Детский аутизм. Признаки, виды, рекомендации родителям

Термин аутизм происходит от латинского слова autos – “сам” и означает отрыв от реальности, отгороженности от мира.
Ранний детский аутизм встречается в 2-4 случаях на 10 000 населения.
По статистике, глубокая форма аутизма встречается только у 1 ребенка из 1 000.
Среди мальчиков аутизм встречается в 4-5 раз чаще, чем среди девочек.
Причины возникновения аутизма в настоящее время до конца не исследованы. Большинство исследователей полагают, что ранний детский аутизм является следствием патологии - недостаточности центральной нервной системы.
Эта недостаточность может быть вызвана широким кругом причин: врожденной аномалией развития организма ребёнка, врожденными нарушениями в обменных процессах организма, органическим поражением Центральной Нервной Системы в результате патологии беременности и родов, рано начавшимся шизофреническим процессом.
ПРИЗНАКИ АУТИЗМА У МЛАДЕНЦЕВ
Полностью картина заболевания формируется у ребёнка к 2,5-3 годам, но ранние симптомы аутизма можно обнаружить уже в первые месяцы жизни ребенка.
У аутичных детей нарушается "комплекс оживления", характерный для нормального развивающихся младенцев: такой ребенок слабо реагирует на свет, на звук погремушки. Гораздо позднее своих сверстников он начинает узнавать мать. Но, даже узнав ее, он не тянется к ней, не улыбается, не реагирует на ее уход.
Для него характерен отсутствующий, неподвижный взгляд "мимо", "сквозь" человека, он не откликается на свое имя.
Признаки аутизма у малыша.
Есть признаки, по которым можно распознать склонность к аутизму уже у шестимесячного младенца.
1 - излишняя пассивность: не плачет, не двигается, не интересуется окружающим миром.
2 - чрезмерная активность: все время плачет, нервничает, вертится.
3 - отказ от материнского молока.
4 - отсутствие реакции на голоса и на появление родителей.
5 - попытка уклониться от прикосновения родителей.
6 – нежелание устанавливать контакт глаз с предметами или с родителями, то есть незаметно, чтобы ребенок смотрел в глаза или что-то разглядывал.
7 - возможно отставание в развитии.
8 - это может быть ускоренный рост окружности головы, черепа.
В более взрослом возрасте можно выделить также следующие симптомы раннего детского аутизма:
1). одиночество ребенка, отсутствие стремления к общению, потребности в контактах с окружающими;
2). отгороженность от внешнего мира;
3). сопротивление любым переменам обстановки;
4). склонность к повторяющимся действиям, словам;
5). однообразие интересов и пристрастий;
6). слабость эмоциональных реакций на близких, даже на мать (вплоть до полного безразличия);
7) нарушения развития речи (ребёнок не говорит, или говорит очень много, но общается с «невидимым собеседником»);
8). повышенная тревожность, страхи;
9). плохая реакция на зрительные и слуховые стимулы ( в раннем возрасте у таких детей могут подозревать слепоту или глухоту);
10). наличие ритуалов;
11). наличие сверхпривязанности к некоторым предметам, нежелание с ними расставаться.
Любой из этих признаков, а тем более их совокупность, должен насторожить родителей. В то же время, мамам и папам не следует проявлять излишнюю нервозность. Нужно помнить, что каждый младенец обладает своим собственным характером, своими личными особенностями. Поэтому оценивать состояние ребенка и ставить диагноз должны специально подготовленные врачи. Задача родителей - быть внимательными к своему малышу и вовремя обращаться за помощью.
ПОВЕДЕНИЕ аутичного ребёнка.
Ребенок с аутизмом погружен в мир собственных переживаний, отгорожен от окружающего мира, не стремится или не переносит межличностных контактов. Отсутствует живая выразительная мимика и жесты, не смотрит в глаза окружающим. Если все же фиксирует взгляд, то он получается как бы взгляд “сквозь”. Избегают телесных контактов, отстраняются от ласки близких.
Наблюдается ряд характерных стереотипий – непроизвольных, неосознанных повторяющихся движений или действий:
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ – прыжки, раскачивание туловища, взмахивание руками, бег на цыпочках по кругу и т. д. Все эти движения усиливаются при возбуждении и утомлении. Периоды двигательного беспокойства сочетаются с периодами заторможенности, застывания в одной позе, порой неудобной, вычурной.
РЕЧЕВЫЕ СТЕРЕОТИПЫ – эхолалия (автоматическое повторение чужих слов), мутизм (отказ от речи, ребёнок постоянно молчит), набор штампованных фраз. Некоторые дети по развитию речи могут опережать сверстников в норме, а другие -- отставать. Особенностью речи является речь о себе во II или III лице. Речь аутичного ребенка является речью для самого себя.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ стереотипы – чрезвычайно чувствительны к перестановке предметов. Изменение в обстановке вызывает чувство страха. Все изменения надо проводить, добившись согласия аутичного ребёнка. Испытывают большие трудности в копировании движений, путая верх-низ, право-лево, вперед-назад.
СОЦИАЛЬНЫЕ стереотипы – наличие разнообразных страхов, избирательность в контактах или отказ от контактов, чувство дискомфорта при взаимодействии с другими людьми.
ИГРОВЫЕ стереотипы – использование необычного материала для игры (часто предметы домашнего обихода: обувь, веревки, выключатели, провода и т. д.). Играют крайне однообразно. Дети с чертами аутизма ни на одном возрастном этапе не играют со сверстниками в сюжетные игры (в школу, в больницу, в магазин и т. д.), отсутствует интерес к просмотру кинофильмов и телепередач, отражающих отношения между людьми.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ АУТИЧНОГО РЕБЁНКА
Аутичный ребенок может производить впечатление капризного, избалованного, невоспитанного ребенка, иногда крайне туповатого, неловкого и неуклюжего. Непонимание и осуждение окружающих на улице, в транспорте, в магазине значительно усложняет положение и его самого, и его родителей.
В результате, такие родители чувствуют себя отверженными, одинокими, у них возникает страх перед появлением в общественных местах вместе с ребенком, они начинают стыдится своего ребенка.
Иногда, детей, страдающих тяжелыми формами аутизма, не принимают ни в одно детское дошкольное заведение, а при достижении ими школьного возраста признают “необучаемыми” и не принимают даже во вспомогательную школу. Родители таких детей особенно сильно чувствуют себя несчастными. Живя в такой нервной стрессовой обстановке, иногда испытывая безысходность, некоторые родители срываются на ребенка-аутиста - кричат на него, обзывают, а иногда и бьют его.
Специалисты знают, как важна для успешной коррекционной работы с аутичным ребенком доброжелательная атмосфера в семье. Поэтому очень важно родителям создать в доме психологический комфорт.
Для этого родителям очень важно избавиться стереотипов:
1). ”Мой ребенок должен достичь в жизни большего и оправдать мои надежды, возложенные на него.”
2). ”Больной ребенок - это наказание за какие-то твои грехи. Ты сама виновата, что он болен.”
3). ”Если у тебя больной ребенок-инвалид, твоя жизнь кончена: ты должна все бросить, прекратить следить за собой, отказаться от своих планов, личной жизни и остаток жизни посвятить ребенку.”
Эти и другие подобные стереотипы причиняют родителям огромные страдания, потому что диктуют заранее заданный жизненный сценарий, как бы требуя от них отбросить все свои планы, мечты и жить так, как жить совсем не хочется. Иногда, на ребенка смотрят, как на первоисточник всех бед: ”Если бы он был здоровым, я могла бы жить совсем иначе!”
Чтобы наладить с аутичным ребёнком контакт, стать ему другом и помощником, необходимо следовать следующим правилам.
Правило 1. Избавьтесь от собственных амбиций в отношении своего ребенка. Не предъявляйте к ребенку повышенных требований. В своей жизни он должен реализовать не ваши мечты, а свои способности.
Мы требуем, что бы ребенок соответствовал нашим высоким требованиям к нему. Мы мечтаем: “Он станет богатым (банкиром, бизнесменом, менеджером), талантливым (музыкантом, артистом, танцором, художником)”. При этом родительские мечты не всегда согласуются с мечтами и способностями самого ребенка. А если вдруг выясняется, что ребенок серьезно болен, что необходима многолетняя коррекционная работа, а планы родителей по его будущему были полны радужных перспектив, родители испытывают страшный стресс: “Наш ребенок не поступит в университет, не станет банкиром, не станет художником, и вообще неизвестно станет ли он полноценным человеком!!!” Пройдет много дней, прежде чем семья после такого стресса снова обретет почву под ногами.
Правило 2. Ни в коем случае не стыдитесь своего ребенка. Признайте за ребенком право быть таким, какой он есть.
Примите его таким - с невнятной речью, странными жестами. Ведь вы любите его, пусть ваша любовь и переживает трудные времена. В конце концов, какая разница, что скажут о вашем ребенке незнакомые люди, которых вы больше никогда не увидите? Почему их мнение для вас так важно?
Правило 3. Пытаясь чему-то научить ребенка, не ждите быстрого результата. Результата вообще ждать не стоит. Научитесь радоваться даже небольшим его достижениям. Постепенно он все выучит, и еще более постепенно проявит свои знания. Запаситесь терпением на годы.
Правило 4. Глядя на своего ребенка, не думайте о своей вине. Лучше подумайте о том, что уж он-то точно ни в чем не виноват, и что он нуждается в вас и вашей любви к нему.
Правило 5. Ребенок не требует от вас жертв. Жертв требуете вы сами, следуя принятым обывательским стереотипам. Хотя, конечно, кое от чего и придется отказаться. Но выход можно найти из любой, даже самой сложной ситуации. И это зависит только от вас.
Родители должны помнить о том, как сложно жить их ребенку в этом мире, научиться терпеливо наблюдать за ним, замечая и анализируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир аутичного ребёнка и подтолкнет его к необходимости выражать свои мысли, чувства и эмоции словами.
Кроме того, родители должны знать, что их ребенок очень раним. Любое мимолетно сказанное взрослыми слово может стать причиной "эмоциональной бури". Именно поэтому родители должны быть очень осторожны и деликатны, общаясь с ребенком.
Любви, терпения и мудрости в воспитании вашего ребёнка!
Сыроватская Юлия Сергеевна
Комментарии
Есть ли ещё признаки?
Официальной версии пока нет.
Я тоже склоняюсь к мнению, что вакцинация имеет тут роль.
Играет, конечно же. У нас сосед после прививки аутизм оч тяжелой формы и шизофрения. До был нормальный мальчик. На маму реагировал, пытался уже говорить. Пополз и пошел нормально. Бегал за птичками, требовал сиську-поведение было обычным. А потом все накрылось(((
Какие-то вещи делали по-наитию: долгие прогулки пешком, до физического изнеможения (бить себя все-таки перестала), парки исходили вдоль и поперек, отказ от садиков, коллектив появлялся плавно и мягко - в виде студии раннего развития - 8-10 человек пару раз в неделю по 2-3 часа. Сперва были истерики по причине "Ко мне Даша прикоснулась!" Учили, что это - нормально, люди касаются друг друга.
Один воспитатель подсказал - можно попробовать рисование или хор, как иной способ общения между людьми. Так что рисует с 3,5 лет не потому, что мама (то бишь я) захотела сделать дочь художницей. Ребенок нашел возможность выражать себя. Потом потихоньку стал расширяться активный словарный запас, стал проходить страх перед другими людьми...
Сейчас - обычная школа с обычным коллективом. Нормальное общение с одноклассниками. Да, не заводила и не центр компании. Ну и что? Главное, она общается в комфортном для себя режиме, шутит и со сверстниками, и с нами, играет. Просто иногда ей нужна перезагрузка (немного побыть в одиночестве). И обнимашки до сих пор не любит.
↑ Перейти к этому комментарию
Вообщем в садике нам написали, что ребенок не готов к школе психологически и оставляют в садике еще на один год, т.е. в первый класс мы пойдем в 8 лет
Ну вот небольшая характеристика от меня: ребенок хорошо считает, прибавляет, вычитает в пределах 15, неплохо читает, сейчас учимся писать, но занимаемся индивидуально, в садике при групповом обучении она просто не занимается, воспитатели ругаются, рабочие тетради все чистые. Говорит хорошо, но иногда присутствует неадекватность в речи, порой даже я ее не понимаю. С детьми сходится легко, играет с ними, но из-за того что не может адекватно выражаться дети к ней относятся не очень хорошо. При сильных эмоциях, радости или гневе начинает прыгать и вертеть руками или просто быстро-быстро ими трясти. Перед сном есть ритуал-обязательно свернуть одеяло в форме гнезда, если начинаешь разбирать"гнездо" -плачет. В играх использует подушки, одеяла, одежду(связывает между собой)
Невролог прописал нам только пантокальцин, в 2 года прописывали фенибут, но мы его не принимали, т.к. ребенок становился "овощем".
В еде очень избирательна, но любимые продукты ест хорошо, не любит мясо и овощи.
Слишком доброжелательна, без опаски может подойти к любому человеку на улице и заговорить, учу с незнакомыми не разговаривать-не понимает. Постоянно приоткрыт рот.
Вот и не знаю аутизм у нас или что-то другое, я то своего ребенка считаю нормальным(со своими особенностями), но боюсь что ей сложно будет адаптироваться в коллективе в школе и во взрослой жизни. А невролог, психолог толком никаких диагнозов не ставят. Спрашиваю пройдет ли это с возрастом-молчат.
Не люблю детские площадки, людные места посещать, там все сразу обращают на нас внимание.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: