Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Первобытные верования

Первобытные верования Я хочу начать вести новую группу, посвященную истории, с развития религии. Главная причина этого в том, что религии, как ни крути, в большинстве случаев, становились тем стержнем, на который накручивались и опирались все мировые цивилизации. Да и последние темы нашей Страны Мам показали, что девочки и не только)) очень интересуются этим, хотя и мало знают. Вот я и решила, что мне стоит попробовать завести группу, ориентированную на подобную тематику. Нужна эта группа или не нужна - рещать вам. Поэтому и приглашаю всех-всех-всех. Кто знает историю, культуру и традиции и кто не знает их. Делитесь своими знаниями и обычаями Ваших культур и религий - это очень интересно! И начать наш экскурс в религию начну с периода первобытно-общинного строя. Ну что, начнем? Предупреждаю, информации много!


В настоящий момент можно с уверенностью утверждать лишь то, что простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад. Именно к этому времени относится появление человека разумного (Homo Sapiens), который достаточно резко отличался от своих предполагаемых предшественников физическим строением, физиологическими и психологическими характеристиками, был способен к созданию понятий и определенного уровня абстракций.


Одна из первых форм религиозных верований получила название «фетишизм» от португальского слова fitico (магическая вещь), которое, в свою очередь, является производным от латинского слова factitius (магически искусный). Она впервые была обнаружена португальскими моряками в Западной Африке в XV в., а затем многочисленные аналоги фетишизма были выявлены во многих районах мира.


Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, зуб животного, искусно сделанная фигурка, ювелирное изделие. Этому предмету предписыватась не присущие ему свойства (способность исцелять, охранять от врагов, помогать на охоте и т.п.). Если после обращения к такому предмету человеку удавалось достичь успеха в практической деятельности, он считал, что в этом ему помог фетиш, и оставлял его себе. Если же человека постигала какая-либо неудача, то фетиш выбрасывался или заменялся другим.


Обращение первобытных людей с фетишами говорит о том, что они не всегда относились с должным почтением к выбранному ими предмету: за оказанную помощь его благодарили, за беспомощность наказывали. В этом плане интересен африканский обычай истязания фетишей, причем не только для их наказания, но и для побуждения к действию. Например, прося о чем-нибудь фетиш, африканцы вбивали в него железные гвозди, полагая, что после этого фетиш лучше запомнит обращенные к нему просьбы и обязательно выполнит их.


Другой ранней формой религиозных воззрений следует считать тотемизм — веру в существование особого рода связи между какой-либо группой людей (племя, фратрия, род) и определенным видом животных или растений. Название этой формы религиозных верований происходит от слова «ототеман», которое на языке североамериканских индейцев племени оджибве означает «род его».


В ходе изучения тотемизма установлено, что его возникновение было тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного человека — собирательством и охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становились объектом поклонения. На первых этапах развития тотемизма такое поклонение не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений в пищу. Поэтому иногда свое отношение к тотему аборигены Австралии выражали словами: «Это наше мясо». Несколько позднее члены родовой группы (кровные родственники) стали верить в то, что они произошли от предков, сочетавших в себе признаки людей и их тотема. Это вело, с одной стороны, к усилению культа предков, а с другой — к изменению отношения к тотему, в частности к появлению запретов (табу) на употребление тотема в пищу, за исключением тех случаев, когда поедание тотема носило ритуальный характер и напоминало о древних нормах и правилах.


Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система запретов, которые назывались табу. Они представляли собой важный механизм регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу разделило первобытный коллектив на строго фиксированные брачные классы и тем самым исключило половые связи между близкими родственниками. Пищевые табу строго регулировали характер пищи, которая должна была доставаться вождю, воинам, женщинам, старикам, детям. Ряд других табу призван был гарантировать неприкосновенность жилища или очага, регулировать правила погребения, фиксировать социальный статус, права и обязанности членов первобытного коллектива.


Еще одной формой первобытных верований и связанной с ними практики была магия (греч. mageia — колдовство, чародейство) — совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность влияния на людей, предметы и явления объективного мира путем обращения к таинственным силам. Туземцы используют магию в земледелии при посадке клубневых растений, урожай которых бывает изменчив, но магия не применяется при культивировании плодовых деревьев, дающих устойчивый, стабильный урожай. В рыболовстве магические приемы практикуются при промысле акул и других крупных и опасных рыб, при ловле же мелкой рыбы магия считается излишней. Постройка лодок всегда сопровождается магическими обрядами, при строительстве же домов магия не используется. Магические представления возникают тогда, когда человек не уверен в своих силах, когда он сталкивается с проблемами, решение которых зависит не столько от самого человека, сколько от множества привходящих факторов. Именно это и заставляет его полагаться на помощь таинственных сил и совершать магические действия.


Обычно магическими приемами занимались специально подготовленные люди — колдуны и шаманы, которые искренне верили в свою способность общаться с духами, передавать им просьбы и надежды коллектива. Но главное состояло не в том, что они сами верили в свои необыкновенные способности, а в том, что им верил коллектив и обращался к ним за помощью в самые критические моменты. Соответственно этому колдуны и шаманы пользовались особым почетом и уважением у первобытных людей.


Наконец, говоря о первобытных формах верований, нельзя не упомянуть об анимизме (от лат. anima —душа) —вере в существование душ и духов. Первый ряд анимистических представлений возник в ходе размышлений древнего человека над такими явлениями, как сон, видения, болезнь, смерть, а также из переживаний транса и галлюцинаций. Будучи не в состоянии правильно объяснить эти сложные явления, «первобытный философ» вырабатывает понятие о душе, находящейся в теле человека и покидающей его время от времени. В дальнейшем формируются более сложные представления: о существовании души после смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном мире. Второй ряд анимистических верований возник из присущего первобытным людям стремления к олицетворению и одухотворению окружающей действительности. Древний человек рассматривал все явления и предметы объективного мира как нечто подобное себе, наделяя их желаниями, волей, чувствами, мыслями. Отсюда возникает вера в отдельно существующих духов грозных сил природы, растений, животных, которая в ходе сложной эволюции трансформировалась в политеизм, а затем и в монотеизм.


Основываясь на факте широкого распространения анимизма, была выдвинута формула: «Анимизм есть минимум определения религии». Эту формулу использовали в своих построениях многие религиоведы, однако в ходе обсуждения концепции анимизма выявились и ее слабые стороны. Главным контраргументом были археологические и этнографические данные, которые свидетельствовали, что религиозные верования первобытных людей (например, тотемизм или фетишизм) зачастую не включают в себя анимистических представлений. Такие верования были названы «преанимистическими». Однако, несомненно то, что анимистические верования входят составной и весьма существенной частью во все религии мира. Вера в духов, нечистую силу, бессмертную силу — все эти модификации анимистических представлений первобытной эпохи.


То же самое можно сказать и о других ранних формах религиозных верований. Так, сохранившаяся вплоть до наших дней вера в амулеты, талисманы, священные реликвии является не чем иным, как пережитком первобытного фетишизма. Отголоски тотемизма можно обнаружить в существующих во многих религиях пищевых запретах, в изображении существ в облике животных. Магические верования и ритуалы легли в основу культовой практики всех религий. Значительное место принадлежит магии в сфере бытовых суеверий: вера в порчу, в гадания, заговоры.


На ранних этапах развития человеческого общества первобытные формы религиозных верований не существовали в чистом виде, они самым причудливым образом переплетались друг с другом. Поэтому ставить вопрос о том, какая из этих форм верований возникла раньше, представляется не очень корректным. Видимо, речь должна идти о комплексе религиозных верований. Композиция этого комплекса могла быть весьма разнообразной. Например, у аборигенов Австралии преобладал тотемизм с тщательно разработанной системой табу. Среди многочисленных народов Сибири и Дальнего Востока доминировала магия и тесно связанная с ней практика шаманизма. Что касается народов Африки, то они отличались большой склонностью к фетишизму.


Таким образом, если вопрос о времени возникновения религии до сих пор остается открытым, то наиболее ранние из дошедших до нас форм религиозных верований были достаточно хорошо изучены археологами, этнографами, антропологами и религиоведами в XIX—XX вв. Общепризнанно, что такими формами были фетишизм, тотемизм, магия и анимизм. Кроме того, анализ первобытных верований показал, что их истоки следует искать в условиях жизни наших отдаленных предков и в особенностях их сознания. Эволюция же религиозных верований и воззрений тесно связана с изменениями в общественной жизни, что подтверждается не только рассмотрением рудиментарных форм религии, но и всей ее историей.


Источник: Основы религиоведения: Учеб./ Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов и др.; Под ред. И.Н. Яблокова. — 2-е изд., перераб. и доп. —М.: Высш. шк., 1998. —480 с
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Первобытные верования
  Я хочу начать вести новую группу, посвященную истории, с развития религии. Главная причина этого в том, что религии, как ни крути, в большинстве случаев, становились тем стержнем, на который накручивались и опирались все мировые цивилизации. Да и последние темы нашей Страны Мам показали, что девочки и не только)) очень интересуются этим, хотя и мало знают. Читать полностью
 

Комментарии

war_dog
6 мая 2010 года
0
Ice-Cream пишет:
Предупреждаю, информации много!
мне это нравиться (что много). Спасибо, что пригласили в группу. Уважили.
Ice-Cream (автор поста)
6 мая 2010 года
+1
war_dog пишет:
Уважили.
еще бы сказал - старичкаа!
war_dog
6 мая 2010 года
0
ЫЫЫ а то нет)) Чай не мальчег. Девчат, даю анонс. У меня статья на выходе. Весь вечер над ней работал. Будет готова через час.
мышка-норушка
27 мая 2010 года
+1
Ice-Cream пишет:
Отсюда возникает вера в отдельно существующих духов грозных сил природы, растений, животных, которая в ходе сложной эволюции трансформировалась в политеизм, а затем и в монотеизм.
Ириш , а как ты думаешь, чем обусловлен возврат к первобытным верованиям в наше время, т.е. на нижнюю ступень эволюции? Вроде люди сейчас образованнее, культурнее, информации опять же много...
Ice-Cream (автор поста)
27 мая 2010 года
+1
Я думаю тут комплексная проблема, сформированная как раз отсутствием бездуховности, вызванной как раз и переизбытком информации, засилием "потребителького поведения", культа денег и пр. Люди уже не так верят и надеются на Бога, они надеются на себя и доллары - вот их Бог. А подсознательно, все-таки, хочется духовности и веры в Чудо, а официальные религии (христианство, ислам и пр.) принимать не могут, так как слишком много инфы получили об этом и не очень хорошей. Куча мнений в разных источниках, готовые анализы со всеми выкладками по поводу существования Бога и пр. и пр. Вот народ и мечется в поисках правды, а находит, по традиции, там, где больше убеждают и обещают. Как реклама в телеке - купи это, помажь тем и будет счастье!!! Вот и в религии люди ищут примерно того же шоу, как и в ящике. Людям нужно, чтобы за ними ходили и убеждали, чтобы они пришли в религию А официальные религии этого не делают, тут добровольное дело. А секты, культы и пр. убеждают, напоминают, обещают. Также ласкают и поглаживают - вот и результат. Идут туда, где занимательно, где говорят людям то, чего они хотят услышать и во что им легче поверить.
Note_de_Vie
11 апреля 2013 года
0
Я считаю,что если ты веришь в Бога,живешь христианской верой,то никакие секты не смогут тебя, какими бы то ни было, пряниками заманить.
Ice-Cream пишет:
так как слишком много инфы получили об этом и не очень хорошей.
даже не смотря на отрицательную инфу(поп на джипе и т.п.) Просто вера должна жить в душе.
Сейчас,в наше время,наоборот, вере придают большое значение. Жаль,что не в том ракурсе,как должно быть.
мышка-норушка
27 мая 2010 года
+1
Конечно ты права - деградировать всегда легче, в том числе и духовно
Но все-таки дорога в секты лежит через хоть обеспокоенность своим душевным состоянием, я же сейчас говорю о совсем первобытном. Например, часто встречаю последнее время деревья, с привязанными к ним разноцветными ленточками, вот это что Как ты думаешь? Наговоры-заговоры .... Обалдеть - 21 век, в космос летаем
Ice-Cream (автор поста)
27 мая 2010 года
+1
ааа...вот ты о чем...В большинстве случаев, это дань традициям и моде, потому что мало кто понимает смысл этих ритуалов. А вообще, я думаю, что когда народ понятия не имеет как бороться с проблемой, и как по-быстрому получит что-то желаемое, он идет в эти дебри. Ведь это же легко - захотел любви, нашептал, веточкой помахал и опа! - расцвело. А самому и стараться не надо, чтобы у тебя появился муж, деньги и пр. Ведь проще в унитазе ногами постоять и поорать в форточку, чем пойти и заработать. Или жабу посадить, попой к двери (это по мотивам статьи о привлечении денег - посмешили меня). Рлигия говорит что? Трудись, старайся, молись и в КОНЦЕ пути ты получишь желаемое, тебе воздасться, а хочестя здесь и сейчас, ленточку привязал и получил счастье на всю жизнь, или монетку в фантик - и деньги не кончаются. Я как-то так думаю Все от нетерпения и страха перед обязательствами и ответственностью
мышка-норушка
27 мая 2010 года
+1
Ice-Cream пишет:
В большинстве случаев, это дань традициям и моде, потому что мало кто понимает смысл этих ритуалов
"Незнание не освобождает от ответственности" А если серьезно , люди в такое .... могут вляпаться , особенно в случае с черной магией (или с "белой", как народ успокаивают)
Ice-Cream (автор поста)
27 мая 2010 года
+1
мышка-норушка пишет:
особенно в случае с черной магией
Тут уже причина в полнейшей бездуховности, а не поиске путей её изыскания...демоны всякие...люди точно выхода не найдут в конце
war_dog
28 мая 2010 года
+1
Почитал, спасибо...поставил всем плюсики. Я люблю хороших девочек)) Всё так, всё правильно, Ира.
Ice-Cream (автор поста)
28 мая 2010 года
+1
Тебе спасибо, за то, чьл считаешь нас хорошими, а то ругаешься все время и без остановки
мышка-норушка
28 мая 2010 года
+1
Боюсь только, вокруг хороших девочек, слишком часто , крутяться нехорошие мальчики.
Ой боюсь-боюсь - так и вижу у себя желтую карточку
Ice-Cream (автор поста)
28 мая 2010 года
+1
не боись! мы вместе сила! прорвемся
war_dog
28 мая 2010 года
+1
В ответ на комментарий мышка-норушка
Боюсь только, вокруг хороших девочек, слишком часто , крутяться нехорошие мальчики.
Ой боюсь-боюсь - так и вижу у себя желтую карточку

↑   Перейти к этому комментарию
Кто тебя так напугал))?
мышка-норушка пишет:
Ой боюсь-боюсь
war_dog
28 мая 2010 года
0
Ice-Cream (автор поста)
28 мая 2010 года
+1
ну только не говори, что не понимаешь о чем я
war_dog
28 мая 2010 года
+1
Почему вы все тут думаете, что вардог прям всё-всё понимает и чуть ли там не на метр в землю видит? Я такой же как вы все. Обычный человек. Да и вообще, я тут не самый умный. Взять, например, тебя. Ты и образована, не чета мне, лучше воспитана, более тактична, если уж на то пошлО.
Ice-Cream (автор поста)
28 мая 2010 года
+1
ну вот, получается, напросилась на комплимент
war_dog
28 мая 2010 года
+1
Вовсе нет! Это от чистого Если я не хочу это сказать, так меня ничем не заставишь. Я очень упрямый.
Ice-Cream (автор поста)
28 мая 2010 года
+1
war_dog пишет:
Я очень упрямый.
уже поняли))

А вообще, надо жить дружно, мы все тут мыслим одинаково, понимаем все только по разному, поэтому нужно объяснять друг другу все поспокойнее, да и эмоций помньше. Верно же?
war_dog
28 мая 2010 года
+1
Да, верно.
Ice-Cream (автор поста)
28 мая 2010 года
+1
мышка-норушка
28 мая 2010 года
0
В ответ на комментарий war_dog
Почему вы все тут думаете, что вардог прям всё-всё понимает и чуть ли там не на метр в землю видит? Я такой же как вы все. Обычный человек. Да и вообще, я тут не самый умный. Взять, например, тебя. Ты и образована, не чета мне, лучше воспитана, более тактична, если уж на то пошлО.

↑   Перейти к этому комментарию
war_dog пишет:
Почему вы все тут думаете, что вардог прям всё-всё понимает и чуть ли там не на метр в землю видит?
Я, например, так не думаю
war_dog пишет:
Да и вообще, я тут не самый умный.
Самокритичность - очень полезное качество , им нужно почаще пользоваться
war_dog
30 мая 2010 года
+1



Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам