Чему учат в воскресной школе?
(Моя статья, вышедшая в сентябрьском номере журнала "Мой Кроха и Я")
Что такое Воскресная школа.
Не стоит обманываться названием, воскресная школа – не школа в нашем обычном понимании. Бесконечно тянущихся уроков, лекций, контрольных, экзаменов здесь стараются не устраивать. Ведь дети и родители приходят в воскресную школу, да и в церковь, вообще, не из чувства долга и не за очередной порцией ограничений, а за спокойствием, верой и пониманием. Детей здесь не учат, их воспитывают, растят, погружая в мир, полный радости. О школе напоминают разве что деление на «классы», которое обычно довольно условно: в начальном классе – дети до 4 лет, во «втором» с 4 до 8 и так далее (количество классов в каждой школе разное и зависит от подхода к обучению). Вся «школьная форма» - это платки для девочек, которые далеко не все любят поначалу носить, и которые являются основным полем для экспериментов в вышивании или рисунку по ткани.
Всего на один день в неделю – субботу или воскресенье – в такой школе дети могут окунуться в жизнь прихода, где каждому найдется свое место, где каждого ждут и втречают с радостью. Ведь воскресной называется эта школа не только потому, что работает по выходным, но скорее потому, что дети здесь приобщаются к миру, в котором настоящее Воскресение – это реальность.
«Политика» воскресной школы во многом зависит от батюшки – её руководителя. Где-то преподавание идет по традиционной программе, разработанной в полном соответствии с рекомендациями отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, и дети должны следовать достаточно строгим правилам поведения.
А в некоторых школах главным принципом становится не столько приучить к дисциплине, сколько, сохраняя верность основам, показать, что вера - это сама жизнь, постоянно меняющаяся и удивительно интересная.
Чему учат в воскресной школе
6 месяцев – 4 года. Пока ещё лишь в немногих приходах есть занятия воскресной школы для малышей раннего возраста. В Москве такая группа открыта в воскресной школе при Новоспасском монастыре. Малыши занимаются вместе с мамами и занятия эти похожи на любые другие развивающие занятия для малышей: час-полтора малыши заняты пальчиковыми играми, лепкой, рисованием, песнями и хороводами. Только если истории – то из Святого писания, если поделки – то к празднику, будь то Рождество или Пасха. Начинается и оканчивается занятие короткой молитвой, если малыш не капризничает, с ним идут и стоят небольшую часть службы или только к помазанию.
С самого раннего возраста, приходя в монастырь или церковь, где проходят занятия, дети пребывают в окружении верующих светлых людей. Они воспринимают молитву, таинства, погружение в собственный духовный мир, не как какую-то краеведческую экзотику, а как нормальную полноценную жизнь, возможно, даже более полноценную чем у лишенных этого источника радости сверсников. Ирина Мещанинова-Межинская, преподаватель воскресной школы при храме Георгия Победоносца в старых Лучниках: «Обычно малыши попадают в воскресную школу вслед за своими старшими братьями и сестрами, которые уже ходят в более старшие группы. Но бывает и так, что мама ребенка, даже будучи сама совершенно далека от воцерковления, но желая ему добра, приводит его на наши занятия, а потом и сама постепенно приходит к вере. Я часто вижу, что именно дети приводят родителей к тому, что они давно искали, но никак не могли осознать».
Поведение детей в храме
Дети есть дети. Малышу не объяснишь, почему нельзя в храме петь или посреди службы задавать важные вопросы. Если ребенок капризничает, не нужно заставлять его обязательно отстоять всю службу – любое насилие, угрозы или чрезмерная строгость здесь неуместны! Только постепенно дети учатся уважать других и саму атмосферу храма. Это должно прийти само, только тогда уважение будет искренним, а понимание – идущим изнутри.
4 года - 8 лет. Занятия продолжаются уже на новом уровне, их становится больше (в общей сложности, уроки длятся 2-3 часа), дети посещают их уже без родителей. Ребята получают больше самостоятельности: они участвуют в театральных постановках, сами предлагают темы для занятий, участвуют в подготовке общих мероприятий вместе со взрослыми. Ответственность тоже растет: дети не только берут, но учатся и отдавать. Все занятия в воскресной школе – это не развлечение, а труд во благо других. Поделки – вышивки, открытки, украшения - дарятся прихожанам на праздники или продаются на благотворительных базарах. Деньги потом передаются, например, в детский дом, точно таким же ребятам, чтобы ребенок знал, что труд его не напрасен, что и он приносит пользу другим, делает жизнь лучше, и ценил то, что имеет. Одно из самых ценных свойств воскресной школы – причастность ребенка общей «большой» жизни. Никто не скажет здесь: «вырастешь-поймёшь», ведь ребенок – человек и он понимает всё уже сейчас.
8-10 лет. В это время у ребят уже появляются «предметы»: Закон Божий, церковнославянский язык, наравне с обычным - церковное пение, в целом, уроки могут занимать по 3-4 часа в день. По воскресеньям дети наряду со взрослыми поют на клиросе во время службы, иногда бывают даже детские литургии, во время которых поет только детский хор под руководством кого-то из молодежи. И конечно, дети продолжают творить: к всевозможным народным промыслам в этом возрасте может добавиться, например, возможность заниматься иконописью.
В воскресной школе продолжают заниматься и дети более старшего возраста 11-13,13-15 лет.
• Узнать, где проводятся занятия ближайшей воскресной школы можно в любой православной церкви. Занятия начинаются с сентября, так что сходить туда, познакомиться с порядками и договориться обо всем лучше заранее. Также лучше заранее поговорить с руководителем школы (обычно это батюшка), если ребенок ещё не крещен или в целом ваша семья не воцерковлена.
• Занятия в воскресной школе проходят по субботам или воскресеньям. Продолжительность зависит от возраста ребенка и программы конкретной школы. Обычно в день занятий, дети также идут на службу в церковь.
• Занятия в воскресных школах бесплатны. На занятиях, особенно для маленьких детей, как правило, организуется чаепитие, к которому каждый приносит то, что посчитает нужным. Тем не менее, вы всегда при желании можете сделать пожертвование на организацию жизни прихода, помочь вещами нуждающимся или выполнить какую-то необходимую работу.
• В воскресной школе мальчики и девочки могут быть разделены по разным классам. Это имеет свой смысл, ведь даже в храме поведение и роли их различны: мальчики с определенного возраста помогают служить в алтаре, девочки – поют на клиросе.
• Здесь, как и в обычной школе, могут проводиться экзамены по основным предметам: Закону Божьему, церковнославянскому языку, Священной истории, истории Церкви. Обычно их устраивают в конце учебного года. Насколько серьезным испытанием будут эти экзамены, зависит от подхода конкретной школы. Но обычно, дети отвечают хорошо, в основном потому, что не отстраненно изучают вопросы религии, а искренне верят и интересуются верой.
• Пока дети занимаются в воскресной школе, родители параллельно могут поговорить с батюшкой (часто беседы для взрослых на религиозные темы специально устраиваются в то же время, что и занятие воскресной школы) или заниматься церковным пением, рукоделием.
Учителя воскресной школы.
Руководит школой батюшка или иеромонах, если школа открыта при монастыре, иногда матушка – жена священника. Преподавание в воскресной школе - это послушание, на него человека должен благословить батюшка, который знает духовное состояние человека, его опыт и стремления. Он же может и отстранить преподавателя, если считает, что он не справляется со своими задачами.
Ирина Мещанинова-Межинская: «Жестких педагогических требований к наставникам нет, хотя преподаватели обычно сами стремятся развиваться – изучают и богословие и педагогику. Немало среди учителей воскресных школ и профессиональных преподавателей. Отработав по 10-20 лет в детском саду или школе, они приходят к осознанию того, что невозможно воспитывать детей без нравственного начала, без религиозной составляющей. Слишком уж много у детей вопросов, не которые в сухой школьной программе на найти ответов».
Валя Сухарева, 15 лет, о своей учебе в воскресной школе при Новоспасском монастыре:
«Я начала ходить в воскресную школу в четыре года сразу в один класс со старшей сестрой, которой было уже восемь. Нас привела мама. Она говорит, что сама стала верующей прямо в роддоме, поняла что чего-то ей не хватает, что пусто в душе без веры. Она стала приобщать нас, а потом и папа тоже пришел к вере.
Из начального класса воскресной школы помню только, что я сидела на последней парте и играла. А батюшка, который рассказывал про веру, был очень строгий и даже экзамен потом пришлось сдавать. Сейчас, я вижу, малышей совсем по-другому учат: преподаватели больше уважают детей, да и дети совсем другие стали, они чувствуют себя хозяевами в школе.
Был момент, когда мне не хотелось идти в воскресную школу. Мне было лет десять, в обычной школе было трудно, я видела, что все дети как дети, спят по выходным, отдыхают, а мне нужно в храм, да ещё на семи-часовую службу. Было тяжело, но потом это прошло через несколько месяцев как-то само собой. Ведь в воскресной школе - всегда радость, всегда весело.
В воскресную школу я хожу до сих пор. Сейчас, когда все основное по вере мы уже прошли, мы больше ездим в поездки, даже фильмы об этом снимаем, устраиваем спектакли.
Я учусь в обычной, неправославной, школе и с ребятами общаться не всегда легко. После Пасхальной службы, например, с утра хочешь спать на уроке, а никому и не скажешь, где была, почему устала – сразу будут смешки, вопросы. Ребята обычно не пытаются понять, жестоко ведут себя. Воскресная школа тем и дорога, что там тебя окружают люди, которые тебя понимают, с которыми тебя многое связывает».
Олег Кавокин, отец троих детей: «В воскресной школе учатся наши старшие дети: Маша, ей сейчас 12, и Максим, ему 6 лет. Началось всё с Маши, она присоединилась к воскресной школе четыре года назад. Её больше всего увлекли подготовка к праздникам и концерты, которые устраивали ребята вместе с преподавателями. Два года назад к ней присоединился и Максим. Он не ходил в детский сад, поэтому для него очень важно было ещё и общение со сверсниками, возможность заниматься вместе с детьми из семей, близких нам по духу.
Вообще, посещение храма по воскресеньям традиционно для нашей семьи, но маленьким детям не всегда всё понятно во время службы, в воскресной же школе им всё близко, всё обясняется простым и доступным языком. Все уроки проходят в игровой форме, преподаватели творчески перерабатывают Закон Божий для детей. Например, к праздникам разучивают песни, в которых изложена самая суть события или деяния святого.
Для нас, как для родителей, очень важно, что мы хорошо знаем преподавателей воскресной школы, можем доверять им, можем быть уверены, что они тщательно подходят к выбору тем для обсуждения с детьми, ограждают их от того, что неприемлемо для нас, как для верующих.
Сейчас в воскресенье дети проводят в воскресной школе практически по полдня: в 8 утра служба, затем занятия, обед, младший Максим заканчивает где-то к полудню, Маша может задержаться и до 2-3 часов дня.
Для меня, как для отца, и для Максима, как для будущего мужчины, немаловажно, что в нашей воскресной школе большое внимание уделяется, если так можно сказать, патриотическому воспитанию. Храм Георгия Победоносца в Старых Лучниках, при котором организована наша воскресная школа - гарнизонный храм центрального казачьего войска. Мальчишек вдохновляет образ Святого Георгия - воина, защитника - они много говорят на уроках о родине, об уважении и любви не только к ближнему, но и к своей стране. К тому же, занятия ведь не всегда проходят в классе – у нас много спортивных мероприятий – походов, игр, соревнований. Так что воскресная школа многому его учит как мужчину: уважению, стремлению к справедливости, умению самостоятельно принимать решения, смелости».
Что такое Воскресная школа.
Не стоит обманываться названием, воскресная школа – не школа в нашем обычном понимании. Бесконечно тянущихся уроков, лекций, контрольных, экзаменов здесь стараются не устраивать. Ведь дети и родители приходят в воскресную школу, да и в церковь, вообще, не из чувства долга и не за очередной порцией ограничений, а за спокойствием, верой и пониманием. Детей здесь не учат, их воспитывают, растят, погружая в мир, полный радости. О школе напоминают разве что деление на «классы», которое обычно довольно условно: в начальном классе – дети до 4 лет, во «втором» с 4 до 8 и так далее (количество классов в каждой школе разное и зависит от подхода к обучению). Вся «школьная форма» - это платки для девочек, которые далеко не все любят поначалу носить, и которые являются основным полем для экспериментов в вышивании или рисунку по ткани.
Всего на один день в неделю – субботу или воскресенье – в такой школе дети могут окунуться в жизнь прихода, где каждому найдется свое место, где каждого ждут и втречают с радостью. Ведь воскресной называется эта школа не только потому, что работает по выходным, но скорее потому, что дети здесь приобщаются к миру, в котором настоящее Воскресение – это реальность.
«Политика» воскресной школы во многом зависит от батюшки – её руководителя. Где-то преподавание идет по традиционной программе, разработанной в полном соответствии с рекомендациями отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, и дети должны следовать достаточно строгим правилам поведения.
А в некоторых школах главным принципом становится не столько приучить к дисциплине, сколько, сохраняя верность основам, показать, что вера - это сама жизнь, постоянно меняющаяся и удивительно интересная.
Чему учат в воскресной школе
6 месяцев – 4 года. Пока ещё лишь в немногих приходах есть занятия воскресной школы для малышей раннего возраста. В Москве такая группа открыта в воскресной школе при Новоспасском монастыре. Малыши занимаются вместе с мамами и занятия эти похожи на любые другие развивающие занятия для малышей: час-полтора малыши заняты пальчиковыми играми, лепкой, рисованием, песнями и хороводами. Только если истории – то из Святого писания, если поделки – то к празднику, будь то Рождество или Пасха. Начинается и оканчивается занятие короткой молитвой, если малыш не капризничает, с ним идут и стоят небольшую часть службы или только к помазанию.
С самого раннего возраста, приходя в монастырь или церковь, где проходят занятия, дети пребывают в окружении верующих светлых людей. Они воспринимают молитву, таинства, погружение в собственный духовный мир, не как какую-то краеведческую экзотику, а как нормальную полноценную жизнь, возможно, даже более полноценную чем у лишенных этого источника радости сверсников. Ирина Мещанинова-Межинская, преподаватель воскресной школы при храме Георгия Победоносца в старых Лучниках: «Обычно малыши попадают в воскресную школу вслед за своими старшими братьями и сестрами, которые уже ходят в более старшие группы. Но бывает и так, что мама ребенка, даже будучи сама совершенно далека от воцерковления, но желая ему добра, приводит его на наши занятия, а потом и сама постепенно приходит к вере. Я часто вижу, что именно дети приводят родителей к тому, что они давно искали, но никак не могли осознать».
Поведение детей в храме
Дети есть дети. Малышу не объяснишь, почему нельзя в храме петь или посреди службы задавать важные вопросы. Если ребенок капризничает, не нужно заставлять его обязательно отстоять всю службу – любое насилие, угрозы или чрезмерная строгость здесь неуместны! Только постепенно дети учатся уважать других и саму атмосферу храма. Это должно прийти само, только тогда уважение будет искренним, а понимание – идущим изнутри.
4 года - 8 лет. Занятия продолжаются уже на новом уровне, их становится больше (в общей сложности, уроки длятся 2-3 часа), дети посещают их уже без родителей. Ребята получают больше самостоятельности: они участвуют в театральных постановках, сами предлагают темы для занятий, участвуют в подготовке общих мероприятий вместе со взрослыми. Ответственность тоже растет: дети не только берут, но учатся и отдавать. Все занятия в воскресной школе – это не развлечение, а труд во благо других. Поделки – вышивки, открытки, украшения - дарятся прихожанам на праздники или продаются на благотворительных базарах. Деньги потом передаются, например, в детский дом, точно таким же ребятам, чтобы ребенок знал, что труд его не напрасен, что и он приносит пользу другим, делает жизнь лучше, и ценил то, что имеет. Одно из самых ценных свойств воскресной школы – причастность ребенка общей «большой» жизни. Никто не скажет здесь: «вырастешь-поймёшь», ведь ребенок – человек и он понимает всё уже сейчас.
8-10 лет. В это время у ребят уже появляются «предметы»: Закон Божий, церковнославянский язык, наравне с обычным - церковное пение, в целом, уроки могут занимать по 3-4 часа в день. По воскресеньям дети наряду со взрослыми поют на клиросе во время службы, иногда бывают даже детские литургии, во время которых поет только детский хор под руководством кого-то из молодежи. И конечно, дети продолжают творить: к всевозможным народным промыслам в этом возрасте может добавиться, например, возможность заниматься иконописью.
В воскресной школе продолжают заниматься и дети более старшего возраста 11-13,13-15 лет.
• Узнать, где проводятся занятия ближайшей воскресной школы можно в любой православной церкви. Занятия начинаются с сентября, так что сходить туда, познакомиться с порядками и договориться обо всем лучше заранее. Также лучше заранее поговорить с руководителем школы (обычно это батюшка), если ребенок ещё не крещен или в целом ваша семья не воцерковлена.
• Занятия в воскресной школе проходят по субботам или воскресеньям. Продолжительность зависит от возраста ребенка и программы конкретной школы. Обычно в день занятий, дети также идут на службу в церковь.
• Занятия в воскресных школах бесплатны. На занятиях, особенно для маленьких детей, как правило, организуется чаепитие, к которому каждый приносит то, что посчитает нужным. Тем не менее, вы всегда при желании можете сделать пожертвование на организацию жизни прихода, помочь вещами нуждающимся или выполнить какую-то необходимую работу.
• В воскресной школе мальчики и девочки могут быть разделены по разным классам. Это имеет свой смысл, ведь даже в храме поведение и роли их различны: мальчики с определенного возраста помогают служить в алтаре, девочки – поют на клиросе.
• Здесь, как и в обычной школе, могут проводиться экзамены по основным предметам: Закону Божьему, церковнославянскому языку, Священной истории, истории Церкви. Обычно их устраивают в конце учебного года. Насколько серьезным испытанием будут эти экзамены, зависит от подхода конкретной школы. Но обычно, дети отвечают хорошо, в основном потому, что не отстраненно изучают вопросы религии, а искренне верят и интересуются верой.
• Пока дети занимаются в воскресной школе, родители параллельно могут поговорить с батюшкой (часто беседы для взрослых на религиозные темы специально устраиваются в то же время, что и занятие воскресной школы) или заниматься церковным пением, рукоделием.
Учителя воскресной школы.
Руководит школой батюшка или иеромонах, если школа открыта при монастыре, иногда матушка – жена священника. Преподавание в воскресной школе - это послушание, на него человека должен благословить батюшка, который знает духовное состояние человека, его опыт и стремления. Он же может и отстранить преподавателя, если считает, что он не справляется со своими задачами.
Ирина Мещанинова-Межинская: «Жестких педагогических требований к наставникам нет, хотя преподаватели обычно сами стремятся развиваться – изучают и богословие и педагогику. Немало среди учителей воскресных школ и профессиональных преподавателей. Отработав по 10-20 лет в детском саду или школе, они приходят к осознанию того, что невозможно воспитывать детей без нравственного начала, без религиозной составляющей. Слишком уж много у детей вопросов, не которые в сухой школьной программе на найти ответов».
Валя Сухарева, 15 лет, о своей учебе в воскресной школе при Новоспасском монастыре:
«Я начала ходить в воскресную школу в четыре года сразу в один класс со старшей сестрой, которой было уже восемь. Нас привела мама. Она говорит, что сама стала верующей прямо в роддоме, поняла что чего-то ей не хватает, что пусто в душе без веры. Она стала приобщать нас, а потом и папа тоже пришел к вере.
Из начального класса воскресной школы помню только, что я сидела на последней парте и играла. А батюшка, который рассказывал про веру, был очень строгий и даже экзамен потом пришлось сдавать. Сейчас, я вижу, малышей совсем по-другому учат: преподаватели больше уважают детей, да и дети совсем другие стали, они чувствуют себя хозяевами в школе.
Был момент, когда мне не хотелось идти в воскресную школу. Мне было лет десять, в обычной школе было трудно, я видела, что все дети как дети, спят по выходным, отдыхают, а мне нужно в храм, да ещё на семи-часовую службу. Было тяжело, но потом это прошло через несколько месяцев как-то само собой. Ведь в воскресной школе - всегда радость, всегда весело.
В воскресную школу я хожу до сих пор. Сейчас, когда все основное по вере мы уже прошли, мы больше ездим в поездки, даже фильмы об этом снимаем, устраиваем спектакли.
Я учусь в обычной, неправославной, школе и с ребятами общаться не всегда легко. После Пасхальной службы, например, с утра хочешь спать на уроке, а никому и не скажешь, где была, почему устала – сразу будут смешки, вопросы. Ребята обычно не пытаются понять, жестоко ведут себя. Воскресная школа тем и дорога, что там тебя окружают люди, которые тебя понимают, с которыми тебя многое связывает».
Олег Кавокин, отец троих детей: «В воскресной школе учатся наши старшие дети: Маша, ей сейчас 12, и Максим, ему 6 лет. Началось всё с Маши, она присоединилась к воскресной школе четыре года назад. Её больше всего увлекли подготовка к праздникам и концерты, которые устраивали ребята вместе с преподавателями. Два года назад к ней присоединился и Максим. Он не ходил в детский сад, поэтому для него очень важно было ещё и общение со сверсниками, возможность заниматься вместе с детьми из семей, близких нам по духу.
Вообще, посещение храма по воскресеньям традиционно для нашей семьи, но маленьким детям не всегда всё понятно во время службы, в воскресной же школе им всё близко, всё обясняется простым и доступным языком. Все уроки проходят в игровой форме, преподаватели творчески перерабатывают Закон Божий для детей. Например, к праздникам разучивают песни, в которых изложена самая суть события или деяния святого.
Для нас, как для родителей, очень важно, что мы хорошо знаем преподавателей воскресной школы, можем доверять им, можем быть уверены, что они тщательно подходят к выбору тем для обсуждения с детьми, ограждают их от того, что неприемлемо для нас, как для верующих.
Сейчас в воскресенье дети проводят в воскресной школе практически по полдня: в 8 утра служба, затем занятия, обед, младший Максим заканчивает где-то к полудню, Маша может задержаться и до 2-3 часов дня.
Для меня, как для отца, и для Максима, как для будущего мужчины, немаловажно, что в нашей воскресной школе большое внимание уделяется, если так можно сказать, патриотическому воспитанию. Храм Георгия Победоносца в Старых Лучниках, при котором организована наша воскресная школа - гарнизонный храм центрального казачьего войска. Мальчишек вдохновляет образ Святого Георгия - воина, защитника - они много говорят на уроках о родине, об уважении и любви не только к ближнему, но и к своей стране. К тому же, занятия ведь не всегда проходят в классе – у нас много спортивных мероприятий – походов, игр, соревнований. Так что воскресная школа многому его учит как мужчину: уважению, стремлению к справедливости, умению самостоятельно принимать решения, смелости».
Комментарии
На самом деле, я готовилась к тому, что встречу на интервью суровых людей, а всё было как раз наоборот: весёлые, радующиеся жизни, открытые - и взрослые и дети. Меня они действительно вдохновили, я стала по-другому на церковь смотреть, правда.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: