Фразы родителей, дарящие детям комплексы
Иногда в состоянии крайнего раздражения и недовольства поведением собственных детей, мы говорим им слова и фразы, которые говорить детям нельзя. Капризничающие дети часто слышат от своих родителей фразы наподобие: «Будешь продолжать так себя вести, я уйду!».
Угроза «остаться одному» действует на ребенка подобно приговору и буквально означает для него то, что он лишен теперь родительской поддержки и любви, он нелюбим, и маме теперь все равно, что с ним будет.
Вот почему нужно хорошо подумать, прежде чем бросаться необдуманными фразами.
"Не пей холодную воду, а то горло заболит".
Горло болит не от холодной воды, а от невысказанных эмоций/мыслей. Если ребенку рот не затыкать тогда, когда он говорит, кричит, плачет, а также не ругать его за его слова, эмоции и способы их выражения, то горло болеть не будет.
"Не балуйся с едой."
Дети вообще не умеют баловаться. Они познают мир и физические свойства предметов, в том числе и еды.
"Не смотри так близко, а то глаза сломаешь/зрение посадишь."
Что значит сломаешь? Зрение ухудшается (становится близоруким), когда формируются неприятные ассоциации с будущим. Например, когда взрослый говорит грубо: "вот вырастишь - узнаешь", "вырастешь - поймешь как трудно живется/зарабатывается и т. д." А также зрение становится близоруким, когда человек отказывается видеть детали, тоже в следствии запретов на это. Дети очень любят всё рассматривать, трогать, в том числе и на улице, а взрослые их дергают, наезжают, требуют не возиться, не ковыряться. Родители всячески вытаскивают детей из макромира во взрослую скучную жизнь.
"Хватит дурачиться/баловаться/беситься"
Да с чего бы это? Когда еще дурачиться, как не в детстве? Если в детстве не надурачиться как следует, то потом это желание "побыть клоуном" будет постоянно вылезать во взрослом возрасте в самых странных формах и образах на фоне общей серьезности человека. Еще и будет сопровождаться внутренней неудовлетворенностью.
"Что ты такое говоришь! Как тебе не стыдно?!"
Очень чревато вешать на ребенка стыд и чувство вины. Взрослый так сбрасывает свою ответственность за себя, свое состояние, свой уровень сознания, свой метод воспитания на ребенка. И потом ребенок живет с этим чужим грузом, болеет, становится несчастным, озлобленным на мир, начинает пакостничать и вредничать.
"Хватит реветь! Успокойся!"
Это всё равно что сказать: "Хватит очищать свою душу, оставь внутреннюю боль в себе и живи с ней дальше, сделай вид, что тебе не больно, обмани себя". Не выплаканная боль будет всегда копиться и делать ребенка злее и черствее.
"Упадешь, ударишься, больно будет".
Если так говорить ребенку, то так и будет. Эти слова - это не предостережение для ребенка, а факты, которые программируют его Сознание на такой исход событий. Вместо таких фраз нужно помочь ребенку попробовать себя там, где еще не попробовал, дать ему руку, оказать поддержку, вселить в ребенка уверенность в его силах и способностях.
«Я тебя не люблю» — самая страшная фраза, которую может услышать от вас ваш ребенок. Это всегда травма для малыша, ведь такие слова убеждают малыша в том, что «он плохой» и «больше не нужен». Никогда так не говорите, а всегда подчеркивайте, что вы любите своего малыша даже тогда, когда он плохо себя ведет и капризничает.
«Да, кому ты нужен!» — фраза, часто используемая родителями якобы для того, чтобы избавить ребенка от не имеющих под собой оснований детских страхов, в ответ на жалобную просьбу о защите: «Мама, меня хочет съесть страшное чудовище». Услышав такую фразу, ребенок может подумать, что, кроме вас, он не нужен вообще никому, и вы делаете большое одолжение, что живете с ним. Такой вывод может привести к заниженной самооценке, необщительности, комплексам и страхом перед общением. Поэтому помогая ребенку избавиться от детских страхов, скажите ему, что он для вас слишком дорог, чтобы вы позволили какому-либо чудовищу даже близко подойти к нему.
«Не будешь слушаться, придет плохой дядя (милиционер/Баба Яга/Леший и т. д.) и заберет тебя!» Ребенок с крепкими нервами и хорошим чувством юмора, в лучшем случае, скоро перестанет реагировать на подобные заявления. А вот более тревожный малыш может пережить сильный испуг и заработать фобию.
Единственное, что добьются родители в результате применения подобных фраз, это повышенная тревожность, нервные срывы, ухудшение дисциплины и поведения у детей. Строить свой авторитете на страхе – это тупиковый путь, завоевать доверие и уважение можно гораздо более достойными и приятными для вас и ребенка способами.
«Ты плохой!» Детские психологи в один голос утверждают, что нельзя осуждать самого ребенка, можно лишь осуждать его поступки и действия. Нельзя говорить ребенку, что «он плохой», правильно говорить, что он «поступил плохо». Дети младшего возраста не подвергают сомнению наши слова, они безоговорочно верят всему, что мы им скажем. Если ребенку постоянно говорить, что он лентяй, жадина и грязнуля, то не удивляйтесь, что в конце концов он будет вести себя соответственно.
«Ничего у тебя не получится – дай, сделаю сама!» Такая фраза заранее программирует ребенка на неудачу. Постепенно у малыша появляется уверенность в том, что он неуклюжий, неловкий, неспособный и глупый неудачник, который не способен ничего сделать самостоятельно без помощи мамы. Такой ребенок очень не уверен в себе. Никогда не проявит инициативу. А зачем, ведь все равно ничего не получится. Поэтому, если вы слышите от своего ребенка заявление «Я сам!», поддержите малыша в его стремлениях, проявите терпение и обязательно похвалите.
«Надейся только на себя, никто тебе не поможет, ведь мир против тебя» — такие фразы могут услышать от своих родителей слабые, неуверенные и физически некрепкие дети, которых родители подобными утверждениями пытаются приучить к самостоятельности и способности постоять за себя. Но в итоге представляют и без того пугающий окружающий мир для ребенка еще более угрожающим и даже опасным. Ребенок становится настороженным, недоверчивым, замкнутым, избегает общения с детьми и взрослыми, ведь никогда не знаешь, откуда ждать подвоха. Важно формировать у ребенка позитивный взгляд на мир, и только ошибки в воспитании могут настроить его против окружающих.
«Почему ты не можешь вести себя так же хорошо, как твоя сестра?», «Петя уже давно умеет читать, а ты даже букв не знаешь!» — подобные сравнения, особенно с братом и сестрой, очень болезненно воспринимаются детьми и вызывают чувство нездорового соперничества. Детям очень важно знать, что вы их любите просто так, а не за приобретенные навыки или особые таланты.
«Почему ты до сих пор танцуешь так плохо?», «Что ж ты не занял первое место?» — такие фразы показывают детям, что они никогда не будут достаточно хороши, чтобы удовлетворить все требования своих родителей. Чтобы заслужить сдержанное одобрение, придется прыгнуть выше головы и никогда не опускаться ниже вершины. Родителям стоит помнить, что детям очень важно их одобрение, особенно в те моменты, когда все получается не так, как хотелось бы. «Третье место? Это же замечательно! В следующий раз подготовимся еще лучше! Но я тобой очень горжусь!»
Поддержка и любовь родителей – это лучшая мотивация в достижении успехов.
Источник неизвестен.
Взято из сети интернет.
Угроза «остаться одному» действует на ребенка подобно приговору и буквально означает для него то, что он лишен теперь родительской поддержки и любви, он нелюбим, и маме теперь все равно, что с ним будет.
Вот почему нужно хорошо подумать, прежде чем бросаться необдуманными фразами.
"Не пей холодную воду, а то горло заболит".
Горло болит не от холодной воды, а от невысказанных эмоций/мыслей. Если ребенку рот не затыкать тогда, когда он говорит, кричит, плачет, а также не ругать его за его слова, эмоции и способы их выражения, то горло болеть не будет.
"Не балуйся с едой."
Дети вообще не умеют баловаться. Они познают мир и физические свойства предметов, в том числе и еды.
"Не смотри так близко, а то глаза сломаешь/зрение посадишь."
Что значит сломаешь? Зрение ухудшается (становится близоруким), когда формируются неприятные ассоциации с будущим. Например, когда взрослый говорит грубо: "вот вырастишь - узнаешь", "вырастешь - поймешь как трудно живется/зарабатывается и т. д." А также зрение становится близоруким, когда человек отказывается видеть детали, тоже в следствии запретов на это. Дети очень любят всё рассматривать, трогать, в том числе и на улице, а взрослые их дергают, наезжают, требуют не возиться, не ковыряться. Родители всячески вытаскивают детей из макромира во взрослую скучную жизнь.
"Хватит дурачиться/баловаться/беситься"
Да с чего бы это? Когда еще дурачиться, как не в детстве? Если в детстве не надурачиться как следует, то потом это желание "побыть клоуном" будет постоянно вылезать во взрослом возрасте в самых странных формах и образах на фоне общей серьезности человека. Еще и будет сопровождаться внутренней неудовлетворенностью.
"Что ты такое говоришь! Как тебе не стыдно?!"
Очень чревато вешать на ребенка стыд и чувство вины. Взрослый так сбрасывает свою ответственность за себя, свое состояние, свой уровень сознания, свой метод воспитания на ребенка. И потом ребенок живет с этим чужим грузом, болеет, становится несчастным, озлобленным на мир, начинает пакостничать и вредничать.
"Хватит реветь! Успокойся!"
Это всё равно что сказать: "Хватит очищать свою душу, оставь внутреннюю боль в себе и живи с ней дальше, сделай вид, что тебе не больно, обмани себя". Не выплаканная боль будет всегда копиться и делать ребенка злее и черствее.
"Упадешь, ударишься, больно будет".
Если так говорить ребенку, то так и будет. Эти слова - это не предостережение для ребенка, а факты, которые программируют его Сознание на такой исход событий. Вместо таких фраз нужно помочь ребенку попробовать себя там, где еще не попробовал, дать ему руку, оказать поддержку, вселить в ребенка уверенность в его силах и способностях.
«Я тебя не люблю» — самая страшная фраза, которую может услышать от вас ваш ребенок. Это всегда травма для малыша, ведь такие слова убеждают малыша в том, что «он плохой» и «больше не нужен». Никогда так не говорите, а всегда подчеркивайте, что вы любите своего малыша даже тогда, когда он плохо себя ведет и капризничает.
«Да, кому ты нужен!» — фраза, часто используемая родителями якобы для того, чтобы избавить ребенка от не имеющих под собой оснований детских страхов, в ответ на жалобную просьбу о защите: «Мама, меня хочет съесть страшное чудовище». Услышав такую фразу, ребенок может подумать, что, кроме вас, он не нужен вообще никому, и вы делаете большое одолжение, что живете с ним. Такой вывод может привести к заниженной самооценке, необщительности, комплексам и страхом перед общением. Поэтому помогая ребенку избавиться от детских страхов, скажите ему, что он для вас слишком дорог, чтобы вы позволили какому-либо чудовищу даже близко подойти к нему.
«Не будешь слушаться, придет плохой дядя (милиционер/Баба Яга/Леший и т. д.) и заберет тебя!» Ребенок с крепкими нервами и хорошим чувством юмора, в лучшем случае, скоро перестанет реагировать на подобные заявления. А вот более тревожный малыш может пережить сильный испуг и заработать фобию.
Единственное, что добьются родители в результате применения подобных фраз, это повышенная тревожность, нервные срывы, ухудшение дисциплины и поведения у детей. Строить свой авторитете на страхе – это тупиковый путь, завоевать доверие и уважение можно гораздо более достойными и приятными для вас и ребенка способами.
«Ты плохой!» Детские психологи в один голос утверждают, что нельзя осуждать самого ребенка, можно лишь осуждать его поступки и действия. Нельзя говорить ребенку, что «он плохой», правильно говорить, что он «поступил плохо». Дети младшего возраста не подвергают сомнению наши слова, они безоговорочно верят всему, что мы им скажем. Если ребенку постоянно говорить, что он лентяй, жадина и грязнуля, то не удивляйтесь, что в конце концов он будет вести себя соответственно.
«Ничего у тебя не получится – дай, сделаю сама!» Такая фраза заранее программирует ребенка на неудачу. Постепенно у малыша появляется уверенность в том, что он неуклюжий, неловкий, неспособный и глупый неудачник, который не способен ничего сделать самостоятельно без помощи мамы. Такой ребенок очень не уверен в себе. Никогда не проявит инициативу. А зачем, ведь все равно ничего не получится. Поэтому, если вы слышите от своего ребенка заявление «Я сам!», поддержите малыша в его стремлениях, проявите терпение и обязательно похвалите.
«Надейся только на себя, никто тебе не поможет, ведь мир против тебя» — такие фразы могут услышать от своих родителей слабые, неуверенные и физически некрепкие дети, которых родители подобными утверждениями пытаются приучить к самостоятельности и способности постоять за себя. Но в итоге представляют и без того пугающий окружающий мир для ребенка еще более угрожающим и даже опасным. Ребенок становится настороженным, недоверчивым, замкнутым, избегает общения с детьми и взрослыми, ведь никогда не знаешь, откуда ждать подвоха. Важно формировать у ребенка позитивный взгляд на мир, и только ошибки в воспитании могут настроить его против окружающих.
«Почему ты не можешь вести себя так же хорошо, как твоя сестра?», «Петя уже давно умеет читать, а ты даже букв не знаешь!» — подобные сравнения, особенно с братом и сестрой, очень болезненно воспринимаются детьми и вызывают чувство нездорового соперничества. Детям очень важно знать, что вы их любите просто так, а не за приобретенные навыки или особые таланты.
«Почему ты до сих пор танцуешь так плохо?», «Что ж ты не занял первое место?» — такие фразы показывают детям, что они никогда не будут достаточно хороши, чтобы удовлетворить все требования своих родителей. Чтобы заслужить сдержанное одобрение, придется прыгнуть выше головы и никогда не опускаться ниже вершины. Родителям стоит помнить, что детям очень важно их одобрение, особенно в те моменты, когда все получается не так, как хотелось бы. «Третье место? Это же замечательно! В следующий раз подготовимся еще лучше! Но я тобой очень горжусь!»
Поддержка и любовь родителей – это лучшая мотивация в достижении успехов.
Источник неизвестен.
Взято из сети интернет.
Комментарии
Имеет право
Имеет право
↑ Перейти к этому комментарию
Имеет право
↑ Перейти к этому комментарию
Пункт 5:11 Если большая часть записи была скопирована из интернета (смотреть критерии оценки), следует при публикации поставить галочку "Взято из интернета". Если это не будет сделано, эту галочку за вас поставят модераторы сайта. Игнорирование этого правила после замечания модератора может привести к принудительному переводу дневника в режим "Только для друзей".
↑ Перейти к этому комментарию
"Не суй 2 пальца в розетку, обязательно убъёт или быть тебе инвалидом".
Понимаете разницу?
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Сказать "Не трогай палку - выколешь глаз" - это программирование, а "Будь аккуратен, когда трогаешь палку" - это поддержка.
↑ Перейти к этому комментарию
Банан - может быть самолетиком, прежде чем его съедят.
Кусочек хлеба - машинкой.
Ложка в тарелке - запускающим курком в механизме "каши" и т.д. - все это игра, которая тоже может раздражать родителей, ведь им так хочется, чтобы ребёнок быстро поел, много съел и тихо вышел из-за стола. Ведь чем удобней тише ребёнок - тем бОльше это по душе родителям.
↑ Перейти к этому комментарию
Сервировка стола;
Знакомство с блюдами.
Вы как-то объясняете детям КАК надо вести себя за столом? Ведете ли себя так же? Знакомите ли детей с представлениями о еде?
Ноги на стол не кладем! Кости в стену не бросаем, честно-честно! А что еще может быть? Ну ногами прошу не качать, и не смеяться и не разговаривать с набитым ртом.
Что это значит, честно, не представляю сама! Рассказываю, что есть дети и взрослые, у кого на столе всего этого не бывает, и они рады каждой ложке каши. Ну и про детей в блокадном Ленинграде - не то?
↑ Перейти к этому комментарию
"Не суй 2 пальца в розетку, обязательно убъёт или быть тебе инвалидом".
Понимаете разницу?
↑ Перейти к этому комментарию
ребёнок спрашивает "почему?"
как ему правильно ответить?
Сейчас если они делают что-то потенциально опасное (лезут высоко, прыгают а-ля паркур, орудуют ножом и пр.), говорю "будь осторожен"
ребёнок спрашивает "почему?"
как ему правильно ответить?
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Вот с этим тоже не соглашусь. Если постоянно напрягать мышцы глаза, то они искривляют хрусталик, возникает близорукость.
И со многим остальным не согласна тоже. Мне кажется, что вообще все высосано из пальца. Модные веяния.
Вот с этим тоже не соглашусь. Если постоянно напрягать мышцы глаза, то они искривляют хрусталик, возникает близорукость.
И со многим остальным не согласна тоже. Мне кажется, что вообще все высосано из пальца. Модные веяния.
↑ Перейти к этому комментарию
Можно отрицать.
Однако это есть
Можно отрицать.
Однако это есть
↑ Перейти к этому комментарию
Вот с этим тоже не соглашусь. Если постоянно напрягать мышцы глаза, то они искривляют хрусталик, возникает близорукость.
И со многим остальным не согласна тоже. Мне кажется, что вообще все высосано из пальца. Модные веяния.
↑ Перейти к этому комментарию
Насчет тонзиллита. У дочки одно время был. Она не хотела заниматься музыкой - а я заставляла. И пошла реакция - на физическом уровне. Она стала чаще болеть, пропускать не только музыкалку, но и обычную школу, появилась гнойная ангина.. .лечили долго и все равно через пару недель был рецидив.
Я вытянула ее на разговор, серьезный. Она плакала, много... я слушала ее ,говорила сама... мы смогли договориться. Ангины прошли - куда только делись ))) Музыкой занимаемся ))
Все ,что попадается на глаза - это как правило зарубеж.
хотя нет, был один труд по психосоматике российского производства. Малкина-Пых. Книга так и называется "Психосоматика". Но там тоже в основном про Лоуэна да Фельденкрайса...
Вот с этим тоже не соглашусь. Если постоянно напрягать мышцы глаза, то они искривляют хрусталик, возникает близорукость.
И со многим остальным не согласна тоже. Мне кажется, что вообще все высосано из пальца. Модные веяния.
↑ Перейти к этому комментарию
Вот с этим тоже не соглашусь. Если постоянно напрягать мышцы глаза, то они искривляют хрусталик, возникает близорукость.
И со многим остальным не согласна тоже. Мне кажется, что вообще все высосано из пальца. Модные веяния.
↑ Перейти к этому комментарию
Вот с этим тоже не соглашусь. Если постоянно напрягать мышцы глаза, то они искривляют хрусталик, возникает близорукость.
И со многим остальным не согласна тоже. Мне кажется, что вообще все высосано из пальца. Модные веяния.
↑ Перейти к этому комментарию
По поводу горла: за собой замечала, что если не могу кому-то открыто высказать то, что думаю, начинает болеть горло.
И - "Я тебя родила - я тебя и убью". Вообще супер. Тааакое нежное доверие к маме... така любоффффь... если бы не психологический факультет - я бы наверное и сейчас была забитой серой мышью...
Горло болит не от холодной воды, а от невысказанных эмоций/мыслей. Если ребенку рот не затыкать тогда, когда он говорит, кричит, плачет, а также не ругать его за его слова, эмоции и способы их выражения, то горло болеть не будет.
у меня все детство были простуды-ангины, хотя росла в любящей обстановке. невысказанных эмоцийне было, а вот горло начинало болеть и от мороженого, и от глотка холодной воды. потом переросла.
сейчас дочка меня заразила, болит горло и вообще простуда. вроде вылечилась и тут бабах - опять горло. прочитала только что статью и поняла, о каких невысказанных эмоциях (в моем случае) идет речь. да, таковые имеются. а может просто совпадение?
Я не знаю Вас, вашей жизни.
Вы у меня не на приеме.
Вы можете сами проанализировать свою жизнь ми посмотреть в каких ситуациях у Вас возникают боли горла.
ну а в остальном парадокс, конечно. невысказанных эмоций очень много и часто, но горло болит редко.
↑ Перейти к этому комментарию
Эти же психологи не могут прийти к единому мнению.
А может потому что к каждому ребенку нужен свой подход?
С многими пунктами в статье я не согласна. Хоть я и мама пока еще без опыта, я только набираюсь, но я этими советами не воспользуюсь.
Хотя есть и хорошие пункты, которые я обязательно запомню.
Статья то как раз, чтобы этого НЕ говорить....
и я ее употребляю, когда ребенок реально близко стоит возле телевизора. В данном случае я же не запрещаю ему смотреть, я предостерегаю от проблем со зрением. Или не так?
↑ Перейти к этому комментарию
А гипотетически, конечно может случится.
Вот посмотрите как это выглядит: "Ты умрешь" или "От этого могут умереть"
Понимаете разницу?
и я ее употребляю, когда ребенок реально близко стоит возле телевизора. В данном случае я же не запрещаю ему смотреть, я предостерегаю от проблем со зрением. Или не так?
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Это всё равно что сказать: "Хватит очищать свою душу, оставь внутреннюю боль в себе и живи с ней дальше, сделай вид, что тебе не больно, обмани себя". Не выплаканная боль будет всегда копиться и делать ребенка злее и черствее.
Это цитата поста. Ровно такую фразу я и произносила. Ровно противоположный резульат получила.
↑ Перейти к этому комментарию
Есть дети которые плачут по действительно серьёзной причине и долго.
И торопить их не следует. О них и речь.
И вот сколько я за ней наблюдаю, рыдать она может долго, такое чувство, что она этим наслождается, что ли? Все будут играть, а она будет сидеть рядом с мамой и рыдать всю прогулку а это не полчаса между прочим.
↑ Перейти к этому комментарию
Где об излишней жалости?
Это всё равно что сказать: "Хватит очищать свою душу, оставь внутреннюю боль в себе и живи с ней дальше, сделай вид, что тебе не больно, обмани себя". Не выплаканная боль будет всегда копиться и делать ребенка злее и черствее.
Это цитата поста. Ровно такую фразу я и произносила. Ровно противоположный резульат получила.
↑ Перейти к этому комментарию
Дай бог, что дочь находила способы выражать свои эмоции.
"Дай сюда, у тебя не руки, а крюки!"
"Вечно на тебе все горит! (это про одежду и обувь)
Еще помним, что слова в какой-то степени все материальны и очень часто поэтому что говорим, то и получаем! Поэтому давайте в жизнь наших детей стараться говорить больше хороших вещей!
Увы, не все болезни можно так объяснить. И да, горло может заболеть от холодного, если у реебнка уже было переохлаждение и он еще слаб. Нам на фоне постоянных болезней из-за аденоидов и вирусов садиковских вообще все холодное было чревато ангиной.
Зрение тоже не всегда обусловлено психосоматикой. Я вот работаю за компом и физически ощущаю, что зрение упало.
У моей мамы самопрограмма сработала. Родители ее болели диабетом. И она лет с 35 себе сахар меряла постоянно... была просто уверена, что заболеет диабетом... часто об этом говорила, боялась этого... заболела, что же ((( причем у мамы педагогическое образование, и она имеет базовые знания в области психологии. Недавно сама так и сказала: "Я заставила себя заболеть..." Но к сожалению, само по себе осознание болезнь не вылечит...
А заболеть и правда можно - вполне случайно. Ангина моей дочки началась с того, что она под кондиционером постояла в музыкалке... а вот когда это переросло в затяжную форму - я забила тревогу... потому как нам все же не три года и садовские микробы нам не страшны давно.
Насчет того же зрения: я тоже постоянно за компом, еще вышиваю счетным крестом...но просто - делаю зарядку для глаз хотя бы раза два в день, а во вторых - не убеждаю себя в том, что зрение непременно упадет. Не боюсь этого. И знаете - глаза вообще не болят, слава Богу. И зрение норм ))) А ведь в детстве я читала под одеялом с фонариком.. да и сейчас с ридером с подсветкой частенько зависаю по вечерам ))) И опять-таки - мама моя в очках лет с 40. Папа еще раньше...
/Воти мне надо бы. У меня не зрение падает, у меня зрачок перестает резкость наводить как надо (спазм аккомодации) - это из-за освещения от экрана и окружения
У меня -3,5 еще с младшей школы.
Увы, не все болезни можно так объяснить. И да, горло может заболеть от холодного, если у реебнка уже было переохлаждение и он еще слаб. Нам на фоне постоянных болезней из-за аденоидов и вирусов садиковских вообще все холодное было чревато ангиной.
Зрение тоже не всегда обусловлено психосоматикой. Я вот работаю за компом и физически ощущаю, что зрение упало.
↑ Перейти к этому комментарию
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: