можно наблюдать еще и такую картину. Вроде бы и семья у подростка благополучная и традиции семейные соблюдаются, а внутри у подростка все кипит от возмущения и злобы, или того хуже - полное равнодушие. А дело в том, что родители не интересуются духовной жизнью своих детей. Одет, обут, что еще нужно?
В таких семьях ребенок с детства привыкает к материальным ценностям, и если личность не пустая, то в роковой момент переходного периода, он перестает воспринимать своих близких как собеседников.
Другая ошибка – когда дети воспринимаются только как дети и не посвящаются в семейные проблемы. Или, напротив – к ребенку предъявляют слишком много требований, с которыми справится в одиночку он не может, но и в строгой семье не хочет показаться слабаком. Позже такая проблема перерастает в «комплекс сильного человека».
Любое непонимание в подростковом возрасте перерастает во взрослую жизнь.
Подростку перерабатывать свои эмоции в одиночку очень трудно, ему жизненно необходимо с кем нибудь поделиться. Это главная причина попадания подростка в компанию, или какое то увлечением. И музыка в этом случае лучше всего сближает.
Сегодня в подростковой среде не слишком популярно понятие того, что хорошо, а что плохо. И много музыки, в том числе и рок – музыки, в тексте которой нет определенного смысла. Такая музыка не «грузит» проблемами, мыслями.
Она просто «тупо» помогает расслабиться.
« Оттянись со вкусом. Бери от жизни все!» - трудно не услышать то, что тебе ежедневно навязывают со всех сторон, даже если ты ничего подобного не заказывал.
Времяпрепровождение под музыку – балдеж. Нет даже и мысли о том, что уже выявлено медиками и психологами – приверженцы «тяжелого рока», металла, теряют способность к самостоятельному и здравому соображению. У них меняются основные физиологические процессы: кровяное давление, соотношение адреналина в крови, повышается возбудимость и агрессивность. «Тяжелая» музыка пробуждает низменные, тяжелые инстинкты в человеке.
Еще древнегреческий мудрец Платон говорил: « Гармония души во многом зависит от того, какие мелодии слышит ребенок в младенческие, отроческие годы».
Л. Н. Толстой в «Крейцеровой сонате» с неподдельным страхом описал душевную зависимость личности от музыки: « Чужое настроение и состояние передавалось слушателю помимо его желания и подчиняло его волю».
Если дети постоянно слышат мерный и тяжелый механический ритм, они привыкают к нему и уже не будут воспринимать иные ритмы и мелодии.
«Зацикленность» на чем- либо одном вредна любому человеку и в досуге и в работе.
Еще К. Маркс сказал - «свободное время является основным пространством развития индивида».
Историческая неизбежность предопределила этап, когда творцы досуга составляют когорту избранных и малочисленных дарований, а массы отошли от домашнего творчества, превратившись в потребителей культуры.
Человек – потребитель далек от саморазвития и самовоспитания.
Можно проговорить чужие слова, пропеть чужой ритм, «оттянуться», но чужую жизнь прожить невозможно. У каждого она своя.
Так что такое «рок»? Добро или зло? Как нам воспринимать его? Стараться оградить от него наших детей или напротив – пропагандировать философию «рока»?
Прежде всего, надо научиться отличать «зерна от плевел».
Хорошо, что наши дети помнят и знают «героя нашего времени» Виктора Цоя. Героя, который так спокойно и уверенно проложил сложный и кровавый путь против наркотиков в фильме «Игла». Героя, который:
« …живет по законам другим,
И кому умирать молодым…»
Который не исчез, не умер, просто ушел под музыку его вечной «Звезды по имени Солнце».
Хотелось бы, чтобы был такой герой и сегодня. Чтобы у наших подростков было будущее без наркотиков, боли и пустоты.
Вот такой «рок» нужен нам всем.
Автор Полтева Оксана Юрьевна
Рок-музыка и психология подростка.
Австрийский ученый Зигмунд Фрейд в работе « Неудовлетворенность культурой» (издано 1966-1967 г.) пишет о том, насколько жизнь тяжела для человека и о том, сколько боли приносит она. Поэтому нельзя обойтись без средств, приносящих облегчение. Имеется три рода таких средств: сильное отвлечение, позволяющее придавать меньшее значение несчастьям, например – наука; заменители удовлетворения, уменьшающие бремя этих несчастий – искусство – фантазия души человека; третий путь – это наркотики, делающие людей нечувствительными к проблемам жизни.
Особенно сильное психологическое влияние на психику молодежи сегодня имеет музыка в стиле «Рок».
Восприятие рок-музыки коренным образом отличается от восприятия любой другой музыки.
« Рок», как музыкальное течение, за исключением серьезных произведений в этом жанре, часто грешит примитивными мелодиями и текстами.
О примитивизме и громкости рок-музыки, исписаны горы бумаг, как и о «вандализме» публики и о бесчинствах рок-звезд.
Однако огульное отрицание этой музыки ни к чему не приводит, равно как и слепое поклонение «фанов».
Говоря о «роке» серьезно, хотелось бы, не столько дать оценку этому жанру, сколько сказать о нем как о явлении.
Почему оно возникло?
Почему популярно столько лет?
Почему и всегда ли оно громко, агрессивно?
Почему говорит об одиночестве?
Почему «рок» называют учителем жизни?
Каково влияние «рока» на психику человека?
Швейцарские ученые во главе с доктором Клаусом Сабалем провели исследование, в котором выяснили о влиянии рок-музыки на психику подростков. Проследив за их поведением, ученые пришли к выводу, что склонный к гормональным всплескам организм подростков, приходит в возбуждение от «рока». Эта музыка служит стимулятором выработки в организме адреналина, который в свою очередь «бьет по коже».
Изменение биохимических реакций организма в ответ на ритмическое воздействие музыки носит избирательный характер.
У звука есть еще степень громкости. И если она превышает определенный предел, происходит не просто запуск той или иной реакции, а ломка всего тонкого природного механизма – слуха, наиболее тонкого органа чувств в организме человека.
При обследовании рок-туссовки учеными была выявлена большая группа подростков с признаками заболевания, которому дали название – «музыкомания». Картина и симптомы этой болезни очень схожи с приемом наркотиков - появляется полная зависимость.
Если человек без меры слушает музыку такой эмоциональной силы, у него со временем может развиться патологическое влечение к ней с постепенными изменениями сознания.
Хотя по началу ничего страшного, казалось бы, не происходит – человек слушает музыку, однако звук постепенно усиливается. Хочется слушать ее все громче и громче. Это вызывает эйфорию – кратковременный подъем настроения, возбуждения.
Зависимость от музыкального наркотика увеличивается, наступают определенные изменения личности. Если невозможным становится получить определенную «дозу» музыки, настроение портится, появляется раздражительность, нарушается сон. Дело в том, что механизмы воздействия музыкального и обычных наркотических средств, схожи.
Резкие, трудноусвояемые звуки «рока», как правило, сопровождаются труднообъяснимым поведением, и в некоторых случаях дело заканчивается серьезными расстройствами психики.
По мнению немецкого, профессора Г. Рауха, определенные виды развлекательной музыки могут быть отнесены к сильным раздражителям нервной системы, вызывающим выделение стресс-гормонов, которые как бы «стирают» часть запечатленной в мозгу информации. 5-7% исследованных психологами «фанов» рок-музыки состоят или должны состоять на учете в психоневрологических диспансерах.
В последние годы ученые психологи особо озабочены процессом неосознанного или осознанного стремления значительной части молодежи к моральному и физическому саморазрушению.
Разрушение морально-этических и духовных ценностей – почва для развития саморазрушающих форм поведения.
Существуют общие, глобальные причины появления и роста молодежных движений. Так называемых неформалов: Хиппи, панков, рокеров, металлистов, волнистов, спортивных фанов, пацифистов, эмо.
Это - научно-технический прогресс, ускоренные процессы урбанизации, приводят к коренным изменениям в нашей жизни. Неизмеримо вырастают слуховые, зрительные, атмосферные нагрузки, изменяются формы общения, окружающая среда. Человек не успевает приспосабливаться к темпам жизни – этого не позволяют его биологические возможности. Меняется, затрудняется, а иногда и искажается процесс социализации человека, ему бывает сложно найти место в обществе. Слабеет основной канал, во все предыдущие эпохи обеспечивающий социализацию – семейный канал, способствующий передачи социальной информации и суммы социальных навыков от поколения к поколению.
Одновременно растет незащищенность людей от нагрузок и перегрузок в изменившейся среде. Старшее поколение теряет главенствующую роль. Традиционные ценности устарели в понимании молодежи, сменились новыми – стремлением к самостоятельности, самовыражению. Требуется большая свобода поведения, отстаивается свое право, не подчинятся традиционным требованиям искусства и быта.
Процесс формирования неформальных групп вызван также проблемой века – одиночеством.
Алиенация – отчуждение человека в обществе. И лучшей мерой отчуждения человека от его общества, всегда было искусство.
Индивидуумы крайне изолированы в обществе. Каждый говорит другому: ««Вот такой представляется жизнь моему внутреннему «Я», вот что происходит со мной, и вот что я по этому поводу чувствую. А вы?»
Так как трудность положения одного человека есть одновременно трудность всеобщего положения и так как симптомы совпадают, то мы склонны считать этот репортаж из внутреннего «Я» о частном «аде» правдивым и применительно к нам и ко всем остальным.
Выбирая для себя рок-музыку, молодой «бунтарь» как бы отвергает своим выбором то, что «старшие» считают хорошим, отказывается от их наследия. Мало книг, в которых подростки узнавали бы себя и жизнь, их окружающую, получали ответы на мучащие их вопросы.
На эти вопросы они часто не могут получить ответы и от своих родителей.
Им чужд примитивно-благодушный репертуар популярной эстрады, грубо говоря, попсы.
А реальная жизнь – неукороченная, нерегламентированная, не приукрашенная – она повсюду. От нее не прикроешь ладонью глаза.
Подростки видят и отцов и матерей – алкоголиков, и распавшиеся семьи и благополучных товарищей. Всякая несправедливость и фальшь обжигают юную душу. Не найдя поддержки и объяснения, подросток в какой-то момент вдруг объявляет всякий позитив, который ему предлагается ложью. А негатив, опрометчиво вводит в ранг правды, то есть жизни истинной, не придуманной. Этому во многом обязана своим рождением эстетика агрессивного (экспрессионизм), что характерно и для рока.
Вот что говорит один из уже повзрослевших фанов рока: « Чем был для нас рок? Что-то очень близкое, понятное, рассказывающее о наших же проблемах нашим же языком. Первый выход на рок-концерт знаменовал собой начало «взрослой» жизни. Знание названий рок-групп и их участников считал универсальным тестом для проверки человека на «культурность». Рок был не просто музыкой, созвучной моему восприятию мира, но и способом, при помощи которого я искал место среди своих сверстников. И хотя сами символы утратили для меня былое значение (волосы до плеч, рваные джинсы) и само пристрастие к высшей символике я считаю теперь признаками инфантилизма, осталось наивное «чувство поколения» - чувство уверенности, что я не один».
В поисках общности они собираются вместе, создают песни об одиночестве и исполняя их, уже не чувствуют себя столь одинокими.
Рок – это возможность скорейшего самоутверждения, в котором так остро нуждается подросток.
Что не возьми: наука, техника, производство, литература… Чтобы утвердить себя в любой из этих сфер, нужны годы.
А здесь – сегодня, сейчас ты можешь оказаться на скрещении юпитеров и сотен пар глаз, ты имеешь возможность говорить от себя, за себя, а то и за всех.
Но есть ли что сообщить своим единомышленникам? Кто сообщает и каким текстом?
Один пишет ямбом – другой дольником, один создает балладу, другой лирическую миниатюру, третий поэму.
Один чувствует себя уютно в высоком стиле, другому стих близок своей разговорностью, третий лепит изысканные метафоры – но все это поэзия.
К примеру, у одной рок-группы мир состоит из трамвайных рельсов, шпал, светофоров, сапог, клеток…( абстрактное мышление). Урбанизированный милитаристский пейзаж, мир, населенный неодушевленностью, и даже живое в нем сравнимо с мертвым.
Последние люди обречены. Хочется травы, немного ветра, солнышка, но ничего этого нет, и никогда не будет – слова, только воспоминание о том, что должно было быть.
«Время есть, а денег нет и в гости некуда пойти» - слова из песни Виктора Цоя. Проблема, о которой он поет – имеет место быть. Цой всегда говорил: « Нам за честность могут простить практически все: и, скажем, недостаточно профессиональную игру, и даже недостаточно профессиональные стихи. Этому есть масса примеров. Но когда пропадает честность – уже ничего не прощают».
Тема одиночества звучит в песнях Цоя постоянно и выражается очень искренне:
« Ездят такси, но нам нечем платит и нам незачем ехать, мы гуляем одни…»
В Цой. « Видели ночь»
или « Нету ни друзей, ни знакомых, ни тепла, ни зла в лицах встречных».
Герой композиции « Новое платье короля» Борис Гребенщиков, запершись в своей квартире, начинает сходить с ума. Возможно это осознание бесплодности индивидуализма.,
« Я не знал, что это моя вина, я просто, хотел быть любим».
Рядом с мотивами бесплодности и бесцельности собственного существования (« Ни во что я не верю, мне спасенья нет») все ощутимее становится тоска по идеалу: « Тот, кто летал, лишь тот поистине велик», «Мы рады за тех, кто в пустоте находит ветер, и, расправив парус, рассекает волны однообразия», « Пить чай, курить, думать о том, что будет завтра. Завидовать тем, кто знает, чего хочет. Завидовать тем, кто что-нибудь сделал»,
« Даже взрослые мальчики иногда плачут,
взрослые мальчики плачут от бессилия,
когда держишь удар, но не можешь дать сдачи,
прости, не хотел, чтоб ты таким меня видела»
« Тараканы».
« Позволь мне побыть одному»
или те же популярные « Тараканы»
« Кто-то из нас двоих
Точно сошел с ума
Осталось лишь определить,
Весь мир, или я…»
Группа « Фантастика»:
« Мне не на шутку
Вдруг стало жутко.
Будто живу среди машин
Где бы я ни был,
Чтоб я ни делал,
Я все равно совсем один».
« Один»
В одной из известнейшей песни мэтра рок-музыки Б. Гребенщикова, нарисована картина будущего мира, где пустяков в помине нет, но все и всюду важно. Это песня « Под небом голубым». Ее текст заимствован и переведен автором из древней еврейской песни о небесном Иерусалиме.
« Кто любит – тот любим,
Кто светел – тот и свят.
Пускай ведет звезда тебя,
Дорогой в дивный сад…»
Значит не весь «рок» несет в себе только агрессию! Замечательно, что эта песня впервые прозвучала в фильме «Асса», наряду с яркой кульминацией – героя того времени - Виктора Цоя:
« Перемен требуют наши сердца!
Перемен требуют наши глаза!
В наших венах и в наших сердцах импульсация вен.
Перемен! Мы ждем перемен!»
Тогда в духовный мир рок еще не пришел. Да и сам духовный мир на тот момент (90 е годы) еще не успел вырасти. Но, такие песни были «криком души» - началом, с которого начался в стране духовный подъем.
Теперь живет Христианский рок. Духовные, воцерковленные люди выражают себя, открывают свою душу на сцене.
А тогда, слова песни гр. «Наутилус-Помпилус» об апостоле Андрее, звучали, как призыв взять в руки Евангелие и прочитать его, если ты не понимаешь, о чем говорит Спаситель в песне:
« Видишь, там не горе, возвышается крест.
Под ним десяток солдат.
Повиси-ка на нем…»
Рок – наследник рок-н-ролла, модернизированных блюзов и осовремененных индейских песен, - ломая ритмы, завораживающе-разнообразно повторяя тему и форсируя громкость – пришел к нам с Запада, где экзотически радостные исполнители «нового рока» пели бессмысленные тексты на плоском жаргоне хиппи – чаще всего о сексе и наркотиках. В программы вставлялись иногда короткие музыкальные цитаты из произведений композиторов-классиков, « номера» со световыми эффектами и демонстрациями слайдов и фильмов.
Но если рок-н-ролл не выходил за пределы родной ему стихии: народной и ковбойской песни, спиричуэле – негритянских духовных песнопений – и ритмических блюзов, то творцы нового рока: «битлы» и Боб Делан, усложнили музыку и внесли в нее лирическую фантазию, не встречавшуюся в популярной музыке.
Новая религиозная музыка того времени - « Джизес рок» ( от английского произношения имени Иисуса), представляет собой реакцию на стремительное погружение мира рока в дурман наркотиков.
В 1971 году появляется рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда». В опере участвуют выдающиеся исполнители рока, три хора, в том числе и детский, а так же оркестр большого состава. В пророческих песнях рок-оперы говорится о пути человека от рабского подчинения власти материи, пространства, времени и силы к всеобъемлющим идеалам любви и красоты.
Значение этой рок-оперы огромнейшее, как с культурной, так и с богословской точки зрения.
После появлялись еще рок-оперы, в том числе и в СССР – «Юнона и Авось» А. Рыбникова, « Орфей и Эвридика» и другие.
Но в СССР рок-музыка развивалась в подполье и лишь некоторые музыканты, как Давид Тухманов, например, используя поэзию лучших рок-сочинителей, создавали произведения в стиле высокого уровня.
Музыка нужна разная – и серьезная и легкая. Это аксиома. Так к какой из них причислить стиль «рок», где недостаточно музыкально-образованный, безкультурный и совсем не общепринятый исполнитель, становится лекарем душ, глашатаем правды и говорит о самом главном?
В наши дни запретов не существует, но свобода усугубила проблемы, о которых раньше говорили вскользь, с оговоркой: «некоторая часть молодежи…»
Всерьез заговорили о проблемах только сейчас, потратив годы на изучение неформальных групп: хиппи, металлистов, панков и др.
Участниками всех групп являются подростки. Основной мировоззренческий принцип – все и все имеют право не существование.
Это инфантильные и повышенно возбудимые подростки, легко и быстро перенимающие и усваивающие карнавальную, игровую, легко воспроизводимую подручными средствами символику своих западных сверстников.
Невысокий интеллект не дают им возможности задуматься о содержании предлагаемых им форм поведения, лозунгов и ритуалов.
Они главным образом удовлетворяются возможностью привлечь к себе внимание окружающих, старших, дефицит которого испытывают и чувством мнимой защищенности, которое им дает принадлежность к какой бы то ни было многочисленной группе.
Сегодня можно наблюдать еще и такую картину. Вроде бы и семья у подростка благополучная и традиции семейные соблюдаются, а внутри у подростка все кипит от возмущения и злобы, или того хуже - полное равнодушие. А дело в том, что родители не интересуются духовной жизнью своих детей. Одет, обут, что еще нужно?
В таких семьях ребенок с детства привыкает к материальным ценностям, и если личность не пустая, то в роковой момент переходного периода, он перестает воспринимать своих близких как собеседников.
Другая ошибка – когда дети воспринимаются только как дети и не посвящаются в семейные проблемы. Или, напротив – к ребенку предъявляют слишком много требований, с которыми справится в одиночку он не может, но и в строгой семье не хочет показаться слабаком. Позже такая проблема перерастает в «комплекс сильного человека».
Любое непонимание в подростковом возрасте перерастает во взрослую жизнь.
Подростку перерабатывать свои эмоции в одиночку очень трудно, ему жизненно необходимо с кем нибудь поделиться. Это главная причина попадания подростка в компанию, или какое то увлечением. И музыка в этом случае лучше всего сближает.
Сегодня в подростковой среде не слишком популярно понятие того, что хорошо, а что плохо. И много музыки, в том числе и рок – музыки, в тексте которой нет определенного смысла. Такая музыка не «грузит» проблемами, мыслями.
Она просто «тупо» помогает расслабиться.
« Оттянись со вкусом. Бери от жизни все!» - трудно не услышать то, что тебе ежедневно навязывают со всех сторон, даже если ты ничего подобного не заказывал.
Времяпрепровождение под музыку – балдеж. Нет даже и мысли о том, что уже выявлено медиками и психологами – приверженцы «тяжелого рока», металла, теряют способность к самостоятельному и здравому соображению. У них меняются основные физиологические процессы: кровяное давление, соотношение адреналина в крови, повышается возбудимость и агрессивность. «Тяжелая» музыка пробуждает низменные, тяжелые инстинкты в человеке.
Еще древнегреческий мудрец Платон говорил: « Гармония души во многом зависит от того, какие мелодии слышит ребенок в младенческие, отроческие годы».
Л. Н. Толстой в «Крейцеровой сонате» с неподдельным страхом описал душевную зависимость личности от музыки: « Чужое настроение и состояние передавалось слушателю помимо его желания и подчиняло его волю».
Если дети постоянно слышат мерный и тяжелый механический ритм, они привыкают к нему и уже не будут воспринимать иные ритмы и мелодии.
«Зацикленность» на чем- либо одном вредна любому человеку и в досуге и в работе.
Еще К. Маркс сказал - «свободное время является основным пространством развития индивида».
Историческая неизбежность предопределила этап, когда творцы досуга составляют когорту избранных и малочисленных дарований, а массы отошли от домашнего творчества, превратившись в потребителей культуры.
Человек – потребитель далек от саморазвития и самовоспитания.
Можно проговорить чужие слова, пропеть чужой ритм, «оттянуться», но чужую жизнь прожить невозможно. У каждого она своя.
Так что такое «рок»? Добро или зло? Как нам воспринимать его? Стараться оградить от него наших детей или напротив – пропагандировать философию «рока»?
Прежде всего, надо научиться отличать «зерна от плевел».
Хорошо, что наши дети помнят и знают «героя нашего времени» Виктора Цоя. Героя, который так спокойно и уверенно проложил сложный и кровавый путь против наркотиков в фильме «Игла». Героя, который:
« …живет по законам другим,
И кому умирать молодым…»
Который не исчез, не умер, просто ушел под музыку его вечной «Звезды по имени Солнце».
Хотелось бы, чтобы был такой герой и сегодня. Чтобы у наших подростков было будущее без наркотиков, боли и пустоты.
Вот такой «рок» нужен нам всем.
Комментарии
Это о ком конкретно? Какое-то странное обобщение
Вцелом, ни о чем и ни к чему - рок очень многогранен. А музыка - это лишь дело вкуса, кому-то классика, кому-то электронщина, каждый найдет свое.
Если и дальше интересна эта тема идёмте вот сюдаhttps://www.stranamam.ru/post/1900007/#firstnew а то я разрываюсь бегать туда-сюда
↑ Перейти к этому комментарию
Ска (англ. Ska) — музыкальный стиль, появившийся на Ямайке в конце 1950-х гг.
Для стиля характерен раскачивающийся ритм 2/4, когда гитара играет на четные удары барабанов, а контрабас или бас-гитара подчеркивает нечетные. Мелодия исполняется духовыми инструментами, такими, как труба, тромбон и саксофон. Среди мелодий ска можно встретить джазовые мелодии.
Сейчас она стала несколько тяжелее, повился ска-панк, в общем довольно веселая ритмичная музыка.
Ска (англ. Ska) — музыкальный стиль, появившийся на Ямайке в конце 1950-х гг.
Для стиля характерен раскачивающийся ритм 2/4, когда гитара играет на четные удары барабанов, а контрабас или бас-гитара подчеркивает нечетные. Мелодия исполняется духовыми инструментами, такими, как труба, тромбон и саксофон. Среди мелодий ска можно встретить джазовые мелодии.
Сейчас она стала несколько тяжелее, повился ска-панк, в общем довольно веселая ритмичная музыка.
↑ Перейти к этому комментарию
Но ска тоже весьма разнообразно
↑ Перейти к этому комментарию
о том что молоко чревато
и говорили без затей
что это пойло вредновато.
что пить его полнейший вред
что от него одни проблемы
прозрачен его скучный цвет
и безполезен и без темы
pes67
Я например, очень люблю Вячеслава Бутусова, он считается рок певцом, но его музыка очень приятна в ней нет ничего тяжело, во время беременности почти только его и слушала, тянуло просто чет именно на такую музыку, знакомые офигевали:
"ты ж беременная нужно классику слушать, а ты рок"
Я может и не фанат рока, но муж у меня любит это дело и ни чего подобного, тупо громыхающего, выносящего мозг в том, что он слушает нет.
Гимн русского рока, на мой взгляд.
Песне сто лет, но что-то более живое трудно найти и по сей день.
О роке говорить не надо, его надо слушать.
Или не слушать - дело хозяйское.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: