Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Темпера.

Что такое темпера.

Слово «темпера» вошло в обиход русских художников сравнительно недавно, и потому естественно, что ему часто у нас придается не то значение, которое ему принадлежит; вот почему следует прежде всего сказать несколько слов по поводу самого термина.

В отдаленные времена (в XV—XVI веках) в Италии под словом «tempera» (происходящим от латинского «temperare» — соединять) подразумевалось связующее вещество красок вообще и в частности клей животного и растительного происхождения. В современной Италии ему чаще придается уже более узкое значение: под темперой подразумевают связующее вещество красок, в состав которого главным образом входит яйцо. В научной литературе по технике живописи в наше время принято называть темперой связующее вещество красок, состоящее из натуральной или искусственной эмульсии; вот почему она носит также название «эмульсионной темперы», в отличие от клеевой живописи, которая нередко присваивает себе название темперы.

До усовершенствования масляных красок Я. Ван-Эйком (XV век) средневековая яичная темпера была одним из наиболее популярных и распространенных видов живописи в Европе, но, начиная с этого времени, она постепенно утрачивает свое значение, и мало-помалу интерес к ней совершенно и повсеместно иссякает. Исключением являются лишь наша страна и Греция, где в настоящее время находит применение наряду с позднейшими способами живописи и эта старинная техника ее. В Греции пользуются ею для церковной живописи, у нас же — для различных художественных целей, причем живопись получает стилизованный орнаментальный характер, что свидетельствует еще раз о том, что стиль живописи во многом обязан ее технике.

Во второй половине XIX века разочарование, наступившее в позднейшей масляной живописи, послужило началом поисков новых связующих веществ для красок, и забытая темпера, хорошо сохранившиеся произведения которой красноречиво говорят за себя, снова возбуждает к себе интерес. Но отжившая техника не могла уже удовлетворять в полном объеме запросам позднейших художников, и потому в нее вводятся значительные видоизменения: из темперы с натуральной эмульсией она преобразуется в темперу с искусственной эмульсией. Темпера в этом обновленном и измененном виде скоро завоевывает себе прочное положение и быстро распространяется в Европе.

В русском искусстве, к сожалению, новой темпере до сих пор не придавалось должного значения. Наши школы живописи, игнорировавшие технику живописи, воспитывали своих учеников рутинно — исключительно на масляной живописи.

Неудивительно поэтому, что новые виды живописной техники, возникшие на Западе, не получали у нас должного применения и развития и что появление произведений, исполненных тем или иным способом живописи, упрочившимся на Западе, обусловливалось для наших живописцев просто случайностью. И здесь не обходилось без недоразумений: так, красками темперы писали у нас нередко подобно гуаши! Краски применялись при этом лишь фабричного изготовления, которые в большинстве случаев принадлежат к гумми-арабиковой темпере, т. е. относятся к худшему виду темперы. Для русских художников новейшая темпера является, таким образом, мало использованной техникой. Между тем она обладает весьма серьезными достоинствами и во многих отношениях большими преимуществами перед обыкновенной масляной живописью и, кроме того, наиболее отвечает запросам живописи нашего времени.


Яичная темпера.

Наиболее древней эмульсией, применявшейся в станковой и монументальной живописи, является яичная темпера, которая применялась еще в Древнем Египте для росписи саркофагов. В Россию эта техника пришла из Византии. В чистом виде она существует и поныне в таких центрах народного искусства, как Мстера, Холуй, Палех. Применяется также при копировании памятников древнерусского искусства. Некоторые художники предпочитают эту темперу другим ее видам.

Связующим яичной темперы является в основном желток, но применяли также и цельное яйцо, и один белок. В последнем случае живопись можно отнести к клеевой. Белок применялся при золочении сусальным золотом по левкасу.

Отдельный желток никогда не использовался в чистом виде, а разводился жидкостью, которой, в зависимости от местных традиций, могли быть белое вино, слабый раствор уксуса, пиво, хлебный квас, сок фигового дерева и т. д. Раствор разжижал желток и служил антисептиком, так как яйцо быстро портящийся продукт. Краски, приготовленные таким образом, были текучи, как вода.

Яичная темпера с применением целого яйца (белка и желтка) во избежании растрескивания в красочном слое и удобства в работе также разводилась вышеуказанными растворами. В отличие от желтковой, цвета здесь при высыхании значительно светлели, напоминая фресковую живопись, поэтому краски на цельном яйце применялись также для ретуши фресок.

Живопись, исполненная яичной темперой, имела своеобразный характер. Она требовала от художника четкого рисунка, продуманности композиции и особых приемов нанесения краски. Присущая этой технике декоративность позволила добиться особой нарядности в изображении, что нередко усиливалось применением золота.

Примером высокого искусства этой техники служат многочисленные образцы византийской, древнерусской, раннеитальянской живописи. Темперой писали такие выдающиеся мастера, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Феофан Грек, Андрей Рублев.

Живопись яичной темперой исполнялась на досках, покрытых белым – меловым или гипсовым – грунтом с тщательно подготовленной поверхностью. После завершения она всегда покрывалась лаком, который закреплял верхний слой живописи, защищал его от влияний внешней среды, придавал картине законченный вид. В старину в качестве лака использовали в основном масляные лаки, иногда специально обработанное масло – олифу.

Живопись, выполненная темперой, перед покрытием ее лаком хорошо просушивалась, так как присутствие воды в краске могло сказаться на прозрачности покрывного слоя, вызвав помутнение.


Другие виды темперы

Яичная темпера была не единственным живописным материалом в станковой живописи. Некоторые художники считали, что желтковое связующее слишком грубо и недостаточно прозрачно для приготовления лессировочных красок; так же не рекомендовалось затирать на желтке пигменты, содержащие серу (киноварь, ультрамарин) и другие, синие и голубые пигменты. Чтобы избежать этих недостатков, использовались другие виды темперных связующих.

Ченнино Ченнини, итальянский живописец и теоретик искусства XIV века, писал о существовании клея из оскребков козьего или овечьего пергамента. По его словам, это очень прозрачный клей, похожий на кристалл, который хорош для стирания темперной лазури. Ван Дейк стирал лазурь и зеленые на рыбьем клее.

Многие венецианские живописцы часто применяли в своей живописи связующее, состоящее из разных компонентов: гуммиарабика (смола, добываемая из коры аравийской и африканской акаций. Наряду с гуммиарабиком применялись другие виды камеди – смолы плодовых деревьев – вишни, сливы и др.), смол (копайского бальзама, копала), яичного желтка, масла, кристаллического сахара, воска. Темпера применялась ими в качестве подмалевка между слоев масляной краски и в качестве завершающего слоя.

Как писал Рене Пио, что «фламандцы пользовались эмульсией из гуммиарабика и масла или лака. Эмульсия должна быть сделана в ступке, где сбивается масло, а затем уксус, подобно тому, как делают майонез. Если эмульсия удачна, она должна образовывать похожую на сливки смесь, на которой не всплывает ни капли масла». Подобными темперами любил пользоваться в подмалевках на своих картинах Делакруа. Но в чистом виде начиная с XVIII века в станковой живописи Западной Европы темпера, наряду с клеевыми красками, использовалась в основном декораторами. Интерес к этой технике живописи возродился в начале XX века.


Современные виды темперы

Темперные краски, выпускаемые Российской промышленностью, по высыхании не размываются водой и могут применяться как для художественных, так и для декоративно-оформительских работ. Многие современные художники работают в этой технике или применяют темперу в качестве подмалевка под масляную живопись.

Свойства современной темперы позволяют пользоваться обширным арсеналом средств для нанесения красок. Это – разнообразные кисти (эластичные, мягкие, жесткие), аэрографы, различные валики. В процессе работы для тонких лессировок можно применять акварельные краски.

Отечественные заводы выпускают два вида темперы – казеиновую и поливинилацетатную.

Казеиновая темпера.

В состав эмульсии этого вида темперы входит казеин и льняное масло, антисептик, пластификаторы и вещества, регулирующие высыхание. Казеиновая темпера быстро сохнет, но может желтеть из-за имеющегося в связующем льняного масла, поэтому сушить ее лучше на свету. Быстро теряет свои качества при долгом хранении в тубах. Можно использовать для подмалевка под масляную живопись на казеиновом, эмульсионном, клеевом грунтах.

Поливинилацетатная темпера.

В отличие от казеиновой обладает большой эластичностью пленки и лучшим сцеплением между слоями и грунтом, на желтеет при недостаточной освещенности. Выпускается в тубах. При долгом хранении твердеет. В свежем виде не смешивается с казеиновой темперой.

Многие художники применяют ее в качестве подмалевка под масляную живопись. Широкое применение получила в декоративно-прикладном искусстве, монументальной живописи.

Источники:
http://www.ukoha.ru/article/tempera/tempera.htm и

статья "материалы темперной живописи. Читай!"
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Темпера.
  Что такое темпера.
Слово «темпера» вошло в обиход русских художников сравнительно недавно, и потому естественно, что ему часто у нас придается не то значение, которое ему принадлежит; вот почему следует прежде всего сказать несколько слов по поводу самого термина. Читать полностью
 

Комментарии

Таьяна Ковалёва
27 сентября 2010 года
+1
Сижу и жалею себя..как много интересного проходит мимо, а когда-то рисовала и масляными для сестры. А сейчас даже кисть взять некогда. Скачать ведь можно......а так хочется
Marineta (автор поста)
28 сентября 2010 года
0
Да, я Вас понимаю, у самой столько планов, а вот времени, что-то не хватает
Таьяна Ковалёва
27 сентября 2010 года
+1
Все как всегда супер интересно!!!
Marineta (автор поста)
28 сентября 2010 года
0

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам