РОДОСЛОВНАЯ ДЕДА МОРОЗА СНЕГОВИКА И СНЕГУРОЧКИ
До сих пор никто точно не знает, откуда к нам пришел Дед Мороз и кто был его прототипом. В разных странах — разные мнения. Одни считают, что Дед Мороз — это потомок местных гномов, другие — средневековых бродячих жонглеров, третьи — странствующих продавцов игрушек. Но всё это только предположения, на самом деле, узнать кто такой Дед Мороз и откуда он взялся, очень сложно.
Еще в конце I тысячелетия нашей эры среди народов Востока появился культ Николая Мирского (от названия одного из городов Малой Азии — Мира) — покровителя детей, моряков, девушек- невест и даже воров. За добрые деяния и подвижничество Николая Мирского после смерти возвели в ранг святых. Останки угодника и чудотворца долгое время находились в одной из восточных церквей, но в XI веке храм ограбили итальянские пираты, которые похитили мощи святого и переправили их в Италию. Прихожане после такого зверства долгое время не могли прийти в себя и усердно молились за сохранение останков святого Николая.
В средние века твердо установился обычай в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой.
С Востока культ чудо творца распространился позднее и на страны Центральной и Западной Европы. В раннем средневековье в этот праздник дети даже не учились. Святой Никалаус— в Германии, Клаас— в Голландии, Клаус— в Англии в образе старит с белой бородкой передвигался по улицам смешком за спиной на белом коне или ослике и раздавал детям подарки.
После введения нового календаря святой стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год. Везде доброго старика называют по-разному: в Испании - папа Ноэль, в Румынии - Мош Джарилэ, в Голландии - Синте-Клаас, в Англии и Америке - Санта-Клаус, а у нас - Дед Мороз.
Со временем Санта Клаус стал приезжать с подарками на Рождество Христово, которое отмечалось 25 декабря. Церковникам не очень нравилось это, ведь праздник был связан с именем Христа. И тогда подарки стал раздавать сам Христос, которого изображали девушки- подростки в белых одеждах. Но народ, привыкший к Николаю Чудотворцу, уже не представлял без этого персонажа Новый год. Так у дедушки появилась юная спутница. Оба эти персонажа в России прижились очень быстро — ведь их прототипы давно существовали в сказках, куда они перекочевали из древнеславянских мифов о Деде Морозе и Снегурочке. Понятно, что Дед Мороз является мифическим персонажем.
Любители праздничной символики решили, что у нашего Деда Мороза должна быть своя Родина. Резиденцией русского Деда Мороза в декабре 1998 года был объявлен расположенный на севере Вологодской области Великий Устюг.
Считается, что наш Дед Мороз является потомком восточнославянского духа холода Трескуна (Студенца, Мороза, Морозко, Карачуна). Со временем образ Деда Мороза изменялся. Сначала сакральный персонаж представал в образе старичка с бородой и в валенках; в одной руке он нес мешок с подарками, в другой — держал посох. Такой Дед Мороз дарил гостинцы только самым умным, послушным и воспитанным деткам, а нерадивых «потчевал» палкой, дабы исправлялись.
Постепенно Дед Мороз превращался в более доброго старичка — он уже не бил детей, а только пугал их страшными рассказами. Потом Дедушка Мороз стал совсем добрым — сейчас он дарит детям подарки и никогда не пугает их. Посох старика стал волшебным. С помощью этого атрибута он спасает все живое в лютые морозы и показывает детишкам забавные фокусы. Теперь у Деда Мороза есть еще и внучка — Снегурочка, которая помогает старику разносить подарки и рассказывать сказки.
Костюм Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. К началу XIX века голландцы рисовали его стройным курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он забрасывал детям подарки. В конце того же века его одели в красную шубу, отороченную мехом. В 1860 году американский художник Томас Найт украсил Деда Мороза бородой, а вскоре англичанин Тенниел создал образ добродушного толстяка.
С таким Дедом Морозом все мы хорошо знакомы, только назвал он волшебника Санта Клаусом.
И не важно, что вы больше не верите в Деда Мороза, главное, что вы абсолютно не представляете себе Новый год без его веселых шуток, плясок и подарков, которые превращают обыкновенный день в настоящий праздник.
Происхождение Снегурочки до недавнего времени было покрыто глубокой тайной.
Всем известно, что она внучка Деда Мороза, но кто ее отец и мать до недавнего времени было известно весьма путанно и туманно.
Наш всесильный русский языческий Бог Дед Мороз могуч и велик во всем, в том числе и в способности по-русски превелико выпивать – с божественным здоровьем у него все в порядке, никакие хвори и опьянения его не берут...
Однажды у великого русского Бога-Отца Деда Мороза и божественной Снежной Вьюги-Метелицы родился Бог-Сын Снеговик. По причине зачатия в состояниии крепкого новогоднего подпития родителей, он родился несколько слабоватым умом, но очень добрым и отзывчивым. Привычку выпивать он от Отца не перенял, потому совсем не пьет, а всякой еде предпочитает мороженое.
Не просто снеговичок, а настоящий дух зимы...
Не зря существуют выражения «зима-матушка», но «мороз-батюшка». А месяц январь в некоторых местностях так и называли – «снеговик».
Русская зима преображает мир своим морозным дыханием. Все становится похожим на чудесную сказку: летит белый пушистый снежок, сверкает на солнце укрытая зимним одеялом спящая земля...
И в каждом дворе, словно по мановению волшебной палочки, появляются укутанные в шарфы забавные снеговики. Эта веселая зимняя затея известна людям уже не одно столетие. Но далеко не многим известно, какой сверхъестественный смысл был у снеговика в прошлом…
На Руси снеговиков лепили с древних языческих времен и почитали как духов зимы. К ним, как и к Морозу, относились с должным уважением и обращались с просьбами о помощи и уменьшении длительности лютых морозов. .
В один прекрасный момент у зимнего Бога-Сына Снеговика и русской богини Весны-Красны родилась дочка Снегурочка. Так как у непьющего Снеговика с божественной генетикой все в порядке, его дочка уродилась на славу!
Всем Снегурочка вышла – и перенятой от Весны-Красны невиданной божественной красотой, и умом, и сообразительностью, и перенятыми от Снеговика добротой и несклонностью к принятию алкоголя.
Божественные мамашки Бога-Сына Снеговика (сына Деда Мороза и Снежной Вьюги-Метелицы), и Богини-Внучки Снегурочки (дочки Снеговика и Весны-Красны) быстренько от этой развеселой разгульной новогодней компании разбежались и появляются там нечасто.
Мудрая Весна-Красна предпочитает общаться с Дедом Морозом, Снеговиком и Снегурочкой лишь кратенько, перед самым наступлением весеннего тепла, когда наши веселые новогодние Бог-Отец Дед Мороз, Бог-Сын Снеговик и Богиня-Внучка Снегурочка уже собираются к отъезду на все лето в свою вотчину на Диком Дальнем Севере.
А вот более смелая и решительная божественная Снежная Вьюга-Метелица эпизодически навещает своих новогодних родственников в течение всей зимы, да и летом тоже иногда заглядывает их проведать в северной Стране Вечных Снегов.
Образ Снегурочки – символ застывших вод. Это девушка (а не девочка) – вечно юная и жизнерадостная языческая Богиня, одетая только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается, хотя с середины XX века в ее одежде иногда стали использовать и голубые тона. Её головной убор – восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. Современный костюм Снегурочки чаще всего соответствует историческому описанию. Нарушения цветовой гаммы встречаются крайне редко и, как правило, оправдываются отсутствием возможности изготовить «правильный» костюм.
Наши предки верили, что зимними природными явлениями (туманами, снегами, метелями) повелевают духи женского пола. Поэтому, чтобы показать им свое почтение, лепили снежных баб
Русские люди издавна именовали свои вылепленные из снега фигуры «снеговиками», «снегурочками» и «снежными бабами» (в те давние времена слово «баба» не имело нынешнего грубоватого значения и соответствовало современному слову «женщина На Руси верили, что маленькие снеговики — это ангелы, которым можно доверить свою мечту...
Еще с давних языческих времен в понимании русского народа (как и некоторых народов Северной Европы) снеговики – это сошедшие с небес ангелы. Ведь снег – это дар неба. А значит, снеговик – не кто иной, как ангел, который может передавать Богу просьбы людей. Для этого маленького снеговичка лепили из свежевыпавшего снега и тихонько шептали ему свое заветное желание. Верили, что как только снежная фигурка растает, желание сразу будет доставлено на небеса и вскоре исполнится.
Мило улыбающиеся игрушечные снеговички всегда пользовались особенной популярностью у детей
В Европе, если верить старинному преданию, снежную фигуру впервые слепил итальянский скульптор, архитектор, поэт Микеланджело Буонарроти в конце XV века, примерно, в 1493 году.
По данным исторических исследований, первое европейское письменное упоминание о снеговике встречается в книге XVIII века: там говорится о «красивом снеговике» гигантских размеров. А само слово «schneeman», то есть «снеговик» изначально возникло в немецком языке. Изображение снеговика впервые появилось в качестве иллюстрации к детской книжке с песнями, изданной в Лейпциге.
Первые европейские снеговики обычно лепились в виде недобрых свирепых снежных монстров впечатляющих размеров. Это не случайно, ведь в те давние времена иногда случавшиеся в сравнительно теплой Европе жестокие зимы с лютыми морозами и безжалостными промозглыми вьюгами приносили людям немало хлопот. Именно тогда под влиянием христианства, видевшего в снеговиках языческих рукотворных идолов, в Европе появились поверья, согласно которым снеговики представляют реальную угрозу для людей.
Думали, что опасно лепить их в периоды полнолуния: для человека это может обернуться навязчивыми кошмарными сновидениями, ночными страхами, да и вообще всяческими неудачами. А в Норвегии существовало предание о том, что снеговиков опасно разглядывать поздним вечером из-за шторы. К тому же, дурным знаком считалось встретить снежную фигуру ночью: ее рекомендовалось обойти стороной.
По старинной европейской притче, святой Франциск Ассизский считал создание снеговиков и последующее их разрушение своеобразным методом борьбы с бесами.
Только в XIX веке, когда мракобесные христианские догмы начали утрачивать свое былое влияние, европейские снежные создания «подобрели» и вскоре стали незаменимым атрибутом Рождества и Нового года. Поздравительные открытки с изображением милого улыбчивого снеговика в окружении веселых детей быстро завоевывали популярность.
В Европе и на Руси снеговиков всегда лепили рядом с домами как сказочных хозяев двора, щедро украшали гирляндами и домашней утварью, укутывали в шарфы, а в руки вручали ветвистые метлы. В деталях их «одеяния» угадывается мистический характер. Например, нос в виде морковки прикрепляли, чтобы умилостивить языческих духов, посылающих урожай и плодородие. Перевернутое ведро на голове символизировало достаток в доме.
В Румынии издавна известен обычай украшать снеговика «бусами» из головок чеснока. Считалось, что это способствует здоровью домочадцев и оберегает их от проказ темной силы.
Всегда жестоко боровшиеся с проявлениями других верований христианские церковники (они и ныне, как во времена средневековья, на дух не переносят религиозных конкурентов, мешающих собирать с народа подношения) полагали лепку снежных баб колдовством и демонопоклонничеством.
По мракобесным церковным понятиям, и наши традиционные русские народные хороводы вокруг наряженной по языческому обычаю новогодней ёлки с почитанием языческих Деда Мороза и Снегурочки тоже есть кощунственный сатанинский ритуал и поклонение демонам. В этих святых церковных умозаключениях в очередной раз проявляется давно известная истина, что насколько ограничен человеческий ум, настолько безгранична человеческая дурь.
В нашем цивилизованном мире создание снежных фигур не только остается любимым занятием детворы, но и стало общественно организованным праздником.
По всему миру ставят рекорды по лепке самых высоких снеговиков. Самый высокий в Европе снеговик красуется на склонах горнолыжного курорта в Австрии, в городе Гальтюр: его высота достигла 16 метров 70 сантиметров. А рекорд по созданию самого высокого снеговика в мире был установлен в Соединенных Штатах Америки в 1999 году, его высота – 37 метров 20 сантиметров, а вес – 6 тысяч тонн снега
Еще в конце I тысячелетия нашей эры среди народов Востока появился культ Николая Мирского (от названия одного из городов Малой Азии — Мира) — покровителя детей, моряков, девушек- невест и даже воров. За добрые деяния и подвижничество Николая Мирского после смерти возвели в ранг святых. Останки угодника и чудотворца долгое время находились в одной из восточных церквей, но в XI веке храм ограбили итальянские пираты, которые похитили мощи святого и переправили их в Италию. Прихожане после такого зверства долгое время не могли прийти в себя и усердно молились за сохранение останков святого Николая.
В средние века твердо установился обычай в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой.
С Востока культ чудо творца распространился позднее и на страны Центральной и Западной Европы. В раннем средневековье в этот праздник дети даже не учились. Святой Никалаус— в Германии, Клаас— в Голландии, Клаус— в Англии в образе старит с белой бородкой передвигался по улицам смешком за спиной на белом коне или ослике и раздавал детям подарки.
После введения нового календаря святой стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год. Везде доброго старика называют по-разному: в Испании - папа Ноэль, в Румынии - Мош Джарилэ, в Голландии - Синте-Клаас, в Англии и Америке - Санта-Клаус, а у нас - Дед Мороз.
Со временем Санта Клаус стал приезжать с подарками на Рождество Христово, которое отмечалось 25 декабря. Церковникам не очень нравилось это, ведь праздник был связан с именем Христа. И тогда подарки стал раздавать сам Христос, которого изображали девушки- подростки в белых одеждах. Но народ, привыкший к Николаю Чудотворцу, уже не представлял без этого персонажа Новый год. Так у дедушки появилась юная спутница. Оба эти персонажа в России прижились очень быстро — ведь их прототипы давно существовали в сказках, куда они перекочевали из древнеславянских мифов о Деде Морозе и Снегурочке. Понятно, что Дед Мороз является мифическим персонажем.
Любители праздничной символики решили, что у нашего Деда Мороза должна быть своя Родина. Резиденцией русского Деда Мороза в декабре 1998 года был объявлен расположенный на севере Вологодской области Великий Устюг.
Считается, что наш Дед Мороз является потомком восточнославянского духа холода Трескуна (Студенца, Мороза, Морозко, Карачуна). Со временем образ Деда Мороза изменялся. Сначала сакральный персонаж представал в образе старичка с бородой и в валенках; в одной руке он нес мешок с подарками, в другой — держал посох. Такой Дед Мороз дарил гостинцы только самым умным, послушным и воспитанным деткам, а нерадивых «потчевал» палкой, дабы исправлялись.
Постепенно Дед Мороз превращался в более доброго старичка — он уже не бил детей, а только пугал их страшными рассказами. Потом Дедушка Мороз стал совсем добрым — сейчас он дарит детям подарки и никогда не пугает их. Посох старика стал волшебным. С помощью этого атрибута он спасает все живое в лютые морозы и показывает детишкам забавные фокусы. Теперь у Деда Мороза есть еще и внучка — Снегурочка, которая помогает старику разносить подарки и рассказывать сказки.
Костюм Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. К началу XIX века голландцы рисовали его стройным курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он забрасывал детям подарки. В конце того же века его одели в красную шубу, отороченную мехом. В 1860 году американский художник Томас Найт украсил Деда Мороза бородой, а вскоре англичанин Тенниел создал образ добродушного толстяка.
С таким Дедом Морозом все мы хорошо знакомы, только назвал он волшебника Санта Клаусом.
И не важно, что вы больше не верите в Деда Мороза, главное, что вы абсолютно не представляете себе Новый год без его веселых шуток, плясок и подарков, которые превращают обыкновенный день в настоящий праздник.
Происхождение Снегурочки до недавнего времени было покрыто глубокой тайной.
Всем известно, что она внучка Деда Мороза, но кто ее отец и мать до недавнего времени было известно весьма путанно и туманно.
Наш всесильный русский языческий Бог Дед Мороз могуч и велик во всем, в том числе и в способности по-русски превелико выпивать – с божественным здоровьем у него все в порядке, никакие хвори и опьянения его не берут...
Однажды у великого русского Бога-Отца Деда Мороза и божественной Снежной Вьюги-Метелицы родился Бог-Сын Снеговик. По причине зачатия в состояниии крепкого новогоднего подпития родителей, он родился несколько слабоватым умом, но очень добрым и отзывчивым. Привычку выпивать он от Отца не перенял, потому совсем не пьет, а всякой еде предпочитает мороженое.
Не просто снеговичок, а настоящий дух зимы...
Не зря существуют выражения «зима-матушка», но «мороз-батюшка». А месяц январь в некоторых местностях так и называли – «снеговик».
Русская зима преображает мир своим морозным дыханием. Все становится похожим на чудесную сказку: летит белый пушистый снежок, сверкает на солнце укрытая зимним одеялом спящая земля...
И в каждом дворе, словно по мановению волшебной палочки, появляются укутанные в шарфы забавные снеговики. Эта веселая зимняя затея известна людям уже не одно столетие. Но далеко не многим известно, какой сверхъестественный смысл был у снеговика в прошлом…
На Руси снеговиков лепили с древних языческих времен и почитали как духов зимы. К ним, как и к Морозу, относились с должным уважением и обращались с просьбами о помощи и уменьшении длительности лютых морозов. .
В один прекрасный момент у зимнего Бога-Сына Снеговика и русской богини Весны-Красны родилась дочка Снегурочка. Так как у непьющего Снеговика с божественной генетикой все в порядке, его дочка уродилась на славу!
Всем Снегурочка вышла – и перенятой от Весны-Красны невиданной божественной красотой, и умом, и сообразительностью, и перенятыми от Снеговика добротой и несклонностью к принятию алкоголя.
Божественные мамашки Бога-Сына Снеговика (сына Деда Мороза и Снежной Вьюги-Метелицы), и Богини-Внучки Снегурочки (дочки Снеговика и Весны-Красны) быстренько от этой развеселой разгульной новогодней компании разбежались и появляются там нечасто.
Мудрая Весна-Красна предпочитает общаться с Дедом Морозом, Снеговиком и Снегурочкой лишь кратенько, перед самым наступлением весеннего тепла, когда наши веселые новогодние Бог-Отец Дед Мороз, Бог-Сын Снеговик и Богиня-Внучка Снегурочка уже собираются к отъезду на все лето в свою вотчину на Диком Дальнем Севере.
А вот более смелая и решительная божественная Снежная Вьюга-Метелица эпизодически навещает своих новогодних родственников в течение всей зимы, да и летом тоже иногда заглядывает их проведать в северной Стране Вечных Снегов.
Образ Снегурочки – символ застывших вод. Это девушка (а не девочка) – вечно юная и жизнерадостная языческая Богиня, одетая только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается, хотя с середины XX века в ее одежде иногда стали использовать и голубые тона. Её головной убор – восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. Современный костюм Снегурочки чаще всего соответствует историческому описанию. Нарушения цветовой гаммы встречаются крайне редко и, как правило, оправдываются отсутствием возможности изготовить «правильный» костюм.
Наши предки верили, что зимними природными явлениями (туманами, снегами, метелями) повелевают духи женского пола. Поэтому, чтобы показать им свое почтение, лепили снежных баб
Русские люди издавна именовали свои вылепленные из снега фигуры «снеговиками», «снегурочками» и «снежными бабами» (в те давние времена слово «баба» не имело нынешнего грубоватого значения и соответствовало современному слову «женщина На Руси верили, что маленькие снеговики — это ангелы, которым можно доверить свою мечту...
Еще с давних языческих времен в понимании русского народа (как и некоторых народов Северной Европы) снеговики – это сошедшие с небес ангелы. Ведь снег – это дар неба. А значит, снеговик – не кто иной, как ангел, который может передавать Богу просьбы людей. Для этого маленького снеговичка лепили из свежевыпавшего снега и тихонько шептали ему свое заветное желание. Верили, что как только снежная фигурка растает, желание сразу будет доставлено на небеса и вскоре исполнится.
Мило улыбающиеся игрушечные снеговички всегда пользовались особенной популярностью у детей
В Европе, если верить старинному преданию, снежную фигуру впервые слепил итальянский скульптор, архитектор, поэт Микеланджело Буонарроти в конце XV века, примерно, в 1493 году.
По данным исторических исследований, первое европейское письменное упоминание о снеговике встречается в книге XVIII века: там говорится о «красивом снеговике» гигантских размеров. А само слово «schneeman», то есть «снеговик» изначально возникло в немецком языке. Изображение снеговика впервые появилось в качестве иллюстрации к детской книжке с песнями, изданной в Лейпциге.
Первые европейские снеговики обычно лепились в виде недобрых свирепых снежных монстров впечатляющих размеров. Это не случайно, ведь в те давние времена иногда случавшиеся в сравнительно теплой Европе жестокие зимы с лютыми морозами и безжалостными промозглыми вьюгами приносили людям немало хлопот. Именно тогда под влиянием христианства, видевшего в снеговиках языческих рукотворных идолов, в Европе появились поверья, согласно которым снеговики представляют реальную угрозу для людей.
Думали, что опасно лепить их в периоды полнолуния: для человека это может обернуться навязчивыми кошмарными сновидениями, ночными страхами, да и вообще всяческими неудачами. А в Норвегии существовало предание о том, что снеговиков опасно разглядывать поздним вечером из-за шторы. К тому же, дурным знаком считалось встретить снежную фигуру ночью: ее рекомендовалось обойти стороной.
По старинной европейской притче, святой Франциск Ассизский считал создание снеговиков и последующее их разрушение своеобразным методом борьбы с бесами.
Только в XIX веке, когда мракобесные христианские догмы начали утрачивать свое былое влияние, европейские снежные создания «подобрели» и вскоре стали незаменимым атрибутом Рождества и Нового года. Поздравительные открытки с изображением милого улыбчивого снеговика в окружении веселых детей быстро завоевывали популярность.
В Европе и на Руси снеговиков всегда лепили рядом с домами как сказочных хозяев двора, щедро украшали гирляндами и домашней утварью, укутывали в шарфы, а в руки вручали ветвистые метлы. В деталях их «одеяния» угадывается мистический характер. Например, нос в виде морковки прикрепляли, чтобы умилостивить языческих духов, посылающих урожай и плодородие. Перевернутое ведро на голове символизировало достаток в доме.
В Румынии издавна известен обычай украшать снеговика «бусами» из головок чеснока. Считалось, что это способствует здоровью домочадцев и оберегает их от проказ темной силы.
Всегда жестоко боровшиеся с проявлениями других верований христианские церковники (они и ныне, как во времена средневековья, на дух не переносят религиозных конкурентов, мешающих собирать с народа подношения) полагали лепку снежных баб колдовством и демонопоклонничеством.
По мракобесным церковным понятиям, и наши традиционные русские народные хороводы вокруг наряженной по языческому обычаю новогодней ёлки с почитанием языческих Деда Мороза и Снегурочки тоже есть кощунственный сатанинский ритуал и поклонение демонам. В этих святых церковных умозаключениях в очередной раз проявляется давно известная истина, что насколько ограничен человеческий ум, настолько безгранична человеческая дурь.
В нашем цивилизованном мире создание снежных фигур не только остается любимым занятием детворы, но и стало общественно организованным праздником.
По всему миру ставят рекорды по лепке самых высоких снеговиков. Самый высокий в Европе снеговик красуется на склонах горнолыжного курорта в Австрии, в городе Гальтюр: его высота достигла 16 метров 70 сантиметров. А рекорд по созданию самого высокого снеговика в мире был установлен в Соединенных Штатах Америки в 1999 году, его высота – 37 метров 20 сантиметров, а вес – 6 тысяч тонн снега
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: