Азербайджанские музыкальные инструменты. Балабан (часть 3)
По письменным источникам на территории Азербайджана в свое время бытовали свыше 20 духовых музыкальных инструментов, отличающихся между собой по конструкции, способу звукоизвлечения и звучанию. Они, согласно современной классификации, относились к губным (ней, ксул, ян-тутек, най, мусигар, келенай, мизмар, тутек, бурбуг), язычковым (сумсу, сумсу-балабан, тулум, шапбыр-балабан, зурна, архан), мундштучным (буг, бургу, гавдум, каранай, нефир, шах-нефир, шейпур) видам духовых инструментов.
Ныне из перечисленных музыкальных инструментов употребляется менее половины, причем наиболее распространенными являются балабан, зурна, тутек, ней и тулум. Среди последних своим нежным, бархатным, необыкновенно лирическим и певучим звучанием отличается балабан, часто называемый из-за сплющенной трости “ясты-балабаном”.
Балабан один из древних духовых инструментов азербайджанского народа. Его название встречается в эпосе “Китаби-Деде Горкуд”, в стихах классиков азербайджанской поэзии. Балабан состоит из ствола, трости, регулятора и колпачка
Верхнему концу ствола (баш, кюп) придают шаровидную форму, а нижний конец (аяг) немного заостряется.
Звуковой канал диаметром 10 мм просверливается дрелью. На лицевой стороне просверливают восемь отверстий (сэс пэрдэси). Музейные экземпляры этого инструмента свидетельствуют о том, что в прошлом их количество доходило до 6-7.
На тыльной стороне, в точке, соответствующей половине расстояния между первым и вторым отверстиями лицевой стороны, открывается еще одно отверстие. С целью улучшения строя и тембра звучания инструмента, иногда на тыльной стороне в нижнем конце просверливается дополнительное отверстие - низам пэрдэси (регулирующее отверстие).
Диапазон инструмента от ’соль’ малой октавы до ’до’ второй октавы. Маститые музыканты путем напряжения мышц губ (додаг сыхма) и усиления вдуваемого столба воздуха извлекают также звуки ’до диез’, ’ре’ и ’ми бемоль’ второй октавы. А другая игровая манера (богаз вурма) используется для получения прерывистого звучания. В низком (бэм) регистре звучание балабана тусклое, звонкое, в среднем (орта) регистре - мягкое, лирическое, а в высоком (зил) регистре - нежное и ясное. Балабанисты регулированием вдувания, полузакрытием или открытием отверстий, изменением степени сжатия трости губами в среднем и в высоких регистрах получают хроматические звуки. Сконструированы также альтовый, теноровый и басовый разновидности балабана.
В настоящее время наибольшей популярностью пользуются дуэты музыкантов (на гоша-балабане, т. е. на парном балабане): один из них - уста (мастер) - исполняет основную мелодию, а другой - демкеш, зуйтутан, зуйчу (подмастерье) - аккомпанирует ему бурдоном на одном постоянном по высоте низком звуке. В сопровождении этого дуэта исполняются песни, танцы и инструментальные пьесы.
При выступлении на свадьбах, праздниках и сопровождении танцев к этому дуэту присоединяется исполнитель на мембранном инструменте гавале, нагаре или гоша-нагаре. Ансамбль, включающий два балабана и ударный инструмент, был популярным в народе под названием ’балабанчылар дэстэси’.
Балабан или ясты балабан известен под этим же названием в Иране и Дагестане, мей - в Турции, дудуки или дудук - в Грузии, Кабардино-Балкарии, гуань - у уйгуров. Интересно отметить, что под названием балабан (буламан, буламон) или балабон в Кабардино-Балкарии, Узбекистане и Таджикистане распространены духовые инструменты другой конструкции. Они напоминают предшественника балабана - сюмсю-балабан, бытовавший в недалеком прошлом в Азербайджане.
Мелодии, извлекаемые на балабане, ярко отображают все тонкости и прелести музыкального мелоса.
Поэтому этот музыкальный инструмент - один из самых любимых у азербайджанского народа.
Ныне из перечисленных музыкальных инструментов употребляется менее половины, причем наиболее распространенными являются балабан, зурна, тутек, ней и тулум. Среди последних своим нежным, бархатным, необыкновенно лирическим и певучим звучанием отличается балабан, часто называемый из-за сплющенной трости “ясты-балабаном”.
Балабан один из древних духовых инструментов азербайджанского народа. Его название встречается в эпосе “Китаби-Деде Горкуд”, в стихах классиков азербайджанской поэзии. Балабан состоит из ствола, трости, регулятора и колпачка
Верхнему концу ствола (баш, кюп) придают шаровидную форму, а нижний конец (аяг) немного заостряется.
Звуковой канал диаметром 10 мм просверливается дрелью. На лицевой стороне просверливают восемь отверстий (сэс пэрдэси). Музейные экземпляры этого инструмента свидетельствуют о том, что в прошлом их количество доходило до 6-7.
На тыльной стороне, в точке, соответствующей половине расстояния между первым и вторым отверстиями лицевой стороны, открывается еще одно отверстие. С целью улучшения строя и тембра звучания инструмента, иногда на тыльной стороне в нижнем конце просверливается дополнительное отверстие - низам пэрдэси (регулирующее отверстие).
Диапазон инструмента от ’соль’ малой октавы до ’до’ второй октавы. Маститые музыканты путем напряжения мышц губ (додаг сыхма) и усиления вдуваемого столба воздуха извлекают также звуки ’до диез’, ’ре’ и ’ми бемоль’ второй октавы. А другая игровая манера (богаз вурма) используется для получения прерывистого звучания. В низком (бэм) регистре звучание балабана тусклое, звонкое, в среднем (орта) регистре - мягкое, лирическое, а в высоком (зил) регистре - нежное и ясное. Балабанисты регулированием вдувания, полузакрытием или открытием отверстий, изменением степени сжатия трости губами в среднем и в высоких регистрах получают хроматические звуки. Сконструированы также альтовый, теноровый и басовый разновидности балабана.
В настоящее время наибольшей популярностью пользуются дуэты музыкантов (на гоша-балабане, т. е. на парном балабане): один из них - уста (мастер) - исполняет основную мелодию, а другой - демкеш, зуйтутан, зуйчу (подмастерье) - аккомпанирует ему бурдоном на одном постоянном по высоте низком звуке. В сопровождении этого дуэта исполняются песни, танцы и инструментальные пьесы.
При выступлении на свадьбах, праздниках и сопровождении танцев к этому дуэту присоединяется исполнитель на мембранном инструменте гавале, нагаре или гоша-нагаре. Ансамбль, включающий два балабана и ударный инструмент, был популярным в народе под названием ’балабанчылар дэстэси’.
Балабан или ясты балабан известен под этим же названием в Иране и Дагестане, мей - в Турции, дудуки или дудук - в Грузии, Кабардино-Балкарии, гуань - у уйгуров. Интересно отметить, что под названием балабан (буламан, буламон) или балабон в Кабардино-Балкарии, Узбекистане и Таджикистане распространены духовые инструменты другой конструкции. Они напоминают предшественника балабана - сюмсю-балабан, бытовавший в недалеком прошлом в Азербайджане.
Мелодии, извлекаемые на балабане, ярко отображают все тонкости и прелести музыкального мелоса.
Поэтому этот музыкальный инструмент - один из самых любимых у азербайджанского народа.
Комментарии
я уже и так умничать начала)
↑ Перейти к этому комментарию
я буду вопросы задавать
Я, правда, очень многое читаю впервые. Не всей информации в интернете можно доверять... Поэтому ценю первоисточники (т.е. Nigar )
(удовлетворю твоё эго )
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: