Четверг. 20 мая. Развитие речи. Младшая группа.
Развиваем речь играя. (Домашние птицы)
Игра «Больше — меньше»
Чему учится ребенок: понимать значение слов « больше», « меньше»; образовывать слова с помощью суффиксов -он, -ик.
Оснащение: сюжетная картинка ; цветные карандаши или фломастеры; игрушки: петух, курица, цыпленок, петушок; соответствующие предметы посуды.
Ход игры: рассматривая на сюжетной картинке петуха, петушка, курицу и цыпленка, спросите ребенка: «Кто больше — петух или петушок? Курица или цыпленок? Курица или петух? Петух или цыпленок?»
Аналогично задайте вопрос: «Кто меньше?».
Лексический материал
Кто больше цыпленка? Кто меньше петуха? Кто больше курицы? Кто меньше курицы?
Расскажите ребенку сказку: « Однажды летом пошли петух, курица, петушок и цыпленок за водой на речку. Каждый взял себе посуду по росту. Петух большой — он взял... (ведро); курица поменьше — она взяла посуду поменьше... (чайник); петушок взял... (банку); цыпленок взял... (кружку)».
Попросите ребенка провести цветными карандашами ( или фломастерами) линии от каждого персонажа к тому предмету, который он взял.
При усложнении повторите игру, используя для этого игрушки. Предложите ребенку расставить игрушки и предметы посуды в соответствии с текстом сказки. Скажите: «Петух взял ведро. Поставь ведерко перед петухом. Курочка взяла чайник. Поставь чайник перед курочкой. Петушок взял банку.
Поставь банку перед ним. А цыпленок взял кружечку. Поставь кружечку перед цыпленком».
Игра «Он — они»
Чему учится ребенок: самостоятельно изменять грамматическую форму числа и лица глагола с опорой на картинки.
Оснащение: парные картинки
Ход игры: выучите с ребенком несколько двустиший. Затем научите ребенка самостоятельно изменять в этих стихах грамматическую форму числа и лица глаголов, при этом показывайте на ту или иную картинку.
Он гуляет, загорает, Они... (гуляют, загорают),
Землянику собирает. Землянику... (собирают).
Он по улице идет Они по улице... (идут),
И флажок в руке несет. И флажки в руках... (несут).
На скамейке он сидит На скамейке все... (сидят)
И о чем-то говорит. И о чем-то... (говорят).
По садочку он идет По садочку... (идут)
И поет, поет, поет. И... (поют, поют, поют).
Игра «Мамы и их дети»
Чему учится ребенок: образовывать слова с помощью суффикса -ок (цыпленок, гусенок, утенок) и употреблять их в речи; образовывать от звукоподражаний глаголы; употреблять в речи
прилагательные «прямой», «кривой».
Оснащение: парные картинки , цветные карандаши или фломастеры.
Ход игры: сначала предложите ребенку сказать, кто нарисован слева (картинки справа пока прикройте).— Курица, утка, гусь. Откройте картинки и спросите ребенка, где мама, а где ее ребенок. Попросите ребенка соединить их линиями и сказать, где дорожка (линия) получилась прямая, а где кривая.
Спросите у ребенка: «Кто говорит кря-кря?» (Утка.) Значит, утка... (крякает).
«Кто говорит га-га-га?» (Гусь.) Значит, гусь... (гогочет).
«Кто говорит кудах-тах-тах?» (Курица.) Значит, она... (кудахчет).
«Кто говорит ку-ка-ре-ку?» (Петух.) Значит, он... (кукарекает).
Игра «Кто где находится!»
Чему учится ребенок: различать предлоги « под», « над», « около»; понимать значение обобщающего слова «птицы»; употреблять в речи наречия; образовывать слова с помощью увеличительного суффикса -ищ-.
Оснащение: сюжетная картинка
Ход игры: расскажите ребенку: « Однажды из леса прибежала лиса. Птицы испугались лисы и попрятались от нее». Предложите ребенку посмотреть на картинку и сказать, куда спряталась каждая из птиц.
«Покажи, где курица? Скажи, где она?» (Около забора.) «Покажи, где цыпленок?
Скажи, где он?» ( Под кустом.) «Покажи, где гусь? Скажи, где он?» ( Под столом.)
«Покажи, где петух? Скажи, где он?» (На заборе.)
«Какой петух?» (Большой.) «Это не петух, а... (петушище), и хвост у него не хвост,
а... (хвостище)».
«У цыпленка хвост маленький, у цыпленка не хвост, а...(хвостик)».
«Кто меньше всех?» (Цыпленок.)
«Кто ярче всех?» (Петух.)
«Кто выше всех?» (Петух.)
Игра «Путаница»
Чему учится ребенок: определять взаимоотношения действующих лиц; понимать реальность изображенной ситуации; употреблять имена существительные в родительном, творительном и винительном падежах.
Оснащение: сюжетные картинки
Ход игры: предложите ребенку посмотреть на картинки и ответить на вопросы.
Попросите его показать на картинке, где лиса поймала утенка, а где утенок поймал лису? Спросите: « Какую картинку художник нарисовал неправильно?» ( Утенок поймал лису.)
Задайте вопросы по другим картинкам.
«Где курица бежит за кошкой, а где кошка бежит за курицей? Какую картинку художник нарисовал неправильно?» (Курица бежит за кошкой.)
«Где девочка кормит петуха, а где петух кормит девочку? Какую картинку художник нарисовал неправильно?» (Петух кормит девочку.)
Игра «Докончи предложение»
Чему учится ребенок: образовывать множественное число имен существительных среднего рода и правильно употреблять их в речи.
Оснащение: не требуется.
Ход игры: предложите ребенку послушать начало предложений, а затем правильно их закончить.
«У гуся сломано крыло, у гусей сильные... (крылья).
Петух потерял перо, у петухов разноцветные... (перья).
Курица снесла яйцо, у куриц белые... (яйца)».
Игра «Что забыл нарисовать художник!»
Чему учится ребенок: уточнит представление о птицах; правильно употреблять в речи имена существительные в родительном падеже.
Оснащение: парные картинки
Ход игры: покажите ребенку на картинке петуха, у которого нет хвоста. Спросите: «Что забыл нарисовать художник?» Остальные картинки рассмотрите по аналогии: у петуха нет хвоста, у гуся нет лапы, у утки нет клюва. Спросите ребенка, обратил ли он внимание на то, что индюк нарисован правильно. Предложите ребенку исправить ошибки художника — дорисовать птицам недостающие детали.
Игра «Больше — меньше»
Чему учится ребенок: понимать значение слов « больше», « меньше»; образовывать слова с помощью суффиксов -он, -ик.
Оснащение: сюжетная картинка ; цветные карандаши или фломастеры; игрушки: петух, курица, цыпленок, петушок; соответствующие предметы посуды.
Ход игры: рассматривая на сюжетной картинке петуха, петушка, курицу и цыпленка, спросите ребенка: «Кто больше — петух или петушок? Курица или цыпленок? Курица или петух? Петух или цыпленок?»
Аналогично задайте вопрос: «Кто меньше?».
Лексический материал
Кто больше цыпленка? Кто меньше петуха? Кто больше курицы? Кто меньше курицы?
Расскажите ребенку сказку: « Однажды летом пошли петух, курица, петушок и цыпленок за водой на речку. Каждый взял себе посуду по росту. Петух большой — он взял... (ведро); курица поменьше — она взяла посуду поменьше... (чайник); петушок взял... (банку); цыпленок взял... (кружку)».
Попросите ребенка провести цветными карандашами ( или фломастерами) линии от каждого персонажа к тому предмету, который он взял.
При усложнении повторите игру, используя для этого игрушки. Предложите ребенку расставить игрушки и предметы посуды в соответствии с текстом сказки. Скажите: «Петух взял ведро. Поставь ведерко перед петухом. Курочка взяла чайник. Поставь чайник перед курочкой. Петушок взял банку.
Поставь банку перед ним. А цыпленок взял кружечку. Поставь кружечку перед цыпленком».
Игра «Он — они»
Чему учится ребенок: самостоятельно изменять грамматическую форму числа и лица глагола с опорой на картинки.
Оснащение: парные картинки
Ход игры: выучите с ребенком несколько двустиший. Затем научите ребенка самостоятельно изменять в этих стихах грамматическую форму числа и лица глаголов, при этом показывайте на ту или иную картинку.
Он гуляет, загорает, Они... (гуляют, загорают),
Землянику собирает. Землянику... (собирают).
Он по улице идет Они по улице... (идут),
И флажок в руке несет. И флажки в руках... (несут).
На скамейке он сидит На скамейке все... (сидят)
И о чем-то говорит. И о чем-то... (говорят).
По садочку он идет По садочку... (идут)
И поет, поет, поет. И... (поют, поют, поют).
Игра «Мамы и их дети»
Чему учится ребенок: образовывать слова с помощью суффикса -ок (цыпленок, гусенок, утенок) и употреблять их в речи; образовывать от звукоподражаний глаголы; употреблять в речи
прилагательные «прямой», «кривой».
Оснащение: парные картинки , цветные карандаши или фломастеры.
Ход игры: сначала предложите ребенку сказать, кто нарисован слева (картинки справа пока прикройте).— Курица, утка, гусь. Откройте картинки и спросите ребенка, где мама, а где ее ребенок. Попросите ребенка соединить их линиями и сказать, где дорожка (линия) получилась прямая, а где кривая.
Спросите у ребенка: «Кто говорит кря-кря?» (Утка.) Значит, утка... (крякает).
«Кто говорит га-га-га?» (Гусь.) Значит, гусь... (гогочет).
«Кто говорит кудах-тах-тах?» (Курица.) Значит, она... (кудахчет).
«Кто говорит ку-ка-ре-ку?» (Петух.) Значит, он... (кукарекает).
Игра «Кто где находится!»
Чему учится ребенок: различать предлоги « под», « над», « около»; понимать значение обобщающего слова «птицы»; употреблять в речи наречия; образовывать слова с помощью увеличительного суффикса -ищ-.
Оснащение: сюжетная картинка
Ход игры: расскажите ребенку: « Однажды из леса прибежала лиса. Птицы испугались лисы и попрятались от нее». Предложите ребенку посмотреть на картинку и сказать, куда спряталась каждая из птиц.
«Покажи, где курица? Скажи, где она?» (Около забора.) «Покажи, где цыпленок?
Скажи, где он?» ( Под кустом.) «Покажи, где гусь? Скажи, где он?» ( Под столом.)
«Покажи, где петух? Скажи, где он?» (На заборе.)
«Какой петух?» (Большой.) «Это не петух, а... (петушище), и хвост у него не хвост,
а... (хвостище)».
«У цыпленка хвост маленький, у цыпленка не хвост, а...(хвостик)».
«Кто меньше всех?» (Цыпленок.)
«Кто ярче всех?» (Петух.)
«Кто выше всех?» (Петух.)
Игра «Путаница»
Чему учится ребенок: определять взаимоотношения действующих лиц; понимать реальность изображенной ситуации; употреблять имена существительные в родительном, творительном и винительном падежах.
Оснащение: сюжетные картинки
Ход игры: предложите ребенку посмотреть на картинки и ответить на вопросы.
Попросите его показать на картинке, где лиса поймала утенка, а где утенок поймал лису? Спросите: « Какую картинку художник нарисовал неправильно?» ( Утенок поймал лису.)
Задайте вопросы по другим картинкам.
«Где курица бежит за кошкой, а где кошка бежит за курицей? Какую картинку художник нарисовал неправильно?» (Курица бежит за кошкой.)
«Где девочка кормит петуха, а где петух кормит девочку? Какую картинку художник нарисовал неправильно?» (Петух кормит девочку.)
Игра «Докончи предложение»
Чему учится ребенок: образовывать множественное число имен существительных среднего рода и правильно употреблять их в речи.
Оснащение: не требуется.
Ход игры: предложите ребенку послушать начало предложений, а затем правильно их закончить.
«У гуся сломано крыло, у гусей сильные... (крылья).
Петух потерял перо, у петухов разноцветные... (перья).
Курица снесла яйцо, у куриц белые... (яйца)».
Игра «Что забыл нарисовать художник!»
Чему учится ребенок: уточнит представление о птицах; правильно употреблять в речи имена существительные в родительном падеже.
Оснащение: парные картинки
Ход игры: покажите ребенку на картинке петуха, у которого нет хвоста. Спросите: «Что забыл нарисовать художник?» Остальные картинки рассмотрите по аналогии: у петуха нет хвоста, у гуся нет лапы, у утки нет клюва. Спросите ребенка, обратил ли он внимание на то, что индюк нарисован правильно. Предложите ребенку исправить ошибки художника — дорисовать птицам недостающие детали.
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: