Грамматика. Обучение чтению. 2. Звук [у] и буква "У"
Повторение
Что изображено на картинке? (Буква "А" )
Какой звук она обозначает?
Что такое буква? (Значок для обозначения звука)
Чем отличается звук от буквы?
Что вы знаете о букве "А"?
• обозначает гласный звук
• может стоять в начале, середине, конце слова
• может быть отдельным словом
Сейчас мы познакомимся еще с одной буквой.
- Как поет кукушка? (Ку-ку)
- Какой гласный звук мы слышим? [у]
- Как кричат, когда заблудились в лесу? (Ау!)
- Вы догадались, с какой буквой мы познакомимся сегодня?
Задание
Задание
Печатание буквы "У".
Упражнение в узнавании звука [у] в словах.
- В каком слове есть звук [у]?
- Я буду называть слова. Если в слове слышится звук [у] — хлопайте в ладоши (вставайте), если в слове нет звука [у] — не хлопайте (сидите на месте). Скажите, где находится звук: (в начале, середине или конце слова).
Ученик; идут;идет, ручка, доска, ключ, кино, учебник, школьник, девочка, урок, пою, пишу.
Упражнение в самостоятельном подборе слов со звуком [у]
— в начале слова (учебник, улица, ужин, ухо, утюг);
— в середине (муха, музыка, пушка...);
— в конце (пишу, читаю, лечу...).
Упражнение в сливании звуков
— Я буду называть согласный, а вы причитывайте к нему звук [у] по схеме
Б — БУ
Д — ДУ
т — ТУ
к — КУ
л — ЛУ
м — МУ
• Послушайте маленький рассказ:
"У Маши кукла. Ее назвали Мариной. Это подарок Маше на день рождения"
— О ком этот рассказ?
— Что говорится о Маше?
— Сколько здесь предложений?
— Назовите первое предложение.
— Сколько в этом предложении слов?
— Какое короткое слово вы слышите в начале предложения? (У)
• Звук [у], как и звук [а], может образовывать целое слово.
Задание
Прочитай предложение по схеме
Задание
Составьте предложения с маленьким словом "У". Запишите их схемы.
Задание
- Быстро просмотри весь текст, подчеркни все буквы "У" и "А". Не пропусти!
Мишка лапу занозил —
Наступил на шишку.
Обозлился, погрозил:
"Ты узнаешь Мишку!"
Шишку в сучья закопал,
Поплясал на сучьях,
Поскользнулся и упал
У норы барсучьей.
Вышел заспанный барсук,
Заворчал на мишку.
Мишка струсил, влез на сук,
Притаился мышкой.
З. Александрова
• Если понравилось стихотворение — выучи наизусть. Расскажи друзьям, родственникам или знакомым.
Закрепление умений различать звуки
Игра "Твердый — мягкий"
Поделить группу детей на две команды: команда ТОМА дружит с твердыми согласными, команда ТИМА дружит с мягкими согласными. Если слово начинается с твердого согласного — встают друзья Тома, если слово начинается с мягкого согласного — встают друзья Тима.
сестры; буря; беда; вилка; кошка; ветер; шляпа; сапоги; бусинка; зеркало; природа; курица; мешок.
Упражнение в составлении звуковых схем слов.
Выложите при помощи карточек звуковые схемы слов:
Игра "Попробуй поспорить" (структурный анализ слова)
• Я утверждаю, что в слове "ДОЧЬ" 4 звука. Прав ли я? (Нет, в этом слове 3 звука)
• В слове "СТОЛ" последний звук [т]? Прав ли я? (Звук [т] — второй)
• В слове "ЛОСЬ" есть мягкий согласный. Какой? (Да [с’])
• В слове "ТЕНЬ" есть один мягкий согласный [т’]. (Два мягких звука: [т’] и [н’])
• В слове "ПОЖАР" третий звук [ж]? (Да)
• В слове "ШКОЛА" 3 гласных звука. (Нет, два гласных: [о] и [а]) И др. задания.
Что изображено на картинке? (Буква "А" )
Какой звук она обозначает?
Что такое буква? (Значок для обозначения звука)
Чем отличается звук от буквы?
Что вы знаете о букве "А"?
• обозначает гласный звук
• может стоять в начале, середине, конце слова
• может быть отдельным словом
Сейчас мы познакомимся еще с одной буквой.
- Как поет кукушка? (Ку-ку)
- Какой гласный звук мы слышим? [у]
- Как кричат, когда заблудились в лесу? (Ау!)
- Вы догадались, с какой буквой мы познакомимся сегодня?
Задание
Задание
Печатание буквы "У".
Упражнение в узнавании звука [у] в словах.
- В каком слове есть звук [у]?
- Я буду называть слова. Если в слове слышится звук [у] — хлопайте в ладоши (вставайте), если в слове нет звука [у] — не хлопайте (сидите на месте). Скажите, где находится звук: (в начале, середине или конце слова).
Ученик; идут;идет, ручка, доска, ключ, кино, учебник, школьник, девочка, урок, пою, пишу.
Упражнение в самостоятельном подборе слов со звуком [у]
— в начале слова (учебник, улица, ужин, ухо, утюг);
— в середине (муха, музыка, пушка...);
— в конце (пишу, читаю, лечу...).
Упражнение в сливании звуков
— Я буду называть согласный, а вы причитывайте к нему звук [у] по схеме
Б — БУ
Д — ДУ
т — ТУ
к — КУ
л — ЛУ
м — МУ
• Послушайте маленький рассказ:
"У Маши кукла. Ее назвали Мариной. Это подарок Маше на день рождения"
— О ком этот рассказ?
— Что говорится о Маше?
— Сколько здесь предложений?
— Назовите первое предложение.
— Сколько в этом предложении слов?
— Какое короткое слово вы слышите в начале предложения? (У)
• Звук [у], как и звук [а], может образовывать целое слово.
Задание
Прочитай предложение по схеме
Задание
Составьте предложения с маленьким словом "У". Запишите их схемы.
Задание
- Быстро просмотри весь текст, подчеркни все буквы "У" и "А". Не пропусти!
Мишка лапу занозил —
Наступил на шишку.
Обозлился, погрозил:
"Ты узнаешь Мишку!"
Шишку в сучья закопал,
Поплясал на сучьях,
Поскользнулся и упал
У норы барсучьей.
Вышел заспанный барсук,
Заворчал на мишку.
Мишка струсил, влез на сук,
Притаился мышкой.
З. Александрова
• Если понравилось стихотворение — выучи наизусть. Расскажи друзьям, родственникам или знакомым.
Закрепление умений различать звуки
Игра "Твердый — мягкий"
Поделить группу детей на две команды: команда ТОМА дружит с твердыми согласными, команда ТИМА дружит с мягкими согласными. Если слово начинается с твердого согласного — встают друзья Тома, если слово начинается с мягкого согласного — встают друзья Тима.
сестры; буря; беда; вилка; кошка; ветер; шляпа; сапоги; бусинка; зеркало; природа; курица; мешок.
Упражнение в составлении звуковых схем слов.
Выложите при помощи карточек звуковые схемы слов:
Игра "Попробуй поспорить" (структурный анализ слова)
• Я утверждаю, что в слове "ДОЧЬ" 4 звука. Прав ли я? (Нет, в этом слове 3 звука)
• В слове "СТОЛ" последний звук [т]? Прав ли я? (Звук [т] — второй)
• В слове "ЛОСЬ" есть мягкий согласный. Какой? (Да [с’])
• В слове "ТЕНЬ" есть один мягкий согласный [т’]. (Два мягких звука: [т’] и [н’])
• В слове "ПОЖАР" третий звук [ж]? (Да)
• В слове "ШКОЛА" 3 гласных звука. (Нет, два гласных: [о] и [а]) И др. задания.
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: